"Тест на толерантность"
методическая разработка по теме

Шамонова Светлана Альбертовна

 

Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали.

Что же такое толерантность? Это слово вобрало в себя  несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противопоставление  добра и зла заставляет совершать поступки, определяющие наши качества. Мы  педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_test_na_tolerantnost.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД № 27 «ЧЕБУРАШКА»  


АДМИНИСТРАЦИИ ЕГОРЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


140300, Московская область, г. Егорьевск, 1 микрорайон, д. 63, тел/факс: 3-69-55


ДЕЛОВАЯ ИГРА

«ТЕСТ НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

(педагогический совет)

1. Организационный этап

Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали.

Что же такое толерантность? Это слово вобрало в себя  несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противопоставление  добра и зла заставляет совершать поступки, определяющие наши качества.

Мы  педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина.

Можно продолжить перечень высказываний высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка: «Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени не жди доброго племени» и т.д.  Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принять участие в воспитании детей.

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром.  Нашу  взрослую игру мы так и назвали «Тест на толерантность».

2. Содержательный этап

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Вначале какое-то время мы стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять —  «кто   такой «Я». Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в «мир людей». Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер. Переходя на ступеньку, именуемую «окружающий мир», мы видим жизнь ещё в большем многообразии. Этот мир имеет политический  фон, социальную окраску: светлые моменты справедливости соседствуют с мрачными проявлениями жестокости и обмана. Вот здесь наше «Я» подвергается настоящему  испытанию: «Как выжить и не сломаться?», «Как найти свое место в мире?» Самая высокая ступенька жизненного пути — творческая, она олицетворяет высшую степень человеческих умений. Я предлагаю вам пройти по этим ступенькам.

МОДЕЛЬ-СХЕМА

«Лестница духовного роста»

        творческая мастерская

                          окружающий мир

                                        мир людей                                        

                                                         Я

  1. Ступенька  «Я». Игровое проектирование «Самопрезентация». Размышление на тему «Со мною вот что происходит»
  2. Ступенька  «Мир людей». Мотивационно-побудительная игра «Солнышко». Разыгрывание ролей «Пойми меня»
  3. Ступенька  «Окружающий мир». Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».
  4. Ступенька  «Творческая мастерская». Решение ситуативных задач «В картинной галерее». Итоговый результат «Выведи формулу толерантности»

1. Ступенька  «Я».

На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, которые таковыми не являются. Вам необходимо выбрать качества, которыми вы обладаете (положительные и отрицательные)

Игровое проектирование «Самопрезентация» ( приложение 2)

Итак, каждый из вас открыто и честно взглянул на себя, потому что признание своих слабых качеств есть не что иное, как возможность духовного роста. А чтобы лучше понять себя, мы поиграем в  игру «продолжи фразу».

Размышление на тему «Со мною вот что происходит»

Я начинаю фразу, а вы её заканчиваете

  1. мне весело, когда...                                  мне обидно, когда...
  2. я грущу, когда...                                        я радуюсь, если мне...
  3. я обижаюсь, когда...                                 я боюсь, когда...
  4. мне не нравится, когда...                        я смеюсь, когда...
  5. я теряюсь, если...                                      мне интересно, если...
  6. я не люблю, когда...                                 я злюсь, когда...
  7. мне хорошо, если...                                  я страдаю, когда...
  8. я плачу, когда...                                         я люблю, когда...
  9. терпеть не могу, когда...                         мне скучно, если...

Если мы с вами сейчас были искренними, то можем двигаться дальше, на следующую ступеньку.

2. Ступенька  «Мир людей».

Здесь происходит общение,  живой контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным. Возьмем самый простой пример: встречу со знакомым человеком. В средние века от вас бы потребовались реверансы, в наше время требуется всего лишь сказать «здравствуй» и,  может быть, спросить «как дела?» Очень часто  мы это говорим так, что и душа не дрогнет:  приветствие было, а встречи не произошло. Если бы мы к общению подключали душу, как бы мы изменились сами, как бы изменили жизнь в себе и вокруг себя.

Я даю вам вот это солнышко, которое мы будем передавать по кругу, приветствуя друг друга словами «здравствуй, .... (первое слово обязательно, следующую фразу вы добавляете по своему желанию)».

Мотивационно-побудительная игра «Солнышко»

Дорогие коллеги, а вы помните фильм «Доживем до понедельника». Там десятиклассник написал «Счастье — это когда тебя понимают». А ведь он прав: большинство человеческих бед происходит от непонимания. И примеров тому более чем достаточно: не поняли друг друга и разошлись; не нашлись слова для объяснения и дело закончилось ссорой и т.п.  Сейчас мы с вами попробуем понять друг друга.

Количество участников — 4 человека. Участники встают в одну шеренгу в затылок друг другу. Крайнему из участников показывается задуманное слово. Крайний из участников подходит и поворачивает к себе лицом 2-го участника своей команды. 1-й должен жестами и мимикой изобразить этот предмет (только без звуков). 2-й участник поворачивает к себе 3-го и показывает то, что он понял. 3-ий показывает 4-му и т.д. Последний участник должен назвать тот предмет, который, как ему кажется, загадали 1-му участнику.

(Используемые толерантные слова, написанные на карточке: сочувствие, утешение, внимательность, улыбка, нежность и т. п. ). Игра повторяется 2-3 раза.

Разыгрывание ролей «Пойми меня»

Итак, мы выбрали для объяснений толерантные слова, попытались их объяснить, и главное — понять друг друга.

3. Ступенька  «Окружающий мир»

Окружающий мир — это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты. Мы зависим от чужих оценок и поступков других людей, эмоции поглощают вас. Внутри назревает конфликт и мы выплескиваем его на других.   Часто задаем себе вопрос: «Как жить спокойно? - и  порой затрудняемся найти ответ.

Как часто мы  смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым,  настроение — унылым,  глаза мокрыми, дела — заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости. И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.

Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы»

  1. вы потеряли кошелек с крупной суммой денег...
  2. вы поругались с любимым человеком...
  3. вы опоздали на автобус...
  4. вы сегодня ещё не ели, и обед не предвидится...
  5. вы сломали ногу...
  6. вас вызвали в школу...

Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное — неприятности. Цените жизнь, здоровье, семью, дружбу. Радость начинается  только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.

4. Ступенька  «Творческая мастерская»

Самая высокая ступень — творческая мастерская. Поднявшись на неё, мы преображаем не только свою душу,  но и все, что нас окружает.  Задание, которое я хочу вам предложить называется «В картинной галерее».

Вам необходимо внимательно посмотреть на картину, проникнуться жизнью героя, войти в его образ, понять его состояние, эмоции и,  наконец, озвучить его мысли.

Решение ситуативных задач «В картинной галерее»

Если мы чаще будем понимать состояние других,  мир от этого только выиграет. И пусть сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и нерадостных людей.

Итоговый результат «Выведи формулу толерантности»

Толерантность = ... (от каждого педагога принимается по одному определению)

Уважаемые участники, мы сегодня проверили себя на толерантность:  проверили наши сердца и души на доброту, радость, понимание и неравнодушие.  И у нас ещё много времени впереди, мы можем «творить»  добро, если к этому стремиться.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЖИ О СЕБЕ»

1. ФИО _____________________________   2.Возраст ___________________

3. Должность ____________________________________________________

4.Чем для вас является работа (способ зарабатывания денег; условия творческого роста; возможность общения с людьми; удовлетворение своих амбиций; возможность карьерного роста; другое) _________________________________

5.Ваша отличительная черта _________________________________________

6.Черта характера, которая привлекает вас в людях________________________ ______________________________________________________________

7.Что вы не любите в людях _________________________________________

8.Что вы любите читать (исторические романы, любовные романы, детективы, стихи, другое) ___________________________________________________

9.Ваш любимый литературный герой __________________________________

10.Какую программу по ТV  вы смотрите чаще всего_______________________ ______________________________________________________________

11.Ваше любимое направление  в музыке  (ретро, поп,  рок, джаз,  бардовские песни,  другое) ________________________________________________________

12.Ваш любимый цвет _____________________________________________

13.Ваши предпочтения в еде _________________________________________
______________________________________________________________

14.Эмоциональное состояние, которое вам наиболее присуще _________________

15. Ваш жизненный девиз ___________________________________________

приложение 2

Игровое проектирование «Самопрезентация»

Инструкция: выберите качества, присущие вам

АККУРАТНОСТЬ

ЗАВИСТЛИВОСТЬ

МНИТЕЛЬНОСТЬ

ОБИДЧИВОСТЬ

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

БЕСПЕЧНОСТЬ

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

МСТИТЕЛЬНОСТЬ

ОСТОРОЖНОСТЬ

СДЕРЖАННОСТЬ

ВДУМЧИВОСТЬ

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

СОСТРАДАНИЕ

ГОРДОСТЬ

ИСКРЕННОСТЬ

НЕЖНОСТЬ

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ

СТЫДЛИВОСТЬ

ГРУБОСТЬ

КАПРИЗНОСТЬ

НЕРВОЗНОСТЬ

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ

ТЕРПЕЛИВОСТЬ

ЗАБОТЛИВОСТЬ

ЛЕГКОВЕРИЕ

НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ

ПОЭТИЧНОСТЬ

ТРУСОСТЬ

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ

НЕСДЕРЖАННОСТЬ

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ

УВЛЕКАЕМОСТЬ

ХОЛОДНОСТЬ

ЭГОИЗМ

ОБАЯНИЕ

РАДУШИЕ

УПОРСТВО

ЭНТУЗИАЗМ

УСТУПЧИВОСТЬ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методы  активного обучения:

  1. неимитационные (дискуссия);
  2. имитационные;
  3. игровые методы (игровое проектирование, разыгрывание ролей, психодрама);
  4. неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение ситуативных задач)

Оборудование и материалы:

  1. модель-схема «Лестница духовного роста»;
  2. выставка литературы;
  3. анкета «Расскажи о себе»;
  4. репродукции картин («Аленушка» В. Васнецов, «Неизвестная» И. Крамской; «Портрет О. А. Рюминой» О. Кипренский);
  5. бумага, мольберт, маркеры

Предварительная работа:

  1. анкетирование педагогов;
  2. рассматривание картин и вживание в образ;
  3. подбор соответствующей литературы (статьи, брошюры, журналы, книги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Толерантность"

Тест поможет ходя бы приблизительно определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Условия определения: отвечайте быстро, не задумываясь....

Деловая игра для педагогов "Тест на толерантность"

Актуализировать и развивать толерантное самосознание педагогов дошкольного учреждения. Дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности; предложить педагогам практические материалы, способ...

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.

Воспитание гумманых чувств к людм другой  национальности...

О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"

О толерантности. Час общения в 7 классе на тему:   ...

«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»

Основная цель проекта  - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми  с разными физическими возможностями...

Деловая игра "Тест на толерантность"

Деловая игра для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Тест на толерантность»...