программа Театра "Будамшу"
методическая разработка на тему

авторская программа по театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovyy_variant_programmy.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Иволгинский район»

Иволгинское управление образованием

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Рябинка»

Утверждена

на педагогическом совете

МДОУ д/с «Рябинка»

Протокол №___ от «__»_____2011г

ПРОГРАММА

ТЕАТРА СТУДИИ «БУДАМШУ»

Программа рассчитана на детей среднего, старшего и подготовительного возраста МДОУ д/с «Рябинка»

Заместитель заведующего

МДОУ д/с «Рябинка»

Байкова К.В.

с. Сотниково

2011г

Пояснительная записка

Театр как один из самых доступных и понятных детям видов искусства способствует повышению общей культуры ребенка, расширению кругозора, успешной социализации в окружающем мире.

Содержание российского образования, в том числе дошкольного,  часто не соответствует требованиям нормативных документов по обеспечению развития личности каждого ребенка (включая  его способности, возможности и интересы), в связи с ориентацией содержания  образовательных  программ  на  массовый средний уровень.

Данная программа разработана  Новизна программы заключается в том, что в современном дошкольном образовании театру место есть в детских садах но, как таковые программы по театру  и театрализованной деятельности на данный момент отсутствуют в ДОУ. Поэтому, мы разработали данную программу, адаптированную для детей сельской местности.  

         Занятия в Театре студии «Будамшу», организованном в ДОУ, содействуют развитию креативности, социальной уверенности воспитанников, формированию у них позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям, становлению индивидуальности каждого ребенка. Программа театра студии «Будамшу» решает ряд воспитательно-образовательных вопросов: это и дикция, актерское мастерство, сценической речи, правильное произношение, развитие музыкального слуха, музыкального такта. Но самое главное предоставляется  самостоятельность и возможность для самовыражения самому воспитаннику. При этом дошкольники могут быть как зрителями театрального действа, так и его участниками Отличительная особенность программы Театра студии «Будамшу» заключается в том, что основной акцент работы театра направлен на знакомство и изучение произведений, обычаев, традиций, преданий русского и бурятского народов.

 Программа направлена на:

  1. Развитие творческих способностей детей, формирование творческой личности с богатым воображением, инициативой.
  2. Духовное развитие детей.
  3. Речевое, социальное и интеллектуальное развитие детей.

Содержание занятий в Театре студия «Будамшу»  включает в себя:

— просмотр спектаклей и беседы по ним;

— подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

— игры-драматизации.

Цель:

Основной целью программы Театра студии "Будамшу" является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника, воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности, освоение детьми вокально-хоровых и музыкально-ритмических компонентов музыкально-сценической деятельности; включение детей в активную продуктивно-творческую деятельность, накопление определенного багажа образных действий, необходимого для первоначального выражения ребенком своего личностного отношения к музыке, пробуждение чувств сопереживания воплощаемому образу, воспитание культуры движений.

Задач:

  1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
  2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
  3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
  4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
  5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
  6. Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.
  7. Воспитание культуры музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.
  8. Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.
  9. Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
  10. Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Программа предназначена для работы с группой детей с 4 до 7 лет.

Программа Театра студии "Будамшу" рассчитана на 3 года занятий с детьми. В плане хорошо видно, как от года к году меняется нагрузка, заканчиваются одни и добавляются другие разделы по мере освоения программы.

Данная программа реализуется в рамках инновационного проекта «Звезды в ладонях». Программа реализуется через занятия Театра студии «Будамшу» по 2 занятию в неделю. В группу принимаются дети с ярко выраженными творческими и артистическими способностями.

Ожидаемые результаты

Расширение образовательной деятельности МДОУ д/с «Рябинка» ;

Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в театрализованной деятельности дошкольников;

Овладение способами профессиональной деятельности актеров театра;

Формирование интереса у детей к театрально-игровой деятельности.

Передача знакомых эмоциональных состояний детьми, используя игры-импровизации.

Развитие диалогической и монологической речи, опираясь на имеющийся у детей опыт, владение воспитанниками интонационной, мимической выразительностью,  дикцией; лексикой связанной с искусством театра (кулисы, репетиция, осветитель, художник-декоратор, режиссер, гример).

Формирование креативного, коммуникативного, с позитивной самооценкой, положительным образом «Я», высокой познавательной активностью, потребностью в творческом самовыражении,  знающего и принимающего этническую культуру бурятского, русского народов,  дошкольника - выпускника МДОУ «Рябинка»;

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

№п/п

Время проведения мониторинга

Название программ, методик.

Авторы диагностики

Название диагностики

1.

Входной мониторинг

октябрь

А. Буренина. Методика «Психоматорное развитие ребенка»

Н.Ф. Сорокина «Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности»

К. Тарасова. Методика развития музыкальных способностей;

 Т. Доронова. Методика развития творческих способностей;

 анкета для родителей  «Способности  вашего  ребенка»;

Игры-пантомимы:

«Утка», «Муравейник», «Мухи», «Жадный пес», «Был у зайца огород», «Сугроб», «Медвежата», «В гостях у сказки», «Если бы…», «Скульптор и глина»

Этюды:

«Покупка театрального билета»,

«Утешение»,

Этюды настроения

«Новая кукла», «Баба-яга», «Кот Васька», «Соленый чай», «В лесу»

Игры:

«Измени голос», «Воображаемое путешествие», «Тень», «Узнай по носу», «Зеркало», «Сам себе режиссер», «Угадай, кто я», «Представьте себе», «Продолжи фразу и покажи», «Веселые обезьянки», «Поварята», «Угадай, что я делаю», «Одно и тоже по разному», «День рождения», «Загадки без слов»

Бурятские народные игры «Иголка, нитка, узелок»

«Волк, овца, ягнята»

«Верблюд и верблюжонок»

«Хурзг адуун»

«Биты»,  «Городки», «Выжигалы», «Кашевары»,

«Сделай фигуру», «Хитрая лиса», Проблемные ситуации, вопросы к детям, наблюдения, моделирование.                                                              

2.

Промежуточный мониторинг

январь

3.

Итоговый мониторинг

май

Спектакли, театрализованные постановки, театральные капустники, итоговые мероприятия показываются Театром студией «Будамшу» в конце учебного года.

Комплексно-тематический план

Программа состоит из блоков, в которые входят учебный план и учебно-тематический план. В учебный план входят следующие темы:

  1. Актерское мастерство
  2. Сценическая речь
  3. Сценическое движение
  4. Массовая работа
  5. Основы грима
  6. История театра
  7. Прикладное искусство
  8. Этикет

Учебный план на 3 года

(2 занятие в неделю, 72 занятий в год)

№ п/п

Наименование темы-предмета

1 год

20 мин

2год

3 год

1

Актерское мастерство

8

6

10

2

Сценическая речь

6

4

6

3

Сценическое движение

10

8

5

4

Массовая работа

8

4

4

5

Основы грима

2

1

1

6

История театра

4

4

2

7

Прикладное искусство

4

6

4

8

Этикет

2

4

4

9

Постановка спектакля

28

30

30

10

Индивидуальная работа

-

5

4

Итого часов

72

72

72

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Технологии

Методы и приемы

1

Уровневая дифференциация

Наблюдения

2

Диалоговая

Беседы

3

Социальноигровые

Экскурсии

4

Триз

Дидактичекие игры

5

Проектного обучения

Театрализованные игры

6

Здоровьесберегающая

Слушание

7

Информационно-коммуникативная

Просмотр произведений

8

Личностно-ориентированные

Чтение произведений

9

Рассматривание иллюстраций

10

Изготовление эскизов

11

Заучивание песен, стихов

Дидактический материал

  1. Пословицы и поговорки
  2. Дидактические карточки, настольные игры, книжечки - задачки к сказке "Теремок"  (10 ч/б, 3 цветн.)
  3. Видеофильм «Работа сценариста»
  4. Видеофильм «Работа актера»
  5. Аудиозаписи: постановка речи.
  6. Видеофильм «Этюды»
  7. Каталоги: игры-пантомимы, этюды, театральные зарисовки

Конспекты мероприятий:

  1. Театрализованное представление «Сагаалган»
  2. Театрализованное представление «Масленица»
  3. Театрализованное представление «Пасха»
  4. Театрализованное представление «Сурхарбан»
  5. Театрализованное представление «Легенда о белом лебеде»
  6. Театрализованное представление «Красавица Ангара»
  7. Театрализованное представление «Снежная королева»
  8. Спектакль «Кошкин дом»
  9. Кукольный театр «Теремок»
  10. Кукольный театр «Маша и медведи»

Список средств реализации программы

№п/п

Средства обучения

Наименование средств

1.

Технические средства обучения

Мультимедиа проектор, экран

Видеоаппаратура: цифровой фотоаппарат «Сони», видеокамера

Телевизор «Горизонт»

компьютер

микрофоны

2.

Учебно-наглядные пособия

Название: Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности (с аудиоприложением на CD)
Автор: М. И. Родина, А. И. Буренина
Издательство: Музыкальная палитра
Год выпуска: 2008

Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие

Автор/создатель: Мигунова Е.В.

Год: 2006 

М. И. Родина, А. И. Буренина - Кукляндия. Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности (с аудиоприложением на CD)

Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1 (Учебно-методическое пособие с аудиоприложением)

Название: Организация театрализованной деятельности. Средняя группа
Автор/составитель: Улашенко Н.Б.
Издательство: Корифей
Год: 2009

Название: Организация театрализованной деятельности. Старшая группа
Автор/составитель: Улашенко Н.Б.
Издательство: Корифей
Год: 2009

Название: Организация театрализованной деятельности. Подготовительная группа
Автор/составитель: Улашенко Н.Б.
Издательство: Корифей
Год: 2009

3

.

Оборудование для организованной деятельности

Средняя группа

Старшая  группа

Подготовительная группа

Театр картинок (фланелеграф)

Театр «Петрушек» (би-ба-бо)

Теневой театр

Пальчиковый театр

Настольный кукольный театр

Настольный конусный театр

Настольный театр дымковской игрушки

Настольный театр мягкой игрушки

Настольный вязаный театр

Театр ложек

Театр верховых кукол на нитке

Театр картинок (фланелеграф)

Театр «Петрушек» (би-ба-бо)

Теневой театр

Пальчиковый театр

Настольный кукольный театр

Настольный конусный театр

Настольный театр дымковской игрушки

Настольный театр мягкой игрушки

Настольный вязаный театр

Театр ложек

Театр верховых кукол на

гапите

Театр марионеток

Театр кукол с «Живой рукой»

Театр картинок (фланелеграф)

Театр «Петрушек» (би-ба-бо)

Теневой театр

Пальчиковый театр

Настольный кукольный театр

Настольный конусный театр

Настольный театр дымковской игрушки

Настольный театр мягкой игрушки

Настольный вязаный театр

Театр ложек

Театр верховых кукол на гапите

Театр марионеток

Театр кукол с «Живой рукой»

Театр тростевых кукол

Театр кукол системы «люди-куклы»

4

Оборудование для самостоятельной деятельности

Музыкальный зал, физкультурный зал, музыкальные инструменты, мини-подиумы, кабинет артистической терапии, дизайн-студия, помещение под костюмерную, гримерную, мини-музей «Русская изба», мини-музей «Бурятская юрта» и т.п..

5

Оборудование для индивидуальной работы с детьми


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...