Памятка воспитателю
методическая разработка по теме

Чистякова Надежда Владимировна

Памятка воспитателю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_vospitatelyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Календарное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральными государственными требованиями  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Пояснение

    Федеральные государственные требования (далее ФГТ) - устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее – образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

      ФГТ учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе ФГТ разрабатываются:

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе ФГТ осуществляется: 

экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

     Интеграция - состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Образовательная область

Интеграция

с другими образовательными областями

Физическая культура

Здоровье

Коммуникация

Познание

Музыка

Социализация

Безопасность

Основные модели образования детей дошкольного возраста:

совместная деятельность взрослых и детей;

самостоятельная деятельность.

 Совместная деятельность взрослого и детей - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

      Самостоятельная деятельность детей - 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами  других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

 

Принципы:

развивающего образования;

научной обоснованности и практической применимости;

полноты, необходимости и достаточности;

интеграции образовательных областей,

комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса.

Образовательная область «Физическая культура»

    Направлено на достижение целей формирования у детей интереса к физической культуре и целенаправленного развития у детей физических и волевых качеств через решения следующих задач:

Развитие основных движений детей, обогащение двигательного опыта;

Сохранение и укрепления здоровья детей;

Развитие произвольности и саморегуляции;

Развитие двигательного творчества детей, их активности и самостоятельности;

Развитие интереса к систематическим занятиям спортом.

Образовательная область «Здоровье»

     Направлено на достижение целей охраны здоровья детей и  формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Образовательная область «Безопасность»

     Направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок  экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

формирование представлений об опасных  для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Образовательная область «Социализация»

     Направлено на достижение целей  освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Образовательная область «Труд»

    Направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Образовательная область «Познание»

Направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Образовательная область «Коммуникация»

Направлено на достижение целей овладения конструктивными способами  и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

     Направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Образовательная область «Художественное творчество»

Направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

Образовательная область «Музыка»

Направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие  музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

Каждая образовательная область (исключение – Здоровье, Безопасность) направлена на развитие детской деятельности и основана на ней:

 «Физическая культура» - двигательная деятельность

«Социализация» - игровая деятельность

«Труд» - трудовая деятельность

«Познание» - познавательно-исследовательская деятельность

«Коммуникация» - коммуникативная деятельность

«Чтение художественной литературы» - восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности

«Художественное творчество» - продуктивная деятельность

«Музыка» - музыкально - художественная деятельность

Формы работы с детьми:

Двигательная деятельность

Игровая беседа с элементами движений

Подвижные игры с правилами

Подвижные дидактические игры

физические и игровые упражнения

Соревнования, полоролевые игры, физическая культура, физкультминутки

Игровая деятельность

Сюжетно - ролевые игры

Игры с правилами

Дидактические игры

Театрализованные игры

Пальчиковый театр

Настольный театр

Трудовая деятельность

Дежурство

Трудовые поручения

Совместная деятельность по уходу за …

Коммуникативная деятельность

Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры, игры с правилами

Познавательно исследовательская деятельность

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Сюжетные игры, игры с правилами

Восприятие художественной культуры

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Ситуативный разговор с детьми

Продуктивная деятельность

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

Реализация проектов

Музыкально – художественная деятельность

Слушание и исполнение музыкальных произведений

Музыкально-дидактические игры

Методы непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемых в ходе  режимных моментов

Наглядный  (показ упражнений, использование пособий, имитация, зрительные ориентиры)

Наглядно-слуховой (использование музыки)

Практический (повторение упражнений, проведение в игровой форме, в соревновательной форме)

Словесный (команды, объяснения, вопросы, указания, образные сюжетные рассказы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка воспитателям для работы с родителями.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием - соблюдение педагогического такта и гибкости....

Памятка воспитателю: "Чтобы занятие было интересным!"

В этом учебном году, в наш детский сад пришло очень много молодых педагогов. И сталкиваясь с вопросами: "Как начать занятие", "Как подготовиться к занятию?" и многими другими, появилась необходимость ...

Памятка воспитателю

Виды занятий по развитию речи...

Памятка воспитателю

Роль воспитателя на музыкальном занятии; взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя....

Памятка воспитателю детского сада

Памятка воспитателю детского сада, посещающему семью своего воспитанника....

Памятка воспитателям: «Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми»

Цель - чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходиморазнообразить формы его проведения....