Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.
статья на тему

Кудрявцева Валентина Афанасьевна

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_pedagogami_po_teme.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с педагогами по теме:

«Роль народной куклы в

 приобщении детей дошкольного

 возраста к народной  культуре»

Смехова Татьяна Петровна-

воспитатель,

Кудрявцева Валентина Афанасьевна –

 старший воспитатель,

МДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 17

«Чебурашка» г.Омутнинск,

Кировская область. 

Одним из направлений работы детского сада является социально-личностное воспитание и развитие ребенка. Отечественные психологи Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, П.Я.Гальперин, Л.И.Божович и другие называют социальный опыт доминирующей стороной в развитии личности ребенка.  Социальный опыт - это опыт, накопленный за всю историю человечества и закрепленный в обществе. Опыт  включает знакомство с традициями, обрядами народной культуры.

        В каждом детском саду складывается своя система работы, в том числе по социально-нравственному воспитанию и развитию детей. Приоритетным направлением работы нашего дошкольного образовательного учреждения является знакомство с традициями и обрядами русской народной культуры.

        Народная культура – собирательное понятие, которое включает культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Она определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности общины: уклад жизни, обычаи, обряды, тип семьи, характер жилища, одежды, питание, отношение с природой, язык, верования, воспитание детей.      Одной из составляющих особенности воспитания в народной культуре является использование народных игрушек, среди которых главное место занимает кукла. Народная кукла сопровождала человека на протяжении всей жизни. Еще до рождения ребенка мать делала кукол. Сворачивала тряпочку и клала  в колыбельку, чтобы она «оберегала» ее для будущего малыша. А когда появлялся малыш, куклу-оберег вешали над кроваткой, верили в то, что она охраняет сон ребенка. В старину куклам не рисовали лицо. Безликой кукла оставалась долгое время. Считалось, что изображение черт лица может оживить куклу и тем самым сделать ее опасной  для человека. Позднее об этом забыли и куклам стали рисовать, вышивать, глаза, нос и рот.  С куклой были связаны многочисленные магические  обряды, праздники – встреча Масленицы, Коляды, Кузьминки и другие.

Наиболее распространенные и доступные для изготовления детям дошкольного возраста куклы: куватка, узелковая, барыня, скатка и другие.

   

Игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Взрослые, делая детям куклу, вкладывали в нее свою  любовь и заботу о ребенке. С 5 лет дети сами начинали делать себе кукол. Кукла - это уменьшенная модель человека, кукла – партнер по игре. Кукла учит быть папой или мамой - заботливыми, добрыми, внимательными.  Через игру с куклой воспитывались в детях лучшие человеческие качества. Делая с детьми куклу, приучали их к трудолюбию, усидчивости, способности доводить дело до конца,  выполнять его хорошо. Изготовление народной куклы способствовало развитию мелкой моторики руки, оздоровлению детей, в результате массажа акупунктурных точек на ладонях, развитию речи -  куклы неотделимы от фольклора, от праздничных и колыбельных песен, от игр. Вот почему в  санаториях Кировской области, например «Вятских Увалах», где отдыхают и лечатся дети с родителями, делают упор на оздоровление с помощью куклы-закрутки. Большие возможности народной куклы и в развитии у детей творческих способностей. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем их знакомят, но вносят свое - выбирают способы конструирования и оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Ребенок становится художником, способным воплотить свои оригинальные замыслы.

Наряду с этим, в детском саду  № 17 «Чебурашка» сформировался педагогический опыт по изготовлению некоторых тряпичных кукол, который был востребован педагогами других дошкольных образовательных учреждениях города Омутнинска  в условиях ассоциации. Результаты анкетирования показали, что 51 % педагогов имеют недостаточно знаний и умений по изготовлению русской народной куклы. Готовность детей к изготовлению народной куклы составила  47%.Результаты анкетирования родителей показывают, что   63 % родителей играли в детстве с народными куклами.

        Таким образом, было определено  направление взаимодействия с педагогами МДОУ детского сада ЦРР № 18 «Рябинка» и разработана программа, целью которой  явилось выявление  взаимодействия педагогов по проблеме «Приобщение детей к русской народной культуре на основе знакомства с  народной куклой» в условиях ассоциации ДОУ.

Организация работы по реализации программы осуществлялась поэтапно.                

Сбор информации (беседа со старшим воспитателем детского сада) показал, что  в детском саду есть все условия  для работы по знакомству с народной куклой – наличие достаточной учебно-методической базы для работы в инновационном режиме. Из анкетирования педагогов была выявлена потребность  в повышении информационной и технологической  компетентности педагогов

        Мы предположили, что эта проблема может быть решена и получены высокие результаты эксперимента, при условии высокой заинтересованности педагогов данной темой, вызванной беспокойством и заботой о детях, наличием хорошей материальной базы, контролем со стороны администрации.

        Мы предположили вероятность низких результатов в связи с недостаточной заинтересованностью педагогов, вызванной большой занятостью педагогов и низким контролем со стороны администрации.

         Таким образом, с учетом полученной информации была выявлена проблема и  спланирована работа с педагогами, родителями и детьми и  определены задачи,  содержание методической работы и критерии результативности.

        Следующий этап деятельности  определил разные формы взаимодействия с педагогами:

  1. Проведена консультация на тему «Воспитание любви и уважения к матери на основе знакомства с русской народной культурой». Цель консультации: познакомить педагогов с одним из направлений нравственного воспитания дошкольников. Главное заключалось в  установлении взаимодействия с педагогами, высказана искренняя заинтересованность и стремление проводить работу с детьми по воспитанию любви и уважения к матери. Педагоги детского сада выразили  желание познакомиться с  опытом изготовления русской народной куклы. Общение прошло в доверительном эмоциональном характере, что обеспечило успешное взаимодействие.
  2. Семинар-практикум «Куклы бывают разные». Цель: познакомить педагогов с процессом изготовления различных народных кукол. Педагоги участвовали в изготовлении различных народных кукол – кукол барынь, скатки, узелковой куклы, куклы-ангела, покосницы и других. Овладевали приемами изготовления народных кукол.
  3. Открытое показательное занятие с детьми старшей группы на тему: «Куклы бывают разные.  Изготовление народной куклы».  Ставились следующие цели: познакомить педагогов с методикой работы по изготовлению народной куклы  с детьми, использованием наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми по изготовлению народной куклы. Использовала на занятии методы формирования сознания ребенка – рассказ о народной кукле, беседу. Приемы обеспечения эмоциональности, интереса детей к кукле, такие как сюрпризный момент, дидактическую и подвижную игру, исполнение детьми песен и потешек для куклы. Дети справились с изготовлением куклы-скатки, старались не только воспроизвести образец, но и  проявить творчество. Трудности испытывали дети при завязывании узелков вследствие недостаточного развития мелкой моторики руки Дети испытывали чувство радости от игрового общения с куклой, были податливы и пластичны, легко вступали в диалоговое общение друг с другом. Народная кукла явилась изюминкой данного занятия. Дети открывали для себя новую, незнакомую куклу. В конце занятия была проведена рефлексия – дети общались с куклами, давали им имена, рассказывали о своих впечатлениях от занятия. По результатам данного занятия отмечаем: высокий уровень в изготовлении народной куклы  показали 15 % детей и средний уровень 85%. Оценивалось качество и проявление творчества детьми при изготовлении народной куклы. Отмечаем положительное  влияние данного занятия на  эмоциональное состояние детей.

        После занятия педагогам было предложено составить план работы по ознакомлению детей с народной куклой. Дальнейшая работа заключалась в обсуждении с педагогами планов работы и рекомендации по организации работы с детьми и родителями, выполнении педагогами намеченных планов работы, контроле со стороны администрации за ходом эксперимента.

        По результатам работы в конце года проведено анкетирование педагогов и диагностика уровня знаний и умений детей. Приведем сравнительные данные:

Знания педагогов

о русской народной кукле, способах ее изготовления

Начало учебного

 года

Конец учебного

 года

51%

87%

Знания и умения детей

Начало учебного

года

Конец учебного года

47%

80%

Таким образом, данные диагностики говорят об эффективности проводимой работы.

        Результаты работы были представлены в аналитической справке и на педагогическом совете-презентации «Ассоциации дошкольных образовательных учреждений города Омутнинска».

        В новом учебном году взаимодействие с педагогами детского сада «Рябинка» было продолжено.

        С целью дальнейшего повышения профессиональной компетентности педагогов, была проведена консультация «Народные промыслы и классификация народных игрушек»,  консультация-практикум по обмену опытом работы по теме эксперимента, где педагогами была представлена выставка народных кукол и даны рекомендации по их изготовлению, подготовлена компьютерная презентация «Куклы, куклы, куклы…», где обращалось внимание на создание кукол из различных материалов.

        Под руководством педагога-экспериментатора воспитатели детского сада проводили работу с родителями по  изготовлению народных кукол, диагностику детей и родителей, организовали выставку народных кукол, уголки по народной культуре в группах.

Результаты работы второго года опытно-экспериментальной работы:

Знания и умения педагогов

 о русской народной кукле, способах ее изготовления

Начало учебного года

Конец учебного года

72%

94%

Примечание: изменился состав педагогов.

Знания и умения детей

Начало  учебного года

Конец учебного года

75%

85%

Диагностика  эмоциональной отзывчивости

20 %  детей предпочли деятельность игре

35 % детей предпочли деятельность игре

Отмечаем рост знаний и умений педагогов и детей по изготовлению народной куклы.

Следует отметить высокий уровень сформированности  коллектива детского сада, ответственность со стороны педагогов, доброжелательность и открытость, желание совершенствовать педагогическое мастерство.

Результаты работы мы представили   на педсовете  –  экспертизе. Был проведен мастер-класс для педагогов  по изготовлению оберега куклы – куватки. Данное мероприятие получило высокую оценку экспертов. Следует отметить, что контроль над результатами инновационной деятельности осуществлялся систематически. Показатели результативности отслеживались на основе  разработанных анкет, проводимых с педагогами и родителями, авторской диагностики уровня знаний и умений детей, уровня эмоциональной отзывчивости на основе наблюдения за детьми. Осуществлялась оценка каждого проводимого мероприятия на основе анализа деятельности педагога-экспериментатора (анкеты). Оценку выступлениям на педагогических советах давали эксперты.

                По итогам проведенной работы можно сделать вывод -  установлено тесное взаимодействие с педагогами МДОУ ЦРР детским садом № 18 «Рябинка», что обеспечивает повышение  их профессиональной компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре на основе знакомства с народной куклой, что положительно влияет на нравственное воспитание дошкольников.

Литература

  1. Бородина Н. Проблема нравственного воспитания дошкольников в трудах В.А.Сухомлинского. Дошкольное воспитание № 2 – 1986г.
  2. Мещерякова С. Путь к материнству начинается с младенчества. Дошкольное воспитание № 11 – 2002 г. стр. 81-88
  3. Народное творчество. Научно-популярный журнал, № 2 – 2003г, № 1-2004
  4. Народное творчество. Научно-популярный журнал, № 3 -2007г. Сценарий «Здравствуй, ангельская душка», стр. 19, автор В.Андрейченкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через разные виды образовательной деятельности»

Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основой для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других ...

Мониторинг знаний детей дошкольного возраста «Региональный компонент основной образовательной программы МДОУ ", разработанный творческой группой воспитателей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №8 города Алушты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты   Мониторинг знаний детей дошкольного возраста«Региональный компонент основной образовательн...

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной     мудрости, хранительница преданий,     обрядов и традиций своего народа»....

Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО

В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...

Роль народных праздников в приобщении детей дошкольного возраста к русским народным традициям

Нравственное воспитание и развитие является приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования....