Подготовка детей к школе в условиях ДОУ
презентация к уроку на тему

Растатурина Марина Михайловна

 

Подготовка детей к школе в условиях ДОУ

           Когда начинать готовить ребёнка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что надо готовить малыша начиная с трёх лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребёнка - это и есть подготовка к школе. Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали.

           Детский сад и школа - два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не приготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

      Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

        Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

      Основная цель дошкольного воспитания- всестороннее развитие личности ребёнка, его способностей (познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных). Это реализуется через разнообразные виды детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно- трудовой.

       В настоящее время  существуют около 20 основных дошкольных программ. Назовём некоторые из них: « Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, « Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, « Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, « Истоки» под редакцией Л.А.Парамоновой, С.Л.Новосёловой и т.д.

         Основными целями этих программ является – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

          Для достижения этих целей первостепенное значение имеют:

  •  Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация процесса воспитания и обучения;
  •  Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
  • Уважительное отношение к результату детского творчества;
  • Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи;
  • Соблюдение преемственности в работе детского сада и школы. 

       Необходимо различать специальную и общую готовность ребёнка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика. Общая готовность определяется его физическим и психическим развитием.

    Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья ребёнка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; нормальные антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки), хороший уровень развития двигательной сферы, готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом; достаточное развитие культурно- гигиенических навыков и др. Физически развитый ребёнок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучение в школе.

     Составными компонентами психологической готовности являются: личностная, волевая, интеллектуальная готовность. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объём этих знаний определён программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности.

       В частности, ключевым моментом подготовки ребёнка к школе является правильно сформированная  мотивация, т.е. то, что побуждает ребёнка к деятельности, вызывающей активность и определяющей её направленность. Каждой возрастной ступени развития ребёнка соответствуют свои виды деятельности, напрямую связанные с определёнными мотивами поведения.

     Подготовка детей к обучению в школе реализуется в соответствии со спецификой вида детского сада (общеобразовательное, коррекционное), с психофизиологическими особенностями детей, с учётом индивидуальных особенностей.  В соответствии с этим в детских садах определена модель подготовки детей к школе. Она представлена следующими направлениями:

  • Физическое развитие;
  • Интеллектуальное развитие (познавательное развитие, развитие психических процессов;
  • Развитие речи;
  •  Социально- личностное развитие;
  •  Эстетическое развитие ;
  •  Формирование мотивационной готовности к школе.

      Модель подготовки детей к школе в детских садах реализуется посредством обеспечения следующих условий:

  •  наличие нормативно- правовых документов Федерального, регионального и локального уровней;
  •  кадровое обеспечение;
  •  организация рациональной предметной и развивающей среды, которая позволяет стимулировать физическое и психическое развитие. Она включает в себя следующее: функционирование музыкального и физкультурного залов, медицинского блока, логопедического кабинета, кабинета психологической разгрузки. В группах организованы физкультурные уголки, центры речевого и математического развития, театрализованной и игровой деятельности, краеведения, природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у детей, созданию чувства уверенности в себе, что бесспорно влияет на всестороннее развитие ребёнка; 
  •  внедрение здоровьесберегающих технологий, которые включают в себя: соблюдение рационального режима дня, построенного с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их физической и умственной работоспособности. Рациональное построение режима дня  рождает привычку у детей к регулярной смене разных видов деятельности, дисциплинирует их, повышает их работоспособность, способствует нормальному физическому и психическому здоровью;
  •  создание комфортной психологической обстановки;
  •  организация службы сопровождения ребёнка, которая предназначена квалифицированно выстраивать помощь ребёнку. Медицинские работники, педагоги, психологи обеспечивают гармоничное развитие личности ребёнка и гарантируют сохранение и укрепление его физического и психического здоровья. Такое триединство необходимо в связи с тем, что дети имеющие нарушения в развитии, как правило, имеют отклонения со стороны нервно- психической сферы  (повышенную нервно- рефлекторную возбудимость, отставание в психомоторном развитии и др.), что требует не только медицинской, но и психологической коррекции.

1.    Особое внимание уделяется психологическому сопровождению детей, которое включает в себя:

а) определение уровня тревожности у детей;

б) изучение поведения детей в ситуации стресса;

в) выявление поведенческих отклонений;

г) диагностика эмоционального состояния у ребёнка в семье и детском саду;

д) определение типа нервной системы;

е) определение уровня развития психических процессов у детей;

ж) определение уровня готовности к школьному обучению.

2. Педагогическое сопровождение предусматривает систему мер подгрупповой и индивидуальной работы с каждым ребёнком в соответствии с имеющимися отклонениями в развитии.

3. Логопедическая служба использует комплекс специальных программ, позволяющих разработать индивидуальный план работы с каждым ребёнком по устранению логопедических дефектов и развитию культуры речи. Учителя- логопеды работают в тесном контакте с музыкальными руководителями по формированию у детей речевого дыхания, правильной артикуляции и интонационно- выразительной речи. С целью развития умения детей соотнести речь с движениями применяется логоритмика.

          С инструкторами по физической культуре учителя-логопеды работают по автоматизации поставленных у детей звуков, закреплению лексико- грамматических средств языка. Выполнение по образцу движений, а также наглядный показ позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания.

  •  включение ребёнка в систему коррекционных мероприятий с помощью разнообразных средств, что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребёнка конкретные дефекты речи, общедвигательного режима, психоэмоциональной сферы, добиваясь положительной динамики.

     В функционал заместителя заведующего по УВР, старшего воспитателя, узких специалистов, педагогов групп включено проведение обследование уровня усвоения программного материала, состояния речевого развития, психических процессов, физической подготовленности, музыкальных способностей детей всех возрастных групп 2 раза в год ( на начало  и конец учебного года) и 1 раз в год (в середине) промежуточный срез, с помощью которого можно увидеть динамику развития того или иного ребёнка. 

         На детей имеющих проблемы в развитии, усвоении программного материала, посетивших ГПМПК, но не попавших в коррекционные детские сады  по различным причинам ( не хватка мест, отказ родителей) специалистами ( зам.зав., ст.воспитаель, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) детского сада разрабатываются и составляются индивидуальные маршруты развития, в которых подробно описана программа развития ребёнка, включающая в себя краткие сведения о ребёнке ( его семья, условия проживания, воспитания), анамнестические сведения о ребёнке, наблюдения специалистов детского сада за весь период ребёнка, находящегося на образовательном маршруте ( мониторинг психологических особенностей, общего уровня развития, интеллектуально- познавательного, речевого, физического, музыкального развития), основные направления развития ( условия для развития, результаты, содержание коррекционно- развивающей помощи ( цель коррекционной помощи, длительность, количество занятий в неделю, используемая программа или технология, по которой проводятся занятия, план- прогноз развития ребёнка).

  •   лечебно- профилактические мероприятия в коррекционных детских садах, включают в себя проведение массажа и занятий лечебной физкультурой с детьми ортопедических групп, включение коррекционных упражнений в комплексы утренней гимнастики и физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп, принятие солнечных ванн, песочная терапия и т.д.;
  •  сотрудничество детского сада с семьёй, основанное на следующих принципах, определяющих её содержание, организацию и методику:

1)    единство целей и задач воспитания;

2)    систематичность и последовательность работы;

3)    индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье;

4)    взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителями.

  •  взаимодействие с социумом (музыкальной школой, детской библиотекой: дети старшего дошкольного возраста посещают библиотеку 2 раза в месяц – занятия познавательного цикла « Наша Родина- Россия», « Зелёная тропинка» и др., кукольным театром, ДБЦ).
  •  преемственность в работе со школой ( общие родительские конференции, собрания, открытые занятия с привлечением  учителей начальных классов, совместные мероприятия с детьми и т.д.).

      Работа детского сада по подготовке детей к школе начинается задолго до перехода их в подготовительную группу. Вся система воспитательно- образовательной работы детского сада предусматривает формирование готовности ребёнка к школьному обучению. Подготовительная к школе группа отличается от других возрастных групп тем, что в ней завершается выполнение всех задач воспитательно- образовательной работы, предусмотренных «Программой воспитания в детском саду».

     Педагоги и специалисты детских садов включат в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения постепенно усложняя их, и тем самым формируют у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе и приближены временными рамками к уроку в школе (30 минут).

« Программой воспитания в детском саду» в подготовительной к школе группе предусмотрены следующие занятия:

  •  Развитие речи (формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте). К концу года дети могут:

- участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении;

- быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;

- в общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости;

- употреблять синонимы и антонимы, сложные предложения разных видов;

- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить  в предложении слова с заданным звуком, определять  место звука в слове;

- Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин.

  •  Ознакомление с художественной литературой. К концу года дети могут:

- различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ («Это сказка (рассказ, стихотворение), потому что…»);

- назвать любимые сказки и рассказы; прочесть один-два любимых стихотворения, две-три считалки; вспомнить две-три загадки; назвать двух-трёх авторов;

- выразительно прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, рассказа.

  •  Формирование элементарных математических представлений (количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве). К концу года дети должны уметь:

- считать в пределах 10;

- правильно пользоваться количественным и порядковыми числительными;

- сравнивать числа в пределах 10, устанавливать какое число больше

( меньше) другого, уравнивать неравное число предметов;

- сравнивать до 10 предметов по величине (длине, ширине, высоте), размещая их в порядке возрастания (убывания);

- различать форму предметов;

- выражать словами местонахождение предметов по отношению к себе, к другим предметам;

- ориентироваться на листе бумаги;

- называть название текущего месяца года, последовательность частей суток, всех дней недели, времён года.

  •  Познавательное развитие (« Ребёнок и окружающий мир»: предметное окружение и явления общественной жизни: семья, детский сад, родная страна, наша планета, наша армия, труд взрослых; «Природное окружение. Экологическое воспитание»). К концу года дети могут:

- различать и называть виды транспорта;

- обследовать предмет с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- знать, что предметы – творение человеческой мысли;

- выбирать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;

- знать дату своего рождения, своё отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчество родителей;

- знать герб, флаг, гимн России. Иметь представление о Президенте, Правительстве России;

-  иметь представление о разных родах войск и почётной обязанности –защищать Родину;

- иметь представление о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, традициях, фольклоре, труде и т.д.;

- иметь представление о труде взрослых, их деловые и личностных качествах, творчестве; о героях космоса; государственных праздниках.

- иметь первичные представления о школе, библиотеке;

- объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;

- иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края и т.д.

  •  Художественно- эстетическое воспитание (изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, музыкальное воспитание). К концу года дети могут:

- знать различные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и т.д.;

- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений;

- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из двух-трёх и более изображений;

- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания;

- видеть конструкцию предмета и анализировать её с учётом практического назначения;

- изготовлять объёмные игрушки;

- работать иголкой (вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать вешалку, пуговицу);

- узнавать мелодию Государственного гимна РФ;

- определять к какому жанру принадлежит прослушанное произведение

(марш, песня, танец);

- различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев);

- петь несложные песни в удобном диапазоне как коллективно, так и индивидуально;

- выполнять танцевальные движения;

- играть в оркестре на детских музыкальных инструментах.

  •  Игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, театрализованная игра, дидактическая игра). К концу года дети могут:

- самостоятельно отбирать или придумывать разнообразные сюжеты игр;

- находить новую трактовку роли и исполнять её;

- моделировать предметно-игровую среду;

- владеть навыками театральной культуры: знать театральные профессии, правила поведения в театре.

  •  Физическая культура (развитие основных движений, воспитание культурно- гигиенических навыков). К концу года дети могут:

- выполнять правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье);

- выполнять физические упражнения из разных исходных положений чётко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

- соблюдать и выполнять культурно- гигиенические правила;

- следить за собой, за своим внешним видом.

        Таким образом, проанализировав всё выше сказанное можно сделать вывод, что «Портрет» ребёнка- дошкольника и «портрет» выпускника начальной школы, сформулированный разработчиками стандарта начального образования, во многом похожи. Например, в стандарте сказано, что выпускник начальной школы должен уважать и принимать ценности семьи и общества, любить свой край и свою Родину. А дошкольник должен иметь первичные представления о себе, о семье и обществе, государстве и мире, о природе. По сути это одно и то же.

         Главное в том, что основные линии развития ребёнка выдержаны, преемственность между  требованиями « Программы развития и обучения в детском саду» и школьными стандартами обеспечена.

 

 

 

 

         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podgotovka_k_shkole_02.11.10.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ
Заместитель заведующего МБДОУ ДС «Творчество» первой квалификационной категорииРастатурина Марина Михайловна

Слайд 2
два смежных звена в системе образования
Школа и детский сад -

Слайд 3
Основная цельдошкольного воспитания
развитие способностей ребёнка

Слайд 4
Забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка
Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности
Творческая организация процесса воспитания и обучения
Вариативность использования образовательного материала
Уважительное отношение к результатам детского творчества
Обеспечение развития ребёнка в процессе воспитания и обучения
Координация подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи
Соблюдение преемственности в работе детского сада и школы

Слайд 5
Физическое развитие
Интеллектуальное развитие
Развитие речи
Эстетическое развитие
Социально-личностное развитие
Формирование мотивационной готовности к школе
Модель подготовки детей к школе

Слайд 6
Условия для реализации модели
Здоровьесберегающие технологии
Кадровое обеспечение
Нормативно-правовые документы
Предметно-развивающая среда
Комфортная психологическая обстановка
Преемственность ДОУ со школой
Служба сопровождения
Психологическая служба
Логопедическая служба
Сотрудничество д/с с семьёй
Взаимодействие с социумом
Коррекционная работа
Лечебно-профилактические мероприятия

Слайд 7
Занятия
Развитие речи Ознакомление с художественной литературой Формирование элементарных математических представлений Познавательное развитие Художественно- эстетическое воспитание Игровая деятельностьФизическая культура

Слайд 8
Результат имеют
Выстроенная система работыДиагностикаМониторинг усвоения программы каждой возрастной ступениВозможность коррекции проблем в условиях массового или коррекционного детского садаСлужба сопровождения ( логопедическая, психологическая)Выстроенная система преемственности со школойВзаимодействие с семьёй

Слайд 9
Школа + детский сад= ?
ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

Материалы конференции по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения для родительской общественности

Доклад   по подготовке детей к школе в условиях внедрения ФГОС – федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в рамках родительской конференции .  Принципиальное ...

Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида».

Статья на тему «Реализация модели подготовки детей к школе в условиях ДОУ комбинированного вида»....

«Подготовка детей к школе, в условиях ДОУ».

Готовность к школе – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.Подготовка к шко...

Консультация для родителей "Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи".

В домашних условиях обучение можно проводить не торопясь, возвращаясь в удобное время к материалу, который почему либо ребёнок не сразу усвоил, несколько раз повторять знакомое, пользуясь предметами, ...

Консультация для родителей: «Математическая подготовка детей к школе в условиях семьи»

В домашних условиях обучение можно проводить неторопясь, возвращаясь в любое время в материалу, который ребенок не сразу усвоил, пользуясь предметами, окружающими ребенка....