Перспектива развития дошкольного образовательного учреждения.Детский сад будущего.
статья по теме

Бушуева Тамара Васильевна

   В статье описываются конечные результаты инновационной деятельности педагогического коллектива по развитию профессиональной компетенции с семьей.Определен алгоритм последующей поэтапной работы учреждения в режиме эксперимента с научными работниками Сургутского государственного педагогического университета и социальными институтами города,района. Дается описание по внедрению управленческого  инновационного проекта "Детский сад будущего" в практику ДОУ по формированию экологического сознания дошкольников и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_sad_budushchego.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Перспектива развития дошкольного образовательного учреждения. Детский сад будущего».

 Т.В.Бушуева, заместитель заведующего МБДОУ д/с  общеразвивающего вида «Ромашка», г.Лянтор, Сургутского района, ХМАО-Югра

      Совершенно очевидно, что каждый детский сад находится в своих особенных условиях. Территориальное расположение, условия, специфика работы и другие особенности во многом определяют возможности дошкольного образовательного учреждения.

     Инновационная деятельность  нашего детского сада  пройдя определенные этапы, позволяет перейти на более качественную ступень развития . Это разработка новой модели будущего детского сада «Сенсорный детский сад» по направлению деятельности социокультурное развитие личности ребёнка средствами здоровьесберегающих технологий. Основной целью которого является -разработка и создание действующей экологически безопасной модели дошкольного образовательного учреждения  нового типа через социально-экологичекий проект, обеспечивающей оптимальный маршрут развития каждого ребенка.

     Идеей создания нового вида дошкольного учреждения послужила на высоком уровне  предшествующая инновационная работа педагогов по развитию их профессиональной компетенции во взаимодействии с институтом семьи и социальными партнерами, требования государственной политики по переходу образования  на более качественный уровень (введение новых стандартов в ДОУ-ФГТ, в СОШ-ФГОС), а главное  достижение высокого  педагогического уровня родителей -понимание   в деле   воспитания своих собственных детей.

     При планировании перспективы нового дошкольного учреждения мы использовали следующий алгоритм действий:

1. Исследование запросов родителей с целью выбора наиболее запрашиваемой модели.

2. Определение материально-технической базы для организации педагогического процесса.

3. Кадровое обеспечение, т.е. принятие решения о том, кто будет работать с детьми и на каких условиях.

4.Заключение договоров с научными работниками по проблеме.

4. Разработка нормативной документации и определение режима работы.

5. Отбор содержания педагогического процесса и нерегламентированной деятельности.

6. Подбор диагностических методик.

     Следует отметить, что поэтапная работа проводилась параллельно  в сотрудничестве с педагогами, семьёй и научными работниками  Уральского научного -образовательного   центра  Уральского отделения  Российской     академии     образования   Г.П.Сикорской, директором центра,  доктором     педагогических наук, профессором,  консультантом; а также научным руководителем дошкольного учреждения  Г.И.Кушниковой  кандидатом  педагогических наук, доцентом кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности СурГПУ, где наша идея  стала  решающим фактором принятия решения перехода ДОУ на новый вид.

 

    Мы выбрали свой путь обновления педагогического процесса, а значит нам администрации дошкольного учреждения и науки следует подготовить коллектив для решения  важной задачи -  как  всестороннее гармоничное развитие ребенка, которые предусматривают осуществление комплекса мер, направленных на укрепление физического, психического здоровья детей и становление общечеловеческих, культурологических ценностей.

 Для исследования своей деятельности мы определили объект исследования (объект исследования – педагогический процесс  формирования социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий) и предмет исследования (предмет исследования – педагогические условия социокультурного развития личности ребенка средствами здоровьесберегающих технологий),  а также этапы реализации инновационного проекта.(.(

      Дальнейшее развитие дошкольного учреждения которое  определилось с учетом его возможностей и социальным заказом родителей    предусматривает  использование модульного принципа педагогического процесса. После каждого тематического модуля  предполагается проведение различных форм контрольно-диагностических мероприятий с активным взаимодействием педагогов, родителей, социальными партнерами. Сочетание различных организационных форм в зависимости от целей и задач модуля поможет успешно повысить уровень методологической компетентности руководителей , специалистов и воспитателей ДОУ, совершенствовать алгоритм  управленческой деятельности, необходимые при организации деятельности ДОУ в режиме инновации.

     Особый интерес будут  представлять – сенсорные маршруты, созданные как на территории детского сада, так и в его помещениях. Каждый маршрут планирует развивать определенный вид восприятия в большей степени с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей.  Спланирован общий маршрут "Сенсорного сада", который   объединит все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны).        

На основе этого же принципа будет организована работа по маршруту «Сенсорного сада» в помещениях ДОУ. Здесь в рамках сенсорных маршрутов  планируются сенсорные центры в групповых комнатах, сенсорная комната, функциональные зоны и многое другое обеспечивающие реализацию инновации в будущем.   Выработка такого подхода к новому детскому саду реализуется через проектную модель «Педагогический портфель» который направлен на обсуждение и распространение лучших  идей и опыта педагогического труда.

   Сегодня творческой группой дошкольного учреждения и группой дизайнерского оформления реализованы идеи по внедрению авторского проекта в действительность и

спроектированы:

 генплан –общего маршрута «Сенсорного сада» продумана экспликация развивающей среды, макет фасада здания т.е. с лицевой стороны   обратной стороны здания  левого торца здания правого торца здания.

    И, наверное, немаловажным значением по формированию экологического мировоззрения взрослых и детей, приобщения их культуре коренных малочисленных народов нашего края через создание партнерских отношений с организациями «Защиты природы  Севера»  в нашем дошкольном учреждении планируется  создание    модели-игрушки  на территории детского сада  «Стерх». Во-первых, потому, что именно стерх не только на Ямале, но и у многих народов мира стал птицей-символом верности и красоты, чистоты и духовности, объединяющим началом. Во-вторых, стерх - это такая птица, по состоянию которой можно судить об общем состоянии окружающей среды, он сигнализирует нам о том, что где-то мы нарушили природное равновесие. И в-третьих, стерх – особенно дорог нам потому что это священная птица коренных народов нашего края, и обустраивает свой дом и выводит потомство стерх только в России. В нашей стране и округе сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но вне зависимости от политики, экономики, стран, направлений религии,  на протяжении истории человечества истинные общечеловеческие ценности: такие как доброта и красота, любовь к ближнему и преданность Отчизне остаются навсегда.  Перед педагогически коллективом, родителями, наукой стоит одна из задач познакомить с данным видом птицы и его историей, сделать так, чтобы стерх – эта жемчужина легко ранимой природы Крайнего Севера – не исчез с лица земли никогда. Предлагаемая модель-игрушка будет являться, не только как истинное украшение нашей территории, но и как символ, как объединяющее начало, как возрождение  формирования  духовности у детей дошкольного возраста!

    Все вышеуказанные генпланы и проектные модели   были рассмотрены и утверждены на Педагогическом совете 100% числом педагогов и родительским комитетом дошкольного учреждения.  Данный проект является приложением к Программе развития на 2011-2015г.г.и имеет рецензию научных работников. 

Обязательным условием реализации инновационного проекта  является интеграция социального партнерства, так как именно активность социальных институтов поможет ДОУ реализовать поставленные задачи  а в следствии ребенку в дальнейшем реализовывать себя творчески, свободно и продуктивно, а применительно к школе – успешно ориентироваться в ее свободном образовательном пространстве.

    Мы предполагаем, что в будущем в результате пошаговых действий по созданию новой модели  дошкольного учреждения и основных направлений деятельности по реализации становления «Детского сада будущего будет способствовать:

-изменение образовательной деятельности, выбор более качественных подходов работы педагогического коллектива;

-заинтересованность родителей  в качестве предоставляемых услуг детям;

-привлечение молодых специалистов, за счет дополнительных вакансий;

-создание имиджа детского сада  как одного их лучших и обеспечение его конкурентноспособности.

 Предшествующая  инновационная деятельность в ДОУ принесла свои плоды и результаты. У дошкольного учреждения имеются перспективы её роста в будущем:

 - взаимодействие с научно – педагогическим сообществом г.Екатеринбурга, сегодня уже согласованы  действия по включению ДОУ в модель инновационной площадки УНОЦ научно- образовательного центра УрО РАО в интеграции науки и практики образования -инновационные площадки в системе общего образование «Экологическое образование в северных территориях».

   Предположение результатов всей проектной деятельности будет направлено на:

-повышение уровня профессиональной компетентности педагогов  по вопросам социокультурного развития  и экологической безопасности детей в ДОУ;

-расширение здоровьесберегающего пространства ДОУ;

-индивидуализацию развития ребенка в здоровом образе жизни (формирование экологических компетенций).

   Мы планируем, что результаты наших исследований совместно с научными работниками могут быть использованы в практической работе других дошкольных образовательных учреждениях нашего города, района, округа.

 Сегодня с удовлетворением можно отметить, что наше дошкольное учреждение обладает всем необходимым и делает всё возможное для успешной профессиональной подготовки педагогов  к переходу нового дошкольного учреждения на высоком уровне. Коллектив детского сада с уверенностью смотрит в будущее. Наша  деятельность направлена на  особый подход пребывания  ребенка в детском саду - чтобы все, что окружает детей, вызывало чувство радости и красоты, будило в малыше пусть не бурю, а небольшой такой шторм положительных эмоций. Ребенок вырастет, и кто знает, быть может, обживет, обыграет, обустроит жизнь согласно своим представлениям о гармонии уже следующего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник. (май 2011 год)Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад компенсирующего вида № 7» Г.Усолье – Сибирское Учитель – дефектолог: Лущик Татьяна Михайловна. Преемственность детского сада и школы.

«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда у ребёнка формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Всё это формируется при тесном взаимодействии школы и детского...

Организация работы с родителями в дошкольных учреждениях (Из опыта работы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 9 ст. Старовеличковской)

Материал знакомит с инновационными формами и методами организации работы по взаимодействию с семьями воспитанников в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «Загадочный гномик» (сенсорное развитие)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район    Конспект занятия для дете...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба» г. Нижневартовск 2017 год.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск.     Проект по созданию мини-музея в детском саду...

Книга Памяти.Дошкольное учреждение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 55» Энгельсского района Саратовской области подготовительная группа №12

Дошкольное учреждение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения«Детский сад № 55»Энгельсского района Саратовской областиподготовительная группа №12Данная "Книга Памяти&q...

Планирование образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55» Энгельсского муниципального района Саратовской области во второй

Аннотация к планированию образовательной деятельности по освоению основной образовательной программы дошкольного образования составлена воспитателем.В основе Планирования лежат концептуальные положени...