Фронтальный контроль
методическая разработка по теме
Сущность фронтального контроля
Технология проведения
Методы контроля.
Этика проведения контроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frontalnyy_kontrol_1.doc | 838.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальный контроль.
I.Контрольная функция – неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя.
1.1.Определение контроля.
1.2.Правила для руководителя при проведении контроля.
II. Сущность фронтального контроля.
2.1. Определение фронтального контроля.
2.2. Виды фронтального контроля.
III.Технология проведения фронтального контроля.
1.Памятка проведения фронтального контроля.
2.Объекты контроля.
3.Субъекты контроля.
IV. Методы контроля.
V.Этика проведения контроля.
1.Правила этики поведения инспектирующего.
VI.Приложение.
1.Учебно-воспитательная работа – основной вид образовательной деятельности МОУ. Условия полноценного контроля за учебно-воспитательным процессом.
2. Образец «Положения о должностном контроле».
3. Образец приказа «О проведении фронтальной проверки».
4. Образец плана-задания.
5. Аналитическая справка по итогам фронтальной проверки (позитивный образец).
6. Образец приказа «об итогах проведения фронтальной проверки» (позитивный образец).
7. Аналитическая справка по итогам фронтальной проверки (негативный образец).
8. Образец приказа «об итогах проведения фронтальной проверки» (негативный образец).
9. Карточки анализа деятельности педагога.
10. В.Сауткин «Этика инспектора: он «не опасен» для проверяемых».
I.Контрольная функция – неотъемлемая часть управленческой деятельности руководителя
Контроль является важной функцией управления. Информация, полученная в ходе контроля, является основной для принятия управленческих решений.
Само слово «контроль» часто вызывает у педагогов негативные эмоции, а проверяющие воспринимаются как лица, которые не столько помогают, сколько мешают работать.
По утверждению О.Г.Хомерики, контроль, заставляющий защищаться, ограничивает возможности творческого роста, что в корне противоречит ценностным ориентирам и основному назначению образования.
В научной литературе разные авторы придают большое значение этой важной функции управленческой деятельности. Вот некоторые из них.
По словам А.М.Моисеева «внутришкольный контроль» - это процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления её коррекции».
Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, Т.И.Шамова отмечает, что «контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения». Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.
М.М.Поташник и В.С.Лазарев утверждают, что благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, - обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.
М.М.Поташник в книге «Управление современной школой» предупреждает о вреде не только гипертрофии контроля, что характерно было для периода господства командно-административной системы, но и о его недооценке. В результате недооценки функции контроля, а, попросту говоря, бесконтрольности снижается эффективность работы учреждения.
Правила для руководителя при проведении контроля
1.Контроль не должен ограничиваться инцидентом.
Нельзя ставить целью контроля сбор негативной информации. Если контроль проводится постоянно и планово, то он воспринимается как нора. Если вскрылись недостатки в работе нужно побеседовать с работником, постараться вместе выявить причины ошибок, напомнить о правильных действиях, организовать систему методической помощи.
2.Тотальный контроль порождает небрежность.
При тотальном контроле сотрудники снимают с себя ответственность за качество выполненной работы. Тотальный контроль не учитывает индивидуальные особенности конкретного человека.
3.Скрытый контроль вызывает только досаду.
По своей сути он аморален. Нельзя контролировать то, на что раньше никогда не указывалось. Скрытый контроль – это всегда субъективная интерпретация того, что наблюдалось.
4.Не следует контролировать только свой «любимый» участок, группу, объект. Если сосредоточится на «любимом» объекте, то другие лены коллектива не подпадают в поле зрения проверяющего.
5.Следует помнить, что контроль не проформа.
Кто не контролирует, тот не интересуется достижениями своих сотрудников. Многие руководители избегают контролировать тот или иной вопрос, так как не уверены в своих знаниях, в умении грамотно провести педагогический анализ. Низкая компетентность и ложный страх испортить отношения с подчинёнными – плохой спутник руководителя.
6.Не следует контролировать из-за недоверия.
Подозрительность руководителя свидетельствует о его неуверенности в себе. Делегирование полномочий предполагает и доверие к подчинённым. А систематическое обучение правильному выполнению функциональных обязанностей снимает излишнюю опёку и выводит подчинённых на самоконтроль.
В классификации видов контроля в науке единства не существует, мы же придерживаемся следующей квалификации:
- Тематический
- Фронтальный
- Самоконтроль
- Оперативный
- Сравнительный
Подробнее остановимся на фронтальном контроле.
II.Определение фронтального контроля
Фронтальный контроль – проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом, (это может быть: методическая работа в ДОУ; организация учебно-воспитательной работы; экспериментальная работа; работа методических объединений).
Он необходим для общего ознакомления (за непродолжительный период) с профессиональным уровнем работы всего коллектива педагогов или его части. Он помогает руководителю выяснить, на каком профессиональном уровне начинает учебный год каждый член коллектива.
Проводится не чаще 2-3 раз в год, в любое время года, продолжительность
Его от трёх до пяти дней.
Фронтальный контроль включает в себя следующие его виды: предварительный, текущий, итоговый.
В процессе фронтального контроля изучаются:
- нормативно – правовые документы ДОУ,
- документация сотрудников,
- оснащение педагогического процесса,
- воспитательно-образовательная работа с детьми,
- детские работы,
- работа с родителями,
- повышение педагогической квалификации
и другие аспекты педагогической деятельности.
Фронтальная проверка – дело трудоёмкое, но дающее большой эффект. Удаётся получить всестороннюю информацию для глубокого педагогического анализа. Фронтальная проверка может быть эффективна лишь в том случае, если она тщательно готовится и если предварительно разрабатывается её проведения.
Итоги фронтальной проверки по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педсоветах, планёрках, некоторые вопросы выносятся на совещания при заведующей, заседания местного комитета.
При организации фронтальной проверки требуется создание комиссии, которая оказывает помощь при соответствующем контроле.
Виды фронтального внутриучрежденческого контроля.
Виды | Содержание |
1 | 2 |
Предварительный | Помогает выявить первичное представление о состоянии деятельности ДОУ (материально-техническое, кадровое, методическое обеспечение). Данный вид контроля используется руководителем (или заместителем руководителя) при принятии ДОУ для его управления. |
Текущий | Ставит своей целью получить общие представления о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучается работа двух воспитателей, работающих в группе. Текущий контроль позволяет установить, насколько правильно осуществляется основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. |
Итоговый | Планируется в следующих случаях: - при комплексной проверке деятельности ДОУ (самоанализ в процессе аттестации); - при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ) |
III.Технология контроля
- Определить и сформулировать тему контроля.
- Определить и сформулировать основные цели и задачи контроля.
- Определить объект и субъект контроля.
- Определить приказом проверяющего или группу проверяющих.
- Составить программу контроля и ознакомить с ней проверяемых.
- Проконтролировать проверяемого по составленной программе.
- Зарегистрировать все результаты контроля.
- Результаты контроля проанализировать и довести до сведения педагогических работников.
- При необходимости провести повторный контроль.
Объект контроля.
Учебно-воспитательный процесс | Документация педагога | Родительские собрания | Методические объединения | Индивидуальные занятия |
Объекты внутрисадовского управления и контроля.
Объект | Основные акценты контроля |
1 | 2 |
1.Образовательный процесс |
|
2.Методическая работа |
|
3.Инновационная деятельность |
|
4.Психологическое состояние коллектива |
Лозунг «Руководитель дойди до нужного, а нужный дойдёт до каждого» |
5.Условия реализации образовательного процесса |
литературой;
|
Субъект контроля
Воспитатель | Руководитель кружка | Специалист в ДОУ (муз. руководитель, психолог) | Возрастная группа |
IV.Методы контроля.
Метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.
Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной деятельности являются:
- наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать)
- анализ (выявление причин, определение тенденций развития)
- беседа (деловой разговор на какую-либо тему, обмен мнениями)
- изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения чего-либо)
- анкетирование (способ исследования путём опроса)
- проверка ЗУН воспитанников (для выявления степени обученности)
V.Этика проведения контроля:
Проводя контроль, руководитель должен всегда понимать, что он не только выявляет проблемы и недостатки, или положительные аспекты, но, прежде всего он должен выяснить причины, породившие эти недостатки и наметить пути их устранения, увидеть способы решения выявленной проблемы.
Контроль не должен проводиться ради контроля. Жесткий административный контроль может оскорбить, унизить, подломить творчески работающую личность.
«Насколько объективен и корректен, будет результат проверки, с какими помыслами ты идёшь на урок: найти недостатки, во что бы то ни стало или совместно с педагогом, в доброжелательной обстановке, выявить тенденции, успехи, проблемы, возможные усилия».
В.М. Лизинский.
Правила этики поведения инспектирующего:
- честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, мнений по итогам оценки результатов деятельности;
- стремление к точности и уважение к очевидности;
- достоверность изложенных фактов;
- вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса;
- уважительное отношение к предложениям руководителей органов управления образованием и образовательных учреждением по объектам и срокам работы;
- понимание особенностей образовательного учреждения и органа управления образование, а так же уважение интересов, общественного авторитета и положения отдельных лиц и групп;
- оценка результатов деятельности осуществляется по набору показателей с учётом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
- признание того, что интересы и благополучие обучающихся и воспитанников является важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
- уважительное отношение и уверенность в порядочности и честности руководителей, профессорско-преподавательских кадров, воспитателей, обучающихся, родителей и представителей органов управления;
- понимание того, насколько серьёзно изложенное суждение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;
- действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.
VI. Приложение.
Приложение № 1
Учебно-воспитательная работа
Является основным видом образовательной деятельности ДОУ. Она включает организацию и проведение всех видов занятий, оценку уровня подготовки детей к обучению в школе, соблюдение педагогами нормативных актов Министерства образования РФ при работе с воспитанниками, с документацией групп.
Условия полноценного контроля за учебно-воспитательным процессом:
- Высокая компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, моральное право на контроль руководителя ОУ.
- Связано с первым и вытекает из него. Оно предполагает способность руководителя ОУ не только умело, со знанием дела вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное, достижения в работе учителей и учащихся, выявлять причины недостатков, лично руководить их устранением, внимательно изучать, обобщать и внедрять всё новое и передовое.
- Придание контролю общественного характера, привлечение к проверкам председателей предметных методических объединений, лучших учителей.
- Гласность контроля, которая обеспечивается, во-первых, его плановым характером, и, во-вторых, информацией педагогического коллектива и контролируемого лица о результатах контроля. Гласность контроля тесно связана с персональным и коллегиальным поиском причин выявленных достижений, недостатков и с разработкой путей устранений последних.
- Органическая взаимосвязь контроля с глубоким и всесторонним анализом проверяемых объектов, конечной целью которого является принятие определенных педагогических и управленческих решений и прогноз относительно дальнейшего развития изучаемого процесса или его компонентов.
Приложение 2
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий Звериноголовского РОО Протокол № ____ от ___________
_______________ Н.А.Москвина педагогического совета
МОУ НШ-ДС «Сказка»
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ:
Приказ № ___ от ________
по МОУ НШ-ДС «Сказка»
директор _____________
Л.Р. Якушева
Положение
О должностном контроле в МОУ НШ-ДС «Сказка»
I. Общие положения.
1.1.Настоящее Положение регламентирует осуществление должностного контроля в МОУ НШ-ДС «Сказка», разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, письмами Минобразования России от 10.09.1999 года №22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», от 07.02.2001 года
№22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», Уставом МОУ НШ-ДС «Сказка».
1.2.Должностной контроль – основной источник информации для анализа состояния образовательного учреждения, достоверных результатов деятельности участников образовательного процесса. Должностной контроль это проведение руководителем МОУ, его заместителями наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением педагогическими работниками законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципалитета, общеобразовательного учреждения в области образования.
II. Задачи должностного контроля.
2.1.Получение объективной информации о реализации образовательных программ в МОУ, заявленных в Уставе.
2.2.Совершенствование организации образовательного процесса.
2.3.Анализ достижений в воспитании и обучении детей для прогнозирования перспектив развития МОУ.
2.4.Подготовка экспертных материалов к аттестации педагогических работников.
2.5.Своевременная корректировка реализации образовательных программ в разновозрастных группах и начальных классах, корректировка тематического планирования образовательных программ.
III.Функции должностного лица.
Должностное лицо, осуществляющее контроль
- избирает методы проверки в соответствии с тематикой и объёмом проверки;
- контролирует состояние реализации образовательной программы, утверждённой Уставом МОУ, состояние преподавания учебных предметов;
- проверяет ведение установленной документации;
- координирует совместно с проверяемым педагогическим работником сроки и темпы освоения обучающимися и воспитанниками образовательных программ;
- организует и участвует в проведении проверочных работ по учебным предметам, проверочных срезов для установления уровня умений и навыков детей;
- контролирует состояние, пополнение и использование методического обеспечения образовательного процесса;
- применяет различные технологии контроля освоения учащимися и воспитанниками программного материала;
- готовится к проведению проверки, при необходимости консультируется со специалистами, разрабатывает план-задание проверки;
- проводит предварительное собеседование с педагогическим работником по тематике проверки;
- запрашивает информацию у педагогического работника об уровне освоения программного материала, обоснованность этой информации;
- контролирует индивидуальную (внеклассную) работу педагогического работника со способными (одарёнными) детьми;
- контролирует создание педагогическим работником безопасных условий проведения учебных и внеучебных занятий с детьми, воспитательных мероприятий;
- оформляет в установленные сроки анализ проведённой проверки ;
- разрабатывает экспертное заключение о деятельности педагогического работника для проведения его аттестации;
- оказывает или организует методическую помощь педагогическому работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время проверки;
- проводит повторный контроль за устранением данных во время проведения проверки замечаний, недостатков в работе;
- принимает управленческие решения по итогам проведённой проверки.
IV. Права проверяющего.
Проверяющий имеет право:
- избирать методы проверки в соответствии с тематикой и объёмом проверки;
- привлекать к контролю специалистов извне для проведения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника;
- по договорённости получать тексты для педагогических срезов, проверочных работ из методкабинета района;
- использовать тесты, анкеты, согласованные с психологом;
- по итогам проверки вносить предложение о поощрении педагогического работника, о направлении его на курсы повышения квалификации;
- рекомендовать по итогам проверки изучение опыта работы педагога в методическом объединении для дальнейшего использования в работе других педагогических работников;
- рекомендовать педагогическому совету принять решение о предоставлении педагогическому работнику «право самоконтроля»;
- переносить сроки проверки по просьбе проверяемого, но не более чем на месяц;
- использовать результаты проверки для освещения деятельности МОУ НШ-ДС в СМИ.
V. Ответственность проверяющего.
Проверяющий несёт ответственность за:
- тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;
- качественную подготовку к проведению проверки деятельности педагогического работника;
- ознакомление с итогами проверки педагогического работника до вынесения результатов на широкое обсуждение;
- срыв сроков проведения проверки;
- качество проведения анализа деятельности педагогического работника;
- соблюдение конфедициальности при обнаружении недостатков в работе педагога при условии устранения их в процессе проверки;
- доказательность выводов по итогам проверки.
VI. Документация.
- План контроля в МОУ НШ-ДС;
- Отчёт о выполнении контроля за учебный год;
- Доклады, сообщения на педагогическом совете, совете общеобразовательного учреждения, родительском комитете и других органах самоуправления общеобразовательного учреждения
- Журнал контроля или справки, акты по итогам проверок.
Документация храниться в течение 3 лет в методкабинете.
Приложение 3
Приказ
По МОУ НШ-ДС «Сказка»
№3 от 15.01.2005г.
О проведении фронтальной
проверки в подготовительной
группе МОУ.
С целью изучения и оценки состояния учебно-воспитательного процесса в ДОУ и в соответствии с годовым планом работы МОУ
Приказываю:
- Провести фронтальную проверку за состоянием учебно-воспитательного процесса в МОУ в период с 16.01.2005 г. По 20.01.2005г. по следующим направлениям:
- качество ведения документации;
- выполнение программы, реализуемой в ДОУ;
- организация кружковой работы в ДОУ;
- качество знаний, умений, навыков воспитанников;
- научно-методическое обеспечение педагогов.
2. Для проведения проверки создать рабочую группу в следующем составе:
Л.Р. Якушева – директор МОУ
И.М. Дозморова – заместитель директора по УВР
И.Т. Зайцева – педагог-психолог.
3. Утвердить план – задание проверки (приложение № 3).
4. Итоги проверки рассмотреть на педсовете 26.01.2005 г.
5. Заместителю директора по УВР И.М. Дозморовой подготовить план мероприятий по выполнению предложений фронтальной проверки до 15.02.2005 г.
6. Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Директор МОУ НШ-ДС «Сказка» Л.Р. Якушева.
Приложение № 4
Утверждено приказом по МОУ
НШ-ДС «Сказка» № 3 от 15.01.05г.
План – задание.
Тема: Состояние учебно-воспитательного процесса в МОУ.
Цель проверки: изучить и оценить состояние учебно-воспитательного процесса в МОУ, определить пути совершенствования деятельности педагогов.
- Качество ведения документации:
- наличие перспективных и календарных планов;
- данные обследования детей (диагностические карты);
- план работы с родителями (степень участия родителей в учебно- воспитательном процессе);
2. Выполнение программы реализуемой в МОУ:
- наличие учебного плана (его соответствие возрастным особенностям);
- создание развивающей среды (реализация принципов создания развивающей среды в дошкольной группе).
3. Организация кружковой работы:
- наличие плана работы кружка;
- индивидуальная работа с детьми.
4. Качество ЗУН воспитанников:
- характер взаимодействия педагогического персонала с детьми;
- мониторинг развития детей;
- индивидуальная работа с одарёнными и отстающими детьми.
5. Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.
- тематика выступления педагогов на педсоветах;
- работа педагогов по темам самообразования;
- оценка условий для развития мастерства педагогов;
- система методической работы в МОУ.
Методы:
- Изучение документации.
- Посещение занятий во всех возрастных группах с последующим анализом.
- Визуальная оценка среды наблюдения педагогического процесса.
- Изучение детских работ, беседа с детьми. Изучение мониторинга развития детей.
- Беседа с педагогами.
Приложение № 5
Аналитическая справка
по итогам фронтальной проверки в подготовительной к школе группы по теме «Состояние учебно-воспитательного процесса»
На основании приказа от 15.01.2005г. № 3, в период с 16.01. по 21.01.2005г. была проведена проверка в подготовительной к школе группе по вопросу «состояние УВП».
В МОУ уровень знаний, умений и навыков у детей подготовительной группы по всем разделам программы диагностирован следующим образом:
75% - высокий уровень,
25% - средний уровень.
Ведётся обследование детей по всем направлениям.
Высокий уровень знаний, умений и навыков обеспечили, как следствие, выполнение таких пунктов:
Качественное ведение документации: перспективный, календарный план ведётся в системе, планируются занятия в соответствии с имеющейся сеткой занятий и учебным планом.
Учебная нагрузка соответствует норме. Соблюдается двигательная нагрузка.
В плане отражается индивидуальная работа с детьми.
Профессионализм воспитателей соответствует присвоенным им категориям.
Оба педагога подготовительной к школе группе имеют 1 квалификационную категорию. Средний возраст – 48 лет. Средний педагогический стаж работы – 19 лет.
Педагоги знают возрастные особенности развития детей подготовительной к школе группы, специфику образовательной работы с детьми.
Педагоги умело учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка в группе.
В группе ведётся кружковая работа: кружок «Умелые руки» - художественно-эстетического направления, который проводится 2 раза в неделю по 30 минут, подгруппа – 5 человек; «Шахматы» - интеллектуального направления -2 раза в неделю по 30 минут, подгруппа – 5 человек.
Оба воспитателя прошли курсы повышения квалификации, стажировку по программе «Из Детства в Отрочество» Т.Н.Дороновой в Центре развития ребёнка г. Шадринска.
Темы по самообразованию, над которыми работают педагоги, отражают разделы учебно-воспитательного процесса, охваченные в МОУ.
В подготовительной группе созданы условия для совершенствования личностно-ориентированного взаимодействия, организована предметно-развивающая среда в группе: игровые зоны, развивающие игры.
В подготовительной группе имеется методическая литература по разделам образовательного процесса, миниметокабинет.
Организованно проходят выставки детского творчества, которые оформляются в уголке для родителей. В МОУ воспитатели подготовительной к школе группы активные участники внедрения экспериментальной площадки по внедрению новых технологий. В районном конкурсе «Воспитатель года» педагог Иванова И.И. заняла призовое 2 место.
Наглядная информация для родителей, периодически сменяемая 1 раз в неделю, показывает чему дети обучались в группе: «Домашняя газета», «Успехи вашего ребёнка», «Книга рекордов Гиннеса», «Советы специалистов» - информируют родителей о том, какие достигнуты высоты и по каким разделам идёт воспитание и обучение ребёнка.
Педагоги готовят совместные со специалистами консультации для родителей (индивидуальные и групповые) по вопросам обучения и воспитания детей в предшкольный период.
Выводы. Высокий уровень развития знаний, умений и навыков детей в подготовительной к школе группе обеспечен компетентным подходом квалифицированных педагогов, их умением так организовать образовательный процесс в группе, развивающую среду, взаимодействие с родителями, чтобы всесторонне развивать и совершенствовать ребёнка.
Итоги фронтальной проверки подтверждают данные выводы. Организация учебно-воспитательной находится на достаточном уровне.
Предложения. Рекомендовать педагогам МОУ использовать опыт работы воспитателей подготовительной к школе группы на заседании педсовета. Представить опыт работы воспитателя Ивановой И.И. по работе родителями на уроне РМО в срок до 15.03.2005г.
Администрации МОУ поощрить воспитателей подготовительной группы за творческий подход, результативность и качественную подготовку детей к школе.
Дата: 21.01.2005 г.
С предложениями ознакомлены:
Приложение № 6
Приказ
По МОУ НШ-ДС «Сказка»
№6 от 26.01.2005г.
Об итогах проведении фронтальной
проверки в подготовительной к школе
группе МОУ.
В соответствии с планом работы МОУ с 16 по 21 января 2005 года администрацией МОУ была проведена фронтальная проверка подготовительной к школе группы по теме: «Состояние учебно-воспитательного процесса» (воспитатель Иванова И.И.)
По итогам проверки были сделаны следующие выводы: в подготовительной к школе группе обеспечен высокий уровень развития знаний, умений, навыков.
На основании вышеизложенного
Приказываю:
Поощрить воспитателя подготовительной к школе группы Иванову И.И. премией в размере 1000 рублей за высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе.
Оформить запись в трудовую книжку.
Директор МОУ НШ-ДС «Сказка» Ф.И.О.
С приказом ознакомлена:
Дата Подпись Ф.И.О.
Приложение № 7
Аналитическая справка
по итогам фронтальной проверки в подготовительной к школе группы по теме «Состояние учебно-воспитательного процесса»
На основании приказа от 15.01.2005г. № 3, в период с 16.01. по 21.01.2005г. была проведена проверка в подготовительной к школе группе по вопросу «состояние УВП».
В ходе проверки была изучена следующая документация: перспективный и календарный планы работы, учебный план группы, план работы с родителями, протоколы родительских собраний, карты обследовании детей, материалы работы педагогов по темам самообразования. Проведена визуальная оценка развивающей среды, беседа с детьми, с педагогами.
В ходе проверки было выявлено следующее: у воспитателей подготовительной к школе группы Ивановой И.И., Петровой П.П. имеется перспективный и календарный планы работы), последняя проверка плана проводилась заместителем директора по УВР 20.12.04). Данные методистом рекомендации выполняются частично. В календарном планировании не отражена индивидуальная работа с детьми (одарёнными, отстающими). В соответствии со ст. 15 «Закона об образовании» организация образовательного процесса регламентируется учебным планом. Количество и виды занятий соответствуют возрастным особенностям детей. В группе имеются карты обследования детей (проведены по следующим направлениям: речевое развитие, ФЭМП, изобразительная деятельность).
Педагоги знают особенности развития детей подготовительной группы, знакомы со спецификой образовательной работы с детьми.
В группе созданы определённые условия для организации образовательного процесса.
Творческое преобразование среды не ведётся, авторских пособий нет. Нет атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр, уголка для развития логического мышления детей, не оформлен уголок природы.
Работа по выполнению регионального компонента «Развитие театрализованной деятельности» организованна на допустимом уровне.
Воспитателями группы составлен план работы с родителями воспитанников, в котором мероприятия спланированы по месяцам. Наглядная агитация для родителей оформляется регулярно. Согласно плану проводятся родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации для родителей (имеются протоколы родительских собраний, но нет конкретных решений, сроков исполнения). Родители данной группы принимают активное участие в работе родительского комитета. Со всеми родителями заключены договора. По результатам анкетирования 80% родителей удовлетворены информированностью о работе группы.
В соответствии со ст. 14 п. 6 Закона «Об образовании» в группе реализуются дополнительные образовательные услуги (бесплатно). Воспитатель Иванова И.И. организует кружковую работу с детьми эстетического направления (кружок «Капельки», 10 детей, работа ведётся 1 раз в неделю). Ведётся тетрадь посещаемости детьми кружка, но нет плана работы кружка, не определена тематика занятий.
Профессиональный уровень педагогов соответствует требованиям, предъявляемым для педагогов 2 квалификационной категории. Педагоги прошли курсы повышения квалификации в 2002 году. В течение 2-х лет педагоги работают по темам самообразования (указываются темы). Творческих планов на 2004 – 2005 учебный год нет, но сделан подбор методической литературы. В октябре 2004 г. (протокол № 2 от 10.10.04) педагог Иванова И.И. выступала на педсовете по вопросу «Развитие связной речи у дошкольников». Взаимодействие педагогов с детьми носит характер сотрудничества. За первое полугодие заместителем директора по УВР посещено три занятия, директором два. В ноябре 2004г.- организован коллектив просмотр занятия «Обучение грамоте» анализ прилагается. Педагоги принимают участие в работе м/о детского сада.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
- Обследование детей проведено не в полном объёме.
- Предметно-развивающая среда требует совершенствования.
- Нет системы планирования индивидуальной работы с детьми.
- Организация кружковой работы не отвечает требованиям.
- Работа педагогов по самообразованию на допустимом уровне.
Предложения:
- Обследование детей провести до мая по всем разделам программы.
- Оформить атрибуты по театрализованной деятельности детей, для организации сюжетных игр. Оборудовать уголок природы (до25.02 05г.)
- Систематически планировать индивидуальную работу с детьми.
- Документацию по кружковой работе привести в соответствии с требованиями (до 20.02.05г.)
- Разработать творческий план по самообразованию (до 20.02.05г.)
Меры заместителя директора по УВР по программно-методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса:
1-Провести консультацию с педагогами «Мониторинг развития детей» (срочно)
2-Систематический контроль за календарным планированием воспитателей.
3-На заседании м/о рассмотреть вопрос, о самообразовании педагогов март 2005г.
4-Разработать программу самостоятельного развития педагогов (до 1.03.2005г.)
5-Организовать взаимопосещения педагогов; занятий подготовительной группы.
Дата проверки: 26.01.05 С предложениями ознакомлен ___________
Приложение № 8
Приказ
По МОУ НШ-ДС «Сказка»
№6 от 26.01.2005г.
Об итогах проведении фронтальной
проверки в подготовительной к школе
группе МОУ.
В соответствии с планом работы МОУ с 16 по 21 января 2005 года администрацией МОУ была проведена фронтальная проверка подготовительной к школе группы по теме: «Состояние учебно-воспитательного процесса» (воспитатели Иванова И.И., Петрова П.П.).
По итогам проверки были сделаны следующие выводы:
1.Обследование детей проведено не в полном объёме.
2.Предметно-развивающая среда требует совершенствования.
3.Нет системы планирования индивидуальной работы с детьми.
4.Организация кружковой работы не отвечает требованиям.
5.Работа педагогов по самообразованию находиться на допустимом уровне.
На основании вышеизложенного
Приказываю:
1.Применить к основному воспитателю подготовительной к школе группы Ивановой И.И. дисциплинарное взыскание – замечание за ненадлежащее исполнение ею возложенных функциональных обязанностей, в частности, п. 23 должностной инструкции.
2.Заместителю директора по УВР Сидоровой С.С.:
2.1.Направить основного воспитателя подготовительной к школе группы Иванову И.И. на курсы повышения квалификации в ИПК и ПРО, срок – февраль 2005 г.
2.2.Оказать методическую помощь воспитателям Ивановой И.И., Петровой П.П.
2.3.Провести повторный контроль за календарным планированием, планированием кружковой работы.
Основание: письменная объяснительная Ивановой И.И. от 22 января 2005 г.
Директор МОУ НШ-ДС «Сказка» Ф.И.О.
С приказом ознакомлена:
Дата Подпись Ф.И.О.
Приложение № 9
Карточка анализа занятия по проблеме "Осуществление | |||||||||
дифференцированного подхода к детям" | |||||||||
Программное содержание: | |||||||||
Занятие |
|
|
|
|
|
|
| ||
Тема |
|
|
|
|
|
|
| ||
№ | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| ||||
п/п |
|
|
|
|
| высокий | средний | низкий | |
1 | Знание педагогом индивидуальных возможностей |
|
|
| |||||
| детей |
|
|
|
|
|
|
| |
2 | Планирование программного содержания, задач |
|
|
| |||||
| занятия с учетом индивидуальных возможностей |
|
|
| |||||
3 | Выбор оптимального варианта занятия с учетом |
|
|
| |||||
| индивидуальных возможностей детей группы: |
|
|
| |||||
| а) содержание занятия; |
|
|
|
| ||||
| б)формы (фронтальная, подгрупповая, индивидуал.) |
|
|
| |||||
| в) методы и приемы; |
|
|
|
| ||||
| г) средства; |
|
|
|
| ||||
| д) организация деятельности детей |
|
|
|
| ||||
4 | Эффективность применения приемов дифференц-и |
|
|
| |||||
5 | Активность и самостоятельность детей |
|
|
|
| ||||
6 | Система контроля и получения информации |
|
|
| |||||
| о реализации задач занятия, оценивание деятельн. |
|
|
| |||||
| детей |
|
|
|
|
|
|
| |
7 | Подведение итогов работы с детьми. Анализ и |
|
|
| |||||
| коррекция в ходе воспитательно-образовательного |
|
|
| |||||
| процесса результатов воспитания, обучения и разв. |
|
|
| |||||
8 | Уровень реализации задач занятия: |
|
|
|
| ||||
| а) воспитательный аспект; |
|
|
|
| ||||
| б) обучающий аспект; |
|
|
|
| ||||
| в) развивающий аспект (выход на зону ближайшего |
|
|
| |||||
| развития детей) |
|
|
|
|
|
| ||
| ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
| |
Предложения проверяющего: | |||||||||
Ф.И.О. воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| ||
Ф.И.О. наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| ||
Дата |
|
|
| ||||||
| Программа наблюдения за профессионально-педагогическими | ||||||||
умениями педагога, направленными на формирование у детей | |||||||||
познавательного интереса на занятии | |||||||||
№ п/п | Умения |
|
|
| Ф.И.О педагога ДОУ |
| |||
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
| Уровень сформированности умений | ||||
1 | Планировать формирование познават. |
|
|
|
| ||||
| интереса на занятии |
|
|
|
|
|
| ||
2 | Предусматривать трудности обучающего |
|
|
|
| ||||
| материала для отдельных детей |
|
|
|
| ||||
3 | Проектировать индивидуальный подход |
|
|
|
| ||||
| на занятии к детям |
|
|
|
|
|
| ||
4 | Включать в обучающий материал |
|
|
|
| ||||
| занимательные упражнения, задания на |
|
|
|
| ||||
| развитие у детей любознательности и |
|
|
|
| ||||
| любопытства |
|
|
|
|
|
| ||
5 | Насыщенность материалом, развивающ. |
|
|
|
| ||||
| мыслительную активность детей |
|
|
|
| ||||
6 | Подбирать задания для самостоятельной |
|
|
|
| ||||
| работы детей |
|
|
|
|
|
| ||
7 | Подбирать рациональные виды заданий |
|
|
|
| ||||
| для детей с низким и высоким уровнем |
|
|
|
| ||||
| развития |
|
|
|
|
|
|
| |
8 | Использовать на занятии имеющиеся у |
|
|
|
| ||||
| детей знания, умения и навыки |
|
|
|
| ||||
9 | Побуждать детей к постановке познават. |
|
|
|
| ||||
| вопросов |
|
|
|
|
|
|
| |
10 | Проводить объяснения с учетом на |
|
|
|
| ||||
| самостоятельный поиск детей |
|
|
|
|
| |||
11 | Обучать рациональным приемам |
|
|
|
| ||||
| решения мыслительных задач |
|
|
|
|
| |||
12 | Осуществлять дифференцированный |
|
|
|
| ||||
| подход на занятии |
|
|
|
|
|
| ||
13 | Использовать разнообразные формы |
|
|
|
| ||||
| поощрения |
|
|
|
|
|
| ||
14 | Формировать веру в свои возможности |
|
|
|
| ||||
15 | Разнообразить формы самостоятельного |
|
|
|
| ||||
| выполнения заданий |
|
|
|
|
| |||
16 | Создавать эмоционально-положительное |
|
|
|
| ||||
| отношение к занятию |
|
|
|
|
| |||
Условные обозначения: В -высокий; С -средний; Н -низкий |
Карточка анализа занятия по развитию элементарных | ||||||||
математических представлений | ||||||||
Программное содержание: | ||||||||
Тема: |
|
|
|
|
| |||
|
| |||||||
№ п/п | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| |||
|
|
|
|
|
| высокий | средний | низкий |
1 | Соответствие материала программным требованиям |
|
|
| ||||
2 | Части занятия,их последовательность,роль, |
|
|
| ||||
| целесообразность |
|
|
|
| |||
3 | Предварительная работа с детьми |
|
|
|
| |||
4 | Приемы и методы объяснения |
|
|
|
| |||
5 | Приемы и методы активизации |
|
|
|
|
| ||
6 | Использование подобранного материала и нагляд- |
|
|
| ||||
| ности на занятии |
|
|
|
| |||
7 | Использование ТСО |
|
|
|
|
|
| |
8 | Умение направить индивидуальную и фронтальную |
|
|
| ||||
| работу на решение поставленных задач |
|
|
|
| |||
9 | Умения детей |
|
|
|
|
|
| |
10 | Использование воспитателем математической |
|
|
| ||||
| терминологии |
|
|
|
| |||
11 | Гигиенические условия организации занятия |
|
|
| ||||
12 | Контроль и подведение итогов |
|
|
|
| |||
13 | Эмоциональные реакции детей |
|
|
|
|
| ||
Предложения проверяющего: | ||||||||
Ф.И.О.воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Дата |
|
| ||||||
Карточка анализа руководства педагогом | ||||||||
изобразительной деятельностью детей | ||||||||
Программное содержание: | ||||||||
Занятие |
|
|
|
|
|
|
| |
Тема |
|
|
|
|
|
|
| |
№ п/п | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| |||
|
|
|
|
|
| высокий | средний | низкий |
1 | Доступность и целесообразность темы |
|
|
|
| |||
2 | Соответствие содержания программным требов-ям |
|
|
| ||||
3 | Предварительная работа |
|
|
|
|
| ||
4 | Организация детей: |
|
|
|
| |||
| форма занятия; |
|
|
|
| |||
| посадка детей; |
|
|
|
| |||
| создание игровой мотивации |
|
|
|
| |||
5 | Качество показа технических приемов изображения, |
|
|
| ||||
| лепки (четкость,краткость,доступность) |
|
|
|
| |||
6 | Индивидуальная работа |
|
|
|
| |||
7 | Стимулирование детского творчества на занятии |
|
|
| ||||
8 | Приемы обучения и исправления ошибок |
|
|
|
| |||
9 | Результат деятельности: качество выполн.работы |
|
|
| ||||
10 | Анализ деятельности детей воспитателем |
|
|
| ||||
11 | Связь с другими занятиями |
|
|
|
|
| ||
12 | Использование народного фольклора или обучение |
|
|
| ||||
| народным промыслам |
|
|
|
|
| ||
Предложения проверяющего: | ||||||||
|
|
|
|
|
| |||
Ф.И.О.воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Дата |
|
| ||||||
Карточка анализа руководства педагогом играми детей | ||||||||||
Программное содержание: | ||||||||||
Занятие |
|
|
|
|
|
|
| |||
Тема |
|
|
|
|
|
|
| |||
№ п/п | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| |||||
|
|
|
|
|
| высокий | средний | низкий | ||
1 | Понимание своей роли в руководстве игрой |
|
|
| ||||||
2 | Создание условий для игровой деятельности детей |
|
|
| ||||||
3 | Учет воспитателем уровня развития игровой деят. |
|
|
| ||||||
4 | Оснащенность игры необходимым игровым инвент. |
|
|
| ||||||
5 | Использование игры в целях всестороннего |
|
|
| ||||||
| развития детей |
|
|
|
|
|
| |||
6 | Развитие у детей инициативы и самостоятельности |
|
|
| ||||||
| в игре,активности в реализации игровых замыслов |
|
|
| ||||||
7 | Формирование у детей умений создавать разнообр. |
|
|
| ||||||
| сюжеты игры,согласовывать замыслы с партнерами. |
|
|
| ||||||
| придумывать новые правила игры и соблюдать |
|
|
| ||||||
| соглашение относительно принятых совместных |
|
|
| ||||||
| правил в процессе игры |
|
|
|
|
| ||||
8 | Полнота раскрытия в содержании игры тех или |
|
|
| ||||||
| иных событий или явлений |
|
|
|
| |||||
9 | Характер ролевых и товарищеских отношений |
|
|
| ||||||
| между детьми в процессе игры |
|
|
|
| |||||
10 | Развитие умений детей самостоятельно организо- |
|
|
| ||||||
| вывать совместную игру,справедливо решать |
|
|
| ||||||
| возникающие в игре конфликты |
|
|
|
| |||||
11 | Ориентация детей на сотрудничество и состязание |
|
|
| ||||||
| в совместной игровой деятельности |
|
|
|
| |||||
12 | Педагогическая оправданность внесения в игру |
|
|
| ||||||
| той или иной игрушки,правильность ее внесения |
|
|
| ||||||
13 | Обсуждение с детьми прошедшей игры,формиров. |
|
|
| ||||||
| у них оценочного отношения не только к выполне- |
|
|
| ||||||
| нию ролей, но и ко всей игре в целом |
|
|
|
| |||||
14 | Доступность игрового материала для использ-я |
|
|
| ||||||
| его детьми |
|
|
|
| |||||
| ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
| ||
Предложения проверяющего: | ||||||||||
Ф.И.О.воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |||
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |||
Дата |
|
| ||||||||
Карточка анализа деятельности педагога по организации | ||||||||
праздников, развлечений, досугов | ||||||||
Программное содержание: | ||||||||
№ п/п | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| |||
|
|
|
|
|
| высокий | средний | низкий |
1 | Оформление зала,участка,группы |
|
|
|
| |||
2 | Содержательность: |
|
|
|
| |||
| соответствие теме; |
|
|
|
| |||
| соответствие возрасту; |
|
|
|
| |||
| соответствие программному содержанию |
|
|
|
| |||
3 | Качество исполнения детьми: |
|
|
|
|
| ||
| песен; |
|
|
|
| |||
| танцев; |
|
|
|
| |||
| стихов; |
|
|
|
| |||
| хороводов |
|
|
|
|
|
| |
4 | Активность детей |
|
|
|
| |||
5 | Эмоциональные реакции детей |
|
|
|
|
| ||
6 | Роль взрослых при подготовке и проведении |
|
|
| ||||
7 | Использование народного фольклора |
|
|
|
| |||
8 | Использование народных игр |
|
|
|
|
| ||
Предложения проверяющего: | ||||||||
Ф.И.О.воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Дата |
|
| ||||||
Карточка анализа деятельности педагога | ||||||||
по организации закаливающих процедур | ||||||||
Программное содержание: | ||||||||
№ п/п | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| |||
|
|
|
|
|
| высокий | средний | низкий |
1 | Соответствие вида закаливания возрасту и |
|
|
| ||||
| состоянию здоровья детей |
|
|
|
|
| ||
2 | соответствие оборудования виду закаливания |
|
|
| ||||
3 | Организация детей |
|
|
|
|
|
| |
4 | Соблюдение гигиенических норм при проведении |
|
|
| ||||
| закаливающих процедур |
|
|
|
| |||
5 | Овладение воспитателем методикой проведения |
|
|
| ||||
| данного вида закаливания |
|
|
|
|
| ||
6 | Согласованность действий воспитателя и |
|
|
|
| |||
| помощника воспитателя |
|
|
|
| |||
7 | Овладение детьми навыками выполнения соответ. |
|
|
| ||||
| процедуры закаливания |
|
|
|
|
| ||
8 | Эмоциональный настрой детей |
|
|
|
| |||
9 | Использование музыки в соответствии с видом |
|
|
| ||||
| закаливания |
|
|
|
|
|
| |
Предложения проверяющего: | ||||||||
Ф.И.О.воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Дата |
|
| ||||||
Карточка анализа деятельности педагога | ||||||||
по организации труда детей | ||||||||
Программное содержание: | ||||||||
№ п/п | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| |||
|
|
| высокий | средний | низкий | |||
1 | Умение использовать разнообразные виды труда в |
|
|
| ||||
| соответствии с возрастом детей |
|
|
|
| |||
2 | Оборудование для труда и его соответствие |
|
|
| ||||
| возрасту детей и требованиям программы |
|
|
| ||||
3 | Организация труда |
|
|
|
|
|
| |
4 | Решение воспитательных задач в соответствии с |
|
|
| ||||
| требованиями программы |
|
|
|
| |||
5 | Оценка деятельности детей и результатов их труда |
|
|
| ||||
6 | Эмоциональное отношение детей к труду |
|
|
|
| |||
7 | Умение включать в трудовую деятельность детей, |
|
|
| ||||
| не проявляющих интереса к труду |
|
|
|
| |||
8 | Организация дежурства |
|
|
|
| |||
9 | Гигиенические условия занятия |
|
|
|
| |||
10 | Развитие познавательного интереса к труду |
|
|
| ||||
| взрослых |
|
|
|
|
|
|
|
Предложения проверяющего: | ||||||||
Ф.И.О.воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Дата |
|
| ||||||
Карточка анализа деятельности педагога | ||||||||
по организации прогулки | ||||||||
Программное содержание: | ||||||||
№ п/п | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| |||
|
|
|
|
|
| высокий | средний | низкий |
1 | Планирование прогулки |
|
|
|
|
| ||
2 | Организация выхода на прогулку: |
|
|
|
| |||
| умения детей; |
|
|
|
| |||
| постепенность выхода; |
|
|
|
| |||
| участие помощника воспитателя |
|
|
|
| |||
3 | Условия для проведения прогулки: |
|
|
|
| |||
| время прогулки; |
|
|
|
| |||
| выносной материал; |
|
|
|
| |||
| место прогулки; |
|
|
|
| |||
| одежда детей,ее соответствие погоде |
|
|
|
| |||
4 | Проведение наблюдений. Использование устного |
|
|
| ||||
| народного творчества - закличек.приговорок, |
|
|
| ||||
| примет и др. |
|
|
|
| |||
5 | Игры (коллективные,индивидуальные): |
|
|
|
| |||
| сюжетно-ролевые игры; |
|
|
|
| |||
| подвижные игры; |
|
|
|
| |||
| народные игры |
|
|
|
|
|
| |
6 | Работа по развитию основных движений |
|
|
|
| |||
7 | Организация трудовой деятельности |
|
|
|
| |||
Предложения проверяющего: | ||||||||
Ф.И.О.воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Дата |
|
| ||||||
Карточка анализа занятия кружка | ||||||||
Программное содержание: | ||||||||
Тема |
|
|
|
|
|
|
| |
Группа |
|
|
|
|
|
|
| |
№ п/п | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| |||
|
|
|
|
|
| высокий | средний | низкий |
1 | Планирование работы кружка |
|
|
|
|
| ||
2 | Выполнение поставленных задач |
|
|
|
| |||
3 | Готовность занятия: |
|
|
|
|
|
| |
| своевременность начала; |
|
|
|
| |||
| включенность участников кружка и его деятел-ть; |
|
|
| ||||
| активность и самостоятельность детей; |
|
|
|
| |||
| эмоциональный настрой; |
|
|
|
| |||
| дидактические и материальные условия |
|
|
|
| |||
4 | Формы и методы проведения занятий |
|
|
|
| |||
5 | Заключение: |
|
|
|
|
|
| |
| достижение цели; |
|
|
|
| |||
| развитие личности ребенка средствами кружковой |
|
|
| ||||
| деятельности |
|
|
|
|
|
| |
Предложения проверяющего: | ||||||||
Ф.И.О.воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Дата | ||||||||
Анкета для родителей по оценке итогового занятия | ||||||||
Ф.И.О. родителя |
|
|
| Занятие |
|
|
| |
№ п/п | Вопросы |
|
| Ответы |
| |||
|
|
|
|
|
| да | нет | частично |
1 | Понравилось ли Вам занятие? |
|
|
|
|
| ||
1.1. | Присутствует ли эмоциональность в общении |
|
|
| ||||
| с детьми? |
|
|
|
| |||
1.2. | Учитываются ли интересы и способности ребенка |
|
|
| ||||
| на занятиях? |
|
|
|
| |||
1.3. | Умеет ли воспитатель создавать такую обстановку, |
|
|
| ||||
| чтобы ребенок почувствовал себя не только |
|
|
| ||||
| участником, но и соавтором? |
|
|
|
| |||
2 | Способствует ли занятие развитию Вашего ребенка? |
|
|
| ||||
3 | Умеет ли Ваш ребенок оценивать свою деят-ть, |
|
|
| ||||
| анализировать свои действия? |
|
|
|
| |||
4 | Активен ли Ваш ребенок на занятии? |
|
|
|
| |||
5 | Какое занятие с Вашим ребенком Вы хотели бы |
|
|
| ||||
| увидеть: |
|
|
|
| |||
5.1. | Рисование |
|
|
|
| |||
5.2. | Конструирование |
|
|
|
| |||
5.3. | Трудовая деятельность |
|
|
|
| |||
5.4. | Игра |
|
|
|
| |||
5.5. | Математика |
|
|
|
| |||
5.6. | Музыкальное занятие |
|
|
|
| |||
5.7. | Физкультурное занятие |
|
|
|
| |||
5.8. | Грамота |
|
|
|
| |||
5.9. | Логика |
|
|
|
| |||
5.10. | Пространственная ориентировка |
|
|
|
| |||
Ф.И.О.педагога |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Дата |
|
| ||||||
Карточка анализа деятельности педагога по ознакомлению детей | ||||||||
с традиционной народной культурой | ||||||||
Программное содержание: | ||||||||
№ п/п | Показатели оценивания |
|
| Критерии оценки |
| |||
|
|
|
|
|
| высокий | средний | низкий |
1 | Умение подобрать материал для оформления |
|
|
| ||||
| группы: |
|
|
|
| |||
| учет возрастных особенностей; |
|
|
|
| |||
| эстетичность, привлекательность |
|
|
|
| |||
2 | Умение определять содержание деятельности |
|
|
| ||||
| в организационных уголках |
|
|
|
| |||
3 | Умение проводить народные игры: в группе, |
|
|
| ||||
| на прогулке, перед занятием, на занятии, в свобод. |
|
|
| ||||
| деятельности, на зарядке и.т.д. |
|
|
|
| |||
4 | Оформление дидактических игр и дидактических |
|
|
| ||||
| материалов в группе по народной культуре |
|
|
| ||||
| (альбом, карточки, конверты с играми и др.) |
|
|
| ||||
5 | Умение использовать разнообразную литературу |
|
|
| ||||
| по народной культуре (как для детей, так и для |
|
|
| ||||
| самообразования) |
|
|
|
|
|
| |
6 | Наличие раздела в микрокабинете по народной |
|
|
| ||||
| культуре и его наполняемость |
|
|
|
| |||
7 | Участие в творческих методических разработках |
|
|
| ||||
| с использованием фольклорных форм |
|
|
|
| |||
Предложения проверяющего: | ||||||||
Ф.И.О.воспитателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Ф.И.О.наблюдателя |
|
|
|
| подпись |
|
| |
Дата |
|
| ||||||
Приложение № 10
Этика инспектора: он «не опасен» для проверяемых
В. Сауткин, начальник Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования Министерства образования РФ
Многие беды системы образования возникли и по причине недостатков в контрольной деятельности. Это, разумеется, не означает, что мы, Министерство образования, хотим, как в былые времена, накинуть на школу жесткую административную узду. Речь идет о создании такого правового пространства, в котором бы неуклонно и строго соблюдались права всех участников учебно-воспитательного процесса - учителей, учащихся, их родителей, учредителей и руководителей учебных заведений. А инспектор любого уровня, как, впрочем, и каждый, кому доверены контроль и проверка, должен быть образцом и примером выполнения законодательства.
На сегодняшний день основным документом, посвященным контролю, является приказ министра образования от 5 октября 1999 года за номером 473 «Об упорядочении инспекционно-контрольной деятельности в системе образования». Установлены три уровня инспекционно-контрольной деятельности: субъект федерации, муниципалитет, образовательное учреждение. Примерные положения об этих уровнях даны в письме Министерства образования РФ «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности» от 10 сентября 1999 года № 22-06-874. На основе этих документов всем руководителям образования, региональным, муниципальным, непосредственно школьным, предлагается проанализировать, кто и как осуществляет контроль в подведомственных им учреждениях. К примеру, если мы хотим, чтобы управление образованием носило общественно-государственный характер, то, на мой взгляд, к контрольной деятельности должны быть привлечены ученики и их родители.
Открытый контроль
Кроме того, в нормативных документах органов управления образованием субъекта федерации, муниципального объединения, образовательного учреждения необходимо установить порядок осуществления контрольных функций: четко определить, кто именно и какие вопросы насколько глубоко и часто проверяет, какие виды и формы контроля доступны тому или иному проверяющему. Советую при этом взять за основу рекомендации, приведенные в указанном выше письме.
И наконец, нужно научить людей, которым доверены контрольные функции, осуществлять их грамотно, достойно и с уважением к людям. В наших рекомендациях есть такой раздел: «этика инспектора». Скажем, если я, инспектор, проверяю деятельность какого-то должностного лица, то изначально исхожу при этом из своего рода «презумпции невиновности», то есть никоим образом не считаю, что проверяемый сделал что-то во вред школе, педагогам, ученикам, уважаю его авторитет в коллективе. Инспектор - не Фантомас, у него не может быть маски, и проверяемые не должны опасаться, что рано или поздно он покажет свое истинное «нутро». Контроль должен быть открытым. Руководителя организации надо заблаговременно ознакомить с план-заданием инспектора, с тем, какие именно вопросы будут затронуты при проверке, какие потребуются при этом документы и, наконец, каковы критерии оценки.
К сожалению, реальная жизнь показывает, что наши рекомендации нередко поддерживаются лишь на словах, а на деле живучи стереотипы. Контролеры часто превышают свою компетенцию при проверках. Так, многие проверяющие считают, что, инспектируя школу, они могут зайти на урок к любому учителю. Это неправильно. Контроль деятельности учителя - обязанность и право директора школы и его заместителей, все остальные, какими бы большими начальниками они ни были, не имеют права оценивать педагога. Так определяет Закон «Об образовании». Учитель самостоятельно выбирает методику проведения урока, а у нас часто проверяющий лишь смотрит, насколько активны на занятии дети, как используются средства наглядности или какие-либо другие элементы, и на этом строит свои суждения. А зачем? Разве можно по таким мимолетным и частным признакам судить о работе педагога? Считаю, что только школьная администрация обязана контролировать деятельность своих учителей.
Многих руководителей школ интересует, как часто им надо ходить на уроки. В наших рекомендациях сказано, что количество и тематика проверок находятся в исключительной компетенции лица, организующего контроль. Никаких нормативов на проверку не существует. Со своей стороны, я советую директорам наблюдать результаты деятельности учителя посредством административных работ. Два раза в году, не меньше, проводить необходимые срезовые работы. Для чего? Чтобы сравнивать результаты первого и последующих «срезов». И тогда всех педагогов можно разделить на четыре категории.
Если у педагога результаты первого и второго «срезов» совпадают, то, стало быть, такой педагог не навредил детям. Уровень их знаний и умений не ухудшился. Значит, это стабильно работающий учитель. Нет причин ходить к нему на уроки.
Если мы увидим, что результаты школьников улучшились, то их учитель - педагог из «золотого фонда» школы, его надо хвалить и всячески поощрять.
Третья категория учителей - те, у которых дети показали ухудшение результатов. Они и требуют к себе особого внимания со стороны руководителей, специалистов методических служб. К ним надо почаще ходить на уроки, помогать, не дожидаясь выпускных экзаменов, когда уже поздно что-либо изменить. Надо попытаться повлиять на учителя раньше. Правда, иногда это бывает бесполезно. Чего греха таить, есть такие педагоги, которых сколько ни учи - ничего не помогает. Но и с ними необходимо работать. Надо, чтобы руководитель школы и другие проверяющие в результате смогли убедить учителя заниматься самоанализом своей работы. Если это удастся, то пользы будет гораздо больше, чем от бесконечных внешних проверок.
И, наконец, четвертая группа педагогов - это те, кто хочет пройти процедуру аттестации. К ним надо приходить несколько раз на серию уроков для того, чтобы дать объективную характеристику.
При проверке учителя школьная администрация может использовать внешних экспертов, например, других учителей по данному предмету из своей или другой школы. Однако их надо облечь властью. Директор должен написать приказ о допуске и утвердить план-задание для проверки, в котором указываются критерии, по которым проверяется та или иная деятельность.
Сколько раз надо проверять школу?
Сколько раз надо проверять образовательное учреждение? Не меньше двух раз в год. Обязательно - во время итоговой аттестации выпускников. Сегодня мы смотрим лишь результаты двух экзаменов, да и то только у претендентов на золотые и серебряные медали. А всем остальным оценки ставят учителя. Что я там поставил ученикам, например, по физике, если они даже экзамен мой не выбрали, - это только от меня зависит. Противоречие заключается в том, что оценка является личностной, а документ дает государство. Так что «государево око» здесь необходимо, чтобы все было ответственно и объективно. Конечно, посетить все учебные заведения в этот период мы не можем. Но представители органов управления образованием непременно должны поинтересоваться порядком проведения аттестации, просмотреть письменные работы и итоговые протоколы по устным предметам. Можно опротестовать оценку по письменному экзамену, так как есть работа. Абсолютно уверен, что, взяв стопку экзаменационных работ по математике, я обязательно найду в ней две одинаковые работы, оцененные разными баллами. Объясняется это тем, что итоговая оценка в школе носит личностный характер. «Петя был более активен и прилежен, чем Вася, и получил поэтому более высокую оценку» - так объясняют педагоги. Конечно, оценка должна носить стимулирующий характер, но это правило касается текущих, а не итоговых отметок.
Еще тяжелее с устными экзаменами, процедура которых не выдерживает никакой критики. Мне очень больно и обидно за наших выпускников. Протокол устного ответа в значительной части учебных заведений не ведется, не указываются особые мнения членов комиссии, не отмечается, кто какую оценку поставил, а выставляется только итоговая. Так что оценка устного экзамена - проблема, которая до сих пор не разрешена.
Второй раз следует посещать школу на предмет готовности к началу нового учебного года. Надо проследить (этого требует закон), как выполняются требования выданной лицензии. И акт приемки школы должен стать актом проверки выполнения лицензии. К тому же надо выяснить, сколько школа набрала учащихся, есть ли в ней достаточное количество учителей, средств обучения и прочего, что необходимо для организации учебно-воспитательного процесса.
Третий визит инспектора в школу зависит от мониторинга или анализа функционирования образовательного учреждения, проводимого органом управления. Конечно, визит может быть по жалобе родителей или членов коллектива, от такого оперативного посещения никто не застрахован. А может быть и плановая проверка по определенному заданию, например, как обстоит дело с преподаванием математики. При этом хочу особо подчеркнуть, что сегодня право на тестирование детей, на проведение всевозможных срезов и контрольных работ - компетенция образовательного учреждения. Директор обязан написать приказ о проведении внешней проверки и «пустить» вышестоящих проверяющих с их тестами и заданиями. Без согласования с руководителем школы ни один орган управления не вправе направить в его учебное заведение своих представителей с контрольными.
К тому же, чтобы проверить школу, инспектору вовсе не обязательно давать свои контрольные работы. Достаточно сравнить текущие оценки, выставленные учителем, и результаты административных контрольных работ и срезов, посмотрев предварительно их содержание. Если оценки совпадают, то такой школе можно доверять. В этом и заключается документальный контроль. Никто из проверяющих не имеет права вмешиваться в учебно-воспитательный процесс. Инспекционная деятельность должна быть построена через проверку результата, поскольку школа автономна в своей деятельности, а учитель, о чем было сказано выше, вправе выбрать любые методики преподавания.
Правила, понятные всем
Нередко приходится слышать от директоров школ такой вопрос: «Если муниципальный орган управления образованием отправляет в школу какую-то контрольную, то имею ли я право ее не проводить?» Да, ее можно не проводить. Контрольная работа - это промежуточная аттестация, а она находится в компетенции образовательного учреждения, которое самостоятельно выбирает систему такой аттестации. По этому поводу должен быть локальный акт, принятый педсоветом. В нем должно быть указано, как осуществляется перевод детей из класса в класс, сколько раз в четверти надо спросить ученика, чтобы поставить ему итоговую четвертную оценку по той или иной учебной дисциплине.
Но лишь принятием локального акта ограничиться нельзя. Необходимо изменить сам подход к определению оценки. Сегодня она строится на отрицании. Как учитель ставит отметки? Он выстраивает идеальный ответ и смотрит, насколько соотносится с ним реальный ответ, отмечая, что не сделано ребенком. Причем осуществляется все это прилюдно и громогласно, унижая и оскорбляя ребенка. Таким образом и формируется «выученная беспомощность». Давайте строить оценочную деятельность с того, что определим, без чего нельзя обойтись человеку, например, из курса физики, и это признаем за удовлетворительный уровень. А дальше пойдем по нарастающей и на основе этого будем спрашивать и оценивать. Ответил минимально необходимое - получи «удовлетворительно», захотел знать и уметь больше - отвечай больше и лучше на «хорошо» и «отлично». Ребенок имеет право учиться так, как хочет. Нельзя считать ученика плохим за то, что он не отвечает на «пятерку», это ущемляет его права.
Резонно задать вопрос: «А хорошо ли это, когда школа не допускает к себе внешних экспертов?» Конечно, не совсем хорошо. В таком случае школа лишается возможности сравнить себя с другими учебными заведениями. Я, как инспектор, должен непременно убедить директора (особенно, если его школа не считается лучшей) сравнить качество преподавания, допустим, русского языка в его и в соседней школе. Сегодня, к сожалению, многие оценочные суждения относительно школ не имеют реальной основы, вызваны давними стереотипами. Для объективной самооценки и признания в социуме школе нужно всегда сравнивать себя с другими образовательными учреждениями, при этом сравнение должно осуществляться на основе сопоставления с эталоном деятельности, со средним показателем, который должен определяться на основе некоторой общности группы учебных заведений. Например, нельзя сравнивать столичную гимназию и маленькую сельскую школу.
Однажды я оказался в обычной поселковой школе, и педагоги спросили меня: «Зачем вы, Виктор Федорович, к нам приехали? Мы ведь не выдающиеся. У нас нет победителей олимпиад, редко бывают выпускники-медалисты». И тогда я назвал им несколько позиций, по которым можно сказать, что они работают успешно. На пришкольном участке есть застекленная теплица, в здании много цветов, практически все учащиеся здороваются с пришедшими в школу взрослыми, нет детской преступности. И все это с учетом того, что большинство родителей не имеют даже законченного среднего образования. Это не просто хорошая школа - это золотая школа. А если я приехал в образовательное учреждение, где отобраны дети из элитных семей, то и принципы проверки другие.
Проверочная деятельность должна быть «прозрачной», то есть правила проверок необходимо заранее оговорить и сделать их понятными для тех, кого проверяем. Руководителя школы, которую мы планируем проверить, следует проинформировать об этом за десять дней.
Смотреть в школе можно все что угодно. Но задача инспектора - выявить минимально необходимое количество подлежащих проверке объектов, обеспечивающих нормальное функционирование образовательного учреждения. Обращать внимание прежде всего следует на то, как проводится государственная политика в области образования, соблюдаются нормы законодательства, выполняются ведомственные инструктивные документы, соблюдаются права участников учебно-воспитательного процесса.
При этом не следует проверять выполнение рекомендаций, даже если они исходят от нас, из министерства. Рекомендации можно взять на вооружение, добавив к ним что-то, а можно и просто отправить «в корзину». Например, если я проверяю уровень исполнительской дисциплины, что, кстати сказать, многим не нравится, то я обязательно интересуюсь, на какие нормативные документы министерства и как отреагировал руководитель. Желает он того или не желает, но он должен проводить государственную политику в области образования, а значит, работать на основе нормативных документов. Если сегодня руководитель школы отреагировал на половину наших документов - это, в принципе, нормальный показатель. Если отреагировал на 75% - это хорошо, если на 85-90% - великолепно. Больше я не беру, так как бумаг идет огромный поток. Нельзя требовать идеального выполнения всего: ведь у людей есть свои сложности, есть свои личные интересы.
Любая оценочная деятельность должна иметь положительный результат. Люди ждут, что проверяющий скажет что-то хорошее, и он не должен отбивать у людей желание работать. Причем «след» его работы должен остаться на бумаге в виде справки, доклада, озвученного на совещании. В любой контрольной деятельности есть несколько пластов информации. Есть информация для служебного пользования (та, которая предназначена только для меня и не подлежит разглашению), есть информация для руководителя проверяемой организации и есть информация для обнародования.
Инспекционная деятельность должна быть построена так, чтобы не надоедать ни школе, ни учителю, ни тем более ученику. К сожалению, очень часто сегодняшний контроль замыкается именно на ученике, который за все «отдувается». По знаниям ученика мы судим, хороший учитель или нет. Аттестуется педагог - опять проверяем знания ребенка.
Сейчас мы разрабатываем концепцию соблюдения норм законодательства в области образования. Она будет состоять из трех частей. В первой части будут определены предмет контроля каждого органа управления и должностного лица системы образования, частота и «глубина погружения» проверяющего в проблему и, главное, определены те нормы законодательства, которые должны быть выполнены неукоснительно. Там же будет предложен механизм и определена ответственность за реализацию норм законодательства в области образования.
Во второй части мы планируем описать права учителя, учащегося и его родителей и указать, в каких формах должен осуществляться их правовой всеобуч.
Третья часть будет посвящена инспекционной деятельности. В ней мы хотим дать алгоритм инспекционных проверок и правила инспектирования.
И наконец, мы ставим себе задачу сертифицикации инспекционно-контрольной деятельности. Сегодня при обучении управленцев им рассказывают о праве, экономике и многих других важных вещах, но разговора о том, как проверить свою работу и работу подчиненных, не ведется. Важно, чтобы проверяющий умел проверять и имел на данный вид деятельности сертификат, который, образно говоря, мог бы стать гарантией того, что инспектор «не опасен» для людей, которых он проверяет.
***
К сожалению, не все управленцы руководствуются при организации инспекционной деятельности таким подходом. Вот что я хочу сказать по этому поводу. Уважаемые коллеги! Подавляющее большинство из вас в свое время сами побывали в положении «проверяемых». Вспомните, что вы переживали, как чувствовали себя. Как, очевидно, невольно вздрогнули, услышав сакраментальное: «К нам едет ревизор». Давайте сделаем так, чтобы инспектора не боялись, чтобы ждали от него не хулы и разноса, а помощи и поддержки.
Журнал «Директор школы», №6, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по итогам фронтального контроля «Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе »
Справкапо итогам фронтального контроля«Готовность детей старшего дошкольного возрастак обучению в школе » Во исполнение плана контрольно-аналитической деятельности в период с 15...
план и график фронтального контроля
план и график фронтального контроля в средней группе детского сада...
Методическая разработка "Фронтальный контроль в ДОУ"
Фронтальный контроль - проводится с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом, (это может быть: методическая работа в ДОУ; организация учебно- воспитательной работы; экспери...
Фронтальный контроль по теме: «Организация сюжетно-ролевой игры на разных этапах ее развития»
Фронтальный контроль по теме: «Организация сюжетно-ролевой игры на разных этапах ее развития» (план, карты контроля, аналитическая справка по итогам)...
Справка по итогам фронтального контроля в ДОУ
Материал позволит познакомиться с одним из вариантов написания справки по итогам фронтального контроля в ДОУ...
Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»
Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...
СПРАВКА ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ «Готовность детей подготовительной группы к школьному обучению»
СПРАВКАФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ«Готовность детей подготовительной группык школьному обучению»В соответствии с годовым планом МДОУ детский сад № 1 «Улыбка» в период с...