Технология создания и использования в практике работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования
методическая разработка по теме

Материалы статьи предназначенны руководителям учреждения. В технологии прописаны этапы, цель и содержание работы на каждом этапе разработки программы ДОУ; прописан управленческий комплекс сопровождения от разработки до реализации ООПДО; дано методическое сопровождение ( образцы анкет, сценарии педагогических мероприятий, схемы, модели, таблицы) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc353.5 КБ
Microsoft Office document icon sostavlenie_klastera.doc33 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie-plan_rabochey_gruppy.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает его комплексность и вариативность, в связи, с чем на педагогический коллектив дошкольного учреждения возлагается большая ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы учреждения.

Факторы, обуславливающие  проектирование программы ДОУ:

  1. П.5 ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании»: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно…»
  1. Возрастание значимости процедур аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, в ходе которых рассматривается уровень реализуемых образовательных программ, их направленность и в соответствии с этим присваивается тот или иной статус данному учреждению.
  2. Необходимость развития государственно-общественных форм управления образованием, особенно в части активизации общественной составляющей данного процесса.
  3. Постоянно повышающиеся  требования социума к качеству дошкольного образования. Программа ДОУ должна стать надёжным организационным механизмом достижения искомого качества и последующего его совершенствования

Согласно последним нормативным документам и  введением в действие ФГТ,  изменился статус образовательной программы: она была инициативным документом, а стала  - обязательным. Образовательная программа в ДОУ -  это образовательный стандарт, обусловленный логикой развития самого ДОУ, его традициями, достижениями, возможностями, запросами основных социальных заказчиков — родителей (законных представителей)

Приступая к разработке основной образовательной программы ДОУ,  была проанализирована деятельность учреждения за период 2007-2011(« Программа развития ДОУ на  2007-2011»). По итогам анализа были определены, как позитивные стороны образовательной деятельности, так и выявлены недостатки и проблемы, которые легли в основу определения новых перспектив работы «Программы развития на 2011-2014 учебный год» и стали ориентиром в разработке основной образовательной программы ДОУ.

Модель

 руководства по разработке и реализации ООПДО

Заведующая

Старший воспитатель

Анализ деятельности образовательного учреждения

Подготовка педагогических кадров к реализации ООПДО

Разработка ООПДО

(рабочая группа, пед. коллектив)

Реализация ООПДО

Контрольно-аналитическая деятельность и внесение корректив в ООПДО

Основные этапы разработки ООПДО:

I - подготовительный

II - разработка проекта основной общеобразовательной  программы ДОУ

III – внедрение

I этап - подготовительный

Цель: изучить литературу и официальные нормативные документы, необходимые для разработки программы, и подготовить педагогический коллектив к пониманию необходимости создания образовательной программы своего образовательного учреждения.

Методическая работа с кадрами на I этапе разработки программы

Направление работы

Формы работы

1.

Обеспечение нормативными документами, методической литературой и их изучение

  1.  Оснащение методического кабинета с учётом ФГТ
  2.  Консультации: по основным направлениям развития ребёнка, комплексно-тематическому планированию, предметно-развивающей среде, мониторингу детей
  3.  Самообразование педагогов
  4. Изучение опытов работы в районе и городе

2.

Разработка наглядных практических материалов по данной проблеме в помощь педагогам

  1.  Разработка папки «В помощь педагогу»
  2.  Раздача методических распечаток педагогам
  3.  Создание презентаций по ФГТ

3.

Анкетирование педагогов, анализ педагогической компетенции с целью определение лидеров для создания рабочей группы по разработке ООПДО

  1.  Анкетирование
  2. Самоанализ
  3.  Наблюдение за деятельностью педагогов
  4.  Индивидуальные беседы

Форма работы - анкетирование

Уважаемы коллеги, нам очень важно Ваше мнение по кандидату в члены рабочей группы по разработке ООПДО.

Требования к кандидату:

  1. Стаж работы не менее 5лет
  2. Высокая квалификационная категория (первая или высшая).
  3. Профессиональная компетенция педагога (обучение на курсах, активное участие в методических мероприятиях, владение современными педагогическими технологиями и т.д.)
  4. Личностная компетенция педагога (педагогическая направленность, оптимизм, такт и  культура профессионального общения, педагогическая рефлексия: самоанализ проделанной работы, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью)
  5. ИКТ-компетентность

Подходит ли Ваша кандидатура?_______________________________________

Кого бы Вы могли предложить? (не менее 5 человек)______________________

Форма работы - самоанализ

для кандидатов рабочей группы по разработке ООПДО

1. Готовы ли Вы принять участие в разработке основной образовательной программы дошкольного образования?____________________________________

2. Ваши знания нормативной базы:

  1. Достаточные
  2. Недостаточные

3. Каким образом Вы хотели бы действовать при  разработке ООПДО:

  1. Разрабатывать все  разделы программы по одному возрасту
  2. Участвовать в разработке только определённого раздела программы

4.Оцените уровень владения методом проекта в работе с детьми:

  1. Больше владею теоретическими знаниями
  2. Владею теорией и практическими умениями
  3. Не владею

5. Какие нетрадиционные формы организации работы с детьми Вы можете предложить?_________________________________________________________    

6. Какие нетрадиционные формы работы с родителями и социальными партнёрами Вы можете предложить?__________________________________________________

7. Какие изменения должны произойти в организации предметно-развивающей среды для реализации нового подхода в  образовательной деятельности?_________

Форма работы – оказание методической помощи:

методическая  папка «В помощь педагогу»

Содержание папки:

  1. Картотека нормативно-правовой базы.
  2. Актуальность разработки образовательной программы.
  3. Положение о рабочей группе по разработке ООП.
  4. План деятельности Рабочей группы по разработке образовательной программы ДОУ.
  5. Памятки для педагогов по основным направлениям развития ребёнка, образовательным областям, видам детской деятельности.
  6. Образцы моделей и систем образовательной деятельности с детьми, примерное планирование педагогов и специалистов ДОУ.
  7. Материалы «Из опыта работы педагогов».
  8. Материалы мониторинга.
  9. Модели планирования взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами.
  10. Картотека полезных Internet ссылок по разработке ООП.

Управленческий комплекс мероприятий на I этапе разработки программы:

  1. Приказ по ДОУ о разработке образовательной программы с указанием ответственных лиц по основным направлениям работы.
  2. Утверждение положения «О Рабочей группе по разработке образовательной программы ДОУ» (приказ руководителя с приложением).
  3. Создание Рабочей группы из числа педагогов для написания образовательной программы (приказ руководителя).
  4. Разработка и утверждение плана по разработке образовательной программы (приложение к приказу).
  5. Перераспределение полномочий и ответственности в связи с реализацией образовательной программы.
  6. Внесение изменений в должностные инструкции сотрудников ДОУ.

Приложение: план работы рабочей группы по разработке ООПДО

II этап – разработка проекта образовательной программы ДОУ

Цель: разработать проект образовательной программы и критерии оценки ее реализации; представить его для обсуждения  педагогическому коллективу, родительской общественности.

Методическая работа с кадрами на II этапе разработки программы

Направление работы

Формы работы

1

Работа по основным разделам программы в соответствии с распределением обязанностей

Реализация плана рабочей группы:

  1.  Анализ
  2. Мозговой штурм
  3.  Практикумы
  4.  Педагогическая мастерская
  5.  Тренинг
  6.  Творческая лаборатория
  7. Дискуссия

2.

Представление проекта программы педагогическому коллективу, обсуждение, внесение изменений и дополнений.

Принятие решения о проведении общественной оценки ООПДО

  1.  Круглый стол
  1.  Корректирование отдельных разделов программы

  1. Презентация проекта ООПДО

Реализация плана по проектированию ООПДО

1. Разработка «Пояснительной записки»

Форма работы - анализ

Цель: Выявить источник информации для составления пояснительной записки с опорой на основные компоненты в соответствии с ФГТ.

Ответственные : заведующая, старший воспитатель

Компоненты

пояснительной записки

Источник информации

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

*«Программа воспитания и обучения в детском саду»  / Под ред. М.А. Васильевой – компетенции детей:

- физическая

- социальная

- интеллектуальная

-качества личности и психики

* Анализ контингента детей ДОУ: возраст, мальчики/девочки, группы здоровья, патологии.

* Социальный паспорт семьи

Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

* Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

* Устав ДОУ

* Лицензия ДОУ

* Свидетельство об аккредитации

* «Программа развития ДОУ на 2011-2014 год»

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

*Устав ДОУ

*«Программа воспитания и обучения в детском саду»  / Под ред. М.А. Васильевой

* «Программа развития ДОУ на 2011-2014 год»

Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, региональные, климатические и другие)

* Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская Школа 2020»  *Программа развития ДОУ на 2011-2014 год»

* «Программа здоровья ДОУ»

* «Программа воспитания ДОУ»

Принципы и подходы к формированию Программы

«Федеральные государственные требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

«Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении»

2.Разработка раздела программы

Организация жизни и деятельности детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей и лично-ориентированного подхода к организации всех видов детской деятельности

Проектирование ВОП в соответствии с контингентом детей, их индивидуальными и возрастными возможностями

Направление и  форма работы:

Корректировка режимов пребывания детей  в ДОУ  в соответствии с нормативной базой:

  1. общий режим (холодный период/теплый период)
  2. адаптационный
  3. щадящий
  4. гибкий
  5. двигательной активности

-

Направление  и формы работы:

  1. Структура ВОП
  2. Разработка системы ВОП по возрастным группам – мозговой штурм, педагогическая мастерская
  3. Корректировка расписаний НОД
  4. Составление комплексно-тематического планирования по возрастным группам – практикум в малых подгруппах
  5. Выбор оптимальной модели планирования педагогов – дискуссия

Форма работы - мозговой штурм

Цель: поиск инновационных идей в работе с детьми.

План проведения мозгового штурма:

  1. Повторение правил мозгового штурма.
  2. Определение проблемы «Поиск новых эффективных форм работы с детьми»
  3. Генерация идей.
  4. Анализ идей (поиск рационального зерна в каждой идеи)
  5. Поиск возможностей для реализации предложенных форм в работе с детьми:
  1. Реально реализовать
  2. Трудно реализовать
  3. Невозможно в реализации
  1. Завершение.

   

Решение:

1.Предложить педагогам  для апробации такие формы работы с детьми: макеты, коллекционирование, мини-музеи, проектная деятельность, литературная и музыкальная гостиная.

2. Провести мастер-класс по реализации данных форм работы с детьми.

Форма работы – педагогическая мастерская

Цель: разработать систему воспитательно-образовательного процесса по возрастным группам с учётом требований ФГТ.

Задание педагогам: заполнить таблицу, опираясь на методические рекомендации:

Возрастная группа

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная

деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Игры

Вечера развлечений

Праздники,

события

Развивающие проекты

Другие  формы работы

По основным направлениям развития ребёнка:

- физическое

- познавательно-речевое

-социально-личностное

-художественно-эстетическое

По основным направлениям развития ребёнка:

- физическое

- познавательно-речевое

-социально-личностное

-художественно-эстетическое

Формы работы- адекватные возрасту детей

Создание условий педагогами  предметно-развивающей образовательной среды для:

-обеспечения выбора каждым ребенком  деятельности по интересам;

-взаимодействия со сверстниками или действовать индивидуально;

-решение ребенком разнообразных  интеллектуальных и личностных задач;

- осваивать или закреплять  материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

Результатом работы творческой мастерской стали варианты проектов воспитательно-образовательной работы с детьми на разных возрастных группах

Форма работы - практикум (в малых подгруппах)

Цель: разработать комплексно-тематическое планирование по возрастным группам в соответствии с таблицей:

Тема

Содержание

Сроки

Итоговые события

Календарь праздников

В качестве «видов тем» могут выступать:

«организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции» и др.

Источник:

- реализуемая программа

-дополнительные программы

- учёт национально-культурного, приоритетного, регионального компонента, традиций ДОУ

- «Этнокалендарь», народный календарь

 Раскрыть содержание выбранной темы.

Источник:

- реализуемая программа

-дополнительные программы

- учёт  приоритетного, национально-культурного, регионального компонента, традиций ДОУ

Указать сроки реализации темы

Указать примерную тематику итогового мероприятия и продуктов детской деятельности 

В соответствии с возрастом детей указать

сопутствующие праздники.

Источники:

«Этнокалендарь», народный календарь..

Результатом работы практикума стали проекты комплексно-тематического планирования на разные возрастные группы.

Форма работы – дискуссия

Цель: выбрать оптимальную модель планирования педагога.

План дискуссии:

1.Познакомиться с опытом работы дошкольных учреждений СПб и других регионов

2. Обменяться впечатлениями.

3. Выбрать оптимальную форму планирования для педагогов и специалистов  ДОУ.

Решение:  провести практикум с педагогами по планированию проектной деятельности:

  1. Информационный лист  по теме (проектной деятельности)
  1. Системная паутинка (интеграция образовательных областей)
  1. Прогулка с учётом интеграции образовательных областей
  2. Взаимодействие с семёй и социальными партнёрами

    -     Календарный план

3. Разработка раздела программы

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

Схема участия педагогического коллектива ДОУ в разработке раздела ООПДО «Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей»

Педагогический коллектив ДОУ

Участники рабочей группы

Специалисты:

-Музыкальные руководители

- Руководитель физического    воспитания

Воспитатели

Задание:

1. Формулировка  целей, задач образовательных областей

2. Описание путей интеграции образовательных  областей

3. Отбор содержания работы в разделах и блоках

Задание:

1. Формулировка целей, задач образовательных областей «Музыка» и «Физическая культура»

2. Описание путей интеграции  образовательной области

3. Описание  реализации образовательной области (содержание разделов, форм работы с детьми, родителями, социальными партнёрами)

I  подгруппа

II

подгруппапапа

Выбор форм работы

в совмест-

ной и самостоятельной деятельности

адекват

-ные возрасту детей

Выбор форм работы с родите-

лями и социальными парнёра-

ми

Тренинг

Цель: помочь педагогам освоить приём интеграции образовательных областей и способа их реализации в образовательном процессе.

За основу  была выбрана технология составления кластера.

Результатом тренинга стала  таблица следующего содержания:

Содержание психолого-педагогической работы

Младший возраст

Образовательная область_________________

Цель:

Задачи:

Возможные пути интеграции образовательной области

«Здоровье»

«Физическая культура»

«Социализация»

и т.д.

Реализация образовательной области

Разделы

(задачи, блоки)

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Образовательная область_________________

Цель:

Задачи:

Возможные пути интеграции образовательной области

«Здоровье»

«Физическая культура»

«Социализация»

и т.д.

Реализация образовательной области

Разделы

(задачи, блоки)

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

и т.д.

Промежуточные:

  1. 2 года
  2. 3 года
  3. 4 года
  4. 5 лет
  5. 6 лет

4. Разработка  раздела программыСистема мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Определение целей и задач мониторинга

Описать объект

Определить  содержание

Модель проектирования системы мониторинга

Определение

периодичности

Выбор форм

Форма работы - самоанализ

Цель: для выделения содержания мониторинга соотнести  результаты, на достижение которых направлена  « Программа воспитания и обучения в детском саду» , с теми качествами, которые определены в ФГТ как планируемые результаты освоения Программы

Интегративные качества по ФГТ

Результаты освоения реализуемой Программы

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет по ложительные эмоции при физической активности, в самостоятельной дви гательной деятельности.

Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упраж нениях.

Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.

Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элемен тарные правила поведения во время еды, умывания.

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закали вания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.                                                                                                

Результатом самоанализа стала разработка таблиц по итоговым и промежуточным результатам освоения программы детьми.

Форма работы - педагогическая лаборатория

Цель: разработать  систему мониторинга на все возрастные группы в соответствии со следующей таблицей

Объект

(интегративные качества)

Содержание

(по образовательной программе)

Форма

(перечень диагностических средств, методик*)

Периодичность

Сроки

Ответственный

Исследова-

ние физических,интеллек-

туальных и личностныхкачеств

(ФГТ)

Результаты освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду»

- наблюдение

- беседа

- анализ продуктов детской деятельности

- тесты (указать автора, источник)

2 раза в год

Сентябрь

апрель

-Старшая медсестра

- Рук-тель физвоспитания

- воспитатель

-старший воспитатель

6. Разработка вариативной части ООПДО

Содержание вариативной части Программы

Региональный компонент, климатические условия

Приоритетное направление ДОУ

Национально-культурные особенности

Система дополнительного образования в ДОУ

Форма работы – анализ

Цель: выявить потенциальные ресурсы ДОУ в реализации основного содержания ООПДО

Ответственная : старший воспитатель

Направление развития ребёнка

Учитывается в ООП, как….

Методический комплекс

к основной  программе

Мероприятия,

традиции ДОУ

                   Физическое развитие  

Приоритетное направление ДОУ

Традиции ДОУ

Климатичес-

кие условия

«Безопасность» :Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.

Путешествие в Олимпию. Под редакцией Филипповой С.О., Волосниковой Т.В.

«Здоровье», В.Г.Алямовская  ,  М., 1993 (методические рекомендации к  оздоровительным мероприятиям)

«Театрализованная ритмопластика» (И.И.Крылова, И.В.Алексеева)Проектная деятельность

Авторские разработки:

1. «Программа здоровье»

2. «Организация активного отдыха детей в ДОУ»

3. Разработки проектов

4.Разработки сценариев детских мероприятий

5.Авторская программа «Играйте на здоровье!»

(спортивные игры)

6.Презентации для детей

Спортивные праздники и досуги

Малые олимпийские игры

Туристический слёт

Дни здоровья

Каникулы (зимние, весенние)

Секция спортивных игр «Играйте на здоровье», как третье занятие по физической культуре на группах старшего возраста

Спортивные соревнования

КВН

Игры-путешествия

Проектная деятельность

Познавательно-                      речевое

Региональный компонент

Традиции ДОУ

«Добро пожаловать в экологию!» (Воронкевич О.А.)

Авторские разработки:

1. Проектная деятельность

2.Разработки сценариев детских мероприятий (КВН, викторины)

3. «Давайте поиграем» (развивающие игры)

4. Презентации для детей

Тематические праздники и досуги

Литературная гостиная (3 раза в год)

КВН, викторины

Проектная деятельность

Социально-личностное

Национально-культурный,

региональный компонент

Традиции ДОУ

«Безопасность» :Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б.

 

«Петербурговедение для малышей для малышей. От 3 до 7. Пособие для детей и родителей.

Алифанова Г.Т.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л.

«Этнокалендарь» 

Авторские разработки:

1.»Программа воспитания ДОУ»

3.Сценарии детских мероприятий

4.Разработки проектов

5. Презентации для детей

Театральная неделя

Концерт к дню матери, день рождение города и детского сада.

«Масленица»

Неделя памяти А.С.Пушкина

КВН, викторины

Проектная деятельность

Художественно-творческое

Национально-культурный,

региональный компонент

Традиции ДОУ

«Этнокалендарь»

Авторские разработки:

1. Сценарии праздников, досугов, концертов, фестивалей.

2.Разработки проектов

3.Презентации для детей

Выставки продуктов детского творчества.

Персональные выставки детей

Фестиваль танца

Концерт к дню матери, дню рождения города и детского сада, дню победы.

Музыкально-литературная композиция «Снятию блокады Ленинграда посвящается….»

Праздники, досуги

Музыкальная гостиная

Проектная деятельность

Результатом анализа стала интеграция основного содержания Программы и дополнительных программ и технологий, использование авторских разработок в реализации  Программы.

Форма работы – дискуссия

Цель: разработать алгоритм вариативной части  ООПДО, отражающий  приоритетное направление ДОУ.

План дискуссии:

1. Рассмотреть с педагогами «Программу здоровья ДОУ на 2011-2014 год»,  как основной источник к разработке алгоритма написания вариативной части ООПДО с учётом приоритетного направления.

2. Обсуждение.

3. Разработка алгоритма.

Результатом работы стал следующий алгоритм:

  1. Обоснование актуальности приоритетного направления.
  2. Цели и задачи.
  3. Анализ контингента детей: возрастные особенности, мальчики/девочки, характеристика по группам здоровья, нарушения осанки и свода стопы, индивидуальные особенности детей
  4. Методический комплекс, обеспечивающий реализацию приоритетного направления
  5.  Система работы:

Направление работы

Особенности реализации направления

Оздоровительная работа с воспитанниками

Разработаны режимы пребывания детей в ДОУ:

- гибкий режим

- режим двигательной активности

- дни здоровья

- каникулярные недели

-Оптимизация закаливающих и оздоровительных мероприятий

Развитие физической культуры воспитанников

-Формы проведения совместной деятельности по физической культуре носят вариативный характер.

- в рамках третьего физкультурного занятия реализуется авторская технология  «Играйте на здоровье» (на основе спортивных игр)

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности воспитанников

Реализация дополнительной программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей  старшего дошкольного возраста» на основе комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в рамках совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности.

Психологическое и социальное сопровождение развития воспитанников

Разработаны  режимы пребывания детей в ДОУ:

- адаптационный

- щадящий

Учёт интересов детей в образовательном процессе и пространстве ДОУ.

Партнёрский стиль общения педагогов с детьми.

Организация работы с семьями воспитанников

Изучение семьи

Педагогическое просвещение

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство ДОУ

Стимулирование родителей на сотрудничество

Организация работы с социальными институтами

Договора о сотрудничестве

Планирование совместной деятельности

  1. Средства реализации приоритетного направления:
  1. Реализуется на основе комплексно-тематического подхода и интеграции деятельности педагогов и специалистов ДОУ.

В групповых комнатах:

центры физического развития и здоровья

Предметно-развивающая среда:Материально-техническая среда ДОУ

  1. Физкультурный зал
  2. Комната «Здорового образа жизни»
  3. Медицинский кабинет

оснащённые наглядным и игровым материалом в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, с учётом гендерной специфики и  интересов детей.

  1. Мониторинг

Форма работы - круглый стол

Цель: обсудить проект основной общеобразовательной программы ДОУ.

Участники: педагогический коллектив ДОУ.

Вопросы:

  1. Общие сведения о ходе разработки ООПДО (коллективный характер, последовательность и чёткость реализация плана рабочей группы – заведующая)
  2. Общая характеристика проекта ООПДО (целостность, читаемость, последовательность, индивидуальность, обоснованность содержания разделов и т.д.) – заведующая
  3.  Обсуждение содержания разделов программы – старший воспитатель
  4. Внесение изменений и дополнений в программу.
  5. Решение: провести общественную оценку ООПДО через собрание трудового коллектива, родительское собрание совместно с представителями социальных партнёров.

Управленческий комплекс мероприятий на II этапе разработки программы:

  1. Подготовка проекта программы согласно плану работы.
  2. Оформление протоколов заседаний рабочей группы
  3. Доведение проекта основного содержания образовательной программы до родителей (законных представителей) воспитанников и социальных партнёров,  внесение корректив с учетом их пожеланий.

Общественная оценка ООПДО

Протокол родительского собрания № 3

От 22.05.2011года

Присутствовали:

  1. Родители (законные представители) – 69 человек
  2. Представители социальных партёров:

- Валиева И.Н., завуч начальной школы ГОУ № 69 Калининского района С

- Нехорошева С.В., учитель  начальных классов

- сотрудник районной детской библиотеки филиала № 12 Калининского района

Повестка дня:

  1. Вступительное слово о требованиях государства к программам дошкольного образования. Ответственная – заведующая.
  2. Презентация проекта ООПДО. Ответственная – старший воспитатель
  3. Обсуждение проекта ООПДО.
  4. Принятие решения.

Заслушали выступающих по первому и второму вопросу повестки дня.

Вопросы родителей по проекту ООПДО:

  1. В чём принципиальное отличие сегодняшней программы ДОУ от проекта ООПДО?
  2. Почему обсуждение проекта ООПДО выносится на суд общественности?
  3. Каким образом Вы видите активизацию родительского участия в образовательном процессе и управлении ДОУ?
  4. Недостаточно понятно, каким образом будет оцениваться промежуточные и итоговые результаты освоения программы?

Вопрос от представителей школы:

1. Каким образом, с Вашей точки зрения, должно измениться взаимодействие детского сада и школы?

Решение:

1.Признать Программу своевременной и отвечающей инициативе «Наша новая школа»

2. Принять проект ООПДО в целом.

 

III этап – внедрение: осуществляется внедрение проекта программы в практику, ее апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения.

Цель: реализация образовательной программы

Направление работы

Формы работы

1.

«Презентация ООПДО ДОУ»

  1.  Педагогический совет

2.

Реализация основной образовательной программы: внедрение в практику, апробация и внесение корректив, экспертиза результата внедрения

  1.  Семинар-практикум
  2. Тренинг
  3. Круглый стол
  4. Мастер-класс
  5.  Консультации
  6.  Открытые просмотры
  7.  Контроль (разные формы)

Управленческий комплекс на  III этапе:

  1. Оформление протокола педагогического совета, на котором утверждена образовательная программа с учетом пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников и представителей социальных партнёров.
  2.  Издание приказа по ДОУ о реализации образовательной программы с указанием ответственных за осуществление её основных направлений с приложением. (Приложение к приказу - план ДОУ по реализации образовательной программы).
  3. Разработка механизма внесения изменений и дополнений в образовательную программу.
  4. Диагностико-аналитическая деятельность по реализации ООП

Методическое сопровождение и подготовке педагогического коллектива  к  реализации основной общеобразовательной программы ДОУ:

Основные направления

Формы работы

1.

Изучение нормативных документов

 Педагогический совет: «Основные направления деятельности ДОУ по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Консультации:

  1. «Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса, как условие реализации ФГТ»
  2.  «Познавательно-речевое направление развития ребёнка в соответствии с ФГТ»

(социально-личностное, физическое, художественно-эстетическое)

  1.  «Современные требования к развивающей среде»
  2.  «Мониторинг воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
  3. Самообразование

2.

Активизация профессионального опыта педагогов для овладения необходимыми навыками и умениями работы в условиях образовательной программы

  1. Консультация «Эффективность метода проекта в формировании творческой личности ребёнка»
  2.  Тренинг  « Освоение педагогами приёмов технологии проектирования»
  3.  Мастер-класс «Эффективные  формы работы с детьми в рамках проектной деятельности» (макеты, мини-музеи, коллекционирование и другие)
  4. Семинар-практикум «Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития интегративных качеств личности дошкольника»
  5.  Круглый стол по презентации проектной деятельности с детьми
  6. Открытые просмотры итоговых мероприятий с детьми
  7. Педагогический марафон (по освоению и реализации проектной деятельности в ДОУ)
  8. Смотр-конкурс развивающей среды
  9.  Практикум «Оптимизация системы взаимодействия с семьёй и социальными партнёрами»
  10.  Упражнение «Цепочка ассоциаций»
  11.  Деловая игра «Модель трёх вопросов»
  1. Создание банка инновационных продуктов педагогов

3.

Контрольно-аналитическая деятельность

Использование вариативных форм  мониторинга:

  1. Анкетирование (первичное, итоговое по проектной деятельности)
  2. Анализ деятельности педагогов и специалистов с детьми
  3.  Анализ детских мероприятий и продуктов детской деятельности
  4.  Анализ развивающей среды
  5.  Координация всех участников образовательного процесса
  6.  Сотрудничество с семьёй и социальными партнёрами
  7.  Мониторинг промежуточных и итоговых результатов детей

.

Семинар-практикум                                                                           

«Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития интегративных качеств личности дошкольника»

Задачи:

  1. Привлечь внимание педагогов к проблеме организации и проведению познавательно-исследовательской деятельности с детьми;
  2. Формировать практические умения  воспитателей и специалистов по данному направлению работы;
  3. Совершенствовать работу с детьми через организацию проектной деятельности;
  4. Содействовать творческому обогащению совместной  деятельности педагогов с детьми.

План

                       

Формы и краткое содержание

Кол-во

часов

Сроки

Задание участникам

Ответственный

Организационная тематическая встреча:

-Актуальность.  

-Понятийный словарь по теме

-Исследовательская деятельность: особенности развития, типы и виды, задачи.

-Обзор публикаций по теме.

2

октябрь

-Самообразование по теме.

-Выбор тематики исследовательского проекта

Старший воспита-

тель

-Психолого-педагогические условия развития исследовательской деятельности

Практикум:

-Содержание организации работы по возрастным группам

2

ноябрь

-Самоанализ предметно-развивающей среды и методического материала на группах  (вопросник)

-Обновление и пополнение материалов в уголках экспериментирования

Старший воспита-

тель

-Тренинг по разработке исследовательских проектов

2

январь

-Разработка, организация и проведение исследовательского проекта на своей возрастной группе

-Оформление материалов проекта

Старший воспита-

тель

Мастер-класс (открытые просмотры):

-Игры с  песком (ранний возраст)

-Исследовательский проект по основным направлениям развития ребёнка:

1 Познавательно-речевое

2. Художественно-эстетическое

3. Социально-личностное

4. Физическое

2

декабрь

февраль

февраль

март

январь

-Анализ открытых мероприятий (вопросник)

-Подготовка к круглому столу по презентации исследовательских проектов.

             

Вос-ли.

Спец-ты

Практикум:

Методы мониторинга детской исследовательской деятельности

1

февраль

-Апробация технологии мониторинга

Старший воспита-

тель

Роль семьи в развитии исследовательской активности ребёнка

1

март

-Оформление и подбор информационно-наглядных материалов по теме

Ст.воспитатель

Вос-ли

Круглый стол по презентации проектов

2

апрель

-Анализ, выводы, перспективы.

Старший воспита-

тель

Выпускные материалы в методический кабинет:

  1. Обновление и систематизация методических материалов по развитию исследовательской деятельности  у дошкольников:
  1. Консультативные материалы для воспитателей и родителей
  2. Перечень литературы, статей для самообразования педагогов
  3. Наглядно-демонстрационный материал
  4. Практические материалы для повышения профессионального мастерства педагогов
  1.  Практические материалы  для работы с детьми:
  1. Варианты проектов по теме для разных возрастных групп
  2. Диагностические материалы.
  3. Продукты детской деятельности по теме
  1. Фотоматериала по итогам проведённых мероприятий.

Форма работы – тренинг

Цель: освоение педагогами приёмов технологии проектирования образовательной деятельности с детьми.

1.Упражнение «Замени вопрос»

Задание педагогам: заменить авторитарную формулировку задач образовательной деятельности на задачу, характеризующую сотруднический, партнёрский стиль взаимодействия педагога с детьми.

Авторитарный стиль

Партнёрский стиль

  1. Учить
  2. Закреплять
  3. Совершенствовать
  4. Воспитывать
  5. Развивать
  6. Расширять
  7. Формировать

  1. Помочь освоить
  2. Привлечь внимание
  3. Познакомить
  4. Вызвать интерес
  5. Показать новый способ
  6. Способствовать развитию
  7. Побуждать
  8. Приобщать
  9. Стимулировать

2. Упражнение «Составить  проект по алгоритму»

Алгоритм:

     1. Выбрать тему проекта

2.Описать ситуацию, подводящую к формулировке проблемного вопроса

3.Сформулировать вопросы для обсуждения ,поиска решения проблемы.

  1. Описать примерный план действий и реализацию проекта
  2. Презентация проекта (итоговое мероприятие, итоговый продукт детской деятельности)

Проблемы проектирования и реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и пути их преодоления.

Новые инициативы в образовании, как впрочем, и других сферах нашей жизни, зачастую вызывают смешанную, неоднозначную реакцию среди педагогов. Мы, руководители дошкольного учреждения, предполагали, что проектирование ООПДО и её реализация вызовет у педагогов большие затруднения. Поэтому заведующей было принято решение отправить старшего воспитатели  на курс повышения квалификации по курсу: «Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования в контексте федеральных государственных требований»

Проблема: преодоление страхов новизны у педагогов ДОУ.

Решение:

  1. Планомерная и системная подготовка педагогов к реализации ООПДО.
  2. Курсы повышения квалификации по проектной деятельности (2 педагога)
  3.  Индивидуальное консультирование
  4.  Психолого-педагогическое сопровождение воспитателей и специалистов ДОУ:

В рамках сотрудничества  с ЦПМСС

  1.  Тренинг по снятию эмоционального напряжения педагогов
  2.  Семинар по предупреждению профессионального выгорания

педагогов

Проблема: определение кандидатов рабочей группы.

Решение:  для реализации данной проблемы были разработаны анкеты.  Очень важно было  посмотреть, как каждый из педагогов оценивает свои возможности работать в творческой команде, и , самое главное, каким педагогам хотят доверить разработку программы.

Проблема: учёт специфики учреждения, национально-культурного и регионального компонента, традиций ДОУ в реализации основного содержания  программы

Решение:

  1. Комплексирование программ, методик и технологий
  2. Использование авторских разработок педагогов и специалистов

Проблема: оптимизация образовательной нагрузки.

Решение: максимальная интеграция образовательных областей при разработке комплексно-тематического планирования, организация совместной деятельности педагога и детей,  самостоятельной деятельности детей.

Проблема: внедрение новых форм проектирования образовательной деятельности .

Решение:  изучение опыта работы дошкольных учреждений СПб и других регионов, разработка и апробирование вариантов планирования, тренинги на освоение педагогами  приёмов технологии проектирования, поиск новых форм работы с детьми, родителями социальными партнёрами.

Проблема:  освоение педагогами способов исследования и обработки результатов мониторинга детской деятельности.

Решение: подбор оптимальных способов исследования промежуточных и итоговых результатов освоения программы и механизма их обработки.

Ожидаемый результат от реализации ООПДО:

  1. Выбор оптимального варианта модели образовательной программы;
  2. Повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса и качества образования в ДОУ;
  3. Профессиональный рост и развитие педагогического состава;
  4. Удовлетворение социальных запросов родителей;
  5. Подготовка ДОУ к процедуре  государственной аккредитации образовательных учреждений.

 В предлагаемой нами  технологии прописаны этапы, цель и содержание работы на каждом этапе; прописан управленческий комплекс сопровождения от разработки до реализации ООПДО; дано методическое сопровождение ( образцы анкет, сценарии педагогических мероприятий, схемы, модели, таблицы) Таким образом,  технология может быть использована другими ДОУ.  

                                                                                                       



Предварительный просмотр:

Образовательная область ФК

Здоровье

Художественное

творчество

Безопасность

Познание

Социализация

Коммуникация

Чтение ХЛ

Труд

Музыка

Виды детской деятельности:

1.

2.

3.                                   т.д.

Виды детской деятельности:

1.

2.

3.                                      т.д.

Виды детской деятельности:

1.

2.

3.                                    т.д.

Виды детской деятельности:

1.

2.

3.                                       т.д.

Виды детской деятельности:

1.

2.

3.                                   т.д.

Виды детской деятельности:

1.

2.

3.                                       т.д.

Виды детской деятельности:

1.

2.

3.                                     т.д.

Виды детской деятельности:

1.

2.

3.                                        т.д.

Виды детской деятельности:

1.

2.

3.                                       т.д.



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН РАБОТЫ

рабочей группы по разработке основной общеобразовательной программы ДОУ

Мероприятия, дата проведения

Задание участникам рабочей группы

Ответственные

должность

Сроки исполнения

Заседание № 1 от  12.01.2011

Знакомство с положением о рабочей группе.

Нормативно-правовая база к разработке ООП

Определение целей и задач, направлений образовательной деятельности

  1. Составить пояснительную записку с учётом проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности учреждения и требований ФГТ
  2. Комплексирование образовательных программ, методических пособий и технологий

Соколова А.В., заведующая

Иванова Л.В., ст воспитатель

Истомина И.А – физическое развитие

Панова Г.Ю – музыкальное развитие

Соколова Т.Б. – ранний возраст

Сидоренко Г.А – младший возраст

Акентьева Н.И. – старший возраст

до 24.01.2011

Заседание № 2   от   25.01.2011

Обсуждение  домашнего задания.

Составление режима образовательной нагрузки (основной и дополнительной)

Проектирование воспитательно-образовательного процесса, комплексно-тематического планирования.

  1. Материально-техническое обеспечение ВОП
  2. Организация режимов пребывания ребёнка в ДОУ
  3. Моделирование воспитательно-образовательного процесса   по возрастным группам, отбор содержания для комплексно-тематического планирования

Соколова А.В., заведующая

Иванова Л.В., ст воспитатель

Софеина – ст м/с

Соколова Т.Б. – ранний возраст

Сидоренко Г.А – младший возраст

Акентьева Н.И. – старший возраст

Истомина И.А., рукфизвоспитания

07.02.2011

Заседание № 3 от 08.02.2011

Обсуждение домашнего задания

Разработка комплексно-тематического планирования

  1. Медико-социальные условия в ДОУ
  2. Организация предметно-развивающей среды
  3. Составление комплексно-тематического планирования по возрастным группам
  4. Составление циклограммы праздников и досугов

Соколова А.В., заведующая

Иванова Л.В., старший воспитатель

Соколова Т.Б. – ранний возраст

Сидоренко Г.А – младший возраст

Акентьева Н.И. – старший возраст

Истомина И.А – физическое развитие

Панова Г.Ю – музыкальное развитие

21.02.2011

Заседание № 4 от  22.02.2011

Обсуждение домашнего задания

Проектирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

  1. Образовательная область «Физическая культура» (по возрастам)
  2. Образовательная область «Здоровье»
  3. Образовательная область «Музыка»

(по возрастам)

  1. Проектирование познавательно-речевого направления
  2. Проектирование социально-личностного направления

Истомина И.А.,рук физвоспитания

ИвановаЛ.В.,старший воспитатель

Панова Г.Ю.,муз руководитель

Сидоренко Г.А – младший возраст

Акентьева Н.И. – старший возраст

Соколова Т.Б., - ранний возраст

07.03.2011

Заседание № 5 от  09.03.2011

Обсуждение домашнего задания

Проектирование содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей

(промежуточный этап)

  1. Проектирование физкультурно-оздоровительного направления
  2. Проектирование художественно-эстетического направления
  3. Проектирование познавательно-речевого направления
  4. Проектирование социально-личностного направления

Истомина И.А.,рук физвоспитания

Панова Г.Ю.,муз руководитель

Сидоренко Г.А – младший возраст

Акентьева Н.И. – старший возраст

21.03.2011

Заседание № 6  от  22.03.2011

Обсуждение домашнего задания

Планируемые результаты освоения программы.

Система мониторинга

Проектирование содержания вариативной части программы

  1. Система мониторинга
  2. Содержание мониторинга по возрастным группам
  3. Проектирование содержания вариативной части программы

Иванова Л.В.,старший воспитатель

Истомина И.А.,рук физвоспитания

Панова Г.Ю.,муз руководитель

Соколова Т.Б. – ранний возраст

Сидоренко Г.А – младший возраст

Акентьева Н.И. – старший возраст

11.04.2011

Заседание № 7 от 12.04.2011

Обсуждение домашнего задания

Проектирование вариативной части программы

  1. Приоритетное направление ДОУ

  1. Национально-культурные, региональные, климатические аспекты
  2. Особенности организации в группах раннего возраста
  3. Управление  реализацией программы

Иванова Л.В.,старший воспитатель

Истомина И.А.,рук физвоспитания

Сидоренко Г.А – младший возраст

Акентьева Н.И. – старший возраст

Соколова Т.Б. – ранний возраст

Соколова А.В., заведующая

25.04.2011

Заседание № 8  от 26.04.2011

Обсуждение домашнего задания

Сотрудничество ДОУ с родителями и социальными партнёрами

  1. Система дополнительного образования
  2. Система работы с семьёй

  1. Система работы с социальными партнёрами

Соколова А.В., заведующая

Иванова Л.В.,старший воспитатель

Сидоренко Г.А – младший возраст

Истомина И.А.,рук физвоспитания

Соколова Т.Б. – ранний возраст

Акентьева Н.И. – старший возраст

Панова Г.Ю.,муз руководитель

10.05.2011

Заседание № 9 от   12.05.2011

Обсуждение домашнего задания

Принятие решения:

- обсуждение проекта ООПДО с педагогическим коллективом

- общественной экспертизы проекта программы (родители, социальные партнёра)

  1. Разработать презентацию проекта ООПДО
  2. Корректировка ООПДО

Соколова А.В., заведующая

И Сидоренко Г.А – младший возраст

Истомина И.А.,рук физвоспитания

Соколова Т.Б. – ранний возраст

Акентьева Н.И. – старший возраст

Панова Г.Ю.,муз руководитель ванова Л.В., старший воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования1. Общие положения1.1.Настоящие ф...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личност...

ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательны...

Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающее реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закла...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...