Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Балацкая Ирина Викторовна

В нашем МБДОУ № 5 одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание. Особое внимание мы уделяем формированию социальных навыков у детей  старшего дошкольного возраста.

    Педагогическая работа направлена на формирование ценностных основ личности детей  и решает следующие задачи:

  • Познакомить с общественно значимыми ценностями, учить узнавать следование знакомым ценностям в отношениях, чертах характера, поступках литературных персонажей и следовать им в реальной жизни.
  • Развитие у детей социально приемлемых эмоциональных реакций на ситуации.
  • Учить детей определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.
  • Развивать эмпатийность, чувство ответственности за других людей.
  • Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).
  • Развивать эмоциональную произвольность
  • Обогащать активный словарь посредством слов, обозначающих ценности  и их антиподы.
  • Формировать целостную картину мира на основе первичных ценностных представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_3.doc66.53 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.

Старший воспитатель Балацкая Ирина Викторовна,

 педагог-психолог Голованова Елена Владимировна,

МБДОУ детский сад № 5 г.Владимир.мкр.Оргтруд

                                                                           Если ребенка учат добру, в результате

                                                                                        будет добро, учат злу – в результате

                                                                                        будет зло, ибо ребенок не рождается    

                                                                                        готовым человеком, человеком его

                                                                                        надо сделать.

 В.А.Сухомлинский.

 Согласно Концепции дошкольного образования одна из главных педагогических задач сегодня - становление базиса личной культуры. Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих успешность в дошкольном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций.

 Социализация является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на развитие ценностных отношений детей, формирование у них первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих моральных и нравственно-этических норм при взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

 Как же воспитать доброго ребенка, сделать его чутким, милосердным, соблюдающим нравственные нормы современного общества? Это, конечно же, во многом  зависит от нас педагогов. Именно мы, в ходе педагогического взаимодействия в группе детского сада, включая ребенка в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности,  в разнообразные формы работы с ними, к окружающим.Включая ребенка в межличностное взаимодействие со взрослыми, в основные виды деятельности. тва иотношениятических воспитываем у детей хорошие привычки, нравственные качества личности, гуманные чувства и отношения к окружающим.

  В нашем МБДОУ № 5 одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание. Особое внимание мы уделяем формированию социальных навыков у детей  старшего дошкольного возраста.

    Педагогическая работа направлена на формирование ценностных основ личности детей  и решает следующие задачи:

  • Познакомить с общественно значимыми ценностями, учить узнавать следование знакомым ценностям в отношениях, чертах характера, поступках литературных персонажей и следовать им в реальной жизни.
  • Развитие у детей социально приемлемых эмоциональных реакций на ситуации.
  • Учить детей определять разные эмоциональные состояния у себя и окружающих его людей и соотносить эти состояния с реальной ситуацией.
  • Развивать эмпатийность, чувство ответственности за других людей.
  • Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от негативных эмоций, разрешать конфликтные ситуации).
  • Развивать эмоциональную произвольность
  • Обогащать активный словарь посредством слов, обозначающих ценности  и их антиподы.
  • Формировать целостную картину мира на основе первичных ценностных представлений.

 При формировании нравственных ценностей личности старших дошкольников используются следующие методы:

  • Чтение и беседа по  сказке или художественному произведению
  • Проигрывание проблемных ситуаций.
  • Тренинг эмоций.
  • Установление и обсуждение правил поведения.
  • Психогимнастика.
  • Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них.
  • Проигрывание своего эмоционального состояния в прорисовывании,

          драматизации, играх, лепке, конструировании и др.

  Формирование ценностных основ личности старшего дошкольного возраста осуществляется также с помощью игр-занятий «Уроки добра»

  Особая ценность этих занятий - это слияние эмоционального, познавательного и поведенческого компонентов в ходе их проведения.

Технология занятия.

Первоначально занятие строится на слушании и обсуждении детьми поучительной сказки или рассказа.

Затем отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в упражнениях и играх, под которыми понимается система методов, приемов, форм, позволяющих  ребенку дать этическую оценку ситуации, аргументировать своё мнение, применить имеющиеся знания.

 Такие игры-занятия пользуются  у детей большой популярностью и вызывают значительный интерес у старших дошкольников. Последующие наблюдения показывают, что дети переносят в самостоятельную игровую деятельность рассматриваемые на занятиях ситуации, с удовольствием исправляют неверные поступки, комментируют их.

 Предлагаем вам конспект одного из таких занятий.

                            ТЕМА: ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.

Цель:  обучение доброжелательности, формирование умения давать соответствующую оценку действиям сказочных персонажей: закреплять представления о понятиях «добро-зло», развивать ценностное  отношение, выраженное в эмоциональных реакциях, адекватных ситуации.

Задачи:

1.Развить стремление делать людям добро, доброжелательно относиться к другим.

2.Учить  выражать свое эмоциональное состояние в поведении.

3.Развивать положительную самооценку.

Материалы.

Альбомы, цветные карандаши, колокольчик, звукозапись «Звуки природы»,магнитофон , цветные платки, монетка, разноцветная тарелка.

Предварительная работа.

Беседы о доброте и добрых поступках с целью освоения первоначальных представлений о добре и зле.

                                                     Ход занятия.

Присказка «Дом с колокольчиком» (ритуальное начало).

Стоит небольшой старинный дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик, украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо в него позвонишь.

То поверь, что в доме проснется старушка

Седая-седая старушка и сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

«Входи, не стесняйся,дружок.»

На стол самовар поставит, в печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе чаек распивать до темна

И старую добрую сказку расскажет тебе она.

Но если, но если, но если…

Ты в этот уютный дом начнешь кулаком стучаться.

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка, а выйдет Баба-Яга,

И не слышать тебе сказки и не видать пирога.

Педагог: Ребята, а  вы хотите послушать сказку? (ответы детей)

 А что это у меня?

( Взрослый обнаруживает на «волшебной тарелке» монетку).

 Интересно, откуда взялась эта монетка? (Разглядывает ее вместе с детьми.) Где-то я ее уже видела, уж не из сказки ли она? Конечно, из сказки   про Звездные талеры Братьев Гримм. Послушайте ее  ребята.

Чтение сказки братьев Гримм «Звездные талеры».

Жила на свете маленькая девочка. Умерли мать и отец, осталась она одна, ни крова, ни пищи.

Дали ей добрые люди горбушку хлеба, пошла девочка, куда глаза глядят. Встретила бедняка, бедняк говорит:

-Я так голоден, дай мне поесть.

Отдала ему девочка хлеб и сказала:

-Ешь на здоровье.

А сама дальше пошла.

Мальчика встретила, мальчик тот плакал:

-Холодно, холодно, голова замерзает.

Сняла девочка свою шапку и отдала малышу. Глядь, а навстречу девочка, дрожит вся от холода, нет на ней почти ничего. Сняла девочка платье и отдала малышке.

Пришла в темный лес, а тут под деревом крошка, совсем замерзает. Осталась у девочки только рубашка.

«Сейчас темно, никто не увидит» - подумала девочка. Сняла рубашку и отдала малютке. И вот стоит она одна в холодном темном лесу.

И тут с неба посыпались звезды, да и не звезды, а блестящие талеры. Вместо старой одежды появилась на девочке новая рубашка из тонкого полотна. Подставила она подол и набрала много талеров. На целую жизнь хватит.

Обсуждение сказки.

  • Понравилась вам сказка, ребята? Почему?
  • Какие добрые поступки совершила девочка?
  • Как она была вознаграждена за свои поступки?
  • Какие пословицы подходят к этой сказке, а какие - нет?

Пословицы

  • Добрый человек в добре проживет век.
  • На что не взглянет - все вянет.
  • На свете не без добрых людей.
  • Злой человек не проживет в добре век.
  • Добрый человек добру учит.

Педагог. Ребята, а что означают эти пословицы? (ответы детей)

Беседа о доброте.

Педагог. Ребята, иногда на улице можно встретить очень бедный людей: они плохо одеты, часто просят подать им милостыню (копеечку),просят покушать.

  • Как вы думаете, как нужно относиться к таким людям?
  • Какую помощь мы можем оказать бедным людям?

А еще, мы можем встретить людей, которые совсем не видят. Им очень сложно ходить по улице и они также нуждаются в нашей помощи.

Упражнение «Слепой и поводырь».

Детям предлагается встать парами, одному завязывают глаза. Необходимо как можно аккуратнее проводить «слепого» по группе, не задевая предметы, комментируя «дорогу». Затем дети меняются ролями.

Обсуждение игры: трудно ли было быть «слепым? А поводырем? Какие чувства испытывает слепой человек? (страх, неуверенность). А тот, который его проводит?(ответственность, желание сберечь слепого).

Анализ собственных поступков.

Вопросы к детям:

  • А приходилось ли вам совершать недобрые, плохие поступки?
  • Какие поступки можно назвать плохими? Хорошими?
  • Что вы чувствовали, когда поступали плохо?
  • Что вы чувствовали, когда совершали хорошие поступки?
  • Что  чувствовали те, кому вы помогали? (ответы детей)

Игра «Хорошо - плохо»

Детям предлагается оценить поступки и действия с двух позиций: хорошо это или плохо?

Детям раздаются цветные фишки: для оценки плохих поступков - черные, хороших - красные.

Взрослый называет поступок, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценки (можно использовать как диагностику моральных представлений ребенка).

Плохие                                                                         Хорошие

-порвал блузку                                                   -защитил слабого

-обидел друга                                                     -проведал больного друга

-поссорился с мамой                                         -обогрел и накормил бедного

-толкнул ногой щенка                                       -помог младшей сестре одеться

-ударил котенка                                                 -помог подняться упавшему

-разрушил птичье гнездо                                  -построил скворечник  

Рисование «Графическая музыка»

Детям предлагается с закрытыми глазами проводить по бумаге разнообразные линии в соответствии с восприятием музыки. По окончанию рисования дети должны найти в линиях образы птиц, животных и т.п.

Каждый увиденный образ ребенок обводит карандашом другого цвета.                  

                                           

Литература:

1.Н.В.Клюева Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,1996.-240с., ил.

2.Е.И.Синицына Умные сказки. Серия «Через игру – к совершенству».- Москва:  Лист.1997.-168 с.

3.А.А.Лопатина, М.В.Скребцова Нравственное воспитание дошкольников.

Конспекты занятий, сказки, стихи,  игры и задания.-2-е изд.-М.:Амрита.-112с.

4.Л.Б.Фесюкова Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З.А.Курбатовой, Н.М.Стариковой  др.- Харьков: Фолио. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.-464 с.- (для пап и мам)

5.С.И.Семенака Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет.-4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ,.2005.-80 с.

6.И.Ф.Мулько социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет.  

    Методическое пособие. Москва. Творческий центр.2004- 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.

Представлен опыт работы по формированию нравственных качеств личности у старших дошкольников.Предлагается одно занятию по формированию у дошкольников доброжелательности....

Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.

Представлены материалы по формированию у детей нравственных ценностей . Игры-занятия по воспитанию у детей доброжелательности к окружающим людям проводятся в старших дошкольных группах...

Формирование духовно-нравственных ценностей как основа гражданского общества.

Данная статья направлена на формирование гражданской позиции ребенка в процессе взаимодействия с родителями....

Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям на основе русских культурных традиций

Статья знакомит с опытом работы ДОО по ознакомлению воспитанников с историей своей страны на примере народной игрушки, воспитанию интереса к народным промыслам, взаимодействию с социумом....

Статья «Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с нарушениями зрения как основа успешной социализации в современном обществе»

В дошкольном возрасте эмоциональное развитие претерпевает значительные изменения в сторону своего усложнения, дифференциации характеристик и интеграции их в единую целостную систему. В процессе социал...