«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».
методическая разработка по теме

Молёнова Тамара Афанасьевна

Данный семинар обозначил значимость внедрения и использования информационных технологий в ДОУ, овладение педагогами новыми для них формами работы.   Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка», корпус №2

Семинар для воспитателей ДОУ по теме:

«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».

                                                     подготовила заместитель

                                                     заведующего по УВР

                                            Молёнова Тамара Афанасьевна

 

с.Ильинско - Подомское

2012г

  Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.

  В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

 Мы сегодня с Вами рассмотрим  возможности использования ИКТ в образовательном процессе.

                     «Человек образованный — тот,
                       кто знает, где найти то,
                          чего он не знает»                                  Георг Зиммель

 В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
  Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

 Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Внедрение ИКТ повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. информационная культура является частью общепедагогической культуры. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

  Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

   Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Использование информационно- коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям,  родительских уголков, группы,  информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
  4. Оформление групповой документации,( списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. 
  6.  Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
  7.   Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
  8.   Использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
  9.  Оформление буклетов, визитных карточек  группы, материалов по различным направлениям деятельности.
  10. Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
  11.  Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
  12. Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.

Какие преимущества получают родители от группового сайта?
Во-первых, имеют возможность следить за жизнью группы;
Во-вторых, получать информацию в форме педагогических советов
В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды)
Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы. Родители  прислушиваются к  советам воспитателей, активнее участвуют в групповых проектах., мероприятиях.

       Наиболее сложным для педагогов является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения.

        Решение проблемы технического оснащения ДОУ позволит не только оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им образовательной программы, осуществить индивидуальный маршрут развития.
Единое информационно-развивающее пространство ДОУ объединяет усилия администрации, педагогов и родителей позволяет создать условия для активного взаимодействия с ребенком.

      Внедрение  ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада  отметили те преимущества, на которых следует остановиться:

  1. интерактивная доска помогает педагогу находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;
  2. дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  3. позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения коли чества иллюстративного материала;
  4. позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совмест ную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
  5. при создании единой базы методических и демонстрационных мате риалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;
  6. использование мультимедийных презентаций обеспечивает нагляд ность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  7. позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний; (Интерактивное обучение)
  8. одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
  9. при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
  10. с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повсе дневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т.д.);
  11. использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
  12. занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
  13. высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
  14. дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Преимущества компьютера:

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. обладает стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  7. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. 

     Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

И какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Применение ИКТ 

опосредованное

непосредственное

 Интернет

 

Ведение документации 

 Использование развивающих компьютерных программ

 Использование мультимедийных презентаций

 Требования к компьютерным программам ДОУ:

  1. Исследовательский характер
  2. Легкость для самостоятельных занятий детей
  3. Развитие широкого спектра навыков и представлений
  4. Возрастное соответствие
  5. Занимательность. 

Классификация программ:

  1. Развитие воображения, мышления, памяти
  2. Говорящие словари иностранных языков
  3. Простейшие графические редакторы
  4. Игры-путешествия
  5. Обучение чтению, математике
  6. Использование мультимедийных презентаций 

Ошибки при использовании ИКТ:

  1. Недостаточная методическая подготовленность педагога
  2. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
  3. Бесплановость, случайность применения ИКТ
  4. Перегруженность занятия демонстрацией.

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства)   в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Интернет-ресурсы посвященные проблемам воспитания и развития детей дошкольного возраста:

Молодому педагогу будут интересны Интернет-журналы «Современное дошкольное образование: теория и практика» http://sdo-journal.ru;
научно-популярный журнал «Обруч» http://www.obruch.ru;
на сайтах «Всё для детского сада. http://www.ivalex.vistcom.ru, «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома» http://doshvozrast.ru, «Фестиваль педагогических идей» http://festival.1september.ru можно посмотреть и перенять опыт по проведению интересных занятий.
на сайте «Детский сад. ру» http://www.detskiysad.ru в разделе семья и дети представлены сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об организации праздничных утренников в детском саду и о многом другом.
• Педагогическая библиотека http://pedlib.ru предоставляет доступ постоянно пополняющемуся собранию литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Здесь размещены популярные и научные издания, учебники, статьи.
• Не найдя нужной литературы в ресурсах электронных библиотек можно обратиться к книжному интернет-магазину, а именно:
• МОЗАИКА-СИНТЕЗ http://msbook.ru – сайт будет полезным для тех, кто работает по программам «Воспитание и обучения в детском саду», «Истоки». Всегда в продаже имеются методические пособия, конспекты занятий, рабочие тетради, наглядные пособия к программе;
• «Лабиринт» http://www.labirint-shop.ru – можно купить книги и материалы по дошкольному воспитанию.

                                                 Список литературы


1. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994
2. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.
3.Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.
4. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
5.Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие
/ Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
6. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
7. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с.
8. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития/Р.К.Шаехова // Начальная школа плюс до и после.-2006.-№7.-С.54-57.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства народной педагогики и возможности их использования в системе дошкольного образования: сказки, пословицы.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенность этого периода - он обеспечивает именно общее развитие, слу...

ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадле...

Презентация на тему "Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании"

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, реализуя требования ФГОС ДО, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

В статье рассмотрены возможность и условия применения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» при работе с детьми с общим недоразвитием речи для развития инт...

«Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании».

                    Человек образованный — тот,                        кто зн...

Презентация «Использование возможностей компьютерных технологий в дошкольном образовании»

laquo;Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи (американский педагог)...


 

Комментарии

Романова Елена Антоновна

Спасибо!!!