Рабочая образовательная программа
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Ольховик Тамара Дмитриевна

Образовательная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – четвертое издание) и Образовательной программы ДОУ «Родничок», в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon OBRAZOVATELNAYa_PROGRAMA.docx.doc386 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Куйбышевского района  - детский сад "Родничок" общеразвивающего вида с приоритетным направлением

социально-личностного развития воспитанников

Утверждаю:

Заведующий ДОУ "Родничок"                        Ж.А.Толчина

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ №1

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                                              Ольховик Т.Д, воспитатель

г. Куйбышев, 2010 год

  1. Пояснительная записка

Настоящая образовательная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» (Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – четвертое издание) и Образовательной программы ДОУ «Родничок», в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства в четвертом издании базовой программы  на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Авторы-составители базовой программы основывались на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Таким образом, развитие в рамках данного варианта программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

С учетом обозначенных подходов, а также того, что детский сад «Родничок» – образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным направлением социально-личностного развития воспитанников, разработана образовательная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития детей старшего дошкольного возраста.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

  1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
  2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
  3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
  4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству, к новой социальной позиции школьника; создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

  1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
  2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

Таким образом, решение программных задач осуществляется  в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Данная программа предусматривает также  работу по парциальным программам:

Авторы, название программы, технологии

Образовательная область

Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – Волгоград: Учитель, 2009

Коммуникация

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Совершенство, 1998г.

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999.

Познание

Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М. ТЦ Сфера, 2007.

Социализация

Козлова С.А.  Я – человек: Программа социально-личностного развития детей.  – М.: МГПУ, 1997.

Время занятий и их количество в день регламентируется «Программой» и САНПиНами (не более 3-4 занятия в день от 25 до 30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное  напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.

При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.

Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.

Оценка эффективности образовательной деятельности         осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования и др. Такое сочетание низко формализованных и высоко формализованных  методов  обеспечивает объективность и точность получаемых данных.

II. Организация режима пребывания детей

в образовательном учреждении

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 17 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

  Общественно-полезный труд детей подготовительной группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность  не превышает 20 минут в день.

Режим дня подготовительной группы № 1

Режимный момент

Время

Приём детей, осмотр, игры, индивидуальная работа

Пальчиковая, артикуляционная гимнастика

Утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к занятиям

Занятия

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

Подготовка к полднику, полдник

Игры, занятия, досуги, кружковая работа, подготовка к прогулке

Прогулка

Подготовка к ужину, ужин

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки (игры в помещении при неблагоприятных погодных условиях)

Свободные игры, индивидуальная работа, уход домой

Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на   развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных дисциплин:

Виды занятий

Кол-во занятий

в месяц

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

4

Формирование элементарных математических представлений

8

Художественная литература

4

Ознакомление с окружающим:

  1. предметное окружение. Явления общественной жизни
  2. природное окружение. Экологическое воспитание

4

4

Изобразительная деятельность:

  1. рисование
  2. лепка
  3. аппликация

8

2

2

Конструирование, ручной труд

4

Физическая культура

8

Музыкальное развитие

8

Организация двигательного режима.

        Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.

        Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним  относятся утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях, гимнастика после дневного сна. Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности, и физкультурные досуги и праздники.

III. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми

образовательных областей.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области

Образовательная область «Физическая культура»

Физическое воспитание направлено на охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование их двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость), овладение физическими упражнениями и подвижными играми.

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

  1. развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  2. накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  3. формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям являются физкультурные занятия, в ходе которых решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Занятия проводятся  по плану руководителя физического воспитания.

К концу года дети могут

  1. Выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыж ки, метание, лазанье).
  2. Прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.
  3. Перебрасывать набивные мячи, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстоя ние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель; владеть школой мяча.
  4. Перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на первый-второй, соблюдать интервалы во время передвижения.
  5. Выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.
  6. Сохранять правильную осанку.
  7. Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество в двигательной деятельности, демонстрировать красоту, гра циозность, выразительность движений.

Оценка эффективности физического воспитания осуществляется на основе динамики состояния здоровья детей, развития двигательных качеств и навыков, полученных в течение года. Тестирование физической подготовленности дошкольников проводит руководитель физического воспитания в начале учебного года (сентябрь) и в конце его (май).

Образовательная область «Здоровье»

Обеспечение здоровья детей – основная задача цивилизованного общества. Здоровье ребёнка дошкольного возраста зависит от правильной организации следующих составляющих: соблюдение режима, в том числе двигательного; организация питания; эффективность оздоровительно-профилактической работы.

Таким образом, цель работы педагогов в данной образовательной области: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. воспитание культурно-гигиенических навыков;
  3. формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Содержание работы,  направленной на снижение заболеваемости и укрепление здоровья детей:

  1. Прием детей на воздухе (в летнее время)
  2. Утренняя гимнастика
  3. Физминутки во время проведения занятий
  4. Двигательная разминка, воздушные и водные процедуры после дневного сна
  5. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
  6. Целевые прогулки, походы
  7. Беседы и мероприятия,  направленные на формирование основы культуры здоровья (в рамках занятий по социально-личностному развитию и ознакомлению с окружающим миром)
  8. Спортивные досуги и праздники
  9. Облегченная одежда детей в группе
  10. Сквозное проветривание

Критерием эффективности оздоровительной работы ДОУ служит улучшение состояния здоровья детей и как следствие этого снижение заболеваемости и повышение посещаемости. Оценка состояния здоровья детей проводится  на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров. Оценка физического развития детей проводится 2 раза в год (осень, весна) по данным антропометрических показателей (длина и масса тела) и результатам тестирования физической подготовленности.

Методическое сопровождение:

Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. –  М.: Мозаика-Синтез, 2009

Степанова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. . –  М.: Мозаика-Синтез, 2009

Фомина А.И Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1979.

Образовательная область «Безопасность»

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному  направлению является стимулирование  развития у детей самостоятельности и ответственности.  Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.

Цель работы: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Задачи:

  1. формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  2. приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  3. знакомство с  правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование навыков безопасного поведения;
  4. формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Организация работы по безопасности жизнедеятельности осуществляется по следующим направлениям:

  1. Ребенок и другие люди;
  2. Ребенок и природа;
  3. Ребенок дома;
  4. Ребенок на улицах города.

Формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях предполагает развитие ориентировки в пространстве, формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, самостоятельность, уверенность в своих действиях, поэтому такая работа ведется в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса (на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром через рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов; на занятиях по развитию элементарных математических представлений учим ориентироваться в окружающем пространстве; на занятиях художественного творчества дети изготавливают атрибуты к играм и т.д). Кроме того, для организации обучения дошкольников правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства в рамках данной программы предусмотрено  проведение цикла занятий (1 раз в месяц, вторая половина дня) «Дорожная азбука»

В результате проделанной работы к концу года дети могут:

  1. знать домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;  
  2. применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
  3. планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
  4. различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздуш ный, водный);
  5. ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
  6. устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окру жающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе.

Методическое сопровождение:

Дошкольное воспитание: журнал – 1990 год - № 8; 1991 - № 2, 7.

Практика административной работы в  школе. Дидактические игры по ПДД.: журнал – 2002 год – № 4.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.

Дорожная азбука

Перспективное планирование

п/п

Тема занятия

Взаимодействие с узкими

 специалистами

Месяц

1.

Экскурсия на перекресток. Участники дорожного движения

Встреча с инспектором ГИБДД

сентябрь

2.

Для чего нужны правила дорожного движения, как они появились

октябрь

3.

Как рождаются опасные ситуации на дороге

Встреча с медицинской сестрой

ноябрь

4.

В стране дорожных знаков

декабрь

5.

О чем говорят дорожные знаки

январь

6.

Музыкально-дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый».

Музыкальный руководитель

февраль

7.

Мы – пассажиры

март

8.

Игры во дворе. Велосипед – мой друг.

апрель

9.

Если ты потерялся в городе

май

Образовательная область «Социализация»

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

  1. развитие игровой деятельности детей;
  2. приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

        В деятельности ребенка условно можно выделить четыре мира: природный, рукотворный, мир людей и мир собственного «Я». Развитие потенциала личности осуществляется через эмоциональную сферу. Интересуясь не только тем, что ребенок знает или не знает, но и тем, что он чувствует, принимая и поддерживая его эмоциональные проявления, взрослый способствует личностному и творческому развитию. Роль взрослого в развитии личностного потенциала заключается в обеспечении самовыражения ребенка. Наиболее эффективной формой самовыражения дошкольника является игра, поэтому в настоящей программе предусмотрена работа по организации детских игр. Кроме того, в рамках данной общеобразовательной области реализуются  парциальные программы социально-личностного (автор С.А Козлова) и эмоционально-личностного (автор Е.В. Котова) развития детей. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня.

К концу года дети могут

  1. Самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр.
  2. Придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации.
  3. Находить новую трактовку роли и исполнять ее.
  4. Моделировать предметно-игровую среду.
  5. В дидактических играх договариваться со сверстниками об очередности хо дов, выборе карт, схем; быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
  6. Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, средства выразительности и оформление постановки.
  7. В беседе о просмотренном спектакле высказывать свою точку зрения.
  8. Владеть навыками театральной культуры: знать театральные профес сии, правила поведения в театре.
  9. Участвовать в творческих группах по созданию спектаклей («режиссе ры», «актеры», «костюмеры», «оформители» и т. д.).

Методическое сопровождение:

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Журнал: № 9, 2008, стр. 75-78.

Максимова А.А. Учим общаться детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

Козлова С.А.  Я – человек: Программа социально-личностного развития детей.  – М.: МГПУ, 1997.

Сюжетно-ролевая игра

Перспективное планирование

Месяц

Игра

Задачи

Сентябрь

Путешествие

Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей

Октябрь

Библиотека

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде библиотекаря. Развивать интерес и уважение к профессии.

Ноябрь

Парикмахерская  

Знакомство с правилами поведения в парикмахерской.

Развивать у детей умение самостоятельно развивать сюжет игры; согласовывать тему; распределять роли. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе. Углублять знания о труде парикмахера. Развивать интерес и уважение к профессии

Декабрь

Магазин

Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей.

Углублять знания о труде продавца. Развивать интерес и уважение к профессии.

Январь

Хлебозавод

Помогать детям устанавливать взаимоотношения и действия в процессе игры, развивать ее сюжет. Уточнить представления о труде работников пекарни. Развивать интерес и уважение к профессии.

Февраль

Аптека

Углублять знания о труде работников аптеки, помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Развивать интерес и уважение к профессии.

Март

Больница

Углублять знания о труде врача. Развивать интерес и уважение к профессии. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре, обогащать словарь, развивать речь детей.

Апрель

Школа

Создать условия для практической реализации интереса детей к школе, к деятельности учителя, его взаимоотношениям с учениками. Поддерживать у детей желание учиться, быть старательными. Углублять знания о труде учителя. Развивать интерес и уважение к профессии.

Май

Почта

Помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. Углублять знания о труде работников почты. Развивать интерес и уважение к профессии.

В мире друзей. Я – человек.

Перспективное планирование

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4/5 недели

сентябрь

Стартовая диагностика детей

Что я знаю о себе? Кто я?  Какой я?

Исследуем себя

Я и мое тело. музыкальный бал.

октябрь

Веселые истории

Мои чувства. Настроение.

Положительные эмоции.

Радость

ноябрь

Обида. Злость.

Гордость.

Мои поступки. Игра «Сладкая проблема»

Все вместе.

декабрь

Отдам тебе то, что есть у меня.

Ты мне нравишься.

Путь доверия.

Моя семья. Моя родословная.

январь

Каникулы

Домашний фотоальбом.

Цветок добрых слов.

февраль

Как мы живем в детском саду.

Комплимент

Я и другие. Интервью.

Двое с одним мелком

март

Кто такие взрослые люди. Дети и взрослые.

Зачем и как люди отдыхают.

Человек –  творец.

Человек создает технику.

Природа и человек.

апрель

Человек – художник.

Земля – наш общий дом.

Какие люди живут на Земле.

Твоя страна, твой народ.

май

Сердце группы

Прощание

Диагностика готовности к школе

Образовательная область «Труд»

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  1. развитие трудовой деятельности;
  2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  3. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.

 

Виды детского труда:

  1. Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
  2. Хозяйственно-бытовой труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, доступный ремонт игрушек и пр., уборка групповой комнаты, участка);
  3. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);

Формы организации трудовой деятельности:

  1. Поручения (индивидуальные или совместные);
  2. Дежурства (индивидуальные или совместные);
  3. Коллективный труд.

Методическое сопровождение:

Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980.

Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание дошкольника. М.: «Мозаика-Синтез», 2004г.

Образовательная область «Познание»

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

  1. сенсорное развитие;
  2. развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  3. формирование элементарных математических представлений;
  4. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Познание» представлена в настоящей программе тремя  дисциплинами:

  1. Формирование элементарных математических представлений.
  2. Ребенок и окружающий мир. Ознакомление с окружающим: предметное окружение (явления общественной жизни) и природное окружение (экологическое воспитание).
  3. Конструирование.

Занятия по элементарной математике предполагают формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.  В структуру занятий наряду с объяснением воспитателя и совместными действиями детей обязательно включается самостоятельная работа каждого ребенка с раздаточным материалом.

К концу года дети могут:

Уметь

  1. Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между це лым множеством и различными его частями (частью); находить части це лого множества и целое по известным частям
  2. Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).
  3. Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).
  4. Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
  5. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, —, =).
  6. Различать величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.
  7. Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения).
  8. Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
  9. Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
  10. Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по усло вию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
  11. Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
  12. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.
  13. Определять временные отношения (день — неделя — месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать

  1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
  2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к пре дыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
  3. Монеты достоинством 1,5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
  4. Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Программное содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из двух составляющих, каждая из которых имеет свою базовую основу. Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых.

К концу года дети могут

В предметном окружении:

  1. Различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздуш ный, водный); предметы, облегчающие труд человека на производстве; объекты, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице; определять материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т. п.), серебро, алюминий, железо,  дерево (фанера, доска, бревно), искусственные материалы (пластмасса, полиэтилен, пластик и т. п.).
  2. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  3. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
  4. Знать, что предметы – творение человеческой мысли (человек постоян но изменяет предметы, делая их более полезными и удобными).
  5. Выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной за дачей.
  6. Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  7. Знать герб, флаг, гимн России. Иметь представления о Президенте, Пра вительстве России.
  8. Иметь представление о разных родах войск и почетной обязан ности — защищать Родину.
  9. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете.
  10. Иметь представление о труде взрослых, их деловых и личностных каче ствах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.
  11. Иметь первичные представления о школе, библиотеке.

В природном окружении:

  1. Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой
  2. Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
  3. Иметь представления о различных природных объектах; о растительнос ти леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края.
  4. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окру жающей среды и жизнью живых организмов.
  5. Делать элементарные выводы и умозаключения.
  6. Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием.
  7. Определять происхождение рукотворных предметов.
  8. Обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий.
  9. Знать существенные характеристики предметов, их свойства и качества.
  10. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых. Содействовать интересу де тей к объектам природы: уточнять представления детей о растениях (трава, деревья), учить рассматривать комнатные растения (выделять листья и цве ты}, наблюдать за домашними животными (кошка с котятами, собака с ще нками и т. д.), знакомить с домашними птицами (петушок, курочка с цыпля тами) и птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.).

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. По программе на занятия по конструированию отводится 2 часа в месяц.

К концу года дети могут

В конструировании:

  1. Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
  2. Создавать различные конструкции предмета в соответствии с его назначением.
  3. Создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Методическое сопровождение:

Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – М.: Педагогика, 1998

Метлина Л.С. Математика в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.

Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2006

Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2006

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1990.    

Николаева С.Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М.: Новая школа, 1999.

Ознакомление с окружающим: предметное окружение: Технология коллектива педагогов ДОУ «Родничок»

Подрезова Т.И. Патриотическое воспитание. – М.: «АЙРИС-пресс», 2008.

Формирование элементарных математических представлений

Перспективное планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4/5 недели

сентябрь

Стартовая диагностика

Приключение в сказочном королевстве. Счет в пределах 5

Счет в пределах 6. Знакомство с названием месяца – сентябрь

Расположение геометрических фигур на плоскости

Понятия «больше», «меньше», «равно»

Счет в пределах 7

Счет в пределах 10

октябрь

Геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр). Знакомство с названием месяца – октябрь

Сравнение предметов по длине, ширине, высоте и толщине

Закрепление навыков порядкового счета в пределах 10

Состав чисел от 2 до 5

Закрепление правил счета в пределах 10

Порядковый счет в пределах 10

Обобщение предметов по признаку формы

Состав числа 5

ноябрь

Состав числа 8.

Знакомство с названием месяца – ноябрь

Состав числа 10

Сравнение смежных чисел. Знакомство  с цифрой 2.

Уменьшение числа на 1

Состав числа 9. Знакомство  с цифрой 1.

Закрепление состава числа 10 из единиц.

Увеличение числа на 1

Взаимно-обратные отношения между числами в пределах 10

декабрь

Прямой и обратный счет в пределах 10. Знакомство с названием месяца – декабрь

Отношение между целым и его частью

Закрепление  представлений о квадрате. Знакомство  с цифрой 4.

Формирование навыков работы в тетради (штриховка).

Деление целого на 2 и 4 равные части. Знакомство  с цифрой 3.

Ориентировка на листе бумаги

Закрепление  представлений о прямоугольнике

Наиболее рациональные способы деления предметов на 2 и 4 равные части. Знакомство  с цифрой 5.

январь

Каникулы

Закрепление представление о прямой и обратной последовательности чисел в пределах 10.

Знакомство с названием месяца – январь.

Упражнение в зарисовке треугольников на бумаге в клетку. Знакомство с понятием «календарь».

Уточнение представлений о прямоугольнике.

Сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Развитие глазомера. Знакомство  с цифрой 6.

февраль

Упражнение в изображение квадрата и кругов на бумаге в клетку. Знакомство с названием месяца – февраль

Формирование временных представлений «до » и «после». Знакомство  с цифрой 7.

Деление предметов на 2 и 4 равные части с помощью условной мерки.  Последовательность дней недели

Упражнение в ориентировки на плоскости и во времени

Измерение длины предмета с помощью условной мерки

Группировка предметов

Измерение расстояний шагами.

Знакомство  с цифрой 8

Упражнение в сравнение чисел

март

Приемы измерения жидких тел. Знакомство с названием месяца – март.

Закрепление отношение «равно», «больше», «меньше»

Зависимость результата измерения от размера мерки. Знакомство  с цифрой 0.

Состав  чисел 3 и 4 из единиц

Деление чисел 4,5 на 2 меньших

Измерение объема сыпучих тел. Знакомство  с цифрой 9

Ориентировка на плоскости

Состав чисел 2 и 3  из единиц

Разложение чисел 3, 4,5 на 2 меньших числа. Счет в пределах 20.

Арифметические задачи.

апрель

Составление арифметических задач. Знакомство с названием месяца – апрель.

Творческая работа с геометрическими фигурами. Закрепление счета в пределах 20.

Составление задач по картинкам

Задачи на сложение, вычитание

Знакомство со структурой задачи

Закрепление представлений о структуре задачи

Составление задач по указанным числовым данным

Задачи на смекалку

май

Закрепление знаний о задаче и ее решений. Знакомство с названием месяца–май.

Мы, играя, повторяем, что умеем и что знаем!

Итоговая диагностика

Решение логических задач

Мы, играя, повторяем, что умеем и что знаем!

Ребенок и окружающий мир.

Ознакомление с окружающим: предметное окружение.  Явления общественной жизни.

Перспективное планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4/5 недели

сентябрь

1 сентября – День Знаний. Экскурсия в школу.

Стартовая диагностика

Этот удивительный мир книг (экскурсия в библиотеку)

Моя Родина.

Москва – мать городов русских.

октябрь

Моя малая Родина. Экскурсия.

География родного края

Тайны недр Барабы

Викторина «Счастливый случай»

ноябрь

Дружная семья гору сдвинет

Почему я похож на маму, папу, бабушку и дедушку? Родословная.

Из чего сделаны мальчики, из чего сделаны девочки?

Солнце и планеты

декабрь

Природные зоны Земли

Природные зоны Земли

Земля – наш общий дом

Мир профессий (археолог)

январь

Каникулы

История первобытного человека. Эволюция орудий труда.

Огонь на службе человека

февраль

Мир пластмассы.

Мир металлов. Опыты с магнитом.

Защитникам Родины славу поем!

Будем в армии служить

март

Обойди весь белый свет,

Лучше мамы в мире нет!

Предшественники современных кораблей

Мир профессий (водитель)

Мир профессий (художник-модельер, закройщик, швея)

 Мир профессий (учитель)

апрель

Покорение космоса

Дорога к звездам

Если ты оказался вдруг…

Юные герои войны

май

Праздник Победы

Путешествие по реке загадок

Итоговая диагностика

Ознакомление с окружающим: природное окружение. Экологическое воспитание.

Перспективное планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4/5 недели

сентябрь

Стартовая диагностика

Планета земля – наш общий дом

Экскурсия в парк «Золотая осень».

Обитатели нашего уголка природы

октябрь

Воздушный океан. Опыты с воздухом

Беседа об осени

Влагоустойчивые и засухоустойчивые комнатные растения

Царица – вода

ноябрь

Сравнение аквариума с речкой

Море бывает в беде

Цикл наблюдений за водой и снегом. Опыты с водой

Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу

декабрь

Знакомство с картой нашего края

Родной край

Морские коровы и Красная книга.

Красная книга Барабы и Васюганья. Заповедные места

январь

Каникулы

Каникулы

Наблюдение за черепахой. Как черепахи живут в природе?

Экскурсия в зимний парк

февраль

Беседа о лесе

 Что мы знаем о птицах

Жизнь птиц зимой

Кто главный в лесу? Живые цепочки

март

Наблюдение за луком

Сравнение домашних и диких животных

Лес в жизни человека

Птицы нашего края

Шестиногие малыши

апрель

Солнце – источник тепла и света. Опыты

Что где растёт, кто где живёт?

Весенний уход за комнатными растениями. Посадка комнатных растений

Экскурсия в весенний парк

май

Лекарственные растения

Наблюдение за мать – и мачехой и одуванчиком

Итоговая диагностика

Конструирование

Перспективное планирование

п/п

Тема занятия

Виды конструирования

Месяц

1

Экскурсия по микрорайону. Архитектура зданий

Работа с чертежами

сентябрь

2

Городок для игрушек

Из строительного материала

октябрь

3

Любимый уголок города

Из строительного материала

4

Экскурсия. Мосты.

Работа с чертежами

ноябрь

5

По замыслу

Из строительного материала

6

Мосты

Из строительного материала

декабрь

7

Снежный городок

Из природного материала

8

Городской транспорт

Из деталей конструкторов

январь

9

Морской порт (корабли, по чертежам)

Из деталей конструкторов

февраль

10

Железнодорожный вокзал (паровозик с вагонами)

Из использованного материала

11

Аэропорт (самолет)

Из деталей конструкторов

март

12

По замыслу

Из деталей конструкторов

13

Космические корабли

Из деталей конструкторов

апрель

14

Роботы

Из деталей конструкторов

15

Новоселье у кукол. Мебель

Из деталей конструкторов

май

Образовательная область «Коммуникация»

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  1. развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  2. развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
  3. практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Среди важнейших задач развития детей дошкольного возраста обучение родному языку – одна из главных. Эта общая задача включает такие, как обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи. В содержание блока «Подготовка к обучению грамоте» входит совершенствование фонематического слуха, формирование представления о предложении, обучение делению предложения на слова, слова – на слоги и звуки, составление предложений из 2-3 слов и слов из 2-3 слогов.

К концу года дети могут:

  1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собе седников рассказывать о факте, событии, явлении.
  2. Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повы шая голоса.
  3. В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами сло весной вежливости.
  4. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  5. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Нахо дить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  6. Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведе ния; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сю жетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Методическое сопровождение:

Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.  – М.: Просвещение, 1998

Ельцова О.М. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. – Волгоград: Учитель, 2009

Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.: Совершенство, 1998г.

Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Совершенство, 1998г.

Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. – М.:  АЙРИС-пресс, 2009

Максимов А.А, Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение,1993

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Перспективное планирование

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4/5 недели

сентябрь

Стартовая диагностика

Скоро в школу (рассказ по памяти)

Введение понятия «слово». Линейность и протяженность слов.

Дети идут в школу (сюжетный рассказ)

октябрь

Слова как выражение наших мыслей. Введение понятия «предложение».

К. Ушинский «Четыре желания» (пересказ)

«Осенние деньки». Составление предложений и деление их на части. Составление предложений по «живой модели».

Осень, осень, в гости просим (рассказ по картине-пейзажу)

ноябрь

В. Бианки «Купание медвежат» (пересказ)

Слоги. Знакомство с односложными словами.

Мой первый день в детском саду (рассказ по плану)

Деление слов на слоги и составление слов

из слогов.

декабрь

Ознакомление со звучащим словом. Введение термина «звук».

Лиса с лисятами (сюжетный рассказ по картине)

Нахождение местоположения звука в слове. Выделение из текста предложений.

Сказка «Как ежик выручил зайца»

(сочинение сказки)

январь

Каникулы

Деление на слоги дву-трехсложных слов. Местоположения звука в словах.

Зимушка-зима (сравнить картины И.Шишкина и И. Грабаря)

февраль

Сказка «У страха глаза велики» (пересказ)

Знакомство со схемой звукового состава слова.

Моя любимая игрушка (рассказ на основе личного опыта)

Звуковой анализ слова «дом». Сравнение слов по звуковому составу.

март

Звуковой анализ слова «сыр». Введение понятия «гласный звук».

Моя мама (рассказ из личного опыта)

Составление графической схемы предложений с предлогами.

Сюжетный (свободный рассказ по серии картинок)

Введение понятия

«согласный звук».

апрель

М. Пришвин «Золотой луг»

Введение понятия «мягкий согласный звук». Звуковой анализ слов.

Л. Толстой «Белка прыгала с ветки на ветку» (пересказ)

Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков. Деление на слоги дву-трехсложных слов.

май

Поисковая

деятельность в области

грамматики.

Мы сочиняем сказки

Диагностика готовности к школе

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

  1. формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  2. развитие литературной речи;
  3. приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

В Программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.

В круг детского чтения входят произведения УНТ, классическая и современная литература (отечественная и зарубежная).

Система работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

  1. ежедневное чтение сказок, рассказов, стихотворений; самостоятельное рассматривание детьми книг;
  2. специальные занятия;
  3. свободное общение с детьми на основе прочитанной художественной литературы.

К концу года дети могут

  1. Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что...»).
  2. Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1-2 любимых стихотворения, 2-3 считалки; вспомнить 2-3 загадки.
  3. Называть двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.
  4. Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, переска зать отрывок из сказки, рассказа.

Методическое сопровождение:

Боголюбская М.К., Шевченко В.В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М.: Просвещение,1970.

Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детских садов и родителей/ Составитель Гербова В.В и др. – М.: Издательство «Оникс», 2010.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим с литературой детей 3-7 лет: Методические рекомендации. Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

Перспективное планирование

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4/5 недели

сентябрь

Стартовая диагностика детей

УНТ.  Прибаутки «Братцы, братцы!..», «Федул, что губы надул?) «Ты пирог съел?»

М. Волошин «Осенью».

УНТ. Песенки «Лиса рожью шла», «Чигарики - чок - чигарок»

октябрь

«Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева)

Заучивание наизусть. А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало»

X. К.Андерсен. «Дюймовочка»

К.Паустовский «Теплый хлеб»

ноябрь

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

М. Пришвин. «Курица на столбах»

«Волк и Лиса» (обр. И.Соколова-Микитов)

С.Есенин. «Пороша»

декабрь

«Айога» (нанайск., обр. Д.Нагишкина)

Заучивание наизусть. И.Суриков.«Зима»

А.С. Пушкин. «Зима! Крестьянин, торжествуя...»    

Сказка В. Даль «Старик – годовик».

январь

Каникулы

Каникулы

Обрядовые песни «Коляда, коляда! А бывает коляда…», «Как пошла коляда», «Коляда, коляда, ты подай пирога».

П.Ершов. «Конек-Горбунок»

февраль

П.Ершов. «Конек-Горбунок» (продолжение)

Заучивание наизусть. С.Есенин. «Береза»

С.Алексеев. «Первый ночной таран»

«Добрыня и Змей» (пересказ П. Колпаковой)

март

Заучивание наизусть. Ф.Тютчев. «Зима недаром злится»

Ш. Перро. «Мальчик с пальчик» (пер. Б.Дехтерева)

«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» (обр.К.Ушинского)

К. Драгунская «Лекарство от послушности».

В.Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.)

апрель

Заучивание наизусть. Я.Аким «Апрель»

Ф.Тютчев. «Весенние волы»

Н.Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»

Х.К.Андерсен. «Гадкий утенок»

май

Заучивание наизусть. Е.Благинина. «Шинель»

Д.Хармс. «Иван Торопышкин»

Диагностика готовности к школе

Образовательная область «Художественное творчество»

Данная образовательная область включает в себя следующие дисциплины: рисование, лепка, аппликация, ручной труд.

Цель:  формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

  1. развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, ручной труд);
  2. развитие детского творчества;
  3. приобщение к изобразительному искусству.

Для успешного овладения детьми художественно-творческой деятельностью и развития креативности необходимы следующие условия:

  1. обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать;
  2. разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов;
  3. уважение к творчеству детей, использование детских работ в оформлении помещений детского сада, в организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым.

Одна из важнейших задач художественно-творческой деятельности – научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, стремиться к содержательному общению, связанному с художественно-творческой деятельностью.

        По Программе количество занятий по рисованию – 2  в неделю,  по лепке и аппликации –  1 (чередуются), по ручному труду – 2 в месяц.

К концу года дети могут:

  1. Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство.
  2. Называть основные  выразительные средства.
  3. Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эсте тической развивающей среде.

В рисовании:

  1. Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, лите ратурных произведений.
  2. Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изоб ражения.

В лепке:

  1. Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трех и более изображений.
  2. Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
  3. Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

В аппликации:

  1. Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.
  2. Создавать сюжетные и декоративные композиции.

В ручном труде:

  1. Переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги.
  2. Делать разметку по шаблону бумаги при изготовлении игрушек.
  3. Изготовлять объемные игрушки.
  4. Работать с иголкой.

Методическое сопровождение:

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1990.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Изобразительная деятельность: Рисование

Перспективное планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4/5 недели

сентябрь

Стартовая диагностика

Лето

Золотая осень

Папа (мама) гуляют с ребёнком в сквере

Рисование с натуры. Ветка рябины

Рисование по замыслу. На чём люди ездят.

Рисование по желанию. Моя любимая игрушка.

октябрь

Рисование элементов хохломской росписи.

Кукла в национальном костюме.

Поздняя осень

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи.

Декоративное рисование на квадрате.

Город вечером.

Рисование с натуры. Комнатное растение

Рисование городецких птиц.

ноябрь

Как мы занимаемся в детском саду.

Сказочный дворец.

Портрет любимой мамы.

Декоративное рисование. Завиток.

В гостях у сказки

Рисование по замыслу. Подарок любимой мамочке.

Девочка и мальчик  пляшут на музыкальном занятии.

декабрь

Белая береза под моим окном (черно-белый граттаж)

Сказочные птицы.

Дымковская барышня.

Поздравительная открытка «С Новым годом»

Зимний пейзаж.

Декоративное рисование. Дымковские узоры.

Мой любимый сказочный герой.

Декоративная композиция по мотивам дымковских изделий. Барышни.

январь

Каникулы

Новогодний праздник в детском саду

Жостовские подносы

Рисование элементов жостовской росписи.

Рисование по замыслу. Нарисуй, что было интересного в  этом месяце.

февраль

Рисование с натуры керамической фигуры животного.

Рисование иллюстраций к сказке «Заяц, петух и лиса»

Наша армия родная.

Эта синяя сказка – Гжель

Иней покрыл деревья.

Уголок групповой комнаты.

Рисование элементов гжельской росписи.

Сказочный дворец

март

Поздравительная открытка для мамы.

Распиши матрёшку.

По замыслу

Рисование по сказке «Мальчик-с-пальчик

Знакомство с понятием «натюрморт»

Рисование с натуры. Ваза с ветками

Рисование по замыслу. Кем ты хочешь быть.

Сказочное царство.

Декоративное рисование. «Завиток»

Рисование по замыслу

апрель

Рисование по сказке «Конёк-Горбунок»

Рисование с натуры. Комнатное растение

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Рисование городецкого коня.

Этот загадочный космос.

Ознакомление с творчеством художника- иллюстратора Е.М. Рачёва

Коллективное оформление книги «Загадки».

Цветные страницы

май

Весна пришла.

Обложка для книги сказок

Итоговая диагностика

Этот день Победы

По замыслу.

Изобразительная деятельность: Лепка, аппликация.

Перспективное планирование

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Лепка.

Аппликация.

Сентябрь.

Фрукты для игры в магазин.

Поезд, на котором мы ездили в другой город.

Октябрь.

Девочка играет в мяч

Осенний ковёр

Грибы (овощи, фрукты) для игры в магазин.

Декоративная композиция «Вазы с фруктами, ветками и цветами».

Ноябрь.

Петушок с семьёй.

Рыбки в аквариуме.

Лепка фигуры человека в движении.

Наша новая кукла.

Декабрь.

Девочка пляшет.

Вырежи и наклей любимую игрушку

Дымковские барышни.

Сказочная птица.

Январь.

Дед Мороз.

Аппликация по замыслу.

Февраль.

Фигурка животного.

Корабли на рейде.

Пограничник с собакой.

Вырежи и наклей какую хочешь картинку.

Март.

Лепка посуды.

Поздравительная открытка для мамы.

Животные жарких стран.

Новые дома в нашем селе.

Апрель.

Конёк- Горбунок.

Аппликация по замыслу.

Лиса крадётся за добычей.

Радужный хоровод.

Май.

Персонаж любимой сказки.

Уточки плавают в пруду.

Лепка по замыслу

Весенний ковёр.

Ручной труд

Перспективное планирование

п/п

Тема занятия

Виды ручного труда

Месяц

1

Зонтики для гномов

Из бумаги и картона

сентябрь

2

Книжка-малышка

Из бумаги и картона

3

Лесная школа (еж, заяц, лиса, лесовичок)

Из природного материала

октябрь

4

Стайка воробьев

Из природного материала

5

Овощи и фрукты для магазина (поролон).

Из использованного материала

ноябрь

6

Творим и мастерим (по замыслу)

Из использованного материала

7

Санки для гномиков

Из бумаги и картона

декабрь

8

Мебель для гномиков

Из бумаги и картона

9

Новогодние игрушки

Из бумаги и картона

10

Семья осьминожек  

Из бумаги и картона

январь

11

Плетеный коврик

Из бумаги и картона

февраль

12

Плетеный туесок

Из бумаги и картона

13

Панно с цветами (коробка, ткань, нитки, бумага)

Из использованного материала

март

14

Волшебная иголочка

Работа с тканью

15

Ателье для кукол (ремонт одежды)

Работа с тканью

16

Ателье для кукол (пошив одежды)

Работа с тканью

апрель

17

Мышка с мышатами

Из бумаги и картона

18

Творим и мастерим (по замыслу)

Из использованного материала

май

Образовательная область «Музыка»

Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  1. развитие музыкально-художественной деятельности;
  2. приобщение к музыкальному искусству.

Музыкальное развитие детей осуществляется  и на занятиях, и в повседневной жизни. Музыкальное занятие состоят из трех частей:

  1. Водная часть. Музыкально-ритмические упражнения.
  2. Основная часть. Слушание музыки, подпевание, пение.
  3. Заключительная часть. Игра или пляска.

Музыкальные занятия  проводятся по плану музыкального руководителя два раза в неделю.

К концу года дети могут:

  1. Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.
  2. Определять, к какому жанру принадлежит прослушанное произведение (марш, песня, танец) и на каком из известных инструментов оно исполняется.
  3. Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
  4. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выражен ные в ней чувства и настроения.
  5. Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях — интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.
  6. Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие назва нию пьесы, узнавать характерные образы.
  7. Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
  8. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усили-• Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом.
  9. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
  10. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
  11. Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз ным характером музыки, музыкальными образами; передавать не сложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начи нать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
  12. Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; вырази тельно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами (шарами, обручами, мячами, цветами).
  13. Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных дви жений в играх и хороводах.
  14. Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

На основании вышеизложенного разрабатываются  календарные планы воспитания и обучения детей, которые предусматривают изменения и корректировку в течение учебного года в зависимости от уровня развития воспитанников и темпов усвоения программного материала. Это позволяет нормировать нагрузки не только по времени, но и по содержанию деятельности воспитанников.

IV. Планируемые результаты освоения детьми Программы

Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

  1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  2. любознательный, активный;
  3. эмоционально отзывчивый;
  4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
  8. овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности;
  9. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, позволяющими ему в  дальнейшем успешно учиться в школе.

 

 V. Система мониторинга достижения детьми

планируемых результатов освоения Программы

Качественная оценка эффективности образовательной деятельности невозможна без учета степени влияния педагогических воздействий на состояние здоровья и развития ребенка. Точность оценки и объективность анализа обеспечиваются набором современного аналитико-диагностического инструментария.

Автор методики

Метод сбора информации

Объект исследования

Мясоед П.А.

Экспресс-диагностика

Уровень психического развития дошкольников

Дыбина О.В., Анфисова С.В., Кузина А.Ю., Груздова И.В.

Наблюдения, выполнение заданий тестового и нетестового характера, беседы.

Технологическая, информационная и социально-коммуникативная компетентность.

Веракса Н.Н., Булычева А.И., Варенцова Н.С. и др. под радакцией Вераксы Н.Е.

Анкета, диагностические методики

Готовность  ребенка к школе.

Мониторинг является значимой составляющей Программы, поэтому не нарушает ход образовательного процесса.

 Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. При этом используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Периодичность мониторинга – 2 раза в год (1-2 недели сентября, 3-4 недели мая). Такой подход позволяет обеспечить возможность оценки динамики достижений детей. В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся. Аналитико-диагностический инструментарий представлен в приложении к Программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 6 до 7 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических ...

Рабочая образовательная программа для детей общеразвивающей группы от 5 до 6 лет в соответствии с ФГОС ДО и с учётом образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы,

Содержание рабочей программы составлено с учетом конкретных условий, образовательных потребностей, отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности развития воспитанников....

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для группы общеразвивающей направленности 2-5 лет «Бусинки» на 2018-2019 учебный год Составлена с учетом ФГОС ДО и образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. В

Рабочая Программа разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильев...

Рабочая образовательная программа старшей группы общеразвивающей направленности № 1 «Каруселька» (возраст детей 5-6 лет) по реализации основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад «Ромашка» на 2020 – 2021 учебный год

Рабочая программа для детей старшей группы № 1 «Каруселька» (Далее - Программа) разработана в соответствии с ООП МАДОУ «Детский сад «Ромашка» и соответствии с введением в...

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленности составлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой срок реализации программы 2022-2023 учебный год

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленностисоставлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА старшей группы (5-6 лет) по реализации образовательной программы дошкольного образования

ОГЛАВЛЕНИЕ№ п\пНаименование разделаСтр.I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1.Пояснительная записка31.2.Цели и задачи рабочей программы31.3.Принципы и подходы к формированию Программы41.4.Характеристики значимые для ра...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...


 

Комментарии

Хайрова Алла Акзаметдиновна

Тамара Дмитриевна есть ли у вас образовательная программа для средней и старшей группы.
Ольховик Тамара Дмитриевна

Для старшей группы есть, но тогда еще не было ФГТ, ее дорабатывать надо
ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ХИСЯМЕТДИНОВА

Спасибо!!! Пункт "Социализация" в наше время, как никогда, актуален. Смогу выложить в скором будущем дополнительную образовательную программу "Умелые ручки", для детей 5-6 лет, может кто-то воспользуется.

Разработка образовательной программы требует больших усилий. Молодцы. Желаю успехов.