Перспективное планирование занятий по познавательному развитию детей
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Шадрина Ольга Станиславовна

Перспективное планирование занятий по познавательному развитию детей

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование занятий по познавательному развитию детей

в  старшей группе

(программа «Радуга»)

Образовательная область: познавательное развитие

Направление

«Предметно-рукотворный мир»

Задачи на квартал

Содержание совместной деятельности воспитателя

с детьми

Решение задач в режимных моментах

Решение задач в

 самостоятельной деятельности детей

Работа с родителями

1 квартал

Сентябрь

Тема: «Земной шар на столе», «Портрет земли».

  1. Занкомим  детей с историей появления глобуса, географических карт.
  2. Продолжать работу по обогощению и активизации словаря, развивать понимания детьми значения слов: земной шар, макет земли, глобус и карта мира.
  1. Беседы с детьми о жизни на Земле.
  2. Рассматривание глобуса.
  3. Ччтение рассказов о географических полюсах земли.
  4. Организация небольшой экспозиции детских работ: «Земля – наш дом родной».
  1. Разучивание стихов, считалок, потешек, физминуток пословиц, поговорок.
  2. Организация конкурса загадок о  планете Земля.
  3. Просмотр цикла фильмов на тему: «Планета Земля»

  1. Рассматривание глобуса, физической карты мира.
  2. Рассматривание книг (энциклопедий по данной теме).
  3. Самостоятельная художественная деятельность: лепка  «Макет Земли», рисование «Портрет Земли»

Наюлюденя за природными явлениями и телами.

Беседы на тему: «Люблю, берегу и охраняю свой дом – планету Земля».

Октябрь

Тема:

«Кто и как считает время; календарь, часы», «Знаки и символы»

  1. Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о различных способах и средствах измерения, фиксирование времени, планировать свою жизнь по часам, календарь.
  2. Активизировать и развивать  речь детей, продолжать учить сочетать слова в соответствии  с контекстом: измерять время, солнце по небу идёт, тень по Земле движется, время течёт, часы.
  3. Ввести понятие «Знак», «Символ». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни, познакомить с конкретными знаками ( жесты, звуковые сигналы, стрелка как указатель направления) и унивесальными (знаки дорожного  движения)

  1. Прогулки, экскурсии по улицам  нашего района «О чем рассказывают знаки на улицах»
  2. Создание макета «Улицы  по которым мы ходим».
  3. Создание символа группы и лично каждого ребёнка.
  4. Встреча с интересными людьми (инспетор ГИБДД, часовщик).
  5. Изготовление летописи жизни группы.
  6. Работа с пособием «Познаю мир», «Знаки и символы».
  7. Чтение стихов, рассказов, сказок по данной теме.
  8. Викторина: «Улицы нашего города».
  9. Размещение на полочке «Умных книг» литературы по ознакомлению детей с понятием время, знаки дорожного движения, правила дорожного движения.
  1. Дидактические и настольно-печатные игры по данной теме.
  2. Работа с календарём природы.
  3. Рассматривание подборки сюжетных картинок по теме: «Дорожные знаки», «Часовых дел мастер», «Времена года».
  4. Разучивание стихотворений, считалок, поговорок, физминуток.
  1. Подвижные, хороводные, дидактические, настольно- печатные игры.
  2. Рассматривание книг, открыток, сюжетных картинок по данной теме.
  3. Опыты с комнатными растениями.
  4. Просмотр кинофильма: «Потерянное время».
  1. Прогулки по улицам  нашего города «Знаки, которые нас окружают».
  2. Экскурсия в часовую мастерскую.
  3. Совместное чтение книг по данным темам.
  4. Различные наблюдения за временем (день, ночь).
  5. Провеление опытов с растениями (  посадка, всходы,ростки, урожай.

Ноябрь

«Откуда азбука пошла,

история о необычных азбуках».

«Азмун – рыболов».

  1. Подвести детей к осмысленному восприятию  алфавита, вызвать желание  познакомится с буквами и иероглифами других стран, расширить представление детей о  знакомых системах, показать семафорную азбуку и  азбуку Морзе.
  2. Рассказать об их использовании.
  3. Познакомить детей с жизнью и бытом коренных жителей Приамурья, орудиями рыбной ловли.
  1. Игры и упражнения с использованием азбуки Морзе и семафорной азбуки (напр. , игра  «Прочитай, что написано».
  2. Чтение познавательных сказок, рассказов.
  3. Разучивание стихов, песен.
  4. Прослушивание стихов, песен других народов( на их родном языке).
  5. Организация встречи с интересными людьми (коренные жители Приамурья)
  6. Организация экскурсии в детскую районный библиотеку .

« Азбука – к мудрости ступенька».

  1. Игра «Поле чудес» (угадай букву).
  2. Работа с трафаретами букв, кассами.
  3. Различные настольно-печатные дидактические игры.
  4. Чтение и подборка книг по теме «Весёлая азбука».
  1. Просмотр фильмов «АБВГДейка».
  2. Игры:  «Сложи слово», «Назови слово».  «Закончи фразу» и т.д. .
  3. Рассматривание энциклопедий, альбомов, сюжетных картинок.

  1. Экскурсии в художественный. краеведческие музеи.

  1. Разучивание стихов, песен.
  2. Рекомендации по приобретению дидактических  игр и фильмов.
  3. Совместное чтение художественной литературы.
  4. Посетить вместе с ребёнком детскую библиотеку и записаться в неё.

2  квартал

Декабрь

«Солнечная система»

  1. Рассказать детям о солнечной системе, дать характеристику солнцу, как огромному светилу, назвать и показать иллюстрации. Все планеты, особо остановиться на Земле.
  2. Обогащать речь детей словами: солнце, планета. Солнечная система,звезда.
  3. Развивать связную речь, учить задавать вопросы и  высказывать своё отношение и утверждения.

  1. Рассматривание модели «Солнечая система».
  2. Познавательное сообщение «Знаете ли ВЫ…»

(ребёнок в детском саду, №6/01 г.)

  1. Опыты с комнатными растениями. (Влияние  солнца на рост и т.д.)
  2. Театрализованная постановка по теме: «Солнце и планеты».

  1. Разучивание стихов, поговорок, считалок, потешек и песенок о солнце.
  2. Организация выставки рисунков по теме: «Солнечная система»
  3. Организация выставки работ из разного материала по теме: «Солнце - наш друг»
  4. Викторина по теме: «Солнечная система».
  1. Рассматривание выставки книг и сюжетных рисунков по теме»Солнечная система»
  2. Игры: подвижные, настольно-печатные, дидактические.
  3. Рассматривание модели «Солнечная система».
  4. Просмотр научно популярных фильмов о солнечной системе.
  1. Совместное сочинение сказки: «Солнце друг или враг».
  2. Наблюдение за изменением дня и ночи в разное время года.
  3. Наблюдение за луной и звездами.
  4. Чтение произведений по данной теме.

Январь

«День и ночь»

  1. Показать зависимость наступления дня, ночи, утра. Вечера от положения земли по отношению к солнцу;
  2. Закрепить представления детей о строении солнечной системе».
  3. Обогащать речь детей выражениями: космическое путешествие, «Просыпающееся солнышко»,»Солнце под гору скатилось, за лес село».
  4.  Части суток.
  1. Просмотр слайдов и иллюстраций по данной теме.
  2. Наблюдение за изменнеиями солнца на небе в течении дня.
  3. Познавательные сообщения: «Знаете ли Вы»
  4. Опыты с глобусом.
  5. Опыты «Как определить время  без часов». (Определение времени по солнцу, солнечные часы, песочные часы).
  1. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, прибауток, потешек, небылиц по данной теме.
  2. Конкурс загадок.
  3. Дидактическая игра: «Когда это бывает».
  1. Работа с познавательной литературой («Полочка умных книг)».
  2. Рассматривание сюжетных картинок по теме.
  3. Подвижные и хороводные игры.
  4. Рассматривание различных часов(обычных. Механических, электронных, песочных).
  1. Совместное наблюдение за рассветом закатом.
  2. Организация фотовысавки: «Солнышко проснулось.Рассвет», «Необыкновенный закат», «Я днем».
  3. Чтение научно-популярной литературы по давнной теме.