Организация предметно-развивающей среды
методическая разработка (старшая группа) на тему

Гладышева Надежда Александровна

Методические рекомендации по организации предметно-развивающей среды в старших группах детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации предметно -  развивающей среды в старших группах детского сада.

Современный детский сад — это место, где ребенок полу чает опыт широкого эмоционально-практического взаимодей ствия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обо гащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развива ющей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, ут верждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способно сти, стимулирует проявление им самостоятельности, инициа тивности, творчества.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея — цель, которой руководствует ся коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уро вень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

Старшие группы детского сада. При переходе ребенка в старшую и, в особенности в подготовительную группу, меняет ся его психологическая позиция: он впервые начинает ощу щать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддер жать это его ощущение такой организацией среды, при кото рой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитате лю следует чаще привлекать старших дошкольников к органи зации окружающей обстановки, спрашивая их мнение по по воду предстоящих действий по изменению среды, вовлекать детей в сам процесс преобразований.

Предметно-игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объ единяться подгруппами по общим интересам. Центр констру ирования и искусства (в нем находятся материалы для изо бразительной деятельности и ручного труда), центр игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной), центр природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности (включающий книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) — вот основной перечень таких центров.

Характерной особенностью старших дошкольников явля ется появление интереса к проблемам, выходящим за рамки их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды группы: в нее вносится содержание, расширяющее лич ный опыт ребенка. Например, через книги и предметы ребе нок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом людей — представителей разных народов и эпох, с жанрами живописи и другими видами ис кусства.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходит так называемый «ростовой скачок»: за год ребенок может вырасти на 7—12 сантиметров, при этом особенно активно растут конечности. Необходимо уделять внимание подбору мебели по росту ребенка и в течение года 2—3 раза корректировать ее высоту.

Игра продолжает оставаться для старших дошкольников любимым видом деятельности, возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются, этому способствует накопленный игровой опыт. Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его сто роны действительности, отношения людей, события. Проанализируй те жизненный опыт детей вашей группы и в соответствии с ним подбирайте игровые принадлежности. Например, в неко торых группах есть игра «Ателье». Однако большинство совре менных детей никогда не наблюдали процесс изготовления одежды, потому что родители предпочитают покупать готовую одежду. Неудивительно, что эта игра никак «не приживается» в группе.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюже ты: бытовые (магазин, семья), трудовые (моряки, строитель ство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путе шествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализированной. Так, для игры в «семью» необходимо иметь разнообразные приспособления для приго товления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы, характерные для наших дней. Лучше, если размер оборудования и игрушек будет небольшой — для игр на столе, однако допустимо и крупное напольное обору дование, если дети активно играют и проявляют интерес к игре. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, и дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Раз вернуты» только те игры, в которые дети в данный период времени играют (игры могут длиться несколько дней и даже недель).

На шестом-седьмом годах жизни дошкольники начинают интенсивно осваивать режиссерскую игру, которая превращает ся в развернутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят пре имущественно профессиональную жизнь людей и их отноше ния, такие игры опираются на более широкий социальный опыт — впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, те лефильмов. Становление режиссерской игры вносит неоцени мый вклад в развитие личности ребенка, способствуя переходу на новый уровень воображения. Многие исследователи считают развитие этого вида игры одним из основных показателей  готовности ребенка к обучению в школе.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Кроме обычных материалов (бумага, картон, карандаши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схе мы — способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражаю щие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Эти средства по могут воспитать у ребенка самостоятельность, умение опреде лять последовательность процесса изготовления чего-либо, если есть затруднения в этом. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных деть ми работ. Можно крепить детские работы не только на стенках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.

Игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной также должны быть представлены в группе, так как перед педагогом стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, и прежде всего — микроскопа. Для детского экспериментирования требуется до вольно много материалов, поэтому желательно в детском саду выделить отдельную комнату для экспериментов старших до школьников с использованием технических средств, а в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспери ментирования с различными материалами, шарами, подвеса ми, водой.

Важную роль в развитии старших дошкольников играет конструктивная деятельность. Включите в среду группы кон структоры и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настоль ные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Очень кстати будет игра Б. Ни китина «Кирпичики». Кроме самих наборов, необходимо включить в среду группы схемы-образцы построек, фотоаль бомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми кон струкций.

    Возрастает роль книги как источника новых знаний. Так же как и в средней группе, наряду с художественной литера турой в книжном уголке должна быть представлена справоч ная, познавательная литература, энциклопедии (общие и те матические) для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.). Воспитатель показывает детям, как с помощью книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника. Воспитатель учит детей выбирать книгу, правильно пользо ваться ею. Необходимо иметь материалы для починки книг. Целесообразнее размещать книжный уголок в самом спокой ном, хорошо освещенном месте группы, поставив там неболь шой столик и стулья или диванчик.

Следует помнить, что позвоночник ребенка 5—7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому осо бое внимание следует уделить укреплению мышц спины — это очень важно для будущих первоклассников. Если позволяют средства и площадь, приобретите спортивный комплекс. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, кольцебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и ша рики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания и т. п.). Также следует предусмотреть возможность разнообразных способов организации детских игр: не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на полу. Естественно, для этого потребуются коврики или напольные подушечки, игровые материалы для горизонтальных и вертикальных (на ковролине) поверхностей.

У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Его надо поддержи вать и развивать. Включите в среду группы школьную атрибутику (ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка и прочее), подберите книги, в кото рых рассказывается о школьной жизни, вместе с детьми изготовьте альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами о школе. Целесообразно выделить в группе учебную зону, обстановка которой была бы приближена к учебной среде класса: поставьте столы рядами, как парты, повесьте школьную доску. Это впоследствии в определенной степени поможет детям адаптироваться к учебной среде класса.

     Важная задача — развитие рефлексии, формирование адекватной самооценки. Детям необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Чаще обсуждайте успехи и  достижения ребенка, фиксируйте их зримо для ребенка — знаками, рисунками или пиктограммами. Например, ребенку можно предложить собирать ромашку. Сделать это просто: кружок («сердцевина») ромашки с именем или фотографией ребенка крепится на вертикальной поверхности (с помощью двустороннего скотча или «липучки»). Воспитатель отмечает достижение ребенка, которое записывает на лепестке, а ребе нок крепит лепесток к сердцевине. В конце недели можно вспомнить достижения ребенка, прочитав записи на лепест ках. Например, такие: «Не заплакал, как обычно, когда делали прививку!», «Помогла Кате завязать шнурки на ботинках», «Сочинил замечательное стихотворение о щенке!»... Постепен но дети сами начнут отмечать свои достижения, фиксируя их доступными способами (самостоятельно или с помощью вос питателя), у них появится потребность поделиться своими ус пехами с детьми и родителями, порадоваться успехам других.

Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни вообще. Это умение можно развивать, предлагая ре бенку определить, чем он будет заниматься в течение дня, в течение недели. План фиксируется разными способами (запи сывается воспитателем или обозначается с помощью картинок). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Сделать это легко с помощью скотча или закрепив на стене кусок белых обоев, которые по мере необходимости прокручиваются до свободного места. В конце дня или недели воспитатель в беседе с детьми выясняет, все ли получилось так, как планировали.

Необходимо развивать у ребенка представления о его соб ственных возможностях и силах, учить познавать себя, ис пользуя самонаблюдение. Для этого есть разнообразные пути. Например, обратите внимание ребенка на его внешние ха рактеристики — «Я расту». У каждого ребенка на стене есть своя метка; есть повод для обсуждения: кто выше, кто ниже, на сколько сантиметров вырос ребенок за месяц, за три ме сяца, кто растет быстрее, кто медленнее. Желательно каждый месяц обсуждать с детьми какую-либо тему, связанную с ребенком, его интересами. Например, темы «Моя семья», «Автопортрет», «Что я люблю и что не люблю», «Я умею, я хочу научиться...», «Мой любимый праздник», «Что мне в себе нравится и не нравится», «Мои друзья», «Моя мечта», «Как я провожу выходной день» и другие. Эти темы надо не только обговаривать, но и записывать, зарисовывать, делать фотообзоры. Можно привлечь к этому родителей, предложив сделать семейную газету. Такие газеты вывешивайте в группе: дети с удовольствием рассматривают их, делятся впечатле ниями, сравнивают свои представления, увлечения, предпо чтения с другими.

Обязательно в группе должна быть игротека для самосто ятельных игр с игровыми материалами, способствующими познавательному и математическому развитию детей: дидак тические, развивающие и логико-математические игры, на правленные на развитие логического действия сравнения, ло гических операций классификации, сериации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели, на осуществление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибки художника»), на следование и чередование и др. Например, для развития логики можно рекомендовать игры с логическими блоками Дьенеша, «Логический поезд», «Логический домик», «4-й лишний», «Поиск 9-го», «Найди отличия» и т. п. Обязатель ны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также должны быть представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления. Для развития мелкой моторики (а это очень важно для подготовки мышц руки к письму) очень хороши разнообразные мозаики, пазлы из 48—120 деталей, книги-раскраски, трафареты, обводки и другие подобные мате риалы.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют активный интерес к прошлому, настоящему, будущему. Включите в среду группы материалы, которые помогут дошкольникам лучше воспринять ваши рассказы: игрушки, картинки, книж ные иллюстрации, энциклопедии для дошкольников. Можно вместе с детьми сделать макеты, отражающие содержание, с которым знакомятся дошкольники (деревня, древнее поселе ние и т.п.).

Для старших дошкольников расширяются возможности позна ния родного края, страны. Внесите в группу герб своего города, края, герб и флаг страны. Сделайте вместе с детьми газету о том, как дошкольники путешествуют по родным местам с родителями, какие впечатления у них появились во время этих путешествий, что запомнилось больше всего. Отметьте на карте края, города эти места, напишите рядом имена детей. Повесьте карту страны, на которой отмечено местонахождение детского сада, а также те места (в стране, мире), в которых побывали дети группы. А рядом можно прикрепить фотографии, записанные взрослыми рассказы детей об этих местах, о людях тех мест и их обычаях.

Необходимо продолжать развивать представления детей об эмоциональных состояниях людей (радость, симпатия, уста лость, печаль, огорчение, любовь, одобрение...). В этом помо гут картинки, фотографии, кукольные персонажи. При этом важно показать детям конкретные способы проявления заботы о людях, находящихся в разных эмоциональных состояниях, что опять-таки можно делать с помощью картинок-ситуаций. Отведите в группе место для постоянного вывешивания кар тинок, изображающих различные эмоциональные проявления людей, и оценки этих проявлений («плюс» — правильно, воз можно; «минус» — так поступать нежелательно). Неплохо также иметь игры, в которых дети сами конструируют эмоцио нальные проявления людей (такие игры уже выпускаются промышленностью).

Эти важные моменты необходимо учитывать при организации предметной среды в разных возрастных груп пах детского сада.

Использованная литература:

1. Нищева Н.В. «Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду». -  С-Пб.:  «Детство-пресс», 2010 г.

2. Кирьянова Р.А. «Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении». - С-Пб.: «Детство-пресс», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...


 

Комментарии

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!

Надежда Александровна!Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316