Адаптационный клуб общения для родителей «Растишка» в детском саду.
статья по теме

Попова Ирина Вячеславовна

 

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей, и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный, здоровый ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение. В статье представлен опыт работыдошкольного учреждения по адаптации малышей к детскому саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_i.v._doklad.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптационный клуб общения для родителей  «Растишка» в детском саду.

Автор: Попова Ирина Вячеславовна, заместитель заведующего по воспитательной                          и методической работе первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №74», г. Березники

Семья и дошкольное учреждение – два  наиболее важных института социализации дошкольников. Первая проблема при поступлении ребенка в детский сад – это проблема адаптации.

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей, и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный, здоровый ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный сложившийся жизненный уклад «врываются» следующие изменения: четкий режим дня, отсутствие родных рядом, длительный контакт со сверстниками,  необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому, резкое уменьшение персонального внимания именно к нему, особенности нового пространственного предметного окружения.

Многие исследователи  отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьёзными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем всё чаще дают о себе знать следующие проявления: в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (как правило, отрицательные), начинается «маркетинг в песочнице» (общение с другими мамами на детской площадке), обостряется внимание к привычкам и навыками ребенка, причем, не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и поведенческим (как общаться с другими детьми, как слушать и выполнять просьбы взрослых и пр.), в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница».

 Педагоги, также как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса. Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А, значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому – адаптация. Адаптирующегося педагога отличает чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психической утомляемости, повышенная эмоциональность. Чем богаче «методическая копилка» по данному вопросу, тем легче искать подходы к своим воспитанникам и их родителям.

Работа с вновь поступившей семьей начинается задолго до поступления ребенка в детский сад. И начинается она со встреч на «домашней территории», в комфортных условиях для малыша. По результатам беседы с родителями и наблюдений за поведением ребенка во время первой встречи складывается прогноз возможной адаптации и основанные на нем предложения, как лучше организовать переход малыша от домашнего к семейно-общественному воспитанию.

В соответствии с планом реализации пилотного проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения» ежегодно 2 раза в год проводятся мониторинговые обследования оценки качества воспитания, обучения и развития детей от 1,5 до 5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Первичная диагностика проходит по двум направлениям:

-характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей);

-оценка  сформированности отдельных показателей развития детей и об уровне их целостного развития.

По результатам проведенного анкетирования родителей воспитатели обозначают для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у  ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

 Анализ имеющегося опыта работы показал, что  наиболее эффективными являются те методы, которые позволяют взрослым и детям быть субъектами всех событий, происходящих в  условиях детского сада.

Так  возник проект «Клуб общения для родителей «Растишка». Разработанный нами проект посвящен проблеме  воспитания детей преддошкольного возраста в адаптационный период и педагогической поддержке молодых семей, дети которых еще не посещают детский сад.

 Проект Клуба общения «Растишка» получил ГРАНТ предпочтения и финансовую поддержку в размере 50.000 рублей в номинации «Семья, как фактор обеспечивающий социальное благополучие общества» в  V корпоративном конкурсе социальных и культурных проектов ООО «Лукойл – Пермь».

Цель проекта: формировать положительное отношение к детскому саду детей раннего возраста и их родителей.

Основные функции клуба:

  1. обеспечение потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детский сад;
  2. облегчение адаптационного периода детей раннего возраста;
  3. обеспечение малышу комфортных условий пребывания в ДОУ;
  4. сохранение и укрепление здоровья;
  5. содействие личностному развитию детей раннего возраста;
  6. забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
  7. консультативная помощь семьям, воспитывающим детей раннего дошкольного возраста;
  8. взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.

Задачи:

- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей.

- сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей раннего возраста.

- создать условия для общения молодых семей по вопросам обмена опытом воспитания детей.

- способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.

Адаптационный клуб создается приказом руководителя детского сада на основе изучения социального заказа родителей (законных представителей), по согласованию с  дошкольным отделом Комитета по вопросам образования.

 Финансирование деятельности адаптационного клуба:

- деятельность адаптационного Клуба осуществляется на бесплатной основе.

- родители (законные представители) могут оказывать Клубу спонсорскую помощь на основании договора дарения.

Режим  работы Клуба определяется условиями и возможностями учреждения, потребностями населения.

Длительность пребывания детей в Клубе регулируется договором между ДОУ и родителями (законными представителями) и составляет по 1 часу 2 раза в неделю без предоставления питания.

Зачисление детей в Клуб производится руководителем ДОУ на основании:

  1. заявления родителей (законных представителей);
  2. договора, заключенного между родителями воспитанника и ДОУ;
  3. справки о состоянии здоровья ребенка с отметкой эпидемиологического окружения ребенка;
  4. справки с отметкой о результатах флюорографии родителей (законных представителей).

Наполняемость групп не превышает норматив, утвержденный Типовым положением о ДОУ и составляет: в одновозрастных группах не более 15 детей; в разновозрастных, при наличии воспитанников любых 3-х возрастов (с 1 года до 1,5 лет; с 1,5 лет до 2-х; с 2-х до 3-х)- не более 10 детей. Клуб может функционировать при меньшей численности детей в группе.

 Медицинское обслуживание осуществляется медицинским персоналом учреждения.

Содержание воспитательно-образовательного процесса в Клубе определяется федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программе и прописано в проекте второй части ООП, формируемой участниками  образовательного процесса учреждения.

 Для работы по проекту создано особое помещение в детском саду, которое способствует не только развитию, но и оздоровлению детей. Само пространство вызывает живой интерес и желание прийти сюда снова не только у детей, но и родителей.

В нашем проекте мы  усовершенствовали функцию сказочной (сенсорной) комнаты функцией оздоровления.

Все элементы сенсорной комнаты расположили с максимальной  эффективностью. Приобретены и пользуются популярностью у детей мягкие модули, развивающие игры, игровой центр «Горка – заяц», детские тренажеры: батут, беговая дорожка, бегущая по волнам, атрибуты для организации подвижных  игр. Ежегодно оборудование комнаты частично обновляется из внебюджетных средств учреждения и спонсорской помощи родителей.

Встречи в клубе проходят раз в две недели за три месяца до поступления ребенка в детский сад. Затем не реже одного раза в месяц. Встреча занимает 30-40 минут. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации психолога, медицинского работника, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Каждая встреча состоит из трех частей: информационной, практической и домашнего задания. Во время проведения информационной части беседы дети с воспитателем в игровой комнате занимаются свободной деятельностью, родители участвуют в тематической беседе со специалистом.

В практической части чаще всего организуются совместные игры взрослых и детей. Общая цель данной части – заинтересовать игрой ребенка и родителей, а также обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности. Постепенно включаю родителей в совместные с детьми игры, занятия: учу использовать игрушки, предметы, игровое пространство, обсуждаю с ними события, происходящие в группе.

Изменение степени участия родителей в педагогическом процессе организуется по схеме: наблюдатель - помощник - активный участник - организатор деятельности.

Домашнее задание  побуждает родителей к самопознанию и осмыслению собственных приемов и методов организации жизни детей.

В период адаптации  родителей информируют только об успехах малыша, как в личных беседах, так и через информационный стенд «Мы растем день за днем». Данный стенд – это  фоторепортаж  о деятельности детей в режимных моментах в группе, на прогулке. Родители, видя улыбчивое лицо своего малыша, его деятельность в условиях группы, чувствуют себя спокойнее.

 В рамках реализации проекта за четыре года были найдены новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом: презентация опыта семейного воспитания «Мы можем поделиться», «Мост взаимопонимания» (обратная связь с узкими специалистами), проведен конкурс «Семейные традиции», «Праздник мыльных пузырей», практикумы «Переведи на детский язык», «Копилка вежливых слов». Четыре семьи приняли участие в конкурсе учреждения «Семья года – 2011». Семья Смирновых стала участником краевого конкурса «Принцессы Камских берегов».

Результаты.

Анализ периода адаптации детей раннего возраста за последние четыре года  показал: ежегодно в среднем  из 20 детей, посещавших клуб вместе с родителями,  легкая степень адаптации отмечена у 16 детей (80%) , у 4 детей средняя степень адаптации. Дети с легкой степенью адаптации за первые полгода посещения детского сада болеют на 2-3случая реже, чем остальные дети и без проблем посещают дошкольное учреждение. В период работы клуба между педагогами и родителями устанавливаются доверительные отношения, которые сохраняются, и в дальнейшем родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.

Мы считаем, что работа  адаптационного клуба «Растишка» действительно эффективна. Снизилась заболеваемость детей по учреждению в целом (показатели пропусков по болезни одним ребенком в год: 2010г.- 22,8; 2011г.- 19,4; 2012г.- за 9 месяцев 13). Деятельность в рамках проекта ежегодно позволяет пополнять банк педагогических находок взаимодействия с родителями и детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей адаптационных групп «Заблуждения о процессе адаптации к детскому саду»

У родителей существует ряд заблуждений о периоде первого посещения ребенком детского сада....

Родительский клуб на тему: "Адаптация ребенка в детском саду"

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста; обозначить основные проблемы, связанные с адаптацией детей к детскому саду и наметить пути их решения. Задачи:...

Родительский клуб на тему: Адаптация ребенка в детском саду

Тема «Адаптация ребенка в детском саду» является актуальной, так как проблема адаптации детей 3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение....

"Адаптационные игры для детей раннего возраста в детском саду и дома"

В статье представлены игры, которые помогут воспитателю в адаптационный период детей. Игры помогут сделать период адаптации легче и мягче для ребенка...

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб «Здоровая семья», как форма взаимодействия детского сада и семьи в вопросах формирования ЗОЖ и физического развития дошкольников»

Педагогическая практика «Детско-родительский клуб  «Здоровая семья»,  как форма взаимодействия детского сада и семьи в  вопросах формирования  ЗОЖ и физического р...

Родительский клуб «ОБЩЕНИЕ» «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Родительский клуб «ОБЩЕНИЕ»«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»...