"Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в процессе реализации группового проекта"
проект (старшая группа)
Выступление на педагогическом совете воспитателя Абайдулиной Н.П. по теме
«Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников
в процессе реализации группового проекта».
Одним из основных принципов дошкольного образования, согласно ФГОС, является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Поэтому развитие инициативы и самостоятельности детей – это одно из важных направлений педагогической деятельности.
Под самостоятельностью в психолого-педагогической литературе понимается способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны, т.е. способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
«Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение».
Инициатива (франц. initiative - от лат. initium - начало, почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях) (Советский энциклопедический словарь).
Понятие «самостоятельность» и «инициативность» очень тесно взаимосвязаны. Если ребёнок недостаточно самостоятелен, навряд ли он захочет и сможет проявить инициативу.
Инициативность — это устойчивое свойство личности, которое проявляется не под влиянием чьих-то указаний, напротив, это осознанное и решительное желание что-то начать или преобразовать.Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Поэтому в современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый ребёнок мог бы стать субъектом собственного развития,находиться в поиске тех видов деятельного отношения к миру, в которых мог полнее всего, развиться как личность.
Среди эффективных методов развития детской субъектности ,особое место занимает проектирование.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
На мой взгляд, проектирование весьма актуально по ряду причин:
- помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов;
- требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
- проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Подтверждение этому я получила в ходе реализации краткосрочного проекта «От зёрнышка до хлебушка».
Выбирая тему проекта, мы имели в виду, что тема – это то, что мы узнаём. Проект – это то, что мы делаем в рамках того, чтобы узнать.Многие дети нашей группы имеют ярко выраженные индивидуальные личностные особенности.Они не уверены в своих силах, несамостоятельны, нуждаются впостоянной помощи взрослого. Поэтому поддержка детской инициативы и самостоятельности – одна из первостепенных задач в группе. Мыпонимали, что тема проекта должна быть близкой и понятной детям; и, конечно, учитывая специфику группы, должна содержать интересный материал для развития речи детей и коррекции имеющихся дефектов.В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.Дети активно участвовали в различной деятельности: рисовали, лепили, учили различные стихотворения, с интересом слушали художественную литературу, с гордостью представляли результат деятельность (участвовали в презентации поделок).
Ребята и сами стали маленькими кондитерами. Мы вместе приготовили тесто, раскатали его, формочками вырезали разные фигурки. На кухне повара испекли печенье, которое с удовольствием пробовали сами дети и угощали взрослых. Такого вкусного печенья наши воспитанники не ели никогда, ведь испекли они его своими руками!
Я считаю, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей, и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей.Работа над данным проектом сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить. Дети ощущали себя значимыми в группе сверстников, радовались своим успехам, приобретали опыт общения и сотрудничества. У детей появился интерес к самостоятельным исследованиям. Словарь детей пополнился новыми словами. Активное участие в реализации проекта приняла логопед Татьяна Геннадьевна.
На выставке представлен один из продуктов проекта - семейный оберег, что означает согласие и достаток в доме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_initsiativnosti_i_samostoyatelnosti.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете воспитателя Абайдулиной Н.П. по теме
«Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников
в процессе реализации группового проекта».
Одним из основных принципов дошкольного образования, согласно ФГОС, является поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. Поэтому развитие инициативы и самостоятельности детей – это одно из важных направлений педагогической деятельности.
Под самостоятельностью в психолого-педагогической литературе понимается способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны, т.е. способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
«Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение».
Инициатива (франц. initiative - от лат. initium - начало, почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях) (Советский энциклопедический словарь).
Понятие «самостоятельность» и «инициативность» очень тесно взаимосвязаны. Если ребёнок недостаточно самостоятелен, навряд ли он захочет и сможет проявить инициативу.
Инициативность — это устойчивое свойство личности, которое проявляется не под влиянием чьих-то указаний, напротив, это осознанное и решительное желание что-то начать или преобразовать.Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
Поэтому в современных педагогических исследованиях на первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый ребёнок мог бы стать субъектом собственного развития,находиться в поиске тех видов деятельного отношения к миру, в которых мог полнее всего, развиться как личность.
Среди эффективных методов развития детской субъектности ,особое место занимает проектирование.
Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
На мой взгляд, проектирование весьма актуально по ряду причин:
- помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов;
- требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
- проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Подтверждение этому я получила в ходе реализации краткосрочного проекта «От зёрнышка до хлебушка».
Выбирая тему проекта, мы имели в виду, что тема – это то, что мы узнаём. Проект – это то, что мы делаем в рамках того, чтобы узнать.Многие дети нашей группы имеют ярко выраженные индивидуальные личностные особенности.Они не уверены в своих силах, несамостоятельны, нуждаются впостоянной помощи взрослого. Поэтому поддержка детской инициативы и самостоятельности – одна из первостепенных задач в группе. Мы понимали, что тема проекта должна быть близкой и понятной детям; и, конечно, учитывая специфику группы, должна содержать интересный материал для развития речи детей и коррекции имеющихся дефектов.
Наблюдая за детьми, мы заметили, что многие дети относятся к хлебу на столе как к чему – то самому себе разумеющемуся: одни отказываются есть хлеб, другие его крошат или, не доедая, оставляют на столе. Понимая ограниченность социального опыта детей, их знаний об окружающем мире, мы решили познакомить детей с происхождением хлеба, о том какой путь он проходит и какого стоит труда, прежде чем окажется на столе.
Вместе с детьми мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: развитие детской инициативы и самостоятельности в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.
ЗАДАЧИ:
1) Развивать интерес к познанию;
2) Формировать умение выделять свойства объектов с помощью разных органов чувств;
3) Упражнять в нахождении сходных и различных свойств и качеств объектов окружающего мира;
4) Способствовать освоению детьми соответствующего словаря: название объекта, способа обследования и познаваемых свойств; его активному использованию в самостоятельной деятельности;
5) Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми объектов окружающего мира, установления связей между ними по чувственно воспринимаемым признакам.
Ожидаемые результаты:
- Дети проявляют интерес к познанию свойств и качеств объектов окружающего мира.
- Активно используют разные органы чувств в процессе поисково-исследовательской деятельности.
- Проявляют самостоятельность при выборе способа обследования и инициативу при обсуждении полученных результатов.
- Используют полученные знания о хлебе в самостоятельных играх, в общении со сверстниками и взрослыми, в продуктивных видах деятельности.
Этапы проекта:
Подготовительный этап
- поиск материалов по данному проекту;
- составление перспективного плана мероприятий
- разработка конспектов познавательно-речевых и творческих занятий, наблюдений, бесед;
- подбор художественной литературы, разучивание стихов и пословиц о хлебе;
- подбор информационного материала в уголок родителей;
- ознакомление с проектом родителей.
- привлечение родителей к пополнению мини музея хлеба.
2. Основной этап:
1.ННОД: «От зернышка до хлебушка, «Как хлеб растёт», «Золотые слова – хлеб всему голова».
2. Беседы: «Как выращивают хлеб», «Почему надо беречь хлеб? »
3. Чтение художественной литературы: А. Мусатов «Как хлеб на стол пришел»; русские народные сказки «Колобок»; «Колосок»; «Крылатый, мохнатый да масляный». Заучивание стихотворений о хлебе, загадок (он и черный, он и белый, и всегда он загорелый. Мы как кушать захотим, то всегда садимся с ним), пословиц и поговорок( Худ обед, когда хлеба нет;Хлеб батюшка, водица матушка; Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке).
4. Игры:
•Сюжетно -ролевые: «Магазин», «Семья», «Ярмарка»,
•Дидактические: «Что сначала, что потом? », «Кто больше назовет хлебобулочных изделий», “Кто растит хлеб?”,«А какой он, хлеб»;
•Подвижные: «Весна, весна, красна», «Каравай»
•Пальчиковые: «Хлеб», «Тесто».
•Словесные: «Из чего сварили кашу», «Четвертый лишний»
5. Художественно-творческая деятельность
•Аппликация по сказке «Колобок»
•Конструирование из строительного материала: «Грузовые машины».
6. Исследовательская деятельность:
Посещение мини-музея, рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, овса).
7. Поисково- исследовательская деятельность:
- Выращивание семян (пшеницы, овса).
- Изучение свойств теста (познакомили с технологией приготовления теста).
- провели с детьми опыт «Превращение зерна в муку» (ступка, кофемолка).
- Изучение свойств хлеба (разделили кусочек хлеба – одну часть положили в мешочек, а другую оставили на тарелочке).
8. Работа с родителями: Активное участие в проекте приняли родители, которые помогли оформить выставку хлебобулочных изделий. Вместе с детьми испекли хлебобулочные изделия.
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.Дети активно участвовали в различной деятельности: рисовали, лепили, учили различные стихотворения, с интересом слушали художественную литературу, с гордостью представляли результат деятельность (участвовали в презентации поделок).
Ребята и сами стали маленькими кондитерами. Мы вместе приготовили тесто, раскатали его, формочками вырезали разные фигурки. На кухне повара испекли печенье, которое с удовольствием пробовали сами дети и угощали взрослых. Такого вкусного печенья наши воспитанники не ели никогда, ведь испекли они его своими руками!
Я считаю, что наш проект удался, оправдал наши ожидания, вызвал бурю положительных эмоций у детей, родителей, и дал большой толчок в познавательном и творческом развитии детей.Работа над данным проектом сплотила группу, мы узнали, поняли, что без хлеба никто не может прожить. Дети ощущали себя значимыми в группе сверстников, радовались своим успехам, приобретали опыт общения и сотрудничества. У детей появился интерес к самостоятельным исследованиям. Словарь детей пополнился новыми словами. Активное участие в реализации проекта приняла логопед Татьяна Геннадьевна.
На выставке представлен один из продуктов проекта - семейный оберег, что означает согласие и достаток в доме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого — педагогические условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников.
Проблема детской самостоятельности все чаще становится объектом повышенного внимания педагогов и психологов....
Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников.
В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Ра...
Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности для развития инициативы и самостоятельности дошкольников...
Маршрутная игра как средство развития инициативы и самостоятельности дошкольников
Проблема по формированию самостоятельности изучается многими отечественными и зарубежными специалистами. На сегодняшний день является актуальным рассмотрение самостоятельности как...
Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности
Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности...
«Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников через организацию детских мастер – классов»
Организация работы с детьми с задатками «одаренности» в разных направлениях....
Статья :"Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в социальных проектах"
Развитие инициативы и самостоятельности дошкольников в социальных проектах Целевые ориентиры ФГОС ДО определяют следующие социально-нормативные возрастные характеристики дошкольников:- ...