Главные вкладки

    Правовое воспитание дошкольников
    презентация к уроку по теме

    Махмутова Марина Радиковна

     

     

     

    «Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»

    Януш Корчак

    Тема: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста».

    Из опыта работы

    (выступление на конкурсе «Педагог года 2012»)

    Составила:

    М.Р. Махмутова  - воспитатель

    второй квалификационной работы

    Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающим поколении, зависит завтрашний день общества. *(ЭКРАН)

    С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, насилия. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является – как защитить права ребенка, сохранить тем самым генофонд нации.

    Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжёлым последствиям. 

    Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.

    Декларация прав ребенка, принятая в 1959г., является первым документом международного масштаба, защищающим права детей.

    В декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Ребенок должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

    Но, не смотря на столь немалый срок выхода этого главного документа пока еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. Необходимо раскрыть взрослым важность документа. И, что значительно сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка.

    Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать.

    И поэтому понимание того, что именно я как педагог

    • вношу с первых лет жизни в сознании детей образ мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты;
    • закладываю фундамент нового миролюбивого и сознательного поколения – людей будущего;
    • без этого никакие уставы, декларации и  Конвенции ничего не сделают;
    • мне как  педагогу надлежит быть наиболее грамотным в этой области, и делиться своими знаниями.

    Проанализировав литературу по правовому воспитанию дошкольников, я определила, что вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания, но наряду с этим отмечается недостаточная разработанность методической и дидактической базы для изучения прав ребенка: отсутствуют специальные материалы, отводится недостаточно времени для изучения прав ребенка.

    Чем больше я погружалась в тему правового воспитания детей дошкольного возраста, тем больше я убеждалась, что данный вопрос является актуальным на сегодняшний день.

    Таким образом,  все выше сказанное и определило  тему моей работы: «Правовое воспитание детей дошкольного возраста». *(ЭКРАН)

    Цель работы – формирование основ правового сознание дошкольников. *(ЭКРАН)

    Задачи:

    • ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
    •  формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности;
    • воспитание уважения к достоинству и  личным правам другого человека, формирование основ толерантности. *(ЭКРАН)

    Предполагаемый результат нашей работы:

    - ознакомление и закрепление знаний детей о Декларации прав человека, «Конвенции о правах ребенка»;

    -   осознание ребенком того, что обладает теми же правами, что и все люди;

    - укрепить и развить чувство собственного достоинства и уверенности, ответственности перед семьей, знакомыми и государством. *(ЭКРАН)

    Теоретической основой моей работы являются *(ЭКРАН) Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация о правах ребенка, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации.

    За практическую основу моей работы взят опыт российских педагогов по ознакомлению дошкольников с правами *(ЭКРАН): программа «Защити меня» (Н.Г. Зеленовой и др.), методическое пособие «Права ребенка» (авторы – преподаватели Астраханского педагогического колледжа), практическое пособие «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка» (Е.В. Соловьевой и др.), программа «Надежда» (Т.В. Потапповой).

    Пропустив через свое понимание  опыт данных российских педагогов, я начала выстраивать систему своей работы, переработав и адаптировав предлагаемый материал на детей старшего дошкольного возраста в своей группе.

    Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными *(ЭКРАН):

    1. Гуманитарно-пропедевтический принцип, в соответствии с этим принципом процесс правового воспитания ребенка дошкольного возраста выполняет подготовительную по отношению к школьному образованию функцию, обеспечивая преемственность с такой гуманитарно-образовательной областью, как граждановедение; и закладывает первоначальную базу гуманитарного знания посредством ознакомления с историей человеческой цивилизации, многочисленностью и многообразием народностей, проживающих на Земле, с развитием труда человека, элементарными представлениями о возникновении и совершенствовании технического прогресса, нормах и правилах поведения в человеческом обществе;

    2. Содержательно-доминирующий принцип предполагает примат содержания работы по правовому воспитанию над формой. Содержание реализуется как в специально-организованных формах работы с детьми (занятия, беседы), так и свободной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.);

    3. Праксиологический (деятельностный) подход. Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;

    4. Интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания, он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия;

    5. Принцип активности субъекта предполагает "включенность" ребенка в образовательный процесс, когда накопление и обогащение социального опыта происходит путем полноправного участия дошкольника в событиях окружающего мира;

    6. Принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего города;

    7. Принцип взаимодействия педагогического коллектива с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.

    В соответствии с целями и задачами работы  я построила свою работу по следующим направлениям*(ЭКРАН):

    —    работа с детьми; 

    —    работа с педагогами;

    —    работа с родителями.  

    Работа с детьми.

    Система взаимодействия – это *(ЭКРАН):

    • организованная деятельность;
    • совместная деятельность взрослого и ребенка;
    • самостоятельную деятельность детей.

    Организованная деятельность включает в себя:

    •  Непосредственно организованная деятельность на тему "О правах играя". включающая в себя цикл мероприятий с детьми "Приключения маленького человечка «Правик»", направленных на элементарное ознакомление их с правом, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми.

    • Беседы на этические темы.
    • Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т.п.
    • Дидактические игры: "Я имею право:... ", "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право"..
    • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика), «Мои друзья, мои родственники», «Поможем Золушке» и т.п. .
    • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций): предлагаю решить проблемные задачи путем поиска решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:..., если бы я поймал золотую рыбку:..., если бы я вдруг превратился в:...; отгадывание загадок.

    Самостоятельная деятельность детей включает:

    • Задания для самостоятельных наблюдений: предлагаю детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
    • Продуктивные виды деятельности: создали  альбомы «Что в имени моем?», «Моя семья», «Наши правила», «Наши права и обязанности»;  «Ребенок имеет право», «История имени»; символ «Имя», изготовление плакатов, эмблем.

     

    Совместная деятельность взрослого и ребенка включает:

    • Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи.
    • В группой комнате созданы специальные пространства для активной познавательной и двигательной деятельности: оформленные определенным образом стеновые панели и небольшие по размеру фланелеграфы, обтянутые сукном и стилизованные под различные виды жилья: например, (сказочные "Теремок", "Рукавичка", "Избушка на курьих ножках"); древние (деревянный дом, терем); современные (многоэтажные дома). Организация этих пространств не только знакомит детей с различными видами жилища, но формирует представление о необходимости живому существу иметь жилище и о праве каждого человека на жилье.
    • Для успешного ознакомления дошкольников с окружающим в предметно-пространственную среду группы я вкючала детей в конструирование объемных макетов: детского сада, ближайшего водоема. При конструировании макетов каждому ребенку была гарантирована возможность посильного участия и заботливого отношения в процессе работы.
    •  Обязательными в интерьере группы являются карты, глобус, природные ландшафты регионов планеты. Этот материал способствует осознанию детьми многочисленности и многообразия проживания народностей на планете, знакомит их с основными расами и национальностями на Земле, их социокультурными особенностями, вероисповеданием, равными правами и свободами людей разных национальностей.
    • В помещении группы было продумано и место для хранения  "собственного имущества". Для этого сделали полку для хранения личных вещей, оборудовали деревянный ящик с закрывающейся  крышкой, обтянутой блестящей яркой тканью -"Волшебный сундучок", "Шкатулка с сокровищами", сшили тканевые мешочки на шнурке ("Заветный мешочек"), приобрели разноцветные бумажные пакеты и т. п., где дети охотно стали хранить свои вещи.
    • Следующим правилом организации предметной среды в группе стало экспонирование личных вещей, семейных фотографий и продуктов изобразительной деятельности. Каждая работа ребенка имеет право экспонироваться на выставках и вернисажах, которые организовывались в холлах и вестибюлях ДОУ. При этом учитывалось желание самого ребенка показать свою работу окружающим.

    Работа с педагогами проводилась поэтапно.

         На первом этапе мы выявили уровень знаний педагогов нормативно – правовой базы по данной проблеме, с помощью анкетирования и опроса*(ЭКРАН).

    Анкета, проведенная среди воспитателей МБДОУ ДС «Творчество» показала, что

    • в 90% случаев воспитатели отмечают правовую неграмотность детей, незнание ими прав и законов, эти права охраняющих;
    •  необходимость изучения прав человека отметили 85% опрошенных.

    Среди основных проблем преподавания были выделены следующие:

    • недостаток методической базы для изучения – 65%;
    • отсутствие учебных и дидактических пособий по данному курсу – 50%;
    • нехватка времени для рассмотрения данной проблемы – 40%;
    • недостаточный уровень подготовки воспитателей – 30%;
    • протест со стороны родителей – 10%.

     Затем мною был составлен  план работы с педагогами. *(ЭКРАН)

    Правовое воспитание в детском саду с педагогами

    Анкета по правовому воспитанию

    Всеобщая Декларация Прав человека

    Декларация прав ребенка

    Консультация для воспитателей

    Памятка по посещению семьи

    Ознакомление с Конвенцией о правах ребёнка

    Мною была проведена с воспитателями МБДОУ консультация "Соблюдение прав ребенка в условиях ДОУ и семьи"; разработала памятки «Понимаем ли мы друг друга?», «Наказывая, подумай: зачем? Семь правил для родителей», «Три способа открыть ребенку свои права».

    Работа с родителями

    С целью изучения проблемы формирования представлений о правах человека у детей дошкольного возраста нами была разработана анкета для родителей, позволяющая определить необходимость изучения прав ребенка и проблемы в формировании правового воспитания детей в дошкольном возрасте.

    *(ЭКРАН) Анализ анкеты, проводимой среди родителей показал, что из всего количества опрошенных

    • знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 25%;
    • согласны со всеми перечисленными там правами – 20%;
    • 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права,
    •  40% считают это необязательным,
    • 15% воздержались.
    • в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей и методистов.

          Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала  план мероприятий по организационно просветительской работе с родителями.

          Для родителей я организовали папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки.

    Мною в группе был проведено  родительское собрание на тему:

    • «Права ребенка».

         Все родители приняли активное участие в выполнении домашнего задания, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени»; газету «Вспоминаем лето». Также родители приняли активное участие в изготовлении бюллетеней по правам, совместно с детьми подбирали иллюстрации к статьям Конвенции по правам ребенка.

              

         Заключение.

    В результате проводимой работы видны позитивные сдвиги в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.); дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению), помнят о них, стремятся сами быть лучше.

    В заключении хотелось бы отметить, что данная работа является недостаточной по объему времени, отводимого на знакомство детей со своими правами, определении форм и методов работы, включении всех субъектов образовательного процесса в изучение прав ребенка и не позволяет решить всех задач по правовому воспитанию дошкольников. Тем не менее теоретические исследования и практическое наблюдение доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т.к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность, а так же позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка и использовать разработанные и представленные в работе материалы.

    Перспективу дальнейшей работы я вижу

    • в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста,
    •  создании системы методической работы с педагогами в образовательном учреждении по проблемам правового воспитания и правовой культуры,
    • выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.

     

    Спасибо за внимание!

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravovoe_vospitanie.pptm2.09 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Правовое воспитание дошкольников

    Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

    План реализации проектной деятельности по нравственно-правовому воспитанию дошкольников “Я и мои права”

    Схема реализации проекта по теме: "Я и мои права" с детьми старшего дошкольного возраста....

    Занятие по правовому воспитанию дошкольников

    Занятие по ознакомлению дошкольников с правами детей....

    Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"

    Данное  занятие  разработано  в  рамках  работы  с  дошкольниками  по  правовому  воспитанию  Содержит  множетсво  интересных  игр...

    Комплекс занятий по правовому воспитанию дошкольников

    Консультации, анкеты, конспекты занятий с детьми  старшего возраста....

    Педсовет "Гражданско - правовое воспитание дошкольников"

    Тема гражданско-правового воспитания дошкольников достаточно актуальна на сегодняшний день....

    Основы правового воспитания дошкольников

    Основы правового воспитания дошкольников Когда начинать знакомить ребёнка с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей?  Этот вопрос всегда сто...