Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста
статья по теме

Арбузова Маргарита Ивановна

 

    В развитии ребенка образование и среда
 играют большую роль, чем наследственность… 
Вопрос  в том, какое образование  и какая среда
лучше всего развивают  потенциальные

способности ребенка.
 Массару Ибука

 

Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности?  Мы видим решение  этой проблемы в организации идеальной модели предметно-развивающей среды. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_razvivayushchey_sredy.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста. 

    В развитии ребенка образование и среда
 играют большую роль, чем наследственность… 
Вопрос  в том, какое образование  и какая среда
лучше всего развивают  потенциальные

способности ребенка.
 Массару Ибука

 

Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в условиях современности?  Мы видим решение  этой проблемы в организации идеальной модели предметно-развивающей среды. 
Цель организации:
Создание комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в самостоятельной и  совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности (умственную, физическую, игровую).
Условия создания:
- реализация идей и задач комплексной программы воспитания и обучения в детском саду /под ред. М.А. Васильевой
- учет принципов построения  развивающей среды В.А. Петровского, концептуальных  идей С.А. Новоселовой
- опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком
Организационные условия:
- среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития»: в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15%  материалов ориентированных на более старший возраст;
- знание особенностей детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности; учитывать особенности развития старшего дошкольника, развивать проявления «самости», размещать оборудование так, чтобы было удобно  организовать совместную и самостоятельную деятельность;
- все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
- предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду, вновь и вновь созидать ее в соответствии со вкусом и настроением;
- размещение материалов должно быть функциональным, а не «витринным»;
- каждый предмет должен выполнять информативную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка; 
- предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве (символы, стрелки);
- учет половой дифференциации.
За основу  разработки идеальной модели развивающей среды мы взяли идеи, представленные в пособии  Т.Н. Дороновой «Из ДОУ -  в школу»: пространство группового помещения  должно:
 - стать полифункциональным (материалы могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
 - иметь подвижные, трансформируемые границы (чтобы вместить при необходимости всех желающих);
Этим принципам отвечает рамочная конструкция группового помещения.  
Групповая комната представлена тремя зонами (рис. 1):
-  рабочая зона
-  активная зона

  - спокойная зона


-

Границы между зонами должны быть подвижными, легко перемещаться,  в виде низких ширм, стеллажей, объемных напольных модулей. 
Мы считаем, что каждая зона, кроме 
основного пространства (в рабочей зоне это: столы или столы-трансформеры, мольберт, передвижная доска;в спокойной зоне:  небольшой ковер, диван-трансформер, легкий столик, банкеты или «пуфики»; в активной зоне: ковер, легко убирающийся или перемещающийся) должна быть наполнена уголками, в нашей модели содержание каждого уголка представлено следующими компонентами,которые могут располагаться  как на  собственных границах зоны, так и на границах между зонами:
компонент дидактический (располагается на собственных границах зоны, а также на границах между зонами);
компонент оборудования для разных видов деятельности (на собственных границах зоны);
компонент стимулирующий (это может быть примерный  план последовательности работы в уголке, оценочные карты, значки-картинки, модели-схемы и др.) (на собственных границах зоны).
Например, занятия познавательно-исследовательской деятельностью с использованием  объектов (компонента оборудования)  больше тяготеет к рабочей зоне, а работа с атласами, тематическими альбомами, книгами познавательного характера (дидактический компонент)  - к спокойной зоне. Игра в разных ее разновидностях может захватывать все пространство группового помещения.

Содержание уголков 
Уголок «Здоровячки»
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать  основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки, телесную рефлексию. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность  детей.

Компонент дидактический

Компонентборудования

Компонентстимулирующий

 - Дидактические игры, направленные на знакомство детей с разными видами спорта;
 - книги о спорте и ЗОЖ;
 - альбомы и фотографии с известными спортсменами;
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;
- картотеки игр: подвижных, малой подвижности; на развитие дыхания;
 - картотеки гимнастики;
 - зарисовки о последовательности выполнения упражнений, движений;
 - рисунки детей о спорте.

 - шведская стенка, маты, ковровая дорожка;
- спортивный инвентарь (кегли, мячи, обручи, дуги, пластмассовые гантели, «кольцеброс»  и др.) 
 - нетрадиционное спортивное оборудование;
- спортивный комплекс.

- схемы-правила о пользовании спортивным оборудованием;
- карты-достижения («Я сегодня научился»)
- «дневничок здоровья»
- модель «правильного питания»

Уголок конструирования  «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонентстимулирующий

 - модели, схемы, чертежи, картинки различных построек
- фотоматериалы, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п.
- макеты города, железной дороги, улиц и т.п.
- альбомы «Дома в прошлом», «Дома сказочных героев» 
 - фото детских построек

 - наборы конструкторов: крупногабаритный, напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;
- мозаики крупные, средние, мелкие;
 - пазлы;
- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;
- нетрадиционный материал: 
картонные коробки, оклеенные цветной пленкой, бумагой;
- контейнеры разных размеров;
- игрушки для обыгрывания построек;
- игрушки-трансформеры

- алгоритмы выполнения различных построек;
- алгоритмы работы в уголке;
-схемы достижения (значки): «Получилось!», «Еще постараюсь» (для самооценки и самоконтроля)

 

Уголок музыки «Веселые нотки»
Задачи:  развитие музыкальных способностей и творческих проявлений; совершенствование навыка игры на металлофоне, гармошке, губной гармошке; развитие музыкального слуха, внимания, эмоциональной отзывчивости; приобщение  детей к истокам народного творчества.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

 - музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкальным творчеством;
- фото, портреты известных композиторов, 
- музыкальные книги, открытки
- тематический альбом «музыка и дети»;
- фото детей, посещающих музыкальную школу.

 - магнитофон или музыкальный центр;
- комплект кассет, дисков
- детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, детское пианино (игрушечное), бубен, губная гармошка, маракасы, трещотка, деревянные ложки и др.
-  звучащие предметы- заместители
- музыкальные шкатулки, игрушки, 
- микрофон;
-караоке.

- схемы-правила обращения с музыкальными инструментами

Уголок театральный  «Мы артисты»
Задачи: развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений; формирование навыков речевого общения, наиболее полного перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации; развитие творческого воображения и подражательности, работа над выразительным исполнением ролей; обучение использованию в речи слов и выражений, необходимых для характеристики персонажей.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- дидактические игры, направленные на развитие творческих, артистичных способностей;
- мини-сценарии детских постановок, праздников;
- тематические альбомы о театре;
- фото детей в театральных постановках.

 

- ширма;
- стойка-вешалка для костюмов;
- костюмы, маски, атрибуты для постановки различных сказок;
- разные виды театра:

  1. плоскостной;
  2. пальчиковый;
  3. стержневой;
  4. кукольный;
  5. перчаточный;
  6. настольный;
  7. напольный.

- грим, зеркало, парики;
- аудиозаписи детских песен;
- аудиозаписи различных звуков окружающего мира.

- пиктограммы с настроением; эмоциями
- «модели перевоплощений»

Уголок сюжетной игры  «Мы играем»
Задачи:  развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

 - дидактические игры социально-нравственного характера;
- дидактические игры, направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;
- картинки с изображением различных трудовых процессов;
 - альбомы «Наша группа», «Моя семья» и др.

 

-атрибуты  для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: игрушечная бытовая техника, мебель, посуда, игрушки-орудия труда;
- разнообразные технические игрушки: заводные, инерционные, с с управлением;
- игрушки-персонажи, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);
- объемные модули (надувные и набивные);
-подвижная мебель на колесиках;
-сборно-разборные домики легкой конструкции, переносные зонты;
 - предметы-заместители.

- схема «Правила дружной игры»;
- модель-последовательность «Убираем игрушки»

 

 

Уголок математики  «Сосчитай-ка»
Задачи:  развитие у детей математических представлений; совершенствование ориентировки в пространстве и на плоскости; развитие умения работать с геометрическим материалом.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- дидактические игры математического содержания;
- игры и пособия, направленные на развитие психических процессов;
- перфокарты;
- разнообразные головоломки;
- пособия для формирования временных представлений;
- занимательный и познавательный математический материал

- пособия и материалы для счета (комплекты цифр, математических знаков), геометрические фигуры
- ковролин, наборы геометрических фигур, счетного материала для ковролинового полотна и магнитной доски;
- измерительные приборы

- оценочная карта достижений;
- пооперационные карты; - схемы

Уголок речи и  грамоты   «АБВГдейка»
Задачи:  развитие правильного физиологического дыхания, закрепление в речи чистого произношения  звуков; обучение различным способам словообразования; формирование грамматически правильной речи.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- дидактические игры,  направленные на развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи, развитие словаря, грамматического строя речи, для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;
- картотека пальчиковых, коммуникативных, словесных игр;
 - материал для звукового анализа и синтеза;
- серии сюжетных картинок;
- картотека предметных картинок

 

- предметы, пособия, игрушки для развития мелкой моторики, правильного дыхания, тактильных ощущений;
 - фишки, разноцветные магниты для звукового анализа и синтеза;
- ковролин, разрезная азбука, кубики «Азбука», настенный алфавит, магнитная азбука

- мнемотаблицы для составления стихов, рассказов;
- алгоритмы для составления стихов, рассказов;
- оценочный лист

 

 

Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи:   Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- детские книги по программе;
- любимые книги детей (книги по интересам);
- сезонная литература;
- тематические альбомы;
-  два-три постоянно меняемых детских журнала;
 - словари
- портреты детских писателей;
- книги-самоделки (изготовленные детьми, детьми совместно с родителями);
- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки

 - стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик, мягкий диван;
- магнитофон с набором аудиокассет, дисков с записью литературных произведений

- материал для изготовления книжек-самоделок «Сотвори книгу сам»;
- схема «Правила работы с книгой»

Уголок краеведения
Задачи: всесторонне изучение родного города, края, страны; расширение области социально-нравственных чувств и ориентаций, пробуждение любви к родному городу, краю, России, воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному городу.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- тематические альбомы: "Наш детский сад", "Наша семья", "Наш город" (образование, культура, спорт, медицина, заводы) "Наша область" (медицина, спорт, культура, образование), "Народы Прикамья", "Россия" (города, костюмы, песни, национальная кухня), предметы искусства народов Прикамья,  других регионов России; предметы одежды и быта народов Прикамья;
- художественная литература (стихи, рассказы, произведения о крае, России). 
- традиции, обычаи, фольклор Пермской области, других регионов России (описания, иллюстрации);
- дидактические игры по краеведению 
- флаг, гербы и другая символика городов Пермского края, России; Фотография президента РФ.

- мини-музей («Предметы русского быта»; «прошлое и настоящее посуды» «Символика государств», «Игрушки в прошлом и настоящем» и др.);
- видеокассеты, диски с записью природы родного края, достопримечательностей родного города, достопримечательностей других городов России о

Схема-подсказка «Работа в музее»

Уголок экспериментальной деятельности «Хочу все знать»
Задачи: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Компонентдидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

-  схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
 - серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции

- материалы распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина» ;
 - природный материал: песок, вода, глина, камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.);
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и др.
- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки

- мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;
- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»

 

 

«Зеленый уголок»
Задачи:  стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;
- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;
- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, видеофильмы, слайды с изображением сред обитания, объектов живой и неживой природы; - календари погоды и природы 
-гербарии, альбомы «Экологические сказки», «Экологические идеи», «Мои четвероноги друзья», коллекционные материалы; 
- подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; 
- рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
- макеты

- живые объекты: комнатные растения, аквариум с рыбками, черепахи, хомячки, клетка с птицами; 
- инвентарь для ухода за растениями и животными: лейки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, кисточки, совочки, горшочки, передники, нарукавники;
- инвентарь для посадки семян и рассады;
- «огород на окне»

- алгоритм выполнения трудовых операций по уходу за комнатными растениями, другими живыми объектами;
-оценочная карта со значком-картинкой

Уголок творчества «Умелые ручки»
Задачи:   Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

 - репродукции картин, скульптура малых форм, произведения графики, альбомы;
-  детские энциклопедии по изодеятельности; 
- схемы последовательного рисования предмета;
- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из глины, бумаги и других материалов;
- книжки-раскраски с образцами;
- картотека тематических книжек-раскрасок;
- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», «Гжель» и др.;
- дидактические  игры для развития творческих способностей

- цветная и белая бумага (глянцевая с тиснением гофрированная, прозрачная, блестящая) картон, ватман, наклейки, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки угольный карандаш; 
- глина, пластилин, тесто, наборы для детского творчества;
- материалы для декора: бусины, семена, фантики, тесьма, фольга 
инструменты: кисти различные, ножницы, палитры, каркасы для лепки, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам;
- панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты;
- клеенчатые скатерти, разносы, банки, подставки

 «Чудо-дерево»
(«Что я умею», «Чему хочу научиться»)

«Уголок уединения»
Задачи: обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент
стимулирующий

- картотека релаксационных упражнений

- легкая воздушна беседка из прозрачной ткани, мягкая модульная мебель, подушки- игрушки;
- мягкие игрушки
- телефон
- бумага, боксерские перчатки

 

                Также в групповом помещении располагается интерактивная доска, это позволит организовать работу с моделями, видеоматериалами, слайдами, схемами по любому направлению.

           Таким образом,  представленная нами модель предметно-развивающей среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....

Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательную активность детей, а также  возможность для уединенияПРС обеспечивает р...

Организация развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей старшего дошкольного возраста в области художетсенно-эстетического развития....

Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста в связи с введением ФГОС

  Правильная организация предметно-развивающей среды – это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях ФГОС. С связи с этим мы поставили перед собой цель -...

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста

Предметно-пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста Цель: сконструировать многофункциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой активности на каж...

Предметно – пространственная развивающая среда в группе старшего дошкольного возраста.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ре...

Организация предметно - развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в группе должны обеспечивать инициативу детей во всех видах детской деятельности....