Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства
статья по теме

Быковская Виктория Николаевна



Материал из опыта работы по созданию в дошкольном учреждении системы работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе педагог-семья-ребенок-церковь. Представлены этапы создания необходимых в детском саду условий для организации данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

Проанализировав сложившийся в детском саду кадровый, родительский потенциал, материальные условия для организации духовно-нравственного воспитания дошкольников коллективом были определены цели и задачи работы, решение которых представляется возможным только через включение в образовательный процесс всех его участников.

           Работа детского сада может быть представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок - семья».

Организация духовно-нравственного воспитания в ДОУ на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства осуществляется через реализацию следующих задач:

- изучение и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме;

- выявление особенностей организации духовно-нравственного развития в системе взаимодействия;

- создание условий для организации данной работы в детском саду;

- разработка и апробирование комплекса мероприятий, направленных на вовлечение в духовно-нравственное воспитание дошкольников родителей и священнослужителей;

- повышение профессиональной компетентности и нравственного потенциала педагогов дошкольного учреждения.

Реализация поставленных задач осуществляется в нескольких направлениях.

Методическая работа  направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями детей. С этой целью был разработан план методической работы с кадрами. В ходе реализации плана были проведены: теоретические и практические семинары, мастер-класс, организовано консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, изучение методической и православной литературы. Под руководством старшего воспитателя педагоги подбирали и анализировали материалы по различным направлениям духовно-нравственного развития детей, которые систематизировались в методическом кабинете по разделам:

- православные праздники в детском саду;

- продуктивная деятельность в духовно-нравственном воспитании;

- консультативный и информационный материал для родителей;

- игровая деятельность в духовно-нравственном воспитании.

Были организованы открытые показы занятий, что позволило педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

В процессе работы педагоги знакомились с храмами Старооскольской епархии, их историческим прошлым, внутренним убранством; православными святыми, сущностью событий годового цикла православного календаря, были разработаны методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с Сергием Радонежским, Серафимом Саровским, Иоасафом Белгородским.

 Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей в условиях взаимодействия включало организацию предметно-развивающего пространства дошкольного учреждения. В группах оформлены православные уголки для детей, в оформлении использованы элементы православной культуры: колокола, иконы, подсвечники. Содержание уголков представлено православной литературой для детей, раскрасками, педагогами подобраны детские православные журналы, православные календари для детей. Созданы картотеки словесных игр духовно-нравственного содержания, пальчиковых игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок, изготовлены дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой, оформлены альбомы различной тематики: «Храмы Старого Оскола», «Святые места России», «Образ Богородицы в иконах», «Православные святые».

Для родителей оформлены православные уголки в приемных, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам «Правила поведения в храме», «Православные праздники зимой», «Советы православных педагогов по воспитанию детей» и другие.

В ДОУ оборудован кабинет православной культуры, где собран теоретический и практический материал:

- литература для детей (детская библия, рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты  и видеоматериалы: «Беседы с батюшкой», «Святые таинства», «Святое Белогорье», «Сказания и былины»;

- демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

- игры по духовно-нравственному воспитанию;

- иллюстрации;

- иконы.

Кабинет оснащен техническими средствами обучения.

          Организация работы в системе «педагог-дети» направлена на формирование у дошкольников духовно-нравственного сознания и самосознания, развитие нравственных качеств, нравственного поведения. Практика показала, что наиболее эффективным является проведение специально организованных занятий одним педагогом. Поэтому, в нашем дошкольном учреждении в штатное расписание введена должность педагога дополнительного образования по основам православной культуры, прошедшего специальную подготовку в ГОУ ДПО БелРИПКППС  по  программе:  «Религоведение. Основы и  ценности  православия», курсы учителей православной культуры в МОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ».

Педагогом проводятся занятия по духовно-нравственному воспитанию со второй младшей группы, содержание занятий определено перспективно-тематическим планированием, разработаны конспекты занятий и необходимый наглядный материал для их проведения.

 Воспитатели интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

- игровую: проведение пальчиковых игр «Хочу быть православным», «Храм»; дидактических «Собери цветок», «Следы - добродетели», «Скажи наоборот»; конструктивных «Выложи из палочек», «Моделирование храма»; словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр.  В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

- продуктивную деятельность: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений;

- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в  смоделированных ситуациях «Как бы ты поступил?», «Давай помиримся».

В культурно-эстетическом блоке музыкальные руководители, педагог дополнительного образования по хореографии обогащают впечатления детей, происходит знакомство с духовной музыкой, народным 10 песенным и танцевальным искусством. Дети всегда с нетерпением ждут праздников, на которые приглашаются родители и духовный наставник «Святая Пасха», «Рождество Христово», «Рождество Богородицы», «День Ангела».

 

Система «педагог – родители»

Взаимодействие с семьями организовано в нескольких направлениях.

Просветительское направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве выступающих православных

педагогов, священнослужителей. Тематика встреч посвящена семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи, годовому кругу праздников в жизни семьи («Я-семья-род-народ», «Святые источники Староосколья», «Агрессия в жизни ребенка»). Педагоги привлекают семьи воспитанников к оформлению фотовыставок «В храм всей семьей», «Именины в кругу семьи», «По святым местам», изготовлению поделок к православным праздникам. Родители заинтересованно участвовали в составлении генеалогического древа своей семьи, придумывали герб и девиз, составляли родословную своей фамилии. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

Организация взаимодействия с семьей предполагает проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и проведении, обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие  родителей в театрализованных постановках нравственного содержания.

Система «педагог – дети – родители – церковь»

Для успешной реализации духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо педагогически грамотное участие священства в его жизни. Это наиболее сложное направление в работе дошкольного учреждения. Являясь светским учреждением, детский сад не может без согласия родителей воцерковлять детей. Поэтому воспитатели объясняют родителям необходимость для детей не только знаний о православной культуре, но и их духовной жизни в Церкви. Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с духовным наставником протоиереем Андреем Зиновьевым, настоятелем Свято-Никольского храма с. Соковое. Для педагогов он раскрывает сущность православного воспитания и православной культуры, повышает духовно-нравственный потенциал педагогов. Встречи с родителями направлены на знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей. Отец Андрей делится опытом семейного воспитания, раскрывает важность посильного детского труда, воспитания заботливого отношения к младшим и старшим. Дети встречают батюшку в храме и на праздниках в детском саду, задают ему вопросы, делятся впечатлениями.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса принесло положительные результаты.

В детском саду созданы все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысился духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка, растет число воцерковленных семей, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.

Можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития воспитанников: дошкольники владеют необходимыми знаниями и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут даль нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявлять отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно-нравственного воспитания в условиях взаимодействия педагогов, детей и родителей можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении детей со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе.

Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.