«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»
проект на тему

Шилина Любовь Васильевна

Основная цель проекта  - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми  с разными физическими возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnyh_navykov_i_tolerantnosti.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»

Шилина Л.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»

г.Нижний Новгород

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.                                                                                     

В нашем детском саду, как  во многих других, вместе воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Формирование толерантности целесообразно начинать уже со среднего дошкольного возраста, так как, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В ходе наблюдения за воспитанниками среднего дошкольного возраста педагогами нашего детского сада были выявлены проблемы в коммуникативной сфере.

  • Недоброжелательное отношение к сверстникам;
  • Нежелание считаться с мнением других детей;
  • Трудности в общении
  • Неумение решать конфликты
  • Нежелание вступать в игровое сообщество
  • Предпочтение конкретным сверстникам    
  • Попытки подчинить себе других детей
  • Жалобы воспитателю на сверстников
  • Нежелание делиться игровой зоной, игрушками.

Анализируя результаты наблюдения,  мы пришли к выводу, что необходимо создавать и совершенствовать условия для развития коммуникативных навыков  толерантности у детей. Определив цель проекта, сформулировали основные задачи:

  • Формировать социально-коммуникативные качества, мыслительную активность, культуру речи. Развивать такие качества как сочувствие, сопереживание.
  • Учить детей понимать и  оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения. 
  • Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе. Воспитывать культуру общения.
  • Прививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми разными

По сроку реализации проект является краткосрочным.
Участники проекта: дети, воспитатели, узкие специалисты, работающие в детском саду, родители.
Реализация проекта проходила поэтапно:
1 этап: подготовительный
Педагоги:  подбор методической и художественной литературы, дидактических игр, наглядного материала, оформление предметно-развивающей среды, информационных стендов. 
Дети: принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел.
    Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС ДО – это принцип интеграции.
2 этап: основной.
Реализуются основные совместные действия и самостоятельная деятельность детей.

  • чтение литературы, заучивание;
  • беседы;
  • игры;
  • обсуждения;
  • развлечения;
  • консультации для родителей,
  • оформление информационных стендов;
  • поход в библиотеку.

3 этап: итоговый.
Анализ достижения цели;
Определение дальнейших направлений в реализации воспитательной и образовательной работы по проблеме;
Проведение итогового мероприятия. 
Учитывая это, я рассмотрели проблему  развития коммуникативных навыков и толерантности во взаимосвязи образовательных областей.
 Интегрированное обучение даёт возможность воспринять целостную картину окружающего мира, развивать творческие способности детей, их инициативу.
  Так, например, с сотрудниками библиотеки, дети беседовали на тему «Что такое доброта?» А воспитатели, в свою очередь, закрепляли полученные ими знания в игровой форме во время организационного момента.
  «Уголок дружбы» помогает в разрешении конфликтных ситуаций  в любых видах в образовательной деятельности.
  Игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, объединённые одной темой, также могут быть использованы  разными специалистами.
    Художественной литература  знакомит детей с культурой и традициями народов разных национальностей, а художественное творчество позволяет воплотить эти знания. Так появилась выставка на тему «Мы все такие разные живём в одной стране», коллективная работа «Хоровод дружбы»
  Работая над  одной  и той же темой узкие  специалисты взаимодействуют  не только с воспитателями,  но  и  друг с другом. Так,  например учитель  логопед осуществляет  подбор речевого  материала для  игр  на музыкальных и физкультурных занятиях.
Музыкальный руководитель подбирает  музыкальное сопровождение к различным упражнениям.
 Важно отменить, что в каждом виде деятельности этого проекта включает в себя упражнения, игры, задания коммуникативной направленности и сплочению детского коллектива.
Помимо совместной деятельности педагогов и детей обязательным является создание условий  для самостоятельной деятельности детей.
Проектная деятельность эффективна как для педагогов, так и дошкольников. 
Она  существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками, а так же между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Образовательная область: «Социально-личностное развитие»
Игровая деятельность 
Игра «Солнечные лучики»
Цель: развивать речь, чувство сплочённости детского коллектива.
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга.  Почувствовать себя теплым солнечным лучиком.            
Речевое сопровождение
  Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята.  Никого не обижаем,
как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим,  не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло.
 
Игра «Насос и мяч»
Цель: учить детей  взаимодействовать в паре, распознавать эмоциональное состояние друга , автоматизировать свистящие и шипящие звуки.

Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». 
  С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. 
Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие
меняются ролями.

Разучивание  «Мирилочек»

Цель: Развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Давай с тобой мириться,                  К нам с тобой подкралась ссора, 
Дружить и веселиться                      Надо нам её прогнать. 
Раз, два, три, четыре, пять,              Мы за пальчики возьмёмся 
Мы друзья с тобой опять!               1,2,3,4,5 – подружились мы опять.

Образовательная область «Речевое развитие»

Словесное упражнение «Закончи предложения»

Цель: развивать коммуникативные способности, учить эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а также выражать собственные чувства.
Педагог:  Ребята, с детьми и взрослыми происходят разные истории, которые могут изменить их, и только от вас зависит, как вы поступите, и что произойдёт дальше.
Я буду читать вам незаконченные предложения, а вы придумайте для них продолжение. (Детям по порядку читаются незаконченные предложения)

  • Мальчик нашел забытую игрушку и…
  • Маша плакала, потому что потеряла игрушку, а дети …
  • Все дети убирали игрушки в группе, а Илья в это время…
  • В группу пришёл новый мальчик и …..
  • Серёжа сломал постройку девочек и …..


     
Чтение и разучивание стихов о дружбе.

Дружит с солнцем ветерок,                                      Ярче солнечных лучей
А роса – с травою.                                                         Дружба в целом свете.
Дружит с бабочкой цветок,                                      Ведь с друзьями веселее 
 Дружим мы с тобою.                                                  На любой планете.

 Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям
 Никогда не надо!

Чтение стихотворения с последующей беседой «Ничего тебе не дам» ( Н. Найдёнова)  
Цель: формировать  понимание детьми ценности дружбы и дружеских взаимоотношений.
Есть у Вити новый мячик, конь, гармошка и ружье.
Держит он свои игрушки  и твердит: «Моё. Моё!»
Говорит ему Наташа: есть матрёшка у меня.
Разреши моей матрёшке сесть на твоего коня.

Хочешь, дам тебе посуду? Хочешь, с мишкой поиграй…
Витя ей сказал: Не буду! Отойди, не приставай!
Ничего тебе не дам,  я во всё играю сам! 
Говорит ему Серёжа: «Есть автобус голубой».
Может, мы хоть ненадолго поменяемся с тобой?
Я возьму ружье и мячик, ты автобус покатай…
Витя даже не глядит  и, насупившись, твердит:
Отойди, не приставай! Ничего тебе не дам,
Я во всё играю сам!
Галя тащит кран подъёмный: «Посмотри, какой огромный
Хочешь, Витя, строить дом? Можем выстроить вдвоём!
Дай гармошку мне свою, я сыграю и спою».
Нет, гармошку я не дам! Я на ней играю сам!
Все сказали: «Сам так сам!
Друг такой не нужен нам!
Есть у Вити балалайка, барабан, ружье и слон.
Есть машина, серый зайка, от чего ж скучает он?
Всё, что только захотите, вы найдете у него,
Но товарищей у Вити нет ни одного!
Вопросы:

  • Как вы считаете, друзья могут так поступать?
  • Весело мальчику играть одному?
  • Что ему нужно сделать, что бы с ним стали играть дети?
  • А как вы поступаете, если дети просят вас поменяться игрушками, дать им поиграть вашу игрушку?

Пословицы о дружбе.
   Нет друга, так ищи, а найдешь, так береги.  Друзья познаются в беде.
   Не бросай друга в несчастье.  Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
   Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
   Сам себя губит, кто других не любит. Дружба и братство - дороже любого  
   богатства.
   Старый друг  - лучше новых двух. Дружба в делах помощница.
   Дружба как стекло:  разобьешь - не сложишь. Дружбу помни, а зло забывай.
Игровая деятельность.

Игра «Волшебный клубок». (Правила детского общения) 
Цель: способствовать расширению словарного запаса, для выражения дружеских чувств.
Воспитатель:     Вот волшебный сундучок, в нем волшебный клубок,
                           По дорожке доброты побежим и я, и ты,
                           Ниточка тянись, тянись, дружбой с нами поделись.
Воспитатель начинает говорить и передает клубок по кругу, каждый ребенок повторяет правило и дальше передаёт клубок, ниточку оставляя в руках.

  • Всем советуем дружить, ссориться не смейте. Без друзей нам не прожить ни за что на свете.
  • Если умеешь что-то делать, научи друга.
  • Сам игрушкой поиграй и товарищу отдай.
  • Если друг попал в беду, помоги ему.
  • Останови товарища, если он делает что – то плохое.
  • Избегай ссор и споров по пустякам.
  • Умей радоваться успехам товарища.

Упражнение-рассуждение «Один или с друзьями?»

  Педагог: Кто же такой друг? Кого можно назвать своим другом? Как вы считаете, лучше быть одному, или с друзьями? В какие игры лучше (можно) играть в одиночку (с друзьями)? Как интереснее, веселее? Какие правила нужно соблюдать, когда ты общаешься, играешь с друзьями? Что же нужно делать, чтобы у тебя были друзья? (Ответы детей.)

Образовательная область «Физическое развитие»
Изобрази пословицу 
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
«
Разговор через стекло»
Цель: развить умение мимику и жесты. умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. 
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.