Значение эмоционально – благополучной среды в группе для полноценного личностного развития детей.
методическая разработка на тему

 

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Значение эмоционально – благополучной среды в группе

для полноценного личностного развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №27 компенсирующего вида Комитета по образованию

Администрации городского округа Железнодорожный

СООБЩЕНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

Значение эмоционально – благополучной среды в группе

для полноценного личностного развития детей.


        Подготовила                Новикова Н.П.

воспитатель

2010 год

Значение эмоционально – благополучной среды в группе

для полноценного личностного развития детей.

 Прежде чем начать разговор по теме, давайте определимся с понятиями.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. У человека эмоции порождают переживания, чувства удовольствия, неудовольствия, страха, радости и т.д.

Личностное развитие – направленное изменение личностных качеств в направлении преодоления противоречий между потребностями личности и её возможностями.        

  Состояние ребенка главным образом зависит от внутрисемейных отношений. Дома с родителями дети чаще всего выбирают путь противодействия, поскольку в силу детской доверчивости не опасаются встретить жесткую ответную реакцию.

"Я боюсь, не умею, не буду", - пытается достучаться до сознания родителей малыш.  Ведь именно в этих словах  заключается  его  оценка  и  интерпретация  ситуации.  Но когда "глухие и слепые" родители, выведенные из терпения поведением ребенка, не понимая причин этого поведения, дают ему жесткий отпор вплоть до физических мер воздействия, то ребенок теряет последнюю опору, на которую бессознательно рассчитывал.

 Также психоэмоциональное состояние ребенка во многом зависит от ритма его жизни, который в дошкольном учреждении задается режимом дня. Традиционно в нем указываются время и длительность сна, приема пищи, прогулок, занятий. С одной стороны, жизнь в заданном ритме как бы должна оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка, но с другой - можно наблюдать, что дети нервничают, с нетерпением ждут родителей, перестают слушаться взрослых, хотя те ничем такое состояние детей не провоцировали.  Особенно это заметно в конце недели.  Привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и является стрессовым фактором.

 Кроме подавленного настроения можно выделить  целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:
1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
2. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
3. Ребенок  становится,  беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или,  наоборот, становится слишком агрессивным.
4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость также говорят о дискомфортном психологическом  состоянии.  Ребенок в таком состоянии чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, "жмется" к ним.
5. Состояние психологического стресса может проявляться в не наблюдаемом ранее  кривлянии  и  упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок перестает участвовать в играх сверстников, в то же время у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.
7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии     психоэмоционального состояния.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам о том, что ребенок находится в стрессовом состоянии, только в том случае, если они ранее не наблюдались. Необходимо также отметить и то, что не все эти признаки могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже тогда, когда появились только некоторые из них.
Наличие вышеуказанных симптомов свидетельствует о появлении психосоматических расстройств, которые отражаются и на самочувствии и на поведении ребенка. Их игнорирование может не только привести к стойким нарушениям в здоровье, но и отразиться на формировании личностных качеств.

Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, праздников, празднования дней рождения, спортивные праздники.
Можно выделить следующие задачи построения педагогического процесса в дошкольном учреждении:

1) учитывать возрастные возможности детей, опираться на интересы ребенка; 2) решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве;

3) учитывать положение о ведущей деятельности дошкольников, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе;

4) осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

5) создавать естественную обстановку;

6) стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению.

Именно эмоциональное благополучие  является наиболее емким понятием для определения успешности личностного развития детей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для социально-личностного развития детей 4-5 лет

Развивающая предметно- пространственная среда- это единственная комфортабильная обстановка , рационально организованная в пространстве и времнени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми матер...

Консультация для воспитателей: «Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей»

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и воз...

Проект в старшей группе "Секрет успеха" на тему: "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для социально-личностного развития детей"

На протяжении трёх лет с 2013 -2014 учебного года по 2015-2016 учебный год  я занимала первое место в смотре – конкурсе готовность групп и кабинетов к новому учебному году, в связи с этим стало а...

Консультация для воспитателей: Создание предметно-развивающей среды в группе, направленной на речевое развитие детей

Одним из определяющих факторов воспитания является предметно-развивающая среда...

Конспект по эмоционально – личностному развитию детей в подготовительной группе на тему: «Такие разные эмоции»

Цель занятия: развитие эмоционально-личностной сферы детей.Задачи:Развивающие:Формировать понятие об эмоциях радости и злости.Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствова...

Самоанализ занятия по эмоционально – личностному развитию детей подготовительной группе на тему: «Такие разные эмоции».

Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Актуальность занятия: у детей наблюдаются недостат...