Опыт работы стажировочной площадки по теме "Педагогическая поддержка развития способностей детей с учетом одаренности"
методическая разработка по теме

Гоппе Любовь Анатольевна

«Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста с учетом одаренности» данная тема выбрана не случайно, ведь на современном этапе работа с одаренными детьми очень актуальна. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать. Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды Здесь возникает вопрос: для чего обсуждать проблематику одаренности? Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки. Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи. А дети, по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_stazhirovochnoy_ploshchadki.doc79 КБ
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt228 КБ
Office presentation icon prilozhenie_2.ppt53 КБ
Office presentation icon prilozhenie_3.ppt38.5 КБ

Предварительный просмотр:

В последние 4 года наш коллектив работал по теме «Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста с учетом одаренности данная тема выбрана не случайно, ведь на современном этапе работа с одаренными детьми очень актуальна

              В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. Понятно, что лишь труд способных и талантливых людей на благо Родины может помочь России выбраться из череды экономических и социальных критериев. Но также понятно, что это произойдет, если у молодых талантливых людей будет желание это делать.
Повышенный интерес к детской одаренности стал приметой нашего времени. Современные психологи утверждают, что каждый человек от рождения обладает своим ресурсом способностей, которые проявляются или не проявляются в зависимости от окружающей среды Здесь возникает вопрос: для чего обсуждать проблематику одаренности? Ведь одаренность обеспечивает прогресс, высшее достижение, на которое способен человек. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Умственно одаренный ребенок – личность, требующая к себе внимания, помощи и поддержки.

Быть одаренным ребенком – непростая ноша. Одаренные дети – одна из самых чувствительных частей социума, нуждающаяся в особом внимании, серьезных исследованиях и новых формах помощи. А дети, по природе своей – исследователи. Особенно это характерно в дошкольном возрасте. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.

                  В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, работающие с детьми дошкольного возраста, вместе с родителями, семьей ребенка, поддерживают смышленого и любознательного малыша, создают условия для развития способностей, дарованных природой. Ведь грамотное проведение интеллектуального развития, в первую очередь, позволит успешно подготовить ребенка не только к школе, но и в дальнейшем к жизни.

                 Педагоги детского сада активно внедряли в свою педагогическую деятельность индивидуальные исследовательские проекты, каждый год на заседаниях экспертного совета были представлены результаты работы за год.

                В своей работе мы использовали различные формы распространения опыта работы среди педагогов города.

Формы распространения опыта работыотчёты на

экспертном

совете

СМИ

Участие в

конференциях

участие  в  

конкурсах

различного

уровня

издание

методических

материалов

на

сайте МАДОУ

публичный

доклад

ГЭП

семинары

Мастер-классы

СТАЖИРОВОЧНАЯ

 ПЛОЩАДКА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ГОРОДА

На основании Приказа №399од от 02.06.2012 года и Положения о городской стажировочной площадки для педагогов ДОУ города был разработан и предложен план работы стажировочной площадки по теме:
««Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста с учетом одаренности»

  1. Семинар«Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста»
  2. Семинар«Взаимодействие с одаренными детьми и создание условий для их развития»
  3. Мастер-класс«Диагностика выявления способностей и детской одаренности»
  4. Мастер-класс«Построение индивидуальных маршрутов развития способностей детей дошкольного возраста с учетом одаренности»

Работая с одаренными детьми в нашем дошкольном учреждении, мы столкнулись с проблемами, а именно:

нет четких критериев определения одаренных детей;

недостаточно содержательных материалов по проблеме диагностики и развития одаренности;

имеющиеся в современном научном и, главное, в практическом опыте материалы, слишком теоретизированы, страдают отсутствием методической направленности, не являются руководством и инструментом для педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми.

Организуя работу с одаренными детьми, педагоги ориентируются по трем уровням исследовательского обучения:

педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения; само решение предстоит самостоятельно найти ребенку;

педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.

Несмотря  на глобальные перемены в системе российского образования (в частности системе дошкольного образования) педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию: приоритетными задачами выступают подготовка ребенка к школьному обучению, приспособление его к существующим социально-политическим, экономическим и другим условиям жизни. Однако крайне слабо обеспечивается процесс индивидуализации – развитие индивидуально-неповторимого в конкретном ребенке.

Зачастую родители и педагоги «не слышат!» ребенка, его желания, потребности, возможности. Между тем, именно дошкольный период развития человека является сенситивным (наиболее благоприятным) для развития большинства способностей являющихся базой для самоопределения, самореализации личности. Следовательно, считаем правомерным, утверждать, что в системе дошкольного образования существует насущная потребность в процессе, направленном на развитие индивидуальности и субъектности ребенка.

Основная задача педагога – помочь талантливым детям создать благоприятные условия для самореализации и самоактуализации

  1. С п о с о б н о с т и – это индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности;
  2. О д а р е н н о с т ь  - синтетическое понятие.      Это качественное своеобразие комплекса способностей отдельного человека.

Способности в возрастной динамике

Проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства

6 – 7 лет

Яркие проявления природного потенциала

5 – 6 лет

        

Интерес, желание, творческий поиск

4 – 5 лет

Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала

3 – 4 года

Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.

2 – 3 года

2-3 года

В данном возрасте ребенок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству, поэтому главное пробуждать чувственную сферу ребенка (различные показы спектаклей театральной студией педагогов, концерты, сказки старших детей, использование фольклора в разных видах деятельности)

3 – 4 года.   Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала

Самое главное в данном возрасте максимальное  погружение ребенка в деятельность, потому что,  способности – понятие динамическое, они существуют в развитии, а развитие осуществляется только в деятельности, только в процессе активного участия в ней человека. В данном возрасте необходимо предложить ребенку такие виды деятельности6 лепка, рисование, аппликация, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах и т.д. Еще одно условие очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильная, ориентированная на зону ближайшего развития ребенка.

4 – 5 лет.  Интерес, желание, творческий поиск

В данном возрасте у ребенка проявляется избирательный интерес. Главное поддержать помочь ему определиться. На данном этапе можно ввести диагностику развития способностей. Уделить внимание креативности, которая,  предполагает наличие у ребенка способностей к оригинальности, гибкости, нестандартности, вариативности. С целью ее развития деятельность ребенка должна носить творческий характер. Можно объединить детей в группы по интересам (исследовательская деятельность).

5 – 6 лет.  Яркие проявления природного потенциала

На данном этапе возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительности, находчивости, активности, рискованности, оригинальности, самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности основных мыслительных операций., в быстром и глубоком запоминании материала. С целью развития интеллектуальных способностей необходимо предлагать детям различные виды интеллектуальных игр. Главное требование к таким играм -  определенная степень сложности.

6 – 7 лет.  Проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства

Для данной категории детей необходима организация особой системы работы, которая должна в наибольшей степени учитывать особенности и проблемы одаренных детей и обеспечить их эффективное развитие. На данном этапе предполагается проведение мониторингов, позволяющих выявлять и определять степень одаренности, прослеживать динамику развития, разработку  и  реализацию индивидуальных программ развития ребенка.

Педагогическая поддержка детей, по О.С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Ученый в своей творческой деятельности подошел к проектированию новой организации образовательных процессов на основе концепции педагогической поддержки. Система педагогической поддержки О.С. Газмана предполагает разные направления реализации: педагогическое, психологическое, социально-педагогическое, социокультурное, социально-организационное. Ученый связывал педагогическую поддержку детей непосредственно с процессами индивидуализации и самоопределения ребенка. При этом цель поддержки -это решение проблем ребенка, касающихся его деятельности не только в стенах школы. Основными задачами педагогической поддержки в теории О.С. Газмана выступают:

  1. помощь ребенку в личностном  выборе,  соотнесение личностных и общественных потребностей;
  2. поддержка в ходе самоисследования, самоанализа, работа над собой;
  3. помощь ребенку в самоутверждении, самовыражении.

       Научные труды и опыт ученых имеют важное значение для обоснования педагогической поддержки личности, которая включает не только педагогический аспект непосредственного взаимодействия, но и охватывает   всю   систему   социального   бытия,   выступает   как   способ жизнедеятельности и показатель уровня развития общества.

       Что термин «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко и многогранно. Его связывают:

      С деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей;

Под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по  интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявления и поддержку.    

              Мы связываем данный термин прежде всего с педагогической деятельностью, обеспечивающий процесс развития способностей детей.

                Наш коллектив педагогов, работающих на площадке, сосредоточил своё внимание на изучении тактик, методов и приёмов педагогической поддержки развития способностей.

                Эта деятельность предполагает индивидуально-ориентированную помощь детям в развитии как общих, так и специальных способностей, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, музыкальных, творческих способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида.

                 Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста, как деятельностный процесс,  не рассматривался в педагогической литературе и поэтому на основе тактик, методов и приёмов педподдержки, разработанных Газманом  О.С. и его последователями  для начальной школы  мы   адаптировали эти  подходы,  методы и приёмы педподдержки для развития способностей детей дошкольного возраста.

              Наиболее приемлемые тактики педагогической поддержки развития способностей детей дошкольного возраста: тактика помощи и тактика содействия.

Тактика помощи рассчитана на то, чтоб ребенок  обязательно начал действовать. Но для того, чтобы он сделал это добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха». Многие дети защищаются от проблемы, блокируя свою активность. Тактика помощи, в основном ,рассчитана именно на таких детей. Такому ребёнку важно помочь осознать, что он многое может! Стоит только попробовать  преодолеть свой страх.

              Успех первой пробы должен быть гарантирован. Разочарование в себе может укрепить страх перед действием. А педагог, оказывая помощь, страхует ребёнка от этого разочарования.

            «Помощь» восстанавливает и укрепляет у ребёнка ощущение собственной значимости для других  людей. Если в тактике помощи педагог помогает ребёнку сосредоточиться на своих «могу», то тактика «содействия» направлена на желание искать и обретать смысл своих «Я хочу».

           Кредо тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!» Главным условием тактики является достаточно стабильное эмоциональное состояние ребёнка, самооценка не занижена. Педагог в тактике содействия создаёт условия для того, чтобы ребёнок вовлекался в процесс осмысления намерений, интересуется мнением ребёнка к отношением к происходящему,  расширяет возможности выбора, предлагая новые варианты, не знакомые ребёнку. Педагог в тактике содействия постоянно находится с ребёнком в диалоге, вместе размышляя, добираясь до сути.

          Тактика «Содействия» развивает критические и аналитические способности ребёнка, который учится осознавать то, что проблема может иметь как минимум 2 варианта решения.

Методы педагогической поддержки используются тогда, когда у ребёнка с одной стороны, возникают препятствия, проблемы, которые он осознаёт, но не знает как их решить, с другой стороны, они действуют как меры, помогающие ребёнку не создавать проблем или уметь их решать. Таковыми являются:

1. Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей (Метод наблюдения, метод коллективного анализа деятельности, размышления, метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к происходящему);

2. Методы поддержки развития интеллектуальных способностей, используемые в работе с дошкольниками:

  1. метод «задачной формы организации учебно – воспитательного процесса;
  2. метод «деловой игры».
  3.    (метод мозгового штурма, метод сократовской беседы, метод синектики,
  4.   метод развития интуиции, метод психотренинга и т.д.).

3. Методы поддержки развития организаторских способностей:

  1. Метод игры;
  2. Метод упражнения.
  3. Метод «творческого выполнения задач».

4. Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

  1. Метод коммуникативного тренинга (ролевые игры);
  2. Метод творческого поиска.

Таким образом, названные методы и примы педагогической поддержки оказывают положительное влияние на процесс развития способностей детей дошкольного возраста .

Главное в деятельности (совместной и самостоятельной) – ребенок, а воспитатель направляет его деятельность

Приемы обучения, которые используются:

  1. Ход познания (от  ребят).
  2. Начало должно быть необычным.
  3. Должен  царить “дух открытий” (ничего не сообщать детям в готовом виде).
  4. Держать паузу, не мешая включению мыслительных процессов у детей.
  5. Не оставлять без внимания ни одного ответа детей.
  6. Помнить о развитии речи во всех видах деятельности.
  7. Поддерживать ощущение успешности.
  8. Осуществлять работу в творческих тетрадях.
  9. Большое место в нашей  работе отводится  деятельности, для нее характерно:
  10. внутренняя готовность;
  11. открытость;
  12. способность меняться самому педагогу;
  13. постоянный творческий поиск;
  14. коллективная работа с группой;
  15. на одном задании стараются сразу повторить несколько тем.

Изучив имеющийся опыт осуществления педподдержки развития способностей детей  в школах России, мы попытались адаптировать его для дошкольников в рамках своих проектов и пришли к следующему выводу:

Что 3-летний опыт работы педагогов по  осуществлению педагогической поддержки развития способностей детей дошкольного возраста, представленный в виде портфолио, убеждает нас в том, что процесс развития способностей детей дошкольного возраста будет    эффективным, если он осуществляется систематически, и построен в соответствии с предлагаемой в проекте  моделью педагогической поддержки и в соответствии с требованиями ФГТ.  Каждый педагог имеет возможность при работе над проектом реализовать свой творческий потенциал. Видя результаты работы педагогов, задействованных в работе площадки, другие воспитатели охотно используют в своей работе результаты исследования педагогов экспериментаторов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выявление, развитие, поддержка одарённых детей Поиск технологий, методов, методик по выявлению одарённых детей ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ Внедрение в практику исследовательских педагогических проектов по развитию способностей Создание банка данных

Слайд 2

Ресурсы Психологическая служба Профессиональная компетентность руководителей всех уровней, педагогов Нормативно-правовая база: Положение Приказы План работы с педагогами План работы с одарёнными детьми


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Что заботило, радовало и тревожило р...

Развитие способностей детей с учетом их психофизиологических особенностей.

Дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях он...

Опыт работы "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста"

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение – одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учр...

Работа в составе творческой группы по работе стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

Представляю некоторые материалы о работе стажировочной площадки, участником которой я являлась с 2012 по 2014 г.Учительская газета №39, от 24 сентября 2013 г."Столичное ноу-хау - стажировочные пл...

Опыт работы по направлению «Сказка, как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста»

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение и научитькрит...

Перспективный план работы в рамках реализации Программы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Одарешка».

Перспективный план работы по выявлению, поддержки, развитию способностей детей дошкольного возраста. В приложениях к плану представлена методика проведения исследований по выявлению способностей ребен...

Статья "Психолого-педагогические основы поддержки развития способностей детей старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности (ранняя профориентация)"

Описание актуальности проблемы, которая касается формирования ранней профориентации у детей старшего дошкольного возраста. В данной статье описаны цель, задачи, приницпы и условия развития ранней проф...


 

Комментарии

Гоппе Любовь Анатольевна

Мой материал по опыту работы стажировочной площадки может быть использован воспитателями, заместителями и педагогами, желающими работать с одаренными детьми дошкольного возраста.