Семинар - практикум
презентация по теме

Семинар - практикум построен на основе методики «Шесть шляп мышления». Участники семинара после разделения на микрогруппы самостоятельно должны были разработать рекомендации по построению модели проекта, самостоятельно определить тематику будущего проекта (с учетом возрастных и познавательных потребностей детей), отобрать фактический материал для конструирования проекта, готовить презентацию результатов. В ходе семинара каждая группа, поочередно работала в определенной ролевой позиции, где учились презентовать свой проект, выделять непродуманные моменты презентуемой идеи, отмечать выгодные, позитивные моменты, обобщать и оценивать работу творческих групп. Проведенная презентация позволила провести рефлексию деятельности и анализ, а также внести коррективы. Презентация «Управление и организация работы по внедрению проектного метода в образовательный процесс ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ

Тема: « Метод проектов в обучении»

Дата проведения: 16 января 2009 года

Место проведения: музыкальный зал ДОУ № 46

Количество и состав участников: 16 воспитателей, 1 воспитатель – методист,1 заведующий ДОУ. Всего 18 педагогов.

Цели семинара:

 - сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний

 - создать проблемную ситуацию (разработка собственного проекта)

 - учить оценить инновационные идеи других педагогов, аккумулировать навыки профессиональной рефлексии;

 - диагностика уровня развития инновационного потенциала педагогического коллектива.

Ожидания участников семинара. Были связаны, в основном, с освоением метода проектов и применением его в своей педагогической практике. В целом, участники семинара демонстрировали высокую мотивацию и нацеленность на результат, что безусловно объяснялось предварительной работой. Анализ анкет участников показал, что после предварительной работы 40% педагогов стали относиться к методу проектов в обучении с интересом, а еще 40% были уверены в эффективности и необходимости использования этого метода, и лишь 20% сомневались в его эффективности.

 Все без исключения педагоги высказывали в той, или иной форме желание понять, что такое  подход к образованию, большинство участников семинара проявляли личную и профессиональную заинтересованность.

Предварительная работа: Каждая группа (2 воспитателя, работающие на одной возрастной группе) получили задание, что в течение ноября месяца организуют проектную работу детей в рамках своей группы, выбрав предметное направление, и опишут реализованный проект по предложенной матрице. (Приложение № 1)

Структура семинара.

Проведение семинара-практикума было предложено педагогам по методике «Шести шляп мышления», созданной  Эдвардом де Бано, крупнейшим специалистом в области творческого мышления.

 Работа в рамках методики основана на принципах проблемного обучения и совместной деятельности. Организационной  основой работы является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры, где учитывалось разнообразие и индивидуальных и групповых мотивов. Вся работа была ориентирована на позитивные мотивы общения и деятельности.

Необходимо отметить, что перед проведением данного семинара педагоги уже знали о методе «Шесть шляп мышления», о назначении каждой мыслеварительной шляпы и о  правилах работы. Каждому группе предварительно было предложено поработать  под полями белой шляпы и придумать свой проект, подумать о различных аспектах его реализации. Проект должен быть актуальным для детей их возрастной группы,  в нем должна присутствовать интересная для детей, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети должны были выступать как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

В качестве рассматриваемой проблемы выбраны проекты: IIмладшей группы -   «Мои любимые игрушки» - воспитатели Хабибуллина Н. А., Иванова О. П.; средней группы -  «Моя малая Родина» (семья, дом, детский сад) – воспитатели Остапенко Т. М., Фирсова С. В.; старшей группы -  «Мой город, в котором я живу» - воспитатели -  Исакова Л. Е., Школьникова О. П.; подготовительной группы «Россия – Родина моя» -  воспитатели Курило С. П., Климуха С. Л. В каждой творческой группе предварительно проводится обсуждение всех авторских идей и выбирается одна идея, одна линия защиты своего проекта, которая с точки зрения группы наиболее актуальна для детей  их возраста, имеет наибольший элемент новизны, и именно эта линия защиты выдвигается в дальнейшем группой на этапе работы в роли новаторов.

 Для реализации конструктивного процесса обучения были созданы четыре творческие группы:

  1. Новаторы – «зеленая шляпа» (презентуют свой проект остальным членам рабочей группы);
  2. Пессимисты – «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
  3. Оптимисты– «желтая шляпа» (выделяют все положительные, педагогически и социально выгодные моменты презентуемой идеи);
  4. Эксперты –  «синяя шляпа» (обобщают и анализирует полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

Сама технология  предусматривает четыре этапа – четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем оптимистов, затем экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Анализ хода семинара

  1. 5 минут – организационный этап, где ведущая напомнила задание и правила в рамках технологии;
  2. 3 минуты – выступление новаторов;
  3. 2 минуты – уточняющие вопросы новаторам то участников из других творческих групп;
  4. 3 минуты -  работа в группах оптимистов и пессимистов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи;
  5. 4 минуты – на выступление пессимистов и оптимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
  6. 2 минуты – работа экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности.
  7. 2 минуты – заключительное выступление  ведущего с обоснованием оценки

 ( работа каждой группы оценивалась по 10-бальной  шкале)

Выступления «новаторов» порадовали оригинальностью решений и коллективным творчеством. Были затронуты темы общего понятия и истории развития метода, в полной мере раскрыта технология проектирования в детском саду. Типы предложенных проектов отличались разнообразием  целей, задач, видов детской деятельности.

 .«Оптимисты» в своих выступлениях отмечали  интересные моменты  привлечения детей к участию планирования деятельности и реализации намеченных планов, хорошо продуманную структуру и организацию работы на определенных этапах.

«Пессимисты» профессионально провели анализ предложенных проектов. Отмечали, что при разработке проектов не все воспитатели ориентировались на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников. Рекомендовали активнее включать самих детей в создание тех или иных проектов, что даст возможность им осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной методики. Таким образом, самую сложную роль – роль синей шляпы выполняли одновременно эксперты, которые на определенном этапе отвечали за анализ и обобщение информации, на основе которой производилась оценка эффективности работы каждой группы и ведущий – заведующая ДОУ Буханцева В. Н., отвечающая за строгое соблюдение протокола. «Эксперты» отметили, что участники групп справились со своей задачей, показав оригинальность индивидуальных решений и коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества у педагогов выявлены способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умения выстраивать из частей целое. Подводя итоги всей работы мы пришли к единому мнению, что проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).

Работу в группах в целом можно назвать эффективной, хотя в некоторых группах наблюдались определенные сложности, как  в предварительной работе, так и в работе коллективного характера. Возникли проблемы в организации публичного выступления. Например, сначала некоторые педагоги преднамеренно заняли подчеркнуто пассивную позицию, не принимали участие в выдвижении идей, а только оценивали предложения других участников, оправдывая свое поведение иным статусом (эти педагоги имеют высшее дошкольное образование).

К некоторому напряжению приводило желание отдельных участников как можно «правильнее» выполнять задания, не осознавая их методической значимости. Но эти сложности были обозначены, и преодолены. В целом группы справились с предложенными заданиями и в результате пришли к прогнозируемым результатам. Несомненным достоинством участников семинара является высокая мотивация на получение результата, познавательная активность, восприимчивость новому методу, желание изменить сложившуюся ситуацию в образовании.

В целях лучшей организации последующей коллективной работы можно предложить:

 - предусмотреть задания на сплочение команды;

 - провести психологическую работу с коллективом по снятию боязни публичного выступления;

 - провести консультации в режиме «аквариума»

После семинара всем педагогам для определения уровня своего развития было предложено ответить на вопросы анкет и обработать их результаты

Анализ оценочных  листов участников семинара показал,, что 100% педагогов удовлетворены результатами своей работы, при этом 82% оценили уровень полученных профессиональных знаний как высокий, 18% - как средний.

8% участников заявили, что полученных знаний вполне достаточно для начала работы с использованием метода проектов. 78% считают, что в основном полученных знаний достаточно для начала работы, а остальные профессиональные знания и навыки можно приобрести самостоятельно в процессе текущей работы. После прохождения семинара 61% участников уверены в эффективности и необходимости использования метода проектов в обучении, 36% выразили заинтересованность, и лишь один педагог выразил сомнение в возможности использование метода проектов в своей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...