Главные вкладки

    Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »
    календарно-тематическое планирование по теме

    Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:

    • « Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образовательного процесса
    • предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
    • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».

    Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах. Я хотела бы остановиться на двух :

    • Проектная деятельность,
    • Комплексно-тематическое планирование.

        В основе  проектной деятельности - лежитпроект.

    Существует немало определений понятия “проект”.

    ПРОЕКТ в педагогике – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.

                                                                             (Мацкевич Т.А.)

    Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения 1 проблемы и применить их на практике.  ( См. приложение №1)

    Проект – включает в себя ряд этапов:

    1. Целеполагание:педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.

    3. Выполнение проекта – практическая часть.

    4. Подведение итогов –определение задач для новых проектов.

    В настоящее время проекты классифицируются:

    1. по составу участников;
    2. по целевой установке;
    3. по тематике;
    4. по срокам реализации.

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

    1. исследовательские-творческие проекты:дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
    2. ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
    3. информационно - практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
    4. творческие проекты в детском саду(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

    По продолжительности проекты бывают: краткосрочными одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные  - на учебный год).

    Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

    Реализация  Проектного принципа является очень сложным и трудоёмким процессом и требует серьёзной и длительной подготовки со стороны воспитателя, детей и родителей. А так же высокого профессионализма от педагога. Поэтому этот способ подходит не для всех воспитателей и не всегда может применяться для постоянного  планирования  психолого-педагогической   деятельности. Но этот метод  педагогам можно применять  несколько раз в году  для решения  каких-то глубоких тем .

    Поэтому нас воспитателей ДОУ№18 п. Бавлены заинтересовал другой принцип планирования это  Комплексно-тематический.

    Основой данного принципа является тематическое планирование  – это особая форма организации психолого-педагогической деятельности в детском саду, объединяющие все виды детской деятельности в течение определённого промежутка времени.

    В практической работе воспитателя используется несколько видов планирования:

    1.Перспективное планированиесоставляется  на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

    В перспективном плане планируются:

    1.  Цели и задачи (на год);

    2.   Все виды детской деятельности

    3. Работа с семьей.

     

    2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

    Оно  предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. 

       Календарно-тематический план может быть составлен на один, два, три дня,  но практика показывает,  что воспитатели, работая в паре, поочередно составляют план на 1-2  недели.

    Основными компонентами комплексного планирования являются:

    1.      Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

    1. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
    2. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

     

    СУЩЕСТВУЕТ МНОГО МОДЕЛЕЙ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ.

     Поэтому  в нашем Детском саду №18 п. Бавлены.  В начале2011-2012 учебного года «творческой группой», в состав которой входила я.

     Было принято решение разработать  свою модель комплексно-тематического планирования.   Сначала мы изучили  различные варианты  :

    • В журнале «Дошкольное воспитание»№8\2010 г.
    •  Предложенные Голицыной Н.С.
    • Опыт работы ДОУ№103 г. Владимира
    • С интернет сайтов  

     И каждый член группы взял по одному из предложенных образцов и написал план на 1 неделю.

    Затем на семинаре – практикуме посвящённому  « Комплексно- тематическому планированию в ДОУ в соответствии с ФГТ»,   Были рассмотрены получившиеся образцы планирования и  взвешены все  плюсы и минусы каждого варианта .

    Приведу пример своего планирования по Голицыной Н.С.

    При помощи её книги «Перспективное планирование в детском саду. 2-я младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ». и предложенной ею таблицы для планирования, написала план на тему: Ранняя осень. Растительный мир. (См. приложение №2)  Планирование идёт по видам деятельности и по 1 и 2 половинам дня:

    Данное планирование имеет ряд «плюсов» такими как:

    • Простота в написании плана;
    • Охват всех видов деятельности.

     Но и есть ряд больших   «минусов»:

    • Полностью отсутствует индивидуальная работа ;
    • Нет рекомендаций по созданию предметно - развивающей среды;
    • Не прослеживается  последовательность применения всех запланированных мероприятий. Т.е.  полностью дезорентирует воспитателя в структуре запланированного дня, и превращает работу по этому плану   в Дидактическую игру « Угадай-ка!»

    Поэтому этот вариант планирования нам, педагогам, не подходит.

     После того как были рассмотрены все варианты планирования  и взвешивания (+)и (-). Воспитателями ДОУ был разработан свой вариант комплексно-тематического  планирования ( См. приложение №3).

    В нём мы смогли отразить всё:

    •  виды деятельности,  
    •  индивидуальную работу,
    •   последовательность хода организационных моментов,
    •  создание предметно-развивающей среды.

    Это план очень прост в написании, что наиболее важно удобен в применении на практике.

     И проработав по нему уже почти 5 месяцев,  я скажу что, он себя зарекомендовал с лучшей стороны.  

    Но хотелось бы сказать, что педагоги ДОУ  в своей практике, не останавливаемся только на этом варианте планирования, а дополняют его различными проектами.

     Я надеюсь, что моё выступление поможет педагогам в  своей работе и позволит слегка облегчить переход на новый уровень планирования психолого-педагогического процесса в соответствии с требованиями ФГТ.

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_nedeli.docx22.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение.

    Комплексно-тематическое планирование.

    Разработано воспитателем МБДОУ№18 п. Бавлены Сугробовой О.Н.

    Тема недели: « Зимующие птицы».

    1. Взаимодействие с родителями. ( Планируется на 1 неделю)
    2. Задачи воспитания. ( Планируется на 1 неделю).
    3. Комплекс упражнений утренней гимнастики. ( Планируется на 2 недели)
    4. Артикуляционная гимнастика (планируется на 1 неделю)
    5. Пальчиковая гимнастика (планируется на 1 неделю)

    Понедельник

    Интеграция образовательных областей

    Деятельность

    Индивидуальная работа

    Предметно-развивающая среда

    Коммуникация

    Здоровье

    Безопасность

    Физ-ра

    Музыка

    Познание

    Труд

    Здоровье

    Безопасность

    Ч, Х, Л,

    Х.Т.

    Социализация

    Коммуникация

    Труд

    Познание

    Здоровье

    Безопасность

    Физ. Кул.

    Познание

    Познание

    Социализация

    Физ. кул.

    Здоровье

    Безопасность

    Ч.Х.Л.

    Х.Т

    Музыка

    Социализация

    Познание

    Физ. кул.

    Утро.

    1. Беседа на тему «Что мы знаем о птицах?»
    2. Д.и. «Третий лишний»
    3. Утренняя, Артикуляционная, Пальчиковая гимнастики
    4. П.и. « Воробушки и автомобиль» ловкость, Д.А.

    НОД1 ФЕМП.

    Цель. Продолжать учить детей накладывать на карточку столько картинок, сколько нарисовано, перемещать картинки правой рукой с лева на право; закреплять умение различать и называть: круг, квадрат, треугольник; узнавать эти фигуры, не смотря на различие в окраске и размерах, Воспитывать стремление заботиться о птицах.

                       Ход деятельности С.м. стр. 30 Л.С.М.

    НОД2  

    Музыка. Исполнение песен по теме недели.

     Прогулка №1

    1. Наблюдение за птицами на кормушке (за воробьями). Познакомить с внешним видом птицы.
    2. .С.и.д. детей с выносным материалом  - вертушками, санками, снегокатами.
    3. Расчистить дорожку к веранде.
    4. П.и. «Воробушки летают» - бег, ловкость, действовать по сигналу.

    Вечер.

    1. Зарядка после сна. Закаливание.
    2.  Чтение Пришвина «Воробей» - познакомить с новым произведением.
    3. Раскрашиваем «Воробья»- развивать моторику рук
    4. С.р.и. «Дети кормят птиц»

    Прогулка №2

    1.  Наблюдение за погодой.
    2. П.И. « Воробьи прыгают» прыжки на двух ногах с продвижением вперёд

    Вторник.

    Утро.

    1. Отгадывание загадок о зимующих птицах.
    2. Работа в уголке природы. Полив цветов.
    3. Д.и. «Собери синичку» - логическое мышление
    4. Утренняя, Артикуляционная, Пальчиковая гимнастики
    5. Д.и « как нужно вести себя за столом?»

    НОД1.Физ-ра  (на основе подвижных игр) «Птицы зимой»

           Цель. Учить прыгать на 1-й ноге; прыгать на 2-х ногах с продвижением вперёд. Закреплять умение ребят ползать по наклонной  на четвереньках, совершенствовать умение подлезать под дугу пр. и лев. Боком. Расширять знания детей о зимующих птицах.

    Стр.81.Е.Ф.Ж.

    НОД.2Конструирование «Домик для синичек»

            Цель. Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов; закреплять названия деталей, формы, величины. Закреплять навыки конструирования. Воспитывать желание заботиться о птицах.

    Ход деятельности. Стр.43 П.Р.О.

    Прогулка №1

    1. Продолжать наблюдать за птицами на кормушке (синицей). Закреплять внешние признаки синицы.
    2. С..и.д. .с выносными игрушками
    3. П.и. « Поймай синичку»- действовать по сигналу

    Вечер.

    1. Зарядка после дневного сна. Закаливание.
    2. Чтение В. Сухомлинского «Как синичка меня будит» познакомит с новым произведение.
    3. Аппликация « Синичка»- учить приклеивать детали аккуратно.
    4.  Слушанье песни «Синичка с ягодкой» Музыка Илоны  Красавцевой Стихи Михаила Андреева
    5. С.р.и.  «Лечим синичек»
    6. Д.и. Домино «Зимующие птицы»

    Прогулка №2

    1. Наблюдение за вечерним  звёздным небом.
    2. П.и. по желанию детей.

    ндреем К.

    Полей Г.

    Викой К. Русланом З.

    Кирюшей К.

    Ирой С.

    Димой Н.

    Ильёй Е. Полей Г.

    Данилой С.

    Викой Г. Ирой

    Димой Н.

    Ильёй К.и Е

    Анжеликой

    Костей  Полей Х

    Кирюшей Настей

    Дашей  Русланом

    Андреем

    Ильёй К.

    Альбом с птицами

    Руль.

    Наборное полотно с зимующими птицами

    Баян

    Кормушка, корм для птиц

    Вертушки, санки

    Лопаты

    Солёная вода, ребр. Доска

    Карандаши.

    Кормушки

    Загадки

    Лейка, вода Разрезанные картинки.

    Скамья, дуга(50см)

    Наборы конструкторов

    Игрушки-птички     (синички)

    Кормушки, корм

    Выносные игрушки

    Солевой раствор. р. дос.

    Заготовки, клей. Кисти

    Муз. центр

    Домино


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектный метод как один из комплексно-тематических подходов к построению образовательного процесса

    На сегодняшний день работа с родителями в дошкольном учреждении заключается не просто в обмене информацией о развитии, успехах и трудностях ребенка. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка...

    Сценарий проведения педагогического совета по теме: "Здровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ".

    Работа по совершенствованию системы здоровьесбережения актуальна последние годы как никогда: в детский сад поступают дети с уже имеющимися проблемами здоровья, оздоровительная работа в семье осложнена...

    Мастер-класс с открытым просмотром НОД по ФЭМП на тему "Применение компьютерных технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС"

    План проведения мастер классаДата проведения: 20.05.2015Место проведения: МКДОУ д/с №3. Цель:  Ретрансляция опыта, передача продукта своей деятельности, полученного в результате...

    Рекомендации для педагогов на тему «Современные подходы к планированию образовательного процесса в ДОО (НОД)»

    Рекомендации предназначены для педагогов дошкольных образовательных организаций. Данные материалы позволят педагогам ориентироваться в структуре НОД, граммотно сформулировать задачи для организации ра...

    Консультация для воспитателей "Модульный принцип планирования образовательного процесса в ДОО"

    В модульной системе обучения все занятия объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Центральным звеном, вокруг которого группируются знания, является тема модулей. Модуль имеет начало (&laqu...