Конспект по эмоционально – личностному развитию детей в подготовительной группе на тему: «Такие разные эмоции»
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Мартыненко Татьяна Владимировна

Цель занятия: развитие эмоционально-личностной сферы детей.

Задачи:

Развивающие:

  • Формировать понятие об эмоциях радости и злости.
  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
  • Формировать положительные эмоции.
  • Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Образовательные:

  • Учить детей вслушиваться в речь взрослого.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Расширять представление детей об эмоциях.

Воспитывающие:

  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
  • Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_smesharik_emotsii.docx31.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Чертковский детский сад № 4

Конспект

по эмоционально – личностному развитию детей

в подготовительной группе

на тему:

«Такие разные эмоции»

 Мартыненко Т.В.

педагог – психолог

п. Чертково

2023 год

Цель занятия: развитие эмоционально-личностной сферы детей.

Задачи:

Развивающие:

  • Формировать понятие об эмоциях радости и злости.
  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
  • Формировать положительные эмоции.
  • Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
  • Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Образовательные:

  • Учить детей вслушиваться в речь взрослого.
  • Создавать положительный эмоциональный настрой.
  • Расширять представление детей об эмоциях.

Воспитывающие:

  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие.
  • Воспитывать доброжелательность, сочувствие.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретают, закрепляют дети на занятии:

  1. Дети научатся понимать своё эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
  2. Научатся выражать собственные эмоции.
  3. Научатся управлять своими эмоциями и чувствами.

Направление – развивающее.

Форма проведения: игра - путешествие.

Группа – подготовительная к школе.

Время реализации – 30 минут.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона; игрушка ежик, который смеется.

Словарь терминов

Эмоция – это наши настроения и переживания, которые сопровождают события нашей жизни.

Радость – это когда нам хорошо от чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт. 

Злость – когда мы на кого-то злимся, например, на того, кто нас незаслуженно обидел, кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при этом руки могут быть сжаты в кулаки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1.

Педагог приглашает детей в круг.

Придумано кем –то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро». Ребята я рада вас видеть.

Давайте поприветствуем, друг друга, присядем и шёпотом скажем. Здравствуйте.

Встанем, хлопнем в ладоши и скажем - «Здравствуйте», чуть громче.

Поднимем руки высоко - скажем громко - «Здравствуйте».

На нашем занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся и с ними.

Ребята присаживайтесь на места.

Дети садятся на стульчики.

Я вам расскажу о правилах поведения на нашем занятии.

Внимательно слушай того, кто говорит, и не перебивай! Хочешь сказать-подними руку!

Я спешила к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне видео письмо. Давайте посмотрим, что это за письмо?

Слайд 2. Детский сад «Сказка», детям. Это письмо вам ребята.  От кого оно? От Ежика. Давайте смотреть, и внимательно слушать.

Слайд 3. Просмотр видео письма.

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Любимое мое занятие – собирать разные коллекции.

Экспонаты для своих коллекций я ищу везде. Недавно я забрел в лес.

Вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец, в нем живут разные эмоции.

Но в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач. Он перессорил все эмоции между собой. Но мне удалось помирить их. Злой волшебник рассердился и запер меня в темнице. Он отобрал у меня смех. Помогите мне, но для этого вам нужно выполнить задания Грустиплача.

Ну, что ребята, мы поможем Ежику?

Ответы детей.

Слайд 4. Тогда нам нужно отправиться с вами в волшебный лес. Нужно один раз покружиться во круг себя, три раза хлопнуть, один раз топнуть. Вот мы и попали в волшебный лес.

Что бы добраться до замка и освободить ежика нам нужно выполнить задание злого волшебника. Выполняя задания, мы будем все ближе и ближе подходить к замку Грустиплача.

Ну что приступим. 

Ответы детей.

Ребята задания волшебника связаны с эмоциями человека. А вы знаете что такое эмоции?

Ответы детей.

А какие эмоции вы знаете?

Ответы детей.

Как они проявляются? 

Ответы детей.

Ребята как вы думаете с какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми?

Ответы детей.

Ребята эмоции — это выражение нашего настроения, чувств к происходящему вокруг нас или внутри нас.

Слайд 5. Пиктограмма – радость. Ребята как выглядит человек, когда он радуется? 

Ответы детей.

Слайд 6.Посмотрите, какие красивые лица у тех, кто радуется. Ребята, а когда радуется мама? Упражнение «Солнышко, когда радуется мама».

Ответы детей.

Как много у нас поводов для радости. Давайте станем в круг.

Дети встают вкруг с педагогом.

Слайд 7. Упражнение «Комплименты». Ребята, поворачиваясь по кругу, друг к другу лицом и улыбаясь,  сказать комплимент не повторяясь.

Ответы детей. Педагог с детьми выполняет упражнение.

Слайд 8. Посмотрите мы виден крыши дворца злого колдуна.

Слайд 9. Пиктограмма – злость. Ребята как выглядит человек, когда злится? 

Ответы детей. (Лицо сердитое, губы сжаты, глаза злые, и др.).

Слайд 10. Посмотрите, мы красивые, когда злимся?

Ответы детей.

А когда вы злитесь?

Ответы детей.

Упражнение «Солнышко, когда мы злимся». Педагог с детьми выполняет упражнение.

Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? 

Ответы детей 

Злиться вредно для здоровья. Злость мешает человеку, она разрушает дружбу, обижает родных и близких вам людей.

Слайд 11. Игра «Злые - добрые кошки».

Ребята на полу лежит «Волшебный круг». В нем будут совершаться «превращения».

Каждый по очереди войдет в круг и по моему сигналу (хлопку) превратится в злую-презлую кошку, которая шипит и царапается. Из «волшебного круга» выходить нельзя.

Ребята, сидящие на стульях, будут хлопать в ладоши, и хором повторять: «Сильнее, сильнее, сильнее ...».

Педагог с детьми выполняет упражнение. Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается.

Слайд 12. Для того чтобы выполнить следующее упражнение вам нужно разбиться на пары. Теперь превратимся в котят. Станем добрые, ласковые, которые могут мурлыкать, и нежно мяукать.

Педагог с детьми выполняет упражнение.

Слайд 10. Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

Давайте мы с вами превратим злость в шарик. Нам нужно скомкать лист бумаги в маленький шарик приложив для этого все свои силы.

Педагог раздает детям листы А4, выполняется упражнение.

Теперь злость нам не страшна, давайте её просто выбросим в корзину.

Бросают комочки в корзину.

Слайд 13. Посмотрите мы приблизились к замку, и видны уже окна.

Слайд 14. Игра «Кричалки- хлопалки -молчалки». В следующем задании от Грустиплача вам нужно быть очень внимательными, и быть веселыми. Если я покажу синюю ладошку, то нужно громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Начнем.

Ответы детей. Педагог с детьми выполняет упражнение.

Игра «У тебя какая эмоция». Ребята я буду бросать вам по очереди мяч, и задавать вопрос. Вы должны ответить и показать эмоцию. (Подарили долгожданный подарок, сломали любимую игрушку, запретили есть сладости, вы отправились с семьей на море, сказали тебе обидные слова, когда ты пускаешь мыльные пузыри, не разрешают играть в телефон, сделали больно).

Ответы детей. Выполнение упражнения.

Слайд 16. Молодцы, вот и замок перед нами.

Упражнение «Башня радости». Чтобы к Ежику вернулся смех, нужно построить башню радости из ладошек. Для этого по очереди нужно сказать, что вам нравится или что вас радует, и положить свою руку на мою ладонь. Я начну, мне нравится, что вы все активные.

Ответы детей. Педагог с детьми выполняет упражнение.

Какая хорошая башня радости у нас получилась, а Ежик выбрался из темницы и снова смеется.

Слайд 17. Заставка ежик смеется.

Слайд 18.Тихонько садитесь на места

Наше сказочное путешествие подошло к концу. Для того чтобы вернуться из волшебного леса нам нужно один раз покружиться во круг себя, три раза хлопнуть, один раз топнуть. В детский садик попади.

Слайд 19. Релаксация «Чудесный сон» Педагог предлагает детям лечь на пол. Звучат звуки природы.

Закройте глаза и представьте себе, что мы лежим на лугу и смотрим в небо. Светит солнышко. Трава зелёная, мягкая, приятная. Вокруг летают бабочки. Кругом цветы. Тёплый лёгкий ветерок ласково гладит лицо. Тепло, приятно, сладко пахнут травы и цветы. Над нами медленно плывут облака. Поют птицы. Хорошо и спокойно. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день! После того, как звуки природы смолкнут, вы можете открыть глаза.

Музыка замолкает.

Садитесь на свои места.

Слайд 20. Дети садятся на места.

Кому мы сегодня с вами помогали?        

Ответы детей

Ребята, о каких эмоциях мы с вами говорили сегодня?

Ответы детей

Чем они отличаются?

Что вам запомнилось и понравилось на нашем занятии?

Ответы детей

Ребята эмоций очень много, но очень хорошо, когда у человека радостное, веселое настроение тогда любое дело получается.

Слайд 21. Ежик в знак благодарности дарит вам эту волшебную коробку.

Спасибо вам ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами.

Скажем друг другу до свиданья и откроем коробку.

Дети с педагогом под песню «Улыбка» открывают коробку.

Список литературы:

1.  В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – М.:Айрис-пресс, 2007.– 160 с.            

2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.

3. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.

4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В. Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с. 

5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/  О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с. 

6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н. Валеологические развлечения и игры в детском саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.// Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.   

7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я. Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.  

8. Бикташева, Н.П. Страна разноцветных эмоций [Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.– № 1. – С. 51-52. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию исследовательской деятельности детей в старшей группе на тему "Такие разные фрукты"

Программное содержание:Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в фруктовом саду.Развитие умения использовать в речи простые распространённые и сложн...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:«Такие разные профессии»

Цель: 1. Вызывать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.2. Создать у детей интерес к окружающему миру, расширять знания и представления о профессиях.3....

Конспек НОД в старшей группе по теме "Такие разные эмоции"

middot;         Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.·...

НОД по социализации в средней группе на тему "Такие разные эмоции"

в данном конспекте предложен вариант использования методики "волшебная палочка" автора Рылеева...

НОД в средней группе на тему "Такие разные эмоции: радость и грусть"

Развивающее занятие педагога-психолога в средней группе...

Конспект занятия НОД в старшей группе по теме "Такие разные эмоции"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение....

Самоанализ занятия по эмоционально – личностному развитию детей подготовительной группе на тему: «Такие разные эмоции».

Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Актуальность занятия: у детей наблюдаются недостат...