индивидуализация предметной развивающей среды
методическая разработка по теме

Использование отдельных компонентов
предметно­-пространственной среды дошкольного учреждения
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolz._nek._komponetov....doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование отдельных компонентов
предметно-пространственной среды дошкольного учреждения

Подготовила: Козина О.Н., старший воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 97»

Компонент

Процесс

Участник

Приемная

"Здравствуйте,
я пришел"

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых

Ребенок – личность,
член коллектива

"Уголок именинника"

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). "Паровозик желаний", персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д.

Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – организатор

"Звезда дня"

На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной "я-концепции", развитие самосознания и самооценки

Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;

воспитатель – оформитель;

родители – консультанты

"Мое настроение"

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние

Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый

Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться"

Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности

Ребенок – автор;

воспитатель – помощник;

родитель – читатель

"СМС-почта",

Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду

Ребенок – созерцатель;

воспитатель – инициатор;

родитель – активный
читатель

"Я молодец,
я научился"

"Ладошки успеха"

Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения

Ребенок – герой дня;

воспитатель – аналитик

"Панорама добрых дел"

Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями

Ребенок – созерцатель,
аналитик;

воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – информируемый

Медали родительской гордости

«Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная ладошка, указывается дата поступления в ДОУ);                                   «Орден родительской славы» на выпускном вечере; «Медаль гордости» за успехи ребёнка в освоении культурно-гигиенических навыков

Ребенок – участник;

воспитатель – организатор;

родитель – помощник

Фотосалон «Семейный снимок»

Поддержание эмоционального отношения к общим событиям и  совместным делам с членами семьи. Способствование авторитетного отношения к взрослым членам семьи.  

Ребенок и воспитатель – аналитики;

родитель – информируемый

Портфолио ребенка

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни

Ребенок – активный участник;

воспитатель – издатель;

родитель – помощник

Рубрика      "Ждем на индивидуальную работу"

Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования

Воспитатель – организатор;

родитель – активный помощник

"Новости дня"

Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение

Ребенок – соавтор;

воспитатель – автор;

родитель – информируемый

"Чудо-носочки"

(варежки и т. п.)

Воспитатель поочередно крепит на стенд "носок дошкольника" с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома

Ребенок – участник;

воспитатель – организатор;

родитель – помощник

Игровая и спальная комнаты

Творческие
мастерские

Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов.

Ребенок – создатель;

воспитатель – организатор

Семейные мастер-классы

Получение и систематизация информации из опыта семейных технологий воспитания и развития ребёнка.

Творческий проект «Мастерим подарки сами»

Детская художественно-изобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др.)

Ребёнок – активный участник, педагог - организатор

Карта-путеводитель

Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты,
схемы, задания, ребусы и др.)

Ребенок – инициатор;

воспитатель – помощник

"Деловые хлопоты"

Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "эколог", "счетовод", "бармен", "гардеробщик", "миротворец", "главный строитель", "директор гаража" и др.

Ребенок – активный участник

"Островок
сокровищ",

Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого.

Ребенок – коллекционер;

воспитатель – помощник;

родитель – активный
соучастник

"Полянка
драгоценностей"

Письмо  ребёнку о любви

Родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия (время может быть выбрано самим родителем) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, каким они хотят его видеть в будущем. Письмо можно «замуровать» в специальную колбу или коробочку, лично оформленную ребёнком совместно с родителем.

Ребенок – коллекционер;

воспитатель – помощник;

родитель – активный
соучастник

Газеты, детские странички, листовки и знаки

Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми.

Ребенок – автор

Письмо Деду Морозу

Ребёнок совместно с взрослым создаёт письмо-обращение к Деду Морозу, оформляют его средствами художественно-изобразительного творчества

Ребенок – дизайнер, активный участник;

воспитатель – консультант

Макеты

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками

Ребенок – дизайнер;

воспитатель – консультант

Мини-музеи

Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта

Ребенок – создатель;
воспитатель – организатор; 
родитель – соучастник

"Мое творчество"

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка
на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов))

Ребенок – творец;

воспитатель – координатор;

родитель – соучастник

Детский дизайн-клуб

Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта ("Огород на окне", "Ангелы сна", "Обереги")

Ребенок – дизайнер

"Ангелы сна",

В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем.
У дошкольников также может быть свой ангел сна.

Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения желаний. Помещается в кабинке ребёнка (ламинируется) или в личном ящике-«сокровищнице» (при наличии их в группе).

Ребенок, родитель – создатель и выдумщик; воспитатель – соучастник

"Обереги"

Талисман счастья семьи

Коридоры, вестибюли, дополнительные площади

Стена

«Наша жизнь, наши успехи»

Используется для демонстрации личных достижений ребенка
в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках

Ребенок – гордый созерцатель;

 воспитатель – организатор

Фотоконкурс «Моя мама - профессионал»

Выставка фотографий к 8 Марта, на которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям значимость труда мам. Аналогично оформляется выставка с фотографиями пап.

Ребенок – гордый созерцатель;

 воспитатель – организатор

День открытых дверей: «День семьи….»

Приглашаются родители ребёнка группы в заранее оговоренное время для организации совместной деятельности с детьми группы определённого направления.

Ребёнок и родитель – участники; воспитатель - организатор

Стены детского  творчества

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога.

Ребенок – творец; воспитатель – организатор;

воспитатель – помощник;

родитель – соучастник

Стены детско-взрослого творчества

Волшебный цветок мудрости

В приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка самостоятельности», «Чтобы ребёнок не болел», «Как можно провести выходной день», «Лаборатория исследований в нашей семье…»

Педагог  –  консультант;

Родитель – организатор;

ребенок – потребитель

Дизайн-холл

Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей.

Серия ярких, эмоционально заряженных фотографий детей.  Детской рукой на них написаны простые фразы, отражающие чувства ребенка. Эти плакаты объединены одной доброй идеей:
У тебя есть ребенок, и ты его очень любишь!
Поспеши домой, обними крепко
и в стомиллионный раз скажи ему:
я люблю тебя, я скучал! Давай поиграем!

Ребенок и родитель – автор;

 воспитатель – организатор

Социально-педагогический проект «Дети – наше всё!»

Стенды "Физкультура в творчестве детей", "Мы спортсмены"

Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ

Ребенок – автор;

воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик

"Азбука настроения"

Получение педагогом обратной связи после деятельности  с ребенком или в определённые отрезки времени (утро, вечер)

Ребенок – аналитик;

воспитатель  – диагностик

«Цветок настроения»

"Вымпел"

Размещение на "Вымпеле" фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований

Ребенок – участник

"Книга рекордов"

Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в "Книгу рекордов"

Ребенок – участник;

воспитатель по ФИЗО – издатель

Информационно-методический кабинет

Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, медиотека)

Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций

Взрослый  – организатор;

ребенок – зритель, собеседник

Игро-библиотека

Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игры
и игрушки, выбрать образцы и схемы макетов

  • Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.
  • Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения.
  • Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.
  • Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.

Осуществляется съёмка на заданную тему, используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс для телезрителей, ведётся рубрика «По вашим письмам». Такие мероприятия оказывают большую помощь родителям в решении проблем семейного воспитания.

Педагог  – библиотекарь, консультант;

Родитель – организатор;

ребенок – потребитель

Центр семейной поддержки ребёнка «От погремушки к знаниям»

Телевизионный клуб для родителей «Любимые игры наших детей»

Территория дошкольного учреждения

"Детская дизайн-площадка"

Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке ("Песочная мозаика"),
в зимнее время года – на снегу. Украшение веранд и участков

Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор,
наблюдатель

"Дизайн-территория"

Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, "Деревенский уголок", малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д.

взрослые –
дизайнеры, скульпторы;

ребенок – потребитель

"Эко-полянка"

"Метеоплощадка. Лаборатория под открытым небом". Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность

Ребенок – исследователь, аналитик;

воспитатель – координатор

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Проект индивидуализации предметно-развивающей среды в ДОУ»

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. ...

Индивидуализация предметно-развивающей среды в группе ДОУ

Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды....

Индивидуализация предметно-развивающей среды группе ДОУ

Практические советы по индивидуализации предметно -развивающей среды....

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ "Индивидуализация предметно-развивающей среды логопедического кабинета"

Дизайн-проект разработан в соответствии с основными принципами организации предметно-развивающей среды, а так же в соответствии с разделением на несколько рабочих зон....

Индивидуализация предметно-развивающей среды в контексте ФГОС.

Индивидуализация предметно-пространственной среды в контексте ФГОС.. Мотивационные знаки - как средство осуществления индивидуализации предметно-пространственной среды в группе....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ На районный семинар для воспитателей Георгиевского муниципального района Тема: «Индивидуализация предметно - развивающей среды группы».

Все дети, как известно разные и каждый школьник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также...