"Социальное партнёрство детского сада и семьи"
презентация к уроку по теме

Гашева Елена Александровна

Сообщение на родительской конференции для родителей ДОУ "Взаимодействие с семьёй"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_gashevoy_e.a.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ВТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:

На вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребёнка?» родители отвечают:

«Здорового, доброго, трудолюбивого, весёлого, красивого, сильного, умного…»

  Каждый родитель мечтает видеть в своём ребёнке гармоничное сочетание внешних, физических и внутренних духовных достоинств. Но у каждого ребёнка своя наследственность, своя предрасположенность к восприятию окружающего мира, свои социальные условия в семье. Трудно в дошкольном детстве разгадать тайну, с каким «даром» пришёл каждый ребёнок на Землю, в какой области в будущем он будет наиболее выразителен и удачлив. И, чтобы не допустить ошибки, мы вместе с родителями стараемся создать условия, в которых ребёнок сможет попробовать свои силы во всех направлениях, во всех видах деятельности.

Мы считаем родителей самыми первыми и надёжными помощниками в воспитании детей. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие - не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях мы стараемся привлечь их внимание к воспитанию детей различными формами работы и оказать им квалифицированную помощь.

 «Дети – зеркало семьи» - это выражение удивительно точно передаёт смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребёнка. Подражая близким, любимым, ребёнок овладевает формами поведения, способами общения с окружающими людьми. Сложно привить ребёнку те  качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируются. Ни семья, ни детский сад не могут заменить друг друга. Мы стараемся установить доверительный деловой контакт. Только при таком условии может успешно корректироваться воспитательная позиция родителей и педагогов в интересах ребёнка.

Для этого в нашем детском саду созданы все условия.

Знакомьтесь!    (ДЕМОНСТРАЦИЯ ВИЗИТКИ ДЕТСКОГО САДА)

«ВМЕСТЕ С СЕМЬЁЙ».

Семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь его развития. Семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтам в формировании личности ребенка.

В соответствии со статьёй 2. Закона «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности своего ребенка еще в раннем дошкольном возрасте, т.е. максимальная ответственность за развитие и воспитание ребенка возлагается на родителей (семью).

В «Концепции дошкольного воспитания» зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции.  Они не могут заменить друг друга. Как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в дошкольном учреждение, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. К сожалению, не все родители знают об этом,  и свои обязанности перекладывают на воспитателей, а потом на учителей.

Поэтому работа по взаимодействию с семьей является одним из приоритетных направлений образовательной программы ДОУ. Несколько лет назад перед коллективом была поставлена задача:  привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе.  Для нас  стало  важным установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками, сделать родителей равноправными и равноответственными партнерами в образовательном процессе детей.

Взаимодействие с родителями  построили по следующим направлениям:

1. Выявление и изучение потребностей семьи с целью повышения качества образовательного процесса, через активное взаимодействие.

2.Оказание помощи семье в воспитании.

3.Вовлечение семьи в образовательный процесс.

4.Культурно-просветительская работа.

5.Создание совместно с родителями условий для формирования личности ребенка.

 Поскольку родители являются первыми педагогами ребёнка, учитываем их пожелания, интересы, устанавливая «обратную связь» с семьей.

Таким образом, речь идет не об одностороннем воздействии на родителей (принудительное чтение им докладов, посещение ими формальных мероприятий), а о взаимодействии детского сада  и семьи, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.

Педагогический коллектив детского сада в  постоянном поиске новых  форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют  достигнуть реального сотрудничества. В планировании работы  учитывается не только уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов, но и уровень педагогической культуры семей, а также постоянно изучаются  социальные и образовательные  запросы родителей (интересы, нужды, потребности).

Наиболее удачными формами работы с родителями являются следующие:

- заключение договоров о сотрудничестве;

 - неделя гостеприимства (специально - подготовленный отрезок времени для активного взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка)

- психолого  –  педагогическая служба;

- педагогические советы;

- диспуты;

- совместное создание предметно-развивающей среды для детей и педагогов;

- наглядная информация;

- клуб «Здоровая семья»;

 - программа «Поступаем в детский сад»;

- неделя «Привыкай-ка»;

- Школа для родителей;

- издание информационной газеты для родителей  «Берёзка».

Такие формы  взаимодействия с семьей активно используются  в ДОУ.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группах оформлены «Информационные стенды для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами, медицинскими работниками, психологом, «почтовый ящик» где родители оставляют свои  предложения, замечания для сотрудников детского сада.  

         Информационная малотиражная газета «Березка» - одна из форм распространения совместного (педагогов и родителей) опыта воспитания и развития детей.   На основе опроса родителей и педагогов выбрали содержание рубрик газеты. Данные рубрики оказались самыми востребованными:

- «Давайте познакомимся»;

- «В помощь родителям»;

- «Вести из педагогической гостиной»;

- «В кругу семьи»;

- «Анонс»;

- «Говорят дети».

  Авторами материалов выступают педагоги, родители, психолог, медицинские работники.  Два разворота газеты вооружают родителей педагогическими знаниями и дают практические советы.

Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Как сделать вхождение ребенка в новую обстановку  безболезненным? Как облегчить период адаптации, помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?

Несколько лет детский сад работает над  проблемой адаптации детей раннего возраста. Была найдена  эффективная форма через реализацию программы «Поступаем в детский сад» с целью  оказания медико-психолого-педагогической помощи детям и родителям в период адаптации.  Её  реализация проходит в три этапа.

Первый  этап:

- организация рекламно-информационной работы,

- проведение индивидуальных встреч с родителями заведующим, фельдшером, педагогом – психологом,

- оформление пакета документов (заключение договора о регулировавании взаимоотношений ДОУ и родителями воспитанников детского сада).

Второй этап реализации программы:

- организацию  недели «Привыкай-ка» считаем наиболее удачным адаптационным мероприятием. Она предполагает совместное посещение детей и родителей детского сада в течение  недели. Большинство семей с удовольствием   принимают в ней участие.  Здесь ребенок имеет возможность, находясь вместе с мамой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми.

Каждая встреча занимает два часа. Воспитатели групп проводят адаптационные игры, совместные занятия детей и родителей по изобразительной деятельности (рисование, лепке),  осуществляют консультации и  рекомендации по посещению детского сада, знакомят с режимом пребывания детей в группе раннего возраста.

За это время  родители вместе с малышами посещают педагога-психолога. Его рекомендации  и советы  помогают организовать подготовку ребёнка к детскому саду дома в летний период. Посещение недели «Привыкай-ки» способствует благоприятному введению малышей и мам в атмосферу детского сада. Они знакомятся с   воспитателями, что содействует  формированию положительного эмоционального настроя.  Самой высокой оценкой этой деятельности стали  слова благодарности от родителей: «Очень хорошее впечатление произвел детский сад и воспитатели на ребенка. Спасибо всем. Надеемся на взаимопонимание в дальнейшем. Нам нравиться ходить к вам.

Все понравилось, интересно и мы чуть – чуть стали даже самостоятельные, все интересно.»

На данном этапе реализации программы  проводится:

- составление воспитателем социального паспорта группы;

- выявляются  семьи, нуждающиеся в педагогической поддержке.

      С 2008 года ДОУ реализует краевой проект «Профилактика социально опасного положения и социального сиротства воспитанников». ДОУ поставило перед собой задачу уже в раннем возрасте своевременно выявлять семей детей социально опасного положения для проведения профилактических мероприятий,  которые направлены на коррекцию  детско – родительских отношений, а также  обеспечение психолого – педагогической компетентности педагогов детского сада  в выстраивании конструктивного взаимодействия с детьми и, семьями группы риска СОП. В соответствии с разработанной в ДОУ системой работы на первом этапе  проводим мониторинговое исследование с целью выявления семей детей относящихся к группе риска и СОП. На данном этапе проводится анкетирование родителей, диагностика детей обследование медицинских карт.

 В конце октября проводится консилиум специалистов ДОУ на котором утверждается список семей группы риска, соответственно критериям.  Информация о семьях внутриведомственного учета вносится в регистр группы риска и является конфиденциальной.

На консилиуме обсуждаются причины возникновения проблем у ребенка, возникающие в самой семейной системе; индивидуальные проблемы ребенка.  Разрабатывается и утверждается индивидуальный план сопровождения для ребенка и его семьи. Распределяются обязанности по оказанию профилактических мероприятий семьям и воспитанникам между воспитателями, специалистами и администрацией ДОУ.

Итоги реализации индивидуального плана сопровождения подводятся на консилиуме в мае,  где принимается решение:

  1. о дальнейшем продолжении профилактической работы и внесении изменений в индивидуальный план сопровождения;
  2. о снятии с внутриведомственного учета при положительных итогах реализации индивидуального плана сопровождения.
  3. о передаче информации о семье районному специалисту по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении и  дальнейшем ее постановки на учет в КДН.

Проведенный мониторинг за 2008 – 20009 год по коррекционно- профилактической деятельности выявил следующие результаты:

Детский сад посещает 306 семей из них в 2008 году на учете в КДН стояло 2 семьи группы семей СОП, в группе риска было 3 семьи. После проведенных корекционно- профилактических мероприятий специалистами  детского сада с этими семьями были получены результаты в группу «норма» перешли 3 семьи, а из группы СОП 2 семьи перешли в группу риска. С этими семьями в детском саду организованы консультации по вопросам воспитания и развития ребенка в семье. С детьми проходится курс корекционно- развивающей работы с психологом и логопедом.

В данное время  выявлено 2 семьи группы риска, на эти семьи готовятся документы для передачи информации в КДН по определению статуса СОП,

Количество семей группы СОП

Количество семей группы риска

Переход в группу «норма"

Переход в группу риска

Переход в СОП

2

3

3

2

-

0.6%

0,9%

0,9%

0.6%

-

Таким образом, прослеживаются изменения, которые произошли с самими родителями, а именно в эмоциональной сфере: изменения, отражающие улучшение  взаимоотношений между родителями и ребенком (проявляются в устойчивости стиля воспитания, меньше конфликтности и др.). В свою очередь, эти изменения благоприятно отразились на развитии эмоциональной сферы детей (исчезли тревожность, враждебность, нервно-психическое напряжение).

Третий этап реализации программы «Поступаем в детский сад»:

-  проведение заседаний клуба «Школы для родителей».

        Быть настоящими родителями очень трудно, потому что жизнь человека, взявшегося за исполнение этих обязанностей, наполняется тысячами разных проблем, решение которых никто не подскажет. Для нас важно, чтобы каждый из родителей понял всю сложность, всю многогранность своих обязанностей  в формировании характера своих детей, тогда не будет несчастливых семей.

«Школа для родителей». Помогает выявить педагогические затруднения в семье, преодолеть сложившиеся стереотипы, снять родительских страхи, нацелит взрослых на гуманные методы взаимодействия с ребенком.

Первые уроки родители получают при подготовке ребенка к детскому саду.

В роли «учителей» выступают:

- врачи детской поликлиники;

- педагог - психолог;

- заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель;

- воспитатели;

- родители, имеющие положительный опыт семейного воспитания;

- специалисты ДОУ.

Учиться в этой школе родители имеют возможность на протяжении всего времени посещения детского сада.

Вопросы, решающиеся в  «Школе для родителей»:

  1. «Зачем человеку детство?»
  2.  «Знаете ли вы своего ребенка?»
  3.  «Можно ли обойтись без наказания?»
  4.   «Какие игрушки нужны вашим детям?»
  5.  «Организация работы в ДОУ по вопросу ранней профилактики СОП и СС»
  6.  «Готовимся к детскому саду»
  7.  «Подготовка к школе»
  8.  «Семейные традиции» и др.

Отбор рассматриваемых тем уроков происходит посредством анкетирования и индивидуальных запросов родителей.

 Для решения проблемы по формированию здорового образа жизни детей и родителей в ДОУ был создан клуб «Здоровая семья». В рамках клубах проводятся мероприятия по разным направлениям: коррекционное, просветительское, практическое. В их организации принимают активное участие не только педагоги и специалисты ДОУ, но и специалисты служб, учреждений города. Деятельность клуба стала одной из наиболее действенных форм сотрудничества с родителями. Изначально  приоритетным направлением работы клуба являлось ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы ДОУ, ведение пропаганды здорового образа жизни.

Сегодня клуб значительно расширил содержание своей деятельности.

Заседания клуба имеют свободную форму проведения: семинары – практикумы, тренинги, практические занятия совместно с детьми, семейные конкурсы, тематические встречи с чаепитием, презентация семейного опыта.

 На заседание клуба выносятся вопросы, которые на данный промежуток времени волнуют как семью, так и детский сад.

Например:

- «Готовим сами и помогаем маме»;

- «Особенности воспитания ребенка с речевыми проблемами»;

- «Семья – корнями сильна»;

- «Что такое готовность к школе?»;

- «Приобщаемся к миру музыкальной культуры»;

- «Помоги сам себе найти тропинку в страну здоровья»;

- «Развиваемся,  играя»

- «Люблю тебя моя Чернушка»

Заседания клуба не только повышают психолого-педагогическую культуру родителей, но и сплачивают педагогов, детей и родителей, дают позитивный эмоциональный заряд.

Особое направление «открытости детского сада» - вовлечение родителей в образовательный процесс. Стало традицией один раз в середине учебного года проводить «Неделю гостеприимства».

В течение недели родителя становятся участниками любого мероприятия, проводимого в ДОУ. Это может быть занятие, игра, труд, развлечение и другие виды детской деятельности. Они могут просто присутствовать, а главное сами поучаствовать совместно с педагогами и детьми в проводимых мероприятиях. Как правило,  незаметно для себя вступают в образовательный процесс, предлагая свои услуги. Во время таких посещений родители на практике видят те методы и приемы развития и воспитания ребенка, которые применяются в детском саду и им уже не доставляет труда вносить их в семейное воспитание. Появление у взрослых желания разобраться, чем занят ребенок в детском саду, можно считать убедительным доказательством эффективности проведенной с ним работы. Неделя гостеприимства  иногда дает два противоположных эффекта:

- один успокаивает на столько родителей, что почти снимает дальнейший интерес к жизнедеятельности ребенка в детском саду  («Там все хорошо устроено, не о чем беспокоится»);

- другой, напротив, пробуждает этот интерес («Я и не думал, что с детьми так много проблем»).

По инициативе родителей в ДОУ была открыта  психолого – педагогическая служба. Деятельность службы заключается в оказание информационно - консультативной помощи (специалистов,  педагога-психолога, логопедов) родителям. Проведенное анкетирование с целью изучения формирования образовательных запросов родителей показало, о необходимости предоставления детям дополнительных услуг для  развития индивидуальных способностей в соответствии с детскими интересами.

Детям предоставляются бесплатные дополнительные услуги:

- познавательно – интеллектуальное направление:

 Компьютерно - игровой кружок «Развивай-ка», «Умка» (подготовка детей к школе), «Самобраночка», «Юный экспериментатор» (экспериментирование), «Музыкальная мозаика».

- художественно – эстетическое направление:

 кружок «Умелые руки» (ручной труд), фольклорный кружок «Посиделки»,

- физкультурно – оздоровительное направление:

кружок «Ритмическая гимнастика»,

Детский сад расширяет контакты с различными учреждениями города. На договорной основе ДОУ активно сотрудничает с экологическим клубом  «Подснежник», детской музыкальной школой, художественной школой, межпоселенческой библиотекой, школой «Первоклассника», СОШ № 2, «Гимназией», краеведческим музеем, детской поликлиникой. Обеспечение преемственности между учреждениями способствует созданию условий для развития индивидуальных черт характера ребенка, формирования  ощущения ценности  и важности в группе людей (сверстников), развития чувства  собственного достоинства и самоуважения личности ребенка

Оригинальность и разнообразие методов, форм и приемов активизации педагогического взаимодействия с семьей способствует оптимизации общения педагогов, родителей и администрации, повышают заинтересованность семьи в успешном развитии ребенка в рамках реализации программы «Детство»,  тем самым, повышая качество образования ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Социальное партнёрство детского сада и семьи.»

Аннотация:  Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится  особенно актуальной на современном этапе, так ка...

Тема: «Социальное партнёрство детского сада и семьи.»

Аннотация: Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится  особенно актуальной на современном этапе, так как...

Консультация для родителей: «Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»

Консультация для родителей:«Актуальность партнёрства детского сада и семьи при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья»...

«Партнёрство детского сада и семьи как условие благополучной социализации детей с ОВЗ»

В контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации рассматривает...

Консультация на тему: «Партнёрство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребёнка»

Консультация: «Партнёрство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребёнка» Цель: Обучить педагогов методам и технологиям успешной социализации детей, и приёма...

Тема практики: "Партнёрство детского сада и семьи - залог успешной социализации ребёнка"

Воспитание и развитие ребёнка, невозможны, без участия родителей, они стали помощниками воспитателя. Творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что не...