Интеграция деятельности музыкального руководителя и воспитателя в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
материал на тему

Томочакова Татьяна Константиновна

Деятельность музыкального руководителя и воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_hgu.docx19.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интеграция деятельности музыкального руководителя и воспитателя в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.

Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Дошкольное образовательное учреждение является одним из центров сохранения и возрождения самобытной культуры, уклада, быта и традиций, духовного развития хакасского народа, его языка, обычаев, национальных культур. Ведь воспитывать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

К сожалению, большинство поверхностно знакомо с хакасской народной культурой, и это не только дети, но и многие взрослые. Как жили хакасы? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру хакасского народа и ведется работа в нашем детском саду.

Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста. В своей работе  применяю разные средства для приобщения детей к национальной  культуре: это знакомство со сказками,  песнями, танцами, играми, национальными промыслами, традициями и обрядами.

           В группе создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя национальный уголок, с его помощью дети наглядно знакомятся с символикой  республики Хакассия, национальный костюм, традиционные игры, книги, сказки.

         Для работы был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по темам образовательной деятельности. Подобрана литература и иллюстрации о республике Хакассия и столице Абакане. Использование наглядного материала о жизни и труде хакасов помогает развитию у детей наглядно-образного мышления, внимания, памяти, умение анализировать. Подобраны иллюстрации, которые знакомят с растительным и животным миром Хакассии. Оформлены альбомы «Растения и животные хакасского края», «Родина моя - Хакасия», «Хакасская национальная кухня», «Хакасская национальная одежда», «Легенды о хакасских инструментах».

          Для изучения хакасской народной одежды  имеются женские и мужские костюмы, женское украшение «Поғо», альбом «Хакасская  национальная одежда». Элементы хакасского узора использую в образовательной деятельности художественно-эстетического цикла. Для обобщения и систематизации знаний детей использую дидактические игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье», «Найди пару», и другие. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей: в образовательную, на  прогулке, в самостоятельной деятельности, такие игры, как «охчаадан атыс» - стрельба из лука, «урух тастааны» - метание аркана, игра в кости и т. д.

Хакасский язык в детском саду проводится один раз в неделю и , к сожалению, этого очень мало. Поэтому

Для приобщения детей к народной культуре на протяжении нескольких лет мы ежегодно отмечаем национальные праздники «Чыл Пазы», «День Земли». Совместно с воспитателями разучиваются и ставятся театрализованные представления на хакасском языке.

 На музыкальных занятиях я учу с детьми песни о любви к родной земле, мы слушаем как звучит колокольчик, горловое пение «хай», как скачут лихие наездники, учим распевки на хакасском языке, пальчиковые игры. Знакомимся с музыкальными инструментами и их историей, т.к.  происхождение каждого инструмента связанно с легендой хакасского народа.

Часто устраиваем вечера развлечений, на которых играем с детьми в хакасские народные игры.

Знакомство детей с хакасскими композиторами, их творчеством занимает большое место в построении музыкальных занятий с детьми.  

Репертуар, который мы разучиваем на занятиях с детьми, продолжают повторять и отрабатывать в группе с воспитателями, отрабатывая произношение характерных хакасских звуков.

         Родители с пониманием и интересом наблюдают образовательный процесс и сами с удовольствием в него включаются.

При систематической и совместной  работе музыкального руководителя и  воспитателей групп, дети не только поют, читаю стихи, хорошо проговаривая произношение хакасских слов, но и понимают частично сам язык, а также знают национальные праздники, обряды и обычаи.

Результатом такой совместной  работы стало участие детей в международных,  республиканских и городских конкурсах,  на праздниках внутри ДОУ.

Конкурс «Вдохновенный чтец»

- Песня «Часхы килде» старшая группа

- Республиканский конкурс «Пала тiлi» подготовительная группа 4 место чтение        

   стих-я

- песня «Учама» 3 место в отборочном туре «Пала тiлi»

- конкурс «Сурнагастар» финал сказка «Заюшкина избушка»

- конкурс «Чылтызахтар» финал, 2 место чтение стих-я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Формирование патриотических чувств и духовности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой

Тема:» Формирование патриотических чувствии духовности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой».Детство- время развивать всех сил человека, как душевных, так и телесных...

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам культуры Родного края на занятиях по музыкальному воспитанию.

Знакомство детей с традициями и культурой татарского народа создает благоприятную среду, способствующую полноценному нравственно-эстетическому, национальному воспитанию....

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной     мудрости, хранительница преданий,     обрядов и традиций своего народа»....

Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....