«Развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников в процессе реализации проектно-исследовательского метода»
презентация к занятию (средняя группа) по теме

Е.А. Сухарева,

Старший воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения  детский сад «Рябинка» комбинированного вида п. Тургенево Ардатовского района республики Мордовия

 

«Развитие поисково-познавательной деятельности

дошкольников в процессе реализации

проектно-исследовательского метода»

 

Дошкольный возраст – замечательное время в жизни каждого человека, самый яркий и запоминающийся период – «возраст почемучек». Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того факта, что современные дети должны знать и уметь намного больше, чем сверстники 15-20 лет тому назад. Как помочь ребенку не утонуть в огромном потоке информации, научить находить ответы на свои вопросы самостоятельно, направить любознательную активность на решение социально значимых проблем? При этом еще и сохранить желание удивляться, радоваться собственной состоятельности.

Стало ясно, что во время больших перемен, активного проникновения научно-технического прогресса нельзя обойтись без современных методов и новых интегрированных технологий, новых эффективных средств обучения.

Вот уже два года д/с «Рябинка» работает в инновационном режиме. Мы считаем, что одним из перспективных методов является метод проектной деятельности.

Как и все новое, метод проектов вызывал сомнения, пугал своей новизной. Но группа самых творческих воспитателей нашего д/с взяла его на вооружение.

В первую очередь нам необходимо было выяснить: что такое метод проектов, в чем состоит технология проектирования, как составить проект и реализовать его вместе с детьми, как построить работу с родителями?

 

В переводе с греческого «проект» - это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей и получению конкретного результата.

 

Чем заинтересовал нас метод проектов? Прежде всего тем, что он связан с развивающим личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в любой группе детского сада. Самое важное при этом признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Проектный метод позволяет наиболее полно развивать творческие способности ребенка, развивает его поисковое поведение, дает возможность самому стать активным участником создания проекта.

Однако, для успешного внедрения проектной деятельности в образовательный процесс требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.

Передо мной встала задача: обучить педагогов проектной деятельности.

 

Методическое руководство проектной деятельностью включало в себя:

·        определение алгоритмов проектирования (т.е. план действий работы под проектом)

·        ознакомление со структурой проекта, его этапами

·        участие воспитателей в моделировании проектов

·        разработка и презентация авторских проектов

·         

В детском саду практиковались следующие формы работы:

·        Педсоветы: «Новые методы в работе с детьми»,

     «Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников»,

     «Проектный метод как средство повышения качества           образования».

·        Семинар-практикум: «Изучение и обобщение педагогического опыта воспитателей по составлению и реализации проектов»

·        Консультация «Обновление содержания дошкольного образования»

·        Мастер-класс «Разрабатываем проект»

·        Презентации проектов.

·        Взаимопосещения.

 

Мы определили цели и задачи проектной деятельности.

Цель:

·        Развитие познавательного интереса и активности,

актуализация опыта реальной жизни,

реализация творческих возможностей детей.    

 

                      Задачи:

·        Развитие познавательных навыков детей, критического, творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания.

 

·        Развитие исследовательских умений.

 

·        Предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач

 

Проектирование изменяет роль воспитания в управлении педагогическим процессом, так как он выступает активным участником, а не исполнителем чьей-то воли.

Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения.

Зная интересы и проблемы детей своих групп, воспитатели сами выбрали темы проектов. Тематика проектов совершенно разнообразна, что позволило собрать богатую педагогическую копилку.

 

     Проектный метод проходит несколько этапов реализации:

I.                    Организационный (выбор темы, цели проекта, постановка проблемы и выдвижение гипотезы)

II.                 Подготовительный

III.              Практический

IV.              Представление проекта

V.                 Аналитический

 

 

I этап.

 К созданию проекта «Хлеб – всему голова» Маколову Т.А. подтолкнуло небрежное отношение детей к хлебу. Во время экскурсии в хлебный магазин она заинтересовала детей, поставила перед ними проблему: «Откуда хлеб пришел? Растут ли булки на дереве?»

Заметив интерес детей старшей группы к строению своего тела, человеческого организма, воспитатель Туганова О.А. разработала долгосрочный и очень содержательный проект «Человек». Сложность этого проекта в том, что необходимо было в доходчивой игровой форме, соответствуя возрасту ребенка, познакомить его с самим собой, научить заботиться о своем организме, чтобы не болеть, расти крепким и сильным.

К созданию проекта «Родной свой край люби и знай» Еремину Н.А. подтолкнула идея: привить детям любовь к родному краю, научить замечать красоту родной природы, бережно к ней относиться, ценить многовековой опыт, культуру и традиции своего народа, своей семьи.

Детей средней группы неожиданно заинтересовало звездное небо: «Звезды – это планеты?», «Почему бывает зима и лето?», «Почему Луна не падает на землю?». Это вдохновило воспитателя  Ладяшкину Л.В. на создание проекта «Космос».

Музыкальный руководитель Большакова Н.Н. считает, что народная культура помогает детям сохранить здоровье, укрепить его, подготовиться к будущей роли хозяйки (хозяина). Воспроизведения старинных, церковных обрядов, традиций – один из путей приобщения детей к народной культуре. Она разработала проект «Народные праздники».

Детям все интересно: Откуда дует ветер? Почему тают снежинки? Как окрасилась водичка?  Можно ли поймать солнце?

Тысячи «почему» послужили толчком к разработке проекта «Стихии мира» Тютяевой Н.К. Дети учились проводить разнообразные опыты с веществами, предметами.

Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность, часто ставят детей перед реальными опасностями, что диктует актуальность проектов по ОБЖ.

Нефедова Т.В. разработала очень содержательные проекты

 «Школа пешеходных наук» и «Огонь добрый и огонь злой». Разработанные ею проекты реализуются воспитателями всего детского сада.

 

IIэтап - подготовительный

Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Большую помощь на подготовительном этапе оказывают родители. Они приносят книги, иллюстрации, фотографии, подбирают материалы по теме проекта, помогли оборудовать мини-лабораторию.

 

III этап - практический

В ходе реализации третьего этапа проводятся занятия, беседы, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность и т.д.

 

IV этап.

Следующий этап проекта всегдасамый зрелищный. Презентация проекта - это итог совместного творчества педагогов, детей и их родителей: итоговые занятия, развлечения, праздники, выставки рисунков, фотовыставки.

 

 

V этап.

На аналитическом этапе подводятся итоги работы всем коллективом педагогов, представление своего опыта работы, презентация проектной деятельности, обсуждение на педсоветах, мастер - классы, выводы, самоанализ.

 

Мониторинг занятости педагогов в проектной деятельности показал, что в 2009 году в создании проектов участвовало 30% воспитателей, в 2010 – 70%(большинство воспитателей), а в 2011 году к процессу проектирования подключились ещё 20% воспитателей – молодые специалисты. Они тоже заинтересовались проектным методом. Начаты работы над проектами: «Одаренные дети», «Народные росписи», «Ступеньки к школе» и т.д.

 

Мы считаем, что даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию.

 

Сейчас, работая по методу проектов уже более двух лет, можно сделать следующие выводы:

·        проектно-исследовательский метод направлен на развитие поисково-познавательной деятельности. Ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

·         как и любой другой метод, метод проектов не идеален, и у него тоже есть недостатки. Работа над созданием проекта и его реализацией очень трудоемкая, поэтому воспитатель не может в течение года организовать работу с детьми сразу по нескольким проектам. Но ведь главное в проектно-исследовательской деятельности не в том, чтобы дать максимальное количество информации, а научить ребенка творчески мыслить, самостоятельно планировать свою деятельность, выбирать из потока информации все самое нужное, ценное.       

 И вовсе не важно: открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно. У ученого, решающего свои проблемы, и у малыша, открывающего для себя мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

         Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon realizaciya_proektno-issledovatelskogo_metoda.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие двигательных умений у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»

Выступление на теоретико-практическом семинаре "К гармонии и здровью через движение"....

Индивидуальный план по самообразованию воспитателя Ерышкановой Натальи Владимировны МБДОУ №84 «Серебряное копытце» по теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

в индивидуальном плане по самообразованию  воспитателя Ерышкановаой Натальи Владимировны  представлены основные формы работы по теме ,практичекие выходы...

Собственный инновационный опыт воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Ашировой Надии Харрясовны по теме: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диаг...

Опыт работы по ФЭМП «Использование занимательного математического материала в развитии логического мышления у дошкольников в процессе реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны реша...

Экспериментальная деятельность дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО

Материал освещает тему эксперементальнй деятельности в дошкольных образовательных организациях....

"Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в процессе реализации группового проекта"

Выступление на педагогическом совете воспитателя Абайдулиной  Н.П. по теме«Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников...

Инженерная книга как инструмент развития навыков планирования конструктивной деятельности дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров».

Инженерная книга как инструмент развития навыков планирования конструктивной деятельности дошкольников в процессе реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров»....