"Взаимодействие с семьей в осуществлении современной образовательной деятельности и педагогического просвещения"
статья по теме

Фролова Ирина Александровна

Данная статья является примером управленческих решений, способствующих организации работы по конструктивному взаимодействию с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Материал может быть полезен руководителям и педагогам ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_s_semey.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьей в осуществлении современной

образовательной деятельности и педагогического просвещения.

Ведущая роль семьи в воспитании детей определена в Законе РФ «Об образовании». В  нем говориться, что именно родители являются первыми педагогами, что они обязаны заложить основы разностороннего развития ребенка. Воспитательная функция семьи включает в себя:

  1. Процесс социализации ребенка в обществе.
  2. Подготовку детей к активной жизненной позиции.
  3. Обеспечение их психического здоровья.

 Это не частное дело, а общественный долг родителей.

Мною был проведен анализ семей воспитанников посещающих наш детский сад. И я объединила их в 3 группы:

  1. Благополучные семьи: 

     - общие духовные интересы и потребности;

     - отношения строятся на любви, общности интересов,  уважении друг к другу;

     - творческий подход к семейному воспитанию.

  1. Формально-благополучные семьи:

- нацеленность на благосостояние, внешнее благополучие;

- отсутствие уважения между членами семьи, духовной близости;

- формальный подход к семейному воспитанию.

  1. Неблагополучны семьи:

 - отсутствие духовных интересов, семейных традиций;

- безразличное отношение к семейным обязанностям;

- беспорядок в ведении хозяйства.

Семья и дошкольное образовательное учреждение – это два социальных института, которые имеют решающее значение для социализации дошкольника, формирования его личности. Это единственные каналы, через которые общество реализует и направляет формирование будущего гражданина.

В помощь семье существуют дошкольные образовательные учреждения. Педагоги ДОУ должны знать особенности воспитания, пути взаимодействия с семьей. Они придумывают все новые формы вовлечения родителей в воспитание и развитие их же собственных детей - собрания, консультативные пункты, информационные стенды, родительские группы. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают кусочки новых знаний. И это только одна из линий взаимодействия с семьей.

На мой взгляд, следовало бы начинать не с этого. Не с формальных собраний и стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка, что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая (и устно, и письменно) о ребенке – о том, что происходило в течение дня, о том, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, - воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с ребенком внимательный заинтересованный человек, обладающий такой информацией о ребенке, которой нет у родителей.

             Сотрудничество семьи и ДОУ заключается в следующем:

  1. В установлении  доверительных  отношений с  родителями.
  2. В открытии перед родителями неизвестных сторон и знаний о собственном ребенке.
  3. В организации совместного исследования и формирования личности ребенка дома и в детском саду.
  4. В совместном вхождении воспитателей и родителей в проблемы общения с ребенком.
  5. Уточнить круг обязанностей ДОУ и объем ответственности родителей.
  6. Обеспечить систематическую и системную реализацию разработанных проектов в повседневной жизни ДОУ.

Этим задачам уделяется особое внимание в нашем учреждении, потому что я как руководитель считаю: проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированности со стороны детского сада. Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в образовательном процессе и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом.

Хочу рассказать о некоторых приемах и формах работы по взаимодействию в моем учреждении. В настоящее время одним из актуальных взаимодействием являются проекты, так как они направлены на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семья на ДОУ.

Система взаимодействия с родителями

РОДИТЕЛЬСКИЕ

КОНФЕРЕНЦИИ

АНКЕТИ-

РОВАНИЕ

МОНИТОРИНГ

«СЕМЬЯ ДОУ»


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ФОРУМЫ


ПРОЕКТЫ


ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ

ТРЕНИНГИ


ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ

ДВЕРЕЙ


МАСТЕР-КЛАССЫ


ДОСУГИ С РОДИТЕЛЯМИ

Направления взаимодействия могут быть самые разнообразные, такие как:

  1. Информационно-просветительская деятельность.
  2. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья детей.
  3. Развитие социальных и творческих инициатив, становление родительского комитета, как координационного комитета центра общения.
  4. Физическое воспитание ребенка и его семьи.
  5. Воспитание эстетических чувств.
  6. Воспитание культуры досуга

Так, например, мы проводим мастер-классы для педагогов разного уровня. Для родителей 2-ой младшей группы был проведен педагогический форум на тему «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности и навыков самообслуживания», где участниками были: родители данной группы, педагоги-участники методического объединения Колпинского района. В ходе этого мероприятия для родителей была представлена информация о заявленной проблеме с использованием мультимедийной презинтации и видео фрагментами. Участники выполняли практические задания (тесты, разбор педагогических ситуаций, тренинговые игры). И в заключении за круглым столом были подведены итоги встречи, обсуждались предложенные и возможные формы работы с родителями. Обсуждения были активными, плодотворными и результативными.

А так же, традиционными стали встречи с родителями будущих воспитанников. Ежегодно в апреле мы проводим «День открытых дверей», который является настоящим праздником для мам будущих воспитанников. Праздничное оформление, открытые просмотры совместной деятельности с детьми, тренинговые игры, все это способствует повышению интереса у родителей к нашему детскому саду и желание быстрее почувствовать себя частью нашего дошкольного мира.

Много интересных форм проводиться у нас в учреждении и  мы не останавливаемся на достигнутом. В наших планах на будущее – это проведение с ближайшими ДОУ совместных родительских конференций, где активными участниками будут сами родители.

В дальнейшем реализация подобных проектов будет способствовать поиску и созданию интерактивных методов взаимодействия взрослых и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Результативное взаимодействие с родителями в детском саду с целью их педагогического просвещения.

Данный материал предназначен для воспитателей и педагогов детского сада. В статье рассмотрены несколько эффективные способов взаимодействия педагогов с родителями....

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.Слово «технология» имеет греческое происхождение и состо...

Современные формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках образовательного пространства

laquo;Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей.Именно родители должны стать нашими помощниками,союзниками, участниками единого педагогического процесса,коллегами в деле во...

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».

сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...