Самообразование педагога - эффективная форма работы
статья на тему

Ромазанова Оксана Брониславовна

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminar_oksana.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня. Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов. Однако эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

  1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  2. Изучение учебной и научно-методической литературы;
  3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  4. Изучение новых программ и педагогических технологий;
  5. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  6. Повышение общекультурного уровня.

В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Старшему воспитателю необходимо так организовать работу, чтобы самообразование стало потребностью педагогов и воспитателей. Следует создать в коллективе условия, при которых у работников формируется ответственное отношение к своему профессиональному росту и занятиям самообразованием. Правило персональной ответственности делает сам процесс самообразования качественным и результативным.

Могжно выделить следующие направления методической работы:
маркетинговое: изучение спроса педагогов

информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ;  
социально-адаптивное: подготовка педагогов к  успешному  выстраиванию профессиональной карьеры;  

научно-экспериментальное:  вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ДОУ

психолого-педагогическое:  психологическая поддержка педагогов

управленческое: повышение компетентности педколлектива

Основными критериями самообразования педагогов являются:

- эффективность профессиональной педагогической деятельности,

- творческий рост педагогов,

- внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования
Среди мотивов можно выделить следующие:

- мотивы успеха,

- преодоления профессиональных затруднений,

- мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания,

- карьерные мотивы и др.

Формы работы по самообразованию и образованию педагогов

  1. Самообразовательная  работа над рефератом по теме
  2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.
  3. Обзор в Интернете информации по теме
  4. Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег.
  5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
  6.  Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
  7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
  8. Изучение информационно-компьютерных технологий.
  9.  Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.
  10. Участие в конкурсах в Интернете.
  11. Помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания. Особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. 

Компоненты

 готовности педагога  

к

самообразованию   

 когнитивный (базовая культура личности,  профессиональные знания,  умение их применять)

мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования) 

организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования)

нравственно-волевой (любознательность,  критичность, трудоспособность)

Выбор тем для самообразования 

Темы для самообразования могут подбираться:

- с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. - они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить)

-  направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования также может быть:

  1. одна из годовых задач ДОУ;
  2. проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
  3. пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю ра боту по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индиви дуальной беседе с воспитателем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испытывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной работе, то вопросы самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности.

План самообразования педагогов 

Ежегодно педагоги ДОУ составляют планы самообразования. Тема выбирается самим педагогом, или с помощью старшего воспитателя МДОУ. План самообразования обычно пишется по следующим вопросам:

Алгоритм составления плана по самообразованию

   На основании выбранной темы педагог  разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой  проблемой. В плане указываются:

  1. название темы
  2. цель
  3. задачи
  4. предполагаемый результат
  5. этапы работы
  6. сроки выполнения каждого этапа
  7. действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой
  8. способ демонстрации результата проделанной работы
  9. форма отчета по проделанной работе

По окончании работы над темой каждый педагог  должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

План работы по самообразованию
Воспитатель________группы №_____МДОУ д\с №____
Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________

Литература:

  1. _________________________________________
  2. _________________________________________
  3. _________________________________________

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

 

 

Ежегодно к годовому плану составляется анализ самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

 

 

Фамилия, имя, отчество

педагога

 

Тема  
самообразования

 

Форма
и срок отчета

 

 

 

 

 

 

В плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических советах, а также быть частью любого методического мероприятия. Чтобы работа была успешной, в методическом кабинете для этого создаются необходимые условия. Организуются выставки "В помощь занимающимся самообразованием”, "Это интересно знать”, "Новинки” и др. Постоянно обновляется и пополняется фонд справочной и методической литературы.

 Очень важно, чтобы организация самообразования не свелась к формальному ведению

дополнительной отчетной документации (планы, выписки, конспекты).

Результатом усилий педагога являются совершенствование работы с детьми,

рост его профессионального мастерства.

 Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО, чтобы знания по какому- либо вопросу, приобретаемые из одного источника,

дополнялись сведениями из другого документа.

Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами.

Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.

Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Советы по реализации самообразования педагога.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

Для молодых специалистов:

  1. Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
  2. Формирование основ педагогического мастерства;
  3. Развитие умений и конструктивных способностей.

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

  1. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
  2. Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

  1. Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  2. Проявление творческого потенциала педагога;
  3. Пропаганда своих достижений;
  4. Развитие исследовательской деятельности.

Для педагогов без специального образования:

  1. Овладение методикой работы с детьми;
  2. Адаптация к педагогической деятельности.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

  1. в определении темы, целей и задач;
  2. в планировании работы по самообразованию;
  3. в ходе реализации плана;
  4. в изучении и анализе результативности своей работы.

Содержание работы старшего воспитателя по самообразованию педагогов должно происходить в несколько этапов. Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

педагога

старшего воспитателя

1.

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач

Педагогическая диагностика и всесторонний анализ деятельности педагога.
Выявление желания педагога работать над той или иной проблемой: индивидуальные беседы, анкетирование

2.

Планирование работы по самообразованию

Консультирование и методические рекомендации по разработке темы:
• в определении содержания работы по самообразованию;
• в выборе вопросов для самостоятельного углублённого изучения;
• в составлении плана в зависимости от уровня профессионализма педагога

3.

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Создание условий для работы воспитателя по самообразованию:
• тематическая подборка и составление картотеки научной, научно-популярной, методической и художественной литературы;
• тематическая подборка и составление картотеки газетных и журнальных статей;
• оформление выставки «В помощь занимающимся самообразованием»;
• материалы из опыта работы;
• тематические стенды «Посетите занятие», «Советуем поучиться у коллег», «Лучшее от каждого – коллективу» и др.

4.

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса, изучение практических материалов

5.

Подведение итогов самообразования

Привлечение к проведению индивидуальной или групповой консультации; выступлению на заседании совета педагогов; проведению открытого просмотра.
Помощь в оформлении результатов самообразования:
• выступление по итогам работы и обмену опытом;
• игры и пособия;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составление перспективного плана работы с детьми;
• организация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
• оформление передового педагогического опыта

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

Самообразование педагогов нашего ДОУ многогранно и многопланово.

Темы выбраны с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя. Все направления деятельности педагогов интегрируются общеобразовательной программой “Школа 2100”, “Программой развития МДОУ на период 2010-2015”, годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса и направлены на достижение качественно новых результатов воспитательно-образовательной работы.


Направления деятельности старшего воспитателя: формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и коррекцией и т.п.
формы самообразования педагогов

  1. индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня
  2.  коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МДОУ.

Успешность профессионального самообразования педагогов напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы, основная цель которой – стимулирование педагогов к профессиональному самосовершенствованию. Поэтому в ДОУ созданы следующие условия:

  1. чтобы помочь педагогу выявить проблему, определить и сформулировать тему его самообразования, выявить успешные стороны педагогической деятельности, мною проведено анкетирование “Достижения и трудности в моей педагогической практике” и “Способность педагога к саморазвитию”;
  2. для обеспечения эффективности своей деятельности педагогам предоставлено право выбора наставника (заведующая, старший воспитатель, опытные воспитатели ДОУ), совместно с которым разработан план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя;
  3. для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых в методическом кабинете работает выставка “В помощь занимающемуся самообразованием”, проводятся открытые мероприятия для педагогов (неделя педагогического мастерства, неделя молодого педагога)
  4. каждому педагогу предоставлена возможность презентовать свои наработки на уровне учреждения и муниципальном;
  5. на определенных этапах реализации темы самообразования наставник отслеживает, анализирует и корректирует деятельность педагога.

После обсуждения тем самообразования и написания планов был организован круглый стол, где педагоги имели возможность презентовать свои идеи, планы реализации, выслушать мнение коллег и при необходимости внести изменения и дополнения в свою работу. Встреча имела продуктивный характер, всем воспитателям была оказана необходимая помощь. На основании индивидуальных планов мною составлен общий план работы педагогов по самообразованию, в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду.

В ноябре каждого учебного года в нашем детском саду проходит неделя профессионального мастерства, содержание которой отражало тематику самообразования педагогов. Где опытные педагоги показывают занятия молодым и малоопытным педагогам ДОУ. Обсуждение занятий происходит в форме круглого стола.

Продолжением недели педагогического мастерства является неделя молодого педагога. Когда уже опытные педагоги посещают открытые мероприятия молодых. Обсуждение занятий так же происходит в форме круглого стола. Таким образом, в коллективе складывается добрая атмосфера наставничества и взаимопомощи педагогов. Все мероприятия проходили  с приглашением родителей и педагогов ДОУ, что позволяет укрепить имидж детского сада в глазах семьи и коллег, а также активизировать родительское участие в воспитательно-образовательном процессе.

В конце учебного года проводится круглый стол, где педагоги отчитываются по самообразованию, показывают пособия, которые изготовили, демонстрируют планы написанные ими. Это дает возможность другим педагогам использовать в работе то, что изготовили и разработали коллеги.

Кроме того, педагоги имеют возможность транслировать свою работу в сети Интернет на своих сайтах, о чем будет рассказано позже. Это немаловажно при сборе портфолио на аттестацию и стимулирующую прибавку к зарплате.

Таким образом, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2019-2023гг. Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в ц

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации вос...

Работа по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

Самообразование "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов"

Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного п...

План по самообразованию «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности пед...

План самообразования "Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетенции"

План самообразования "Совершенствование  эффективных форм работы методического сопровождения педагогов  в целях повышения уровня профессиональной компетенции"...

Тема самообразования: «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса в рамках ФГОС ДО»

Цель самообразования: Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций старшего воспитателя в реализации модели методической работы по повышению профессиональной компетенции...