Проектно -исследовательский метод в деятельности ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Данный материал представляет собой опыт работы по теме "Проектно  - исследовательский метод в деятельности ДОУ". Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Данный опыт работы был представлен на районных педагогических чтениях в 2010 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno_-issledovatelskiy_metod_v_deyatelnosti_dou.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Седельниковский детский сад №2»

Седельниковского муниципального района Омской области

Проектно – исследовательский метод

в деятельности ДОУ

Проблемная секция: Проектная и исследовательская деятельность как ресурс      

     развития личности педагога и ребенка

Черепанова Полина Владимировна,

старший воспитатель

с. Седельниково 2010год

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3

Основная часть:

Глава 1  Теоретические основы проектной деятельности.

  1. Из истории возникновения метода проектов в педагогике ……………. 5
  2. Сущность метода проектов……………………………………………….. 6

Практическая часть

Глава 2 Описание опыта работы……………………………………………..  9

Заключение …………………………………………………………………….16

Литература ……………………………………………………………………..18

Приложения ……………………………………………………………………19

Введение

   Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет познать его. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

    Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех  дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно – иллюстративным методом обучения, воспитатели используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемные ситуации, экспериментирование, опытно – исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

   Для закрепления полученных знаний, умений и навыков широко используются комплексные тематические занятия. Однако взаимосвязь между разделами программы не дает такой результативности в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков, как взаимопроникновение этих раздел друг в друга, или иначе говоря, их интеграция.

   Интегративный метод обучения является для дошкольных учреждений инновационным. Он направлен на развитие  личности ребенка, его познавательных и творческих  способностей. Вариативность использования интегративного метода довольна многообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определенная проблема.

   Использование проектно – исследовательской деятельности способствует поддержанию познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. Эта тема актуальна по целому ряду причин. Во – первых, федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа  дошкольного образовательного учреждения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.

Во – вторых, человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации  собственных замыслов.

В  - третьих, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных, действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Глава  1 Теоретические основы проектной деятельности.

1.1 Из истории возникновения метода проектов в педагогике.

Метод проектов возник еще в 20 –е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими  философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода –идея о направленности  учебно –познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной  практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Однако в практике обучения этот метод стали использовать значительно раньше выхода в свет известной статьи В.Х. Килпатрика «Метод проектов»(1918), в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и др.

Педагоги 20 –х. г.г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увеличение проектами  в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки  детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 –х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных  технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку.  Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С.Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к  форме организации обучения. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и  задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.

Сегодня метод проектов широко используется  и в сфере дошкольного образования. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями.

1.2.Сущность метода проектов.

Так что же такое метод проектов?

Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологии), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом (Е.С.Полат). Это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.  

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых,  проблемных методов, творческих по своей сути.

То есть в его основе лежит  развитие познавательных навыков у детей, умений самостоятельно  конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Умение пользоваться методом проектов  - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Реализация проектной деятельности в образовательной практике  связана с формированием определенной среды:

  1. кардиальное изменение роли педагога, который должен стать организатором проектной деятельности, руководителем проекта, консультантом;
  2. наличие информации, обеспечивающей самостоятельность ребенка в выборе темы проекта и его выполнении;
  3. создание условий для оформления результатов проектной деятельности и их обсуждения.

В ходе проектирования (по И.Д. Чечель)самым сложным для педагога является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если дети «идут не туда». Для ребенка же трудностями могут быть:

  1. постановка ведущих и текущих целей и задач;
  2. поиск пути их решения;
  3. осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
  4. аргументация выбора;
  5. сравнение полученного результата с требуемым;
  6. корректировка (при  необходимости) результата;
  7. объективная оценка самой деятельности и другие позиции.

В свою очередь, смена образовательной парадигмы, переориентация профессионального мышления педагогов от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному)  также даются нелегко. Поэтому педагог должен сначала сам овладеть алгоритмом проектирования. При этом достигаются две цели. Педагогический коллектив перестает быть пассивным участником преобразований, а кроме того, педагоги начинают внедрять метод проектов и в воспитательно – образовательную деятельность детей.

Какими же должны быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают:

  1. повышение личной уверенности каждого участника проектного обучения, его самореализацию и рефлексию через проживание «ситуации успеха» не на словах, а на деле, через осознание себя, своих возможностей, а также личностный рост в процессе выполнения проектного задания;
  2.  развитие осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
  3.  развитие исследовательских умений (выявление проблемы, подбор необходимой информации, наблюдение практических ситуаций, выдвижение гипотез и др.)

Важно помнить, что метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (например, через рассказ или пояснение). В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время, интересам общего дела. Участие в проекте помогает приобрести уникальный опыт, который невозможно получить в других формах обучения.

Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка  проекта, в который указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно  требует исследовательской работы.

Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе.

В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности проектной деятельности (по Т.И Шамовой):

  1. в команде нет лидеров;
  2. все члены команды равны;
  3. команды не соревнуются;
  4. все члены команды должны получать удовольствие от работы друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
  5. каждый должен получать удовольствие от уверенности в себе;
  6. все должны проявлять активность и вносить  свой вклад в общее дело;
  7. не должно быть так называемых «спящих партнеров»;
  8. ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Глава 2 Описание опыта работы

       Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения. Педагоги дошкольных образовательных  учреждений в своей работе   используют различные методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование, проблемные ситуации, экспериментирование, опытно – исследовательская  деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.

  На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет на развитие  умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно – исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике. Главное на этом пути – учитывать возрастные особенности маленьких детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в детский сад.

Педагоги муниципального дошкольного учреждения «Седельниковский детский сад №2» постоянно находятся в поиске неординарных форм организации воспитательно – образовательного процесса. Практика работы доказала эффективность проектного метода в обучении и воспитании дошкольников.

Предпосылками использования метода проектов явились:

  1. видоизменение и совершенствование развивающей среды;
  2. использование комплексных, парциальных программ, инновационных технологий;
  3. потребность педагогов в инновационной деятельности;
  4. вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс.
  5. участие в научно – практической конференции НОУ «Поиск» в рамках реализации программы «Одаренные дети»;

Внедрение в практику проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Чтобы проектный метод органично вписался в работу педагогов ДОУ, мною были намечены основные направления вовлечения  всех членов коллектива в проектную деятельность. Так, методическое руководство проектной  деятельностью включало в себя:

  1. ознакомление педагогов со структурой проекта, его этапами;
  2. изучение литературы, передового педагогического опыта;
  3. анкетирование педагогов;
  4. определение алгоритмов проектирования педагогической деятельности;
  5. педагогический совет «Проектный метод в ДОУ»;
  6. педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода?»;
  7. педагогическая мастерская «Работаем по методу проектов».

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

 Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. 

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  1. развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  2. умение ориентироваться в информационном пространстве;
  3. умение самостоятельно конструировать свои знания;
  4. умение интегрировать знания из различных областей наук;
  5. умение критически мыслить.

      Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность детей (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно ориентированной педагогики.

Следовательно, проектная и исследовательская деятельность  в детском саду неразрывны между собой. Исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию проектной деятельности.

В виду того, что проектная деятельность развивается поэтапно, педагоги детского сада вводят элементы исследовательской деятельности,  начиная с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте проектная деятельность формируется на подражательно – исполнительском уровне.  Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально – творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и её решении – активная роль принадлежит взрослому. Таким образом, дети младшего дошкольного возраста выступают в качестве заказчика проект, а его осуществление происходит на подражательно – исполнительском уровне. Как показывает опыт работы, дети с желанием и интересом выполняют задания, предлагаемые взрослыми. Этот интерес обусловлен тем, что эти задания удовлетворяют потребностям ребенка, помогают реализовать себя в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым.

Алгоритм действий взрослых и детей на первом этапе освоения проектирования

  1. интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.
  2. постановка цели проекта, его мотивация;
  3. привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
  4. Совместное движение взрослого и детей к результату.
  5. Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

Поэтому проектно – исследовательская деятельность на данном этапе  происходит в форме игры. Для стимулирования исследовательской активности младших дошкольников, педагоги детского сада проводят коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа детей. Игры позволяют освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. Опыт исследования игр показал, что в процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям. Игра помогает сделать процесс познания более увлекательным. Так, педагоги детского сада предлагают детям новые, интересные занятия, подключая их к игре. При этом педагоги не  выполняют все действия за малыша, а стараются подтолкнуть его к тому, чтобы он сам научился выделять нужные свойства предметов, например, подбирать и соединять части пирамидки или матрешки в нужном порядке. При этом подсказки воспитателя не носят директивный характер: «Возьми это колечко» или «Надо взять другое колечко», также воспитатель не требует от детей точного воспроизведения действий. Они предлагают детям свободу действий, возможность  выбора.

При игре в группах дети учатся правильно говорить, общаться, сопереживать, помогать товарищу, развивается чувство ответственности перед другими, умение отстаивать своё мнение, соглашаться с мнениями других.

   К концу пятого года жизни дети уже накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый – развивающий уровень проектирования.

Прежде всего, это опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). Это также опыт разнообразной совместной деятельности, требующий от детей  умения согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок уже способен сдерживать свои импульсные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и сверстников.

В этом возрасте активно развивается проектная деятельность дошкольников. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности

Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе освоения проектирования

  1. выделение проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон
  2. совместное выделение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
  3. планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого.
  4. выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого.
  5. обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
  6. совместное определение перспективы проекта.

На втором этапе активность воспитателя снижается. Очень важно, чтобы взрослый был способен увлечься тем, чем в данный момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей; принять его интересы, желания, цели и углубить их.

Третий – творческий этап проектной деятельности характеризуется высоким уровнем интереса детей к творческому проектированию. К концу шестого года жизни активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально –волевая, интеллектуальная. Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её.

Алгоритм действий взрослых и детей на втором этапе освоения проектирования

  1. постановка детей в определенные условия, выделение проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
  2. самостоятельное определение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
  3. планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как партнера)
  4. выполнение детьми проекта, решение творческих споров, взаимообучение, помощь друг другу.
  5. обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.
  6. определение перспективы проекта.

Как видно, у  детей старшего дошкольного возраста проектно – исследовательская деятельность развивается более успешно. Поэтому все основные этапы проектной деятельности «проходят» старшие дошкольники.

   В ходе изучения научной литературы, проводимых методических мероприятий педагоги ДОУ пришли к выводу, что проектно – исследовательская деятельность дошкольников, так же как и проектно – исследовательская деятельность взрослого,  должна включать в себя все основные этапы:

  1. выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  2. выработка гипотез, предположений;
  3. поиск и предложение возможных вариантов решения;
  4. сбор материала;
  5. обобщение полученных данных;
  6. подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад)
  7. защита.

  Для многих педагогов мысль о том, что старший дошкольник способен пройти все эти этапы, на первый взгляд казалась сомнительной и даже пугающей. Но в процессе осуществления проектной деятельности все страхи рассеялись сразу.

Научной базой нашей  работы, является теория развития исследовательских умений учащихся Александра Ильича Савенкова, доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития МПГУ.

   Первый проект был разработан в 2008 году. Расскажу о подготовке этого проекта. Первый этап включал в себя тренировочное занятие, которое проводилось с подгруппой детей. Дети должны сидеть так, чтобы каждому было видно все происходящее. Как только все удобно устроились, воспитатель раскладывает  все приготовленные материалы и объясняет, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельное исследование – так же, как это делают взрослые ученые. После таких слов дети предложили создать клуб юных исследователей, придумали свою эмблему, форму.

При этом мы использовали простой  подручный  материал. Мы сделали шапочки исследователей и карточки. Эти несложные приспособления позволили руководить исследовательской работой, которая состоит из пяти этапов исследования.

  1. Выбор темы осуществляется путем выбора детьми карточки с картинкой. Карточки  можно расположить на доске или на столе перед детьми. После краткого обсуждения, направляемого педагогом, дети обычно останавливают свой выбор на какой либо теме – выбирают ту или иную карточку. При выборе темы надо склонять детей к тому, чтобы они выбрали то, что им действительно интересно  исследовать.
  2. Естественно, что для детей составить план очень сложно и поэтому воспитатель раздает детям карточки и задает наводящие вопросы:

Что мы должны сделать в начале?

Как вы думаете, с чего начинают исследования ученые?

После каждого ответы ребенка воспитатель выкладывает на стол карточку с этим действием.

Когда все карточки выложены, дети их выстраивают по порядку, в той последовательности, в которой  они будут искать информацию на выбранную тему. Это и будет наш план.

 

       3.  Следующий шаг – это сбор материала. Но перед тем, как мы начали действовать по плану, договорились с детьми  о способах фиксации полученных сведений.  На тренировочном этапе дети делали заметки – рисунки, значки, символы на маленьких листочках.

      4. На этом этапе дети должны проанализировать весь собранный ими материал, расположить в определенной последовательности для дальнейшего доклада.

     5.  И пятый этап – это доклад, где дети рассказывают по карточкам о проделанной работе

После того, как дети овладели технологией проведения проекта, можно приступать к реализации самостоятельной проектной деятельности.

    Самостоятельная проектная деятельность детей  также проходит все основные этапы.

Для того, чтобы подготовить ребенка  для участия в конкурсе, все  - таки большая роль принадлежит воспитателю. Так воспитатель, предлагая тему  ориентируется на интересы и возможности детей. Составление плана работы проходит также под руководством воспитателя.  На следующем этапе – сбор материала, идет активная работа детей. Часто для сбора информации привлекаются родители. Так, например, родители помогают найти нужную информацию из книг, совместно рассматривают иллюстрации энциклопедий, просматривают с детьми научно –познавательные передачи.

   После того, как будут собраны все сведения, проведены наблюдения,  эксперименты, можно переходить к обобщению материала. Сначала надо изложить на бумаге самое главное.

    Умение выделить главную мысль, найти подтверждающие ее факты – очень важное качество. Мы решили обучать детей этому с помощью простейших графических схем. Воспитатель рисует на доске схему – «дом с колоннами». Где главная идея обозначена большим треугольником; колонны – это факты, ее подтверждающие. Заключительная часть обозначена прямоугольником, лежащим в основании. Такая схема служит простейшим помощником, для того, чтобы выделить логическую структуру текста. Она необходима для того, чтобы дети смогли ею воспользоваться при защите своего проекта. Практика работы показывает, что использование компьютерных презентаций не совсем целесообразно, так как дошкольники в силу своих возрастных особенностей  не умеют читать и часто теряются перед большим экраном.

Для доклада лучше всего выбирать ребенка с хорошо развитой речью.

Результатом нашей деятельности является то, что в течение трех лет дети нашего детского сада участвуют в научно – практической конференции НОУ «Поиск» и ежегодно занимают первое место. Наша задача, как педагогов – поддерживать стремление ребенка получать новые сведения об объекте, показать ему простейшие приемы экспериментирования, помочь перестроить свою деятельность “методом проб и ошибок” в соответствии с полученными результатами. Важно, чтобы ребенок умел использовать результаты своих ошибочных действий, извлекая из этого нужную информацию.

Еще хочется отметить, что в экспериментально-исследовательской деятельности мы обучаем детей умению применять условные мерки, что позволяет им быстрее научиться выделять, а затем и сравнивать качественные особенности наблюдаемых явлений, веществ:

  1. уличный термометр для измерения температуры воздуха,
  2. флюгер для изучения направления ветра,
  3. компас, мерка-палка для измерения глубин снежного покрова в различных местах участка, сосуд, для измерения объема воды, снега, льда и др.

Заключение

Проектно – исследовательская деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектно – исследовательская деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка – дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектно – исследовательской деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает выполнение оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектно – исследовательской деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектно – исследовательская деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей –она становится  более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Большое влияние проектно – исследовательская деятельность оказывает и на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

Проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Проектирование также ориентировано на уникальные отношения «ребенок -взрослый»,, которые строятся на  соучастии в деятельности. Педагог ведет к  соучастию постепенно: от наблюдения за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, наконец, к сотрудничеству.

Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

В ходе проектно – исследовательской деятельности развиваются и детско – родительские отношения. Ребенок оказывается  интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь родителя и ребенка наполняется богатым содержанием.

Таким образом, чтобы дети овладели  методом проектов,  педагог  должен:

  1. иметь четкое представление о целях, задачах и этапах проекта и его проблематикой,
  2. донести её до детей,
  3. познакомить с проектом родителей, помочь им найти своё место в данном проекте,
  4. заинтересовать каждого ребенка,
  5. использовать мотивационную и эмоциональную отзывчивость детей,
  6. использовать позитивный настрой и активную поддержку всех начинаний ребенка,
  7. использовать индивидуальный подход,
  8. оказывать содействие в реализации проекта на всех его этапах,
  9. информировать о его реализации.

Проекты помогают:

  1. активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
  2. осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать её,
  3. способствуют развитию творческих способностей детей;
  4. способствуют умению наблюдать слушать,
  5. способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
  6. способствуют развитию мышления;
  7. развивают воображение, внимание, память, речь.

Литература

  1. Веракса Н.Е. , Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:Мозаика –Синтез, 2008. -112с.
  2. Казакова Г.М. Предшкольное образование детей в ДОУ: Формы организации и примеры игровых занятий: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. – 104с.:ил.
  3. Киселева Л.С, Т.А. Данилина, Т.С.Лагода, М.Б. Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, 4 – е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. -96с.
  4. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детско саду. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 32с.: -ил.
  5. Смирнова Е.О.Ермолова Т.В.Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. –М.: Мозаика –Синтез, 2008. -64с.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –СПб. 6 ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. -128с.,ил.
  7. www.doshvozrast.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности Исследовательский метод «Хочу всё знать!»

Разработка занятия с детьми по проектной деятельности  Исследовательский метод «Хочу всё знать!»...

«Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников в процессе реализации проектно-исследовательского метода»

Е.А. Сухарева,Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Тургенево Ардатовского района республики Мордовия «Ра...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

Обоснованиe актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процессаВопрос качества экологического воспитания детей дошкольного возраста возрастает в на...

Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»

laquo;Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»...

«Использование метода проектно-исследовательской деятельности в формировании универсальных учебных действий старших дошкольников»

Проектно-исследовательская деятельность дошкольников позволяет: активизировать познавательную деятельность и обеспечивает формирование положительной мотивации к самостоятельной познавательной де...