ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
статья на тему

Кристина Селихова

Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.

Слово «технология» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов – «techne» и «logos». Первое в буквальном переводе означает искусство, мастерство, второе – слово, знание, учение. В русском словаре за словом «логос» прочно закрепилось значение «наука», поэтому термин «технология» может быть переведен как «наука об искусстве» или «наука о мастерстве» или «знание об искусном, мастерском выполнении какой-либо деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vnedrenie_v_obraz_deyatelnost_1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Терехова Э.Ю., Селихова К.Н.

г. Мичуринск, МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида «Яблонька»»

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОХРАНЕНИИ ТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Переход к новому качественному образованию невозможен без внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий.

Слово «технология» имеет греческое происхождение и состоит из двух слов – «techne» и «logos». Первое в буквальном переводе означает искусство, мастерство, второе – слово, знание, учение. В русском словаре за словом «логос» прочно закрепилось значение «наука», поэтому термин «технология» может быть переведен как «наука об искусстве» или «наука о мастерстве» или «знание об искусном, мастерском выполнении какой-либо деятельности».

В свою очередь педагогическая технология может рассматриваться как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланда, Ю.К. Бабанского, П.М. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др. Поэтому можно говорить о том, что педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. 

Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. 

Таким образом, суть определения понятия «технология» можно рассматривать как процесс достижения определенных результатов по изменению исходного состояния объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов [5].

Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности.

Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации учебно-познавательной и других видов развивающей деятельности, стимулирования активности воспитанников, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля. Центральное место среди них занимает технология организации деятельности, являющейся, по существу, реализацией замысла и проекта функционирования педагогического процесса [6].

Одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности [3]. 

Проблема применения разнообразных технологий в образовательном процессе в настоящее время осложняется необходимостью выбора той или иной педагогической технологии. В соответствии с этим, на наш взгляд, стоит рассмотреть два типа технологий, активно применяемых в педагогической практике: традиционные и инновационные педагогические технологии.  

К традиционным педагогическим технологиям исследователи относят те педагогические технологии, которые являлись наиболее эффективными во второй половине XX века (особенно 70-90-ые гг.).

Под инновационными педагогическими технологиями, в большинстве случаев, понимаются такие технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях. Другими словами, инновационная педагогическая технология – это системный процесс диагностически направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.

Однако, практическая работа в сфере образования показала, что разумное сочетание новых педагогических технологий при сохранении традиционных методов и форм педагогического взаимодействия дает прекрасный результат.

Проиллюстрируем это одним примером.

Гордость за свою страну, уважение к ее героям, чувство сопричастности к событиям, переживаемым обществом, – все это называется патриотизмом. И воспитанию этого важнейшего чувства в системе образования уделяют особое внимание. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов» [1]. Во ФГОС начального общего образования к итогам освоения образовательной программы относят «ценностные ориентации обучающегося... в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.». Налицо преемственная связь в воспитании гражданина, человека, осознающего свою принадлежность к обществу и несущего ответственность за все, что в этом обществе происходит.

Однако первая ступень образовательной системы – дошкольное образование. И хотя во ФГОС ДО нет прямого указания на формирование патриотических чувств у детей, основные принципы дошкольного образования подразумевают «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» [2]. Очевидно, что это положение как раз и является фундаментом для последующего формирования патриотизма, гражданственности.

Было бы самонадеянно поставить цель воспитать патриотов из дошкольников, поскольку патриотизм как одна из высших ценностей складывается в течение всей жизни, связан с приобретением соответствующего опыта, зависит от многих сопутствующих факторов и влияний.

В дошкольный период можно только начать формировать у ребенка любовь к малой Родине, к месту, где он проживает с семьей, родственниками, близкими и значимыми для него людьми. Именно они могут помочь – или помешать – этому процессу.

Задавшись целью узнать, насколько педагоги готовы к выполнению данного социального заказа, мы провели опрос среди работников дошкольного образования г. Мичуринска. В опросе приняли участие 16 педагогов из разных дошкольных образовательных организаций. Большинство воспитателей и работников ДОО имеют среднее специальное образование, менее трети педагогов – высшее образование.

Как отмечает Е. Коротаева, это является серьезной проблемой для оптимальной образовательной деятельности в детском саду, поскольку специфика работы с дошкольниками требует особых знаний в области как общей педагогики, так и специальной педагогики, психологии, анатомии и физиологии и т.д. [4, с. 92]. Определенные трудности возникают при разработке и внедрении в образовательный процесс ДОО инновационных направлений развития, индивидуальных познавательных маршрутов для детей, образовательных траекторий развития для сотрудников и педагогов. Как правило, все эти новации опираются на базу педагогических знаний, психологических основ деятельностного подхода, апробированных методов воспитания и т.д. Но если эта база отсутствует, то многие из предложенных разработок начинают пробуксовывать, не реализуются в запланированном формате, что приводит к их дискредитации, несмотря на то, что сами идеи могут быть достаточно нужными и важными. Поэтому существует опасность того, что если предложить новое направление воспитательной деятельности (например, формирование любви к малой Родине), то педагоги не выделят его в самостоятельную, значимую область, а просто эпизодически станут наполнять им имеющиеся направления развития: речевое – «Сегодня мы расскажем об истории города Мичуринска», физическое – «У нас физзарядка на тему прогулки по главной улице города Мичуринска», математическое – «Строим Мичуринск будущего из разных деталей конструктора» и т.д. Собственно, сам этот подход неплох, но в нем нет единого стержня, целенаправленности, поэтому как осознанное воспитательное направление оно не зафиксируется в сознании дошкольников [4, с. 93].

В связи с этим наиболее актуальным представляется вопрос о «вращивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте, т.к. изучение форм и содержания соседствующих культур помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и для общества в целом.

Поэтому традиционные формы и методы работы по краеведению в данной работе целесообразно заменить педагогической технологией приобщения детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе освоения культурного пространства города Мичуринска. 

Основная идея технологии в том, что освоение культурного пространства через приобщение к народным традициям – это социально, психологически и педагогически оправданный путь творческого развития ребенка. Технология строится на принципах:

  • культуросообразности;
  • учета возрастных особенностей детей;
  • эстетизации;
  • интегративности;
  • системности и последовательности в отборе содержательного компонента технологии.

Механизм приобщения к народным традициям можно выразить в следующей формуле:

знания и представления + мотивы + чувства и отношения + навыки и привычки + поступки и поведение.

Представленная технология, включающая учебно-методический материал, подборку народных игр, сказок, легенд, праздников; коллекцию описаний народных ремесел Тамбовской области; видеоматериалы по приобщению к народным промыслам (экскурсии в музей; встречи с народными мастерами; демонстрация способов работы мастеров; знакомство с природными материалами), отличается доступностью и способностью воспроизводимости в любой дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01 февраля 2011 г. № 19644 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // http://fgos-kurgan.narod.ru/norm_federal.htm
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  3. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, И.Д. Никандров. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Коротаева, Е. Воспитание у дошкольника любви к малой Родине. Насколько готовы педагоги к решению этой задачи? / Е. Коротаева // // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 90-95.
  5. Мантурова, Т. Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования «Современные педагогические технологии» / Т. Мантурова // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-pedagogov-doshkolnogo-obrazovanija-sovremenye-pedagogicheskie-tehnologi.html
  6. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Информация из опыта работы «Совершенствование форм работы с детьми по внедрению в образовательную деятельность современных инновационных педагогических технологий по финансовой грамотности»

Одной из ключевых идей современной педагогической науки является необходимость поиска новых методов ведения воспитательной работы, в полной мере соответствующей тенденциям времени, познавательным потр...

Методическая разработка для педагогов ДОУ на тему: «Внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий и программ»

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогноз...

Адаптационная программа по формированию педагогической компетентности педагогов для внедрения в образовательную деятельность проектной технологии в соответствии ФГОС ДО. "От проекта к успеху"

Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перес...

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год

Отчет о работе педагогической мастерской «Внедрение в образовательную деятельность технологии «Модель трех вопросов»» за 2021-2022 учебный год...

Программа проведения педсовета «Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством внедрения в образовательную деятельность инновационных педагогических технологий»

Быстро меняющийся рынок труда ведет к изменению запросов общества к образовательной организации, что влечет за собой изменение требований к педагогам. Педагог является одним из важнейших источников пе...