Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «От развития – к саморазвитию»
    план-конспект урока по теме

    Консультация для воспитателей «От развития – к саморазвитию»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultaciya_dlya_vospitateley.docx23.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей «От развития – к саморазвитию»

    Сегодня все более глубже осознается мысль, что фундамент личностного развития, которое закладывают годы дошкольного воспитания, имеет огромное значение не только для успешного обучения в школе, но и для всей дальнейшей жизни человека.

    Актуальность изучения потенциальных возможностей специфически детских видов деятельности с целью усовершенствования просветительско-воспитательного процесса ДОУ сегодня усиливается требованиями, которые предъявляет школьное обучение. Одно из центральных мест занимает проблема умственного развития дошкольников. В исследованиях ведущих психологов теоретически обоснованные уникальные неповторимые возможности, которые кроются в дошкольном детстве для развития умственных способностей и вообще всего творческого потенциала личности. Понятно, что в центре внимания — познавательная деятельность.

    Ради справедливости имеем признать: этой проблеме отводится незаурядное внимание и в психолого-педагогической науке, и в методической службе, и непосредственно в практике ДОУ. Вместе с тем, если психолого-педагогическая наука осуществила решительный поворот к управлению самым процессом познавательной деятельности, повышение самостоятельности и активности ребенка в познании важных связей и отношений между предметами и явлениями, формирование творческого, активно-познавательного отношение ребенка к окружающему миру, то в реальной практике воспитание в дошкольных учреждениях, к сожалению, еще и до сих пор широко применяются школьные методы обучения. А главную цель дошкольного обучения видят в прямой передаче знаний.

    Результатом такого состояния вещей есть знакомая всем ситуация, когда ребенок, который владеет достаточным багажом знаний, попадаясь в неординарную ситуацию, теряется и не способен на поиск решения. Убедительные доказательства того, что возможности умственного развития дошкольников значительно высшие, чем считается традиционно, пока что подтверждаются лишь тем, что сегодня дети шести лет успешно овладевают чтением, начальным счетом и почти письмом. Заметим при этом, что эти привычки прицельно отрабатываются и в ДОУ, и на так называемых подготовительных занятиях в школе. Такой подход к выполнению «социального заказа» (школы, семьи) не может не беспокоить . Ведь вместе с тем поднимаются две главные заповеди: «Не навреди!» и «Не потеряй возможности!»

    Познавательное развитие ребенка является процессом взаимосвязанных переходов от неведомого до известного, от стойкого до неустойчивого, от известного до снова непонятного. Вследствие этого детские представления, образы и элементарные понятия о предметах и явлениях окружающего мира приобретают все новые признаки и качественно изменяются. Это и есть умственное развитие, обусловленное единством внешних и внутренних умов. Творческий характер такого процесса оказывается в индивидуальной своеобразности и неповторимости познавательной сферы ребенка и невозможности ее четко регламентировать со стороны взрослого.

    Формирование у дошкольников активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умению успешно ориентироваться во всем разнообразии предметов и явлений, способность произвольно регулировать свою познавательную деятельность— вот те условия, которые обеспечивают производительность умственной деятельности ребенка, определяют скорость и легкость усвоения ею новых знаний и способность их творчески использовать в разнообразных жизненных ситуациях. Такое понимание проблемы основывается на том, что дошкольный возраст — период интенсивного развития творческих способностей детей, период бесконечных вопросов, неисчерпаемой фантазии, разнообразие игровых замыслов. И очень важно именно теперь формировать у детей общее творческое отношение к окружающему миру. На решение этой задачи и должны направляться основные усилия при обучении дошкольников. Поэтому поиски новых эффективных методов, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельности ребенка, приобретают особое значение.

    Взяв на вооружение лозунг «Развиваем творческие способности каждого!» или «Воспитываем маленьких исследователей!» или даже так «У каждого ребенка — свой талант!», — должны осознать всю серьезность нашей ответственности за судьбу каждого отдельного ребенка. Скажем, приступая к апробации метода экспериментирования, убедились ли, что каждый педагог понимает сущность этого метода, его отличие от тех, которые он до сих пор применял в своей практике? Понятно, что работа со взрослыми — это задача методической службы. Еще более сложным есть вопросы о том, что представляют собой исследовательские, поисковые способности ребенка, какие конкретно практические умения и привычки нужны для решения исследовательских задач. Это не какая-то новая теория, но осознание специфики такого подхода — залог успеха, ожидаемого результата.

    Значит, речь идет о развитии у каждого ребенка таких конкретных умений:

    видеть проблемы;

    задавать вопрос;

    формулировать гипотезы;

    давать определение понятием;

    классифицировать;

    наблюдать;

    проводить эксперименты;

    делать обобщение и умозаключения;

    структурировать материал, работать с текстом художественного произведения;

    доказывать и защищать свои идеи.

    Вдумчиво разобравшись с требованиями к уровню развития детских способностей, убедимся: особенно нового и непонятного для грамотного педагога здесь не так и много. Большинство умений не раз встречались в перечне программных требований уже для детей средней группы. Вместе с тем в программно-методической литературе воспитатели напрасно будут искать объяснение и указания, как же формируются такие умения, в каком формате должны организовываться те или другие виды детской деятельности, чтобы ребенок приобретал нужные умения. В научных, научно-методических публикациях эти вопросы обработаны на достаточном уровне, но доступных воспитателю практических рекомендаций, которые можно использовать в работе с группой, в которой 20-30 воспитанников, там не находим.

    Новые знания могут стать рутинными.

    Опыт подтверждает тот факт, что педагоги в основном не понимают настоящего развивающего смысла используемых ими в работе с детьми задач. Поэтому их внимание прежде всего направленная на результат. Сам же процесс деятельности каждого отдельного субъекта, к сожалению, не отслеживается и не анализируется, в отборе развивающих упражнений и задач нет системы. Все это сводит на нет развивающий эффект образовательного процесса, а «новые» задачи становятся такими же рутинными, поскольку они не являются источником активизации умственной деятельности участников и не вызывают к себе предвиденного интереса.

    Примером могут быть наиболее богатые по смыслу и возможностям эмпирические наблюдения за домашними животными, растениями, явлениями природы и экспериментирование. Но в реальной жизни это сводится к четко спланированным педагогом разных за форматом занятий с интересной информацией, которую он сам находит и сообщает детям.

    Умение проявить, поставить проблему.

    Залог успеха — прежде всего осознания педагогом своих задач на каждом конкретном этапе работы с группой, понимание качественной характеристики каждой привычки или умения, которыми должны овладеть дети, готовность и умения строить с воспитанниками субъект-субъектные отношения.

    Скажем, умение обнаруживать, видеть проблему. Термин проблемные задачи в образовательном процессе существует уже давно, но трактуется он разными педагогами по-разному. Наиболее распространенным есть разнообразие игровых приемов заинтересованности детей тем или другим занятием, запланированным педагогом: Буратино прислал загадку; Мальвина просит помощи; Шарик пришел в гости; прислали телеграмму или посылку и т.п. А где же здесь проблема? А дальше дети просто решают задачи сюрпризного момента. Часто воспитатели трактуют проблему и синоним вопроса. На самом деле проблема значительно более шире и глубже понятие, чем вопрос. ПРОБЛЕМА — это задача, преграда, трудность. Проблемная ситуация, соответственно — ситуация (реальная или мысленная), которая не имеет моментального решения «здесь и сейчас» и принуждает остановиться, обдумать, найти способ и лишь тогда действовать. Сам процесс решения проблемы и выступает как цепочка: вопрос-ответ-вопрос-ответ.

    А так называемый «сюрпризный момент» должны сыграть роль источника определенного расположения духа на деятельность, эмоцию удивления, увлечение. Эти эмоции принадлежат к интеллектуальным, они предшествуют осознанию самой проблемы как разногласия между известным и неизвестным. Такие эмоции и создают тот эмоциональный фон, который обеспечивает направленность внимания субъекта на проблему и побуждает к поиску способов ее решение. Этот начальный этап чрезвычайно важен. Поверхностный, упрощенный подход к нему часто сводит на нет развивающий эффект всего дальнейшего процесса деятельности.

    В научной литературе часто утверждается мысль, что найти, увидеть и сформулировать проблему важнее, полезнее, а иногда и тяжелее, чем ее решить. В организации познавательной деятельности детей, и вдобавок в дошкольные годы жизни, вдумчивый творческий подход на первом этапе процесса является задачей педагога.

    Формат поисковой, экспериментальной деятельности тем и отличается от традиционного познавательного процесса, что эта деятельность творческая и имеет свою специфику. Здесь не может быть четко сформулированной задачи, где уже задается алгоритм решения, что и тормозит собственно творчество исполнителя. В творческих задачах отсутствующее четкое оформление, именно это усиливает эмоциональный фон и поисковую активность субъектов деятельности.

    В конце концов про, возможно, самое важное. Способность видеть, обнаруживать, формулировать проблему необходимая абсолютно каждому ребенку для его нормального развития. А в группе у воспитателя по меньшей мере 25 воспитанников, причем у каждого свой темп и индивидуальные особенности обучения. Эта задача, разумеется, посильна для высокопрофессионального воспитателя. Так как на практике часто случаются ситуации, когда предложенные воспитателем задачи или упражнения решаются детьми коллективно, когда каждый из активных участников добавляет что-то свое и даже взрослый добавляет компонент, которого не хватает, а потом формулирует высказывание-итог, поскольку ставил цель получить именно такой результат. На самом деле же целью у педагога должна быть организация и отслеживание самого процесса поисковых действий каждого ребенка, всяческая поддержка активности воспитанников, без критики их неудачных попыток.

    Научить ребенка делать шаги навстречу новому.

    Помним: формирование индивидуальных умений — кропотливый, продолжительный процесс. Должны научить каждого дошкольника делать смелые самостоятельные шаги навстречу новому, интересному, привлекательному, радоваться собственным успехам, не отступать перед неудачами.

    В ключе обсуждаемой проблемы следует остановиться на формировании у детей умения наблюдать. С одной стороны, будто во всех без исключения дошкольных программах этому вопросу отведено достаточно внимания. На самом деле в реальной жизни созерцание рассматривается как сугубо перцептивный процесс, а не как развитие наблюдательности, которая является интеллектуальной способностью. Смотреть, вглядываться, присматриваться, сравнивать — и видеть. Этого надо целеустремленно учить, что не совсем просто, а приобрести такую способность может каждый воспитанник. Без таких умений нельзя организовывать и поиск путей решения той или другой проблемы. И снова цель заключается здесь не в том, чтобы найти правильный путь, а в организации процесса самого поиска идей, в создании эмоционально привлекательной ситуации для проявления индивидуальной активности каждого, самостоятельных попыток поиска, умение слышать партнеров по деятельности.

    Вот почему важнейшим для педагога есть сам процесс поиска и речевого оформления самых разнообразных предложений. Речь идет об упражнении ребенка вслух: размышлять, формулировать вопрос, слышать самого себя, обнаруживать попытки самостоятельно искать ответы на свои вопросы. Возможностей для такой работы даже с каждым ребенком отдельно у воспитателя достаточно, лишь следует осознать важность этих умений.

    Вот отдельные примеры:

    Рассмотри картинку.

    Как ты думаешь, что здесь произошло?

    А что могло быть перед этим?

    А теперь попробуй вообразить, что будет дальше.

    На каждый вопрос предлагать детям давать как можно больше вариантов ответов.

    В таком самом формате время от времени устраивать обмен мнениями по поводу прочитанного произведения, пересмотренного мультфильма, увиденного события и т.п.. Главное – дать полную свободу для высказывания мыслей, стимулировать наименьшие проявления активности.

    Детям нравятся игры по типу «Отгадай, о чем спросили». Ведущий спрашивает «на ушко», а ответ проговаривает вслух. Отгадок может быть несколько вариантов.

    Размышления по поводу самых разнообразных вопросов по типу «Почему?..», встреча с «Золотой рыбкой», игра-фантазирование «Цветик-семицветик» и т.п..

    Чтобы такая работа была эффективной, довольно просто быть внимательным к тому, как ребенок говорит, а не только к тому, касается ли это заданной темы. Следует услышать ребенка, подумать, как ему помочь (а не исправить) понять себя и попробовать самостоятельно поупражняться. Кстати, большинству педагогам часто самим полезно научиться слышать себя, думать, какие языковые образцы они выдают детям для наследования. Это весьма важный аспект просветительско-воспитательного процесса, но он почему-то не является предметом внимания ни со стороны педагогов, ни методической службы. Поэтому корявыми есть и вопрос к детям и еще более неуклюжими их высказывания-ответы.

    Такие систематические игры-упражнения в умениях вглядываться, вслушаться, рассуждать, спрашивать, отвечать и при этом слышать себя и другого и есть неоценимой школой саморазвития.

    Разбуженная детская любознательность не дает покоя воображению и вселяет веру в безграничные возможности собственного творчества в будущем. Потребность в поиске нового становится неотъемлемым качеством детской личности. Но для этого нужно в дошкольные годы жизни не спешить давать ребенку готовые знания, не регламентировать его познавательную деятельность.

    Вместе с тем важно, чтобы познавательная деятельность малыша была как можно больше созвучная поисковой познавательной деятельности, когда ребенок самостоятельно решает доступные проблемные вопросы. Ведь известно, что потребность в преодолении разногласий – одно из могущественных источников возникновения мысли.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"

    Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...

    Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей».

    Консультация для воспитателей: «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»....

    Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

    Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

    Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук"

    Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных   движений пальцев и кисти рук"...