Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах города в современных условиях
материал на тему

Агапова Нина Николаевна

В докладе представлены задачи, направления и нормативно-правовая основа работы, принципы построения образовательногот процесса, показаны созданная для успешной работы предметно- развивающая среда МБДОУ, формы работы с педагогами, родителями и социумом, а также показатели эффективности работы коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pdd_doklad_po_prezentacii.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и  улицах города

 в современных условиях

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка - научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин.

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Именно на этапе дошкольного детства важно сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и в транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.

Основные задачи:

  1. учить детей дошкольного возраста дорожной грамоте
  2. формировать основы осознанного выполнения правил безопасного поведения
  3. прививать культуру поведения в общественном транспорте

Правовая основа, регламентирующая деятельность ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  1. Федеральный закон от10.12.1995г №196-ФЗ « О безопасности дорожного движения»;
  2. Приказ Министерства образования и науки от 20.07.2011г №2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
  4. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах», утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №100;
  5. Муниципальная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Коломна Московской области2007-2012годах»;
  6.  Приказы и распоряжения по дошкольному учреждению.

В ДОУ разработаны:

  1. Паспорт по обеспечению безопасности дорожного движения, согласованный Управлением образования и ОГИБДД
  2. План мероприятий по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма на учебный год, включающий разделы работы с педагогами, воспитанниками, детьми, совместной работы с ГИБДД, отрядом ЮИД МБОУ СОШ № 16.
  3. Перспективный план работы кружка «Азбука дорожного движения» для всех возрастных категорий детей дошкольного возраста.

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах в осуществляется в соответствии с реализуемыми программами:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»  (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой М.А.Васильевой)
  2. Основы безопасности детей дошкольного возраста
  3. (Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева,  Р.Б. Стеркина)
  4. Программа  обучения детей дошкольного возраста ПДД  « Светофор»

 (Т.И. Данилина)

Для реализации содержания работы:

в методическом кабинете и группах подобрана и систематизирована литература по данной теме для детей, педагогов и родителей: методическая, детская художественная, периодические издания; аудио-, видеотека. Работает библиотека «Светлячок».

Обобщен и представлен на выставке опыт работы коллектива в виде методических рекомендаций, планов, конспектов занятий, развлечений и других мероприятий по формированию основ безопасного поведения на дорогах и улицах города у детей дошкольного возраста.

Аспекты взаимодействия  ребенка с транспортной обстановкой города

  1. Ребенок—  пешеход
  2. Ребенок — пассажир городского транспорта
  3. Ребенок — водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, санки, и др.).

Принципы построения образовательного процесса

  1. Принцип деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности  с целью стимулирования активной  жизненной позиции.
  2. Принцип последовательности - любая новая ступень в обучении ребенка  опирается на уже освоенное в предыдущем.
  3. Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников   ( до 5 лет – наглядно - действенное, с 5 – наглядно – образное).
  4. Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
  5. Принцип психологической комфортности - заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.
  6. Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  7. Принцип возрастной  адресованности  - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  8. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

Одно из ведущих направлений работы - повышение профессиональной компетенции педагогов.  Для правильной организации работы с детьми  педагоги  должны овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. С этой целью организуются следующие формы работы с педагогами: 

  1. инструктаж по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
  2. информационно  - практические обучающие занятия
  3. анкетирование
  4. тестирование
  5. консультации
  6.  выставки
  7. смотры – конкурсы
  8. мастер-классы
  9. изготовление методических игр и пособий
  10. обзор литературы
  11. педагогические советы
  12. тематические семинары
  13. конкурсы педагогического мастерства
  14. организация деловых игр
  15. тематический контроль
  16. работа Школы молодого педагога

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения принимает активное участие в работе  методических объединений, семинаров.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Она проводится  планово, систематически, постоянно,  входя логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада

Направления работы по обучению детей ПДД:

  1. Непосредственно образовательная деятельность:

объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, просмотр специальных фильмов и мультфильмов, дидактические игры, моделирование дорожных ситуаций, использование современных образовательных технологий (просмотры познавательных фильмов «Смешарики», «Уроки тетушки Совы», мультимедийных презентаций).

  1. Совместная деятельность педагога и детей:

наблюдения на прогулке, дидактические игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирование, игры на автоплощадке, тематические досуги, развлечения

  1. Самостоятельная нерегламентированная деятельность детей:

дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетные игры, игры в групповых тематических центрах «Дорожная азбука».

проведение ежедневных «Минуток»

Тематические центры «Дорожная азбука» оформлены во всех возрастных  группах, содержание центров  усложняется по возрастам: макеты, пособия, картинки, настольно-печатные игры «Час пик», «Азбука пешехода», «Как избежать неприятностей?»,  игровые модули «Парковка», «Автостоянка», «Автозаправка», «Гараж» и т.д.

Для проведения занятий  оборудован кабинет  ОБЖ  «Азбука дорожного движения» (площадь- 45,2кв.м.).  

Оснащение кабинета   полностью соответствует современным требованиям к организации  воспитательно-образовательной деятельности в области «Безопасность». Приобретенные пособия и оборудование  имеют сертификаты соответствия:

Магнитно-маркерная доска «Азбука дорожного движения», настольно-напольная игра «Азбука дорог» - пособия, располагаются на доступной для детей высоте,  предназначены для моделирования  дорожных ситуаций  с пешеходами, велосипедистами, машинами,  при этом используются тематические магнитные элементы в виде дорожных знаков и автомобилей, привлекая детей в мир увлекательных познаний дорожной науки. С помощью специальных цветных маркеров можно нанести схему движения автомобилей, в последующем надпись легко  удаляется.    

Благодаря ярко-красочному оформлению, дети с интересом, в игровой форме  обсуждают правила поведения на дорогах, развивая образное мышление.

На стенах кабинета расположены стенды: «Уголок безопасности дорожного движения»,  «Я – пассажир», «Кажется безопасно – опасно!», «Памятка юного пешехода», «Дорожные правила пешехода», «Твой друг - светофор!»

С  помощью  базового комплекта светового оборудования "Дорожные знаки" юные пешеходы знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах и в пределах жилой зоны, изучают и закрепляют знания о дорожных знаках, которые не только информируют, но и предписывают пешеходу конкретное поведение на том или ином участке дороги, развивают навыки, необходимые ребенку при движении в пределах дороги и рядом,  с проезжей частью. А то, что данный стенд может «подмигивать» детям, давшим правильный ответ, всегда воспринимается дошкольниками с восторгом.

         В кабинете имеется набор транспортных средств, с помощью которых дети перевоплощаются из пешеходов в водителей, а из водителей - в пешеходов. Это самое любимое занятие наших детей, ведь жизнь детей – это движение, а если оно организовано с детства грамотно, то есть надежда на то, что из наших детей вырастут вежливые пешеходы и воспитанные водители.

Практические навыки дети отрабатывают на  «Автоплощадке»  со специальным покрытием и дорожной разметкой, площадью .

Это уникальное архитектурное решение  позволяет проводить занятия и тематические прогулки на свежем воздухе круглый год. Для занятий во дворике выносятся велосипеды, автомобили, самокаты,  набор дорожных знаков, электрический макет светофора, который совмещает в себе светофор для водителей и светофор для пешеходов, что позволяет моделировать реальную ситуацию движения на дороге.

Вся предметно-развивающая среда детского сада используется педагогами в работе с детьми по обучению детей основам безопасного поведения.

На площадке «Роллердром» проводится не только обучение катанию на роликовых коньках, но и организуются соревнования, развлечения по правилам дорожного движения.

Праздники и развлечения проходят и на физкультурной площадке.

Становится хорошей традицией проведение  театрализованных представлений по правилам дорожного движения в театральной студии, на которых дети старшего дошкольного возраста учат малышей, как себя вести на дороге.

Даже в сенсорной комнате дети могут с успехом закреплять знания, полученные на занятиях по ПДД, помощниками в этом является световое фиброоптическое  оборудование, а сухой бассейн с разноцветными шариками помогает закреплять понятия и правила, с которыми дети познакомились на занятиях. Малыши учатся пока только различать цвета светофора, а  дети постарше  с удовольствием используют их в качестве сигнальных элементов при ответах.

В изостудии «Мастерская чудес» дети рисуют и изготавливают поделки.

К услугам воспитанников физкультурный зал «Затейник» и музыкальный зал «Веселые нотки», в которых проводятся тематические занятия, развлечения, праздники, подвижные игры по ПДД.

Ждет детей и летний амфитеатр «Светлячок», где дети также собираются на концерты, представления и игры.

Необходимым условием нашей работы является взаимодействие воспитателей и специалистов.

В  ДОУ проводятся Единые дни  безопасности дорожного движения в начале учебного года, в начале лета. В летне - оздоровительный период планируются  тематические недели «Мир безопасный для детей прекрасных», «В гостях у друга – светофора», «Светофор гулять зовет, отправляемся в поход». Ежедневно проводятся «Минутки безопасности». Традиционными  стали праздники «В стране Светофории», «Красный, желтый, зеленый», совместный с родителями праздник  «Знатоки дорожных правил».

В ДОУ функционирует кружок дополнительного образования «Азбука дорожного движения», которым охвачены дети с 3 лет. Занятия проводятся воспитателями 1 раз в неделю.

Результативность работы по изучению правил дорожного движения и формированию основ безопасного поведения на дорогах и улицах города показывает мониторинг усвоения знаний детьми по данному направлению, который регулярно проводится педагогами детского сада.

Возрастная группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

Младший дошкольный возраст

68%

32%

-

Старший дошкольный возраст

94,2

5,8

-

Работа ДОУ  выстраивается на принципах активного вовлечения родителей воспитанников в образовательный процесс, что способствует обеспечению безопасности всех участников образовательного процесса.

Формы работы с родителями: 

  1. индивидуальная педагогическая помощь (беседы, консультации);
  2.  просмотр открытых занятий, инсценировок по теме;
  3. изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, моделей светофора, дорожных знаков;
  4. участие родителей в тематических соревнованиях, конкурсах;
  5. общие и групповые собрания;
  6. анкетирование, диспуты;
  7. тематические выставки;
  8. оформление стендов в родительском уголке;
  9. разработка совместных с детьми проектов;
  10. выпуск буклетов, памяток, стенгазет.
  11.  оформление фотостендов, папок-передвижек,
  12. проведение  дней  открытых дверей.

Новой формой  работы с родителями в текущем учебном году стала организация гостиной и «Маминой школы» по разным направлениям воспитания и развития детей, в том числе и проблемам безопасности. 

В интернете на сайте «Одноклассники» создана группа «Светлячок»,  где интерактивное общение  с родителями позволяет   задать интересующие их вопросы и получить действенные ответы и консультации  в удобное для них время.

        Желанными гостями воспитанников являются инспекторы ГИБДД и члены ЮИД МБОУ СОШ № 16, принимающие активное участие в обучении детей правилам безопасного поведения.

Показатели эффективности работы МДОУ по обучению детей ПДД:

  1. Не зарегистрировано ни одного случая ДТП с участием воспитанников МБДОУ.
  2. 2010 год - коллектив награжден Грамотой Управления образования за оригинальность и творческий подход в городском конкурсе «Подарок юному пешеходу».
  3. 2011 год - воспитанники детского сада награждены дипломом за участие в городском конкурсе «Дорогой красок» в номинации «Лучшая коллективная работа».
  4. 2011 год - коллектив детского сада стал лауреатом областного конкурса «Зеленый огонек» и награжден грамотой Министерства образования Московской области. 
  5. Создана нормативно - правовая база по обучению детей ПДД.
  6. Ведется совместная работа с ОГИБДД, родительской общественностью по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
  7.  Повысился интерес у детей к данной теме.
  8.  В группах пополнилась предметно-развивающая среда, оформлены  тематические центры «Дорожная азбука».
  9.  Повысился теоретический уровень владения педагогами знаниями по организации работы по обучению детей ПДД, улучшилось качество организации воспитательно-образовательного процесса.
  10. Банк педагогической информации пополнился тематическими папками, картотеками, методическими рекомендациями по данной проблеме.
  11. Повышена активность участия родителей в жизни ДОУ.
  12.   Установились преемственные связи с МОУ СОШ № 16.
  13. Созданы личные сайты 7 педагогов, публикуются статьи, что позволяет делиться опытом работы с коллегами ДОУ  на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  14. Обобщен опыт работы педагогов на региональном уровне (областной конкурс «Зеленый огонек»).

Опыт работы педагогов освещен в СМИ:

  1. газета «ВИП Юго - Восток», на сайтах Управления образования администрации г.о. Коломна и Министерства образования Московской области
  2. репортаж о работе ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения и формированию основ безопасного поведения на Коломенском ТВ.
  3. репортаж об участии в областном конкурсе «Зеленый огонек» на Коломенском ТВ.
  4. на телеканале ТВ-Центр показан репортаж из опыта работы ДОУ «Вырастить из ребенка «здоровую личность», в котором освещался и опыт работы коллектива по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города.

Коллектив детского сада уверен: только в тесном содружестве ДОУ, семьи и социума у детей можно выработать навыки  культурного поведения на дорогах и улицах  и ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.  Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения!

Пусть будут «Светлячок» и светофор 

Друзьями настоящими всегда, 

Пускай уйдут с дороги малышей 

Аварии, несчастья и беда. 

Пусть светофор зеленым огоньком 

Подмигивает детям на пути, 

Надеемся, что наши «Светлячки» 

Сумеют все преграды обойти. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города в современных условиях

В презентации представлены материалы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города, раскрыты задачи, принципы, содержание, напрвление и аспекты  работы по про...

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в свете современных требований

При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сами допускают ошибки. Разберем самые типичные из них....

Рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в современных условиях.

Представляю вашему вниманию презентацию "Рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в современных условиях". Ее можно использовать как прим...

Доклад на тему: "Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и улице через познавательно - игровую деятельность"

Доклад на тему: "Организация работы по обучению детей дошкольного возраста по правилам безопасного поведения на дорогах и улице через познаватнльно - игровуюдеятельность"...

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах в свете современных требований.

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного  поведения на дорогах в свете современных требований.При обучении детей правилам дорожного движения многие педагоги и родители нередко сам...

«Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и улице через познавательно-игровую деятельность»

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, поэтому глав...