ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ
статья по теме

Щур Алла Валентиновна

Подходы к подготовке воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchur_a.v.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Технология организации педагогического коллектива как саморазвивающейся системы

А.В. Щур

ГБДОУ №34  Красногвардейского р-на

На современном этапе развития системы дошкольного образования важное внимание уделяется проблемам становления дошкольника как субъекта детских видов деятельности, вопросам разработки новых образовательных программ для детских садов, подготовке и внедрению новых федеральных государственных требований. Эти проблемы являются очень актуальными на сегодняшний день. Развитие, воспитание, обучение ребенка как активного деятеля, имеющего собственную точку зрения, умеющего делать осознанный выбор в определенных ситуациях, требует пересмотра уже существующих вариативных образовательных программ, с целью усиления именно этого компонента. Также целостное развитие дошкольника как субъекта деятельности не противоречит новым федеральным государственным требованиям, в русле которых обновляются образовательные программы.

 В русле данных преобразований необходимо пересмотреть подходы к подготовке воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений, т.к. требования к выпускнику ДОУ значительно изменились. Несомненно, базовые составляющие компетентности закладываются в ходе образования в средне-специальном или высшем педагогическом образовательном учреждении, но основной процесс развития профессиональной компетентности педагога происходит уже непосредственно в коллективе детского сада. Мы понимаем профессиональную компетентность педагога как интегральную характеристику, определяющую готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына, Н.Ф. Радионова и др.).

Задача руководства детским садом - управление педагогическим коллективом как саморазвивающимся организмом. Рассмотрим подробно этапы выработанной нами технологии.

Для более глубокого понимания современных идей, лежащих в основе работы руководителя дошкольным образовательным учреждением, обратимся к страницам истории.

Проблема подготовки управленческих кадров становится актуальной еще в начале XX века, когда в Петрограде открывается первый в России Педагогический институт дошкольного образования. Будущих заведующих знакомили с проблемами организации системы дошкольного воспитания в России и особенностями использования различных образовательных программ в работе детского сада.

В 30-50-е годы XX века деятельность руководителя дошкольным образовательным учреждением рассматривалась с позиции психолого-педагогической готовности к взаимодействию с ребенком и воспитателем. Считалось, что непосредственное выполнение воспитательной работы помогает руководителю в оказании методической помощи педагогам.

В 60-80-е годы XX века наблюдается бурный рост и развитие системы дошкольного воспитания в СССР, появляется большое количество детских садов. В связи с этим расширяются функции заведующей, увеличивается объем работы. В штат вводится новая должность – педагог-воспитатель, далее воспитатель-методист, старший воспитатель, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе.

В 90-е годы XX века – начало XI века, в связи с изменением государственной политики, повышаются требования к компетентности управленческих кадров для системы дошкольного образования и актуальной становится проблема их подготовки в условиях высших учебных заведениях. Появляется такое понятие как профессиональная компетентность старшего воспитателя, которая может рассматриваться как интегральная характеристика специалиста, определяющая его способность решать профессионально-методические задачи оказания систематической целенаправленной дифференцированной помощи и поддержки каждому педагогу дошкольного учреждения в реальных ситуациях его профессиональной деятельности, с использованием старшим воспитателем знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (С.А. Езопова, В.А. Новицкая).

Коллектив как саморазвивающийся организм рассматривается нами в русле уже обозначенного компетентностного подхода (О.Е. Лебедев, А.П. Тряпицына, Н.Ф. Радионова и др.), а также в рамках методического сопровождения педагогов (А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Маневцова, В.А. Новицкая).

Для раскрытия этапов технологии развития коллектива как саморазвивающегося организма, обратимся к группам задач, стоящими перед руководством, в рамках методического сопровождения педагога (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Новицкая):

  1. Изучение профессионально-педагогических потребностей, интересов и готовности к решению профессионально педагогических задач воспитателей ДОУ.
  2. Проектирование и реализация условий для развития профессиональной компетентности педагогов, для решения выявленных проблем и трудностей.
  3. Организация профессионально-педагогического взаимодействия с участниками образовательного процесса.
  4. Организация образовательного пространства в ДОУ, способствующего повышению профессиональной компетентности педагогов.
  5. Организация процесса самообразования старшего воспитателя ДОУ.

Перечисленные задачи являются основой для создания поэтапной технологии развития самоорганизующегося коллектива. Также наша работа строится с учетом актуальных направлений повышения квалификации для педагогов (по результатам «Исследования проблем дошкольного детства в поликультурном пространстве российских городов»,2009).

Обозначим их:

  1. Наиболее востребованным для современных воспитателей представляется информация об особенностях современного ребенка: его интересах, возможностях, потребностях, уникальной субкультуре.
  2. Особенности взаимодействия воспитателя с субъектами образовательного процесса, а именно новые формы сотрудничества с родителями, технологии координации взаимодействия между педагогическими работниками детского сада.
  3. Содержание, позволяющее обогатить ключевые компетентности современного воспитателя.

Очевидно, что проблема во многом заключается в эффективной организации работы педагогического коллектива, в развитии профессиональной педагогической компетентности воспитателей и руководства.

Первая задача, стоящая перед руководством ДОУ – это подбор кадров. Методист и психолог составляют пары педагогов с учетом их психологической совместимости, педагогический опыт, как правило, имеет второстепенное значение. В реальности чаще всего идеальные пары получаются в ходе эксперимента. Основным критерием совместимости становится схожий тип темперамента педагогов, требования, предъявляемые к воспитанникам, эмоционально-развивающий тип взаимодействия. Именно таким педагогам удается быстро сплотить детский коллектив, снизить уровень тревожности, преодолеть последствия адаптации к детскому саду.

Следующим важным этапом является доведение всех педагогов ДОУ до примерно одинакового стартового уровня. Здесь мы подразумеваем уровень профессиональной подготовки воспитателей. Поощрение получения высшего педагогического образования, посещения различных курсов повышения квалификации. Также не стоит забывать о психологическом климате в коллективе, поэтому содержание курсов не всегда направлено только на развитие профессиональной педагогической компетентности. Это, на наш взгляд, способствует становлению более глубоких и доверительных отношений в паре воспитателей, более тонкому пониманию психологических особенностей воспитанников. Таким образом, руководство детского сада мотивирует своих сотрудников к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

В педагогическом коллективе не должно быть «слабых звеньев», педагогов, не стремящихся к повышению своей профессиональной компетентности. Создание, а затем поддержание мотивации педагогов к постоянному самосовершенствованию может быть организовано через систему поощрений.

Рассмотрим ее более подробно. Поощрения должны носить не только материальный характер. Вариантом вознаграждения могут быть курсы повышения квалификации, организация совместного досуга педагогического коллектива. Нами также разработана система премий за профессиональный рост сотрудников. Приведем пример критериев для поощрения:

  1. оформление развивающей среды ДОУ;
  2. участие в районных, городских конкурсах, в конференциях и семинарах;
  3. наличие публикаций по ведущей теме работы педагога;
  4. проведение интересных мероприятий (семинаров, конкурсов и т.д.) для педагогов и родителей воспитанников.

Такая система работы мотивирует педагога к постоянному личностному и профессиональному росту, жизнь коллектива становится более насыщенной событиями, коллеги постоянно делятся педагогическим опыт друг с другом.

Также немаловажным становится взаимодействие воспитателей и родителей, «выход за рамки группы» помогает взглянуть на многие проблемы со стороны, быстрее найти выход из конфликтной ситуации. На базе сада один из воспитателей организовал «Родительский клуб». На еженедельных встречах родители обсуждают определенные темы (детская агрессивность, тревожность и др.), участвуют в психолого-педагогических тренингах, получают советы по организации успешного взаимодействия с собственными детьми. Многие родители отмечают необходимость постоянного функционирования «Родительского клуба», так как на этих встречах они вместе со своими детьми учатся искать выход из проблемных ситуаций.

Совместное оформление развивающей среды группы также помогает сплотить как педагогический коллектив, так и родительский. Многие мамы и папы воспитанников с большим удовольствием принимают участие в обустройстве территории сада и участков, вносят новые идеи в оформление интерьера групп в соответствии со временем года, названием группы и т.д. Наши родители говорят, что детский сад давно уже стал для многих семей родным домом, поэтому они приводят сюда уже второго, третьего, а иногда даже четвертого ребенка.

Совместными усилиями создана зелёная зона для активного отдыха, занятий и наблюдений по экологии и трудовой деятельности. На территории ДОУ разбиты цветники. В каждом уголке нашего детского сада живет сказка, уже в фойе ребят встречает чудо.

Педагоги совершили много открытий в оформлении групп и кабинетов, включая дизайнерские решения детской мебели, обстановка всех помещений детского сада делает доступным игровое пространство для воспитанников, способствует формированию у них самостоятельной деятельности, развитию творческой и познавательной активности. Даже в раздевалках каждый элемент оформления направлен на индивидуальность личности воспитанника и отражает название группы («Солнышки», «Лягушата», «Морские звездочки», «Золотые рыбки» и т.д.), рассказывает родителям о том, как живут их дети, чем занимались сегодня. Воспитатели стремятся, чтобы у всех групп было свое лицо, поэтому в каждой из них есть своя «изюминка».

Несомненно, руководство поощряет педагогов, которые делятся своим опытом на уровне района и города, это обогащает педагогическую практику. Многие воспитатели участвуют в образовании будущих педагогов, принимают студентов педагогических ВУЗов и колледжей на практику. Они не только передают молодым бесценный опыт, но и получают возможность провести анализ собственной педагогической деятельности, внести в нее необходимые коррективы.

Мотивом к педагогическому творчеству педагогов становится предоставление им самостоятельности в принятии решений. В понятие «самостоятельность педагогов» мы вкладываем следующий смысл: создание реального и психологического пространства группы, уникального, индивидуального, где раскрывается личность каждого ребенка. И лишь затем следование канонам образовательных программ. Каждый педагог в праве выбирать свой путь в реализации программы, дополнять ее с учетом собственных интересов и интересов воспитанников.

Результаты проявленной педагогами самостоятельности ярко представлены в авторских разработках нашего детского сада, а также реализации дополнительных программ известных педагогов нашей страны. В саду работает Шахматный клуб и ежегодно проходит Шахматный турнир. В комнате Науки ребята как настоящие ученые проводят довольно сложные научные опыты. Многие дети занимаются изучением английского языка с 3-х лет по нашей авторской программе «Мой первый английский» (И.Г. Лужецкая). Помимо занятий, ребята ставят небольшие спектакли на английском языке, выступают на праздниках с песнями и стихами. На базе детского сада проводилось исследование в рамках кандидатской диссертации по проблеме организации педагогического сопровождения обучения дошкольников английскому языку (Л.К. Ничипоренко).

Большое внимание уделяется развитию творческих способностей каждого ребенка. Дети участвуют в великолепных спектаклях, хореографических постановках, играют на народных инструментах. Праздники отличаются оригинальностью, современным подходом к организации и динамичностью. Отбор произведений для постановки происходит с учетом детских интересов, субкультуры современного дошкольника.

В детском саду создана изостудия, где ребята занимаются живописью. Вся работа здесь проводится на основе авторской программы «В гармонии с прекрасным» (Д.И. Воробьева). Работы детей выставлялись в Центральном выставочном зале «Манеж», Российском Этнографическом музее, Выставочном Центре Санкт-Петербургского Союза художников. Воспитанники детского сада являются победителями и лауреатами международных городских и районных конкурсов и выставок детского рисунка.

Поскольку педагоги ДОУ помогают каждому ребенку раскрыть все свои способности, то дети в дальнейшем успешно занимаются в гимназиях для одаренных детей, музыкальных, художественных школах и в различных кружках, где востребованы такие субъектные качества ребенка как, активность, открытость к миру, деятельное познание окружающей действительности, творческое применение полученных знаний, умений и навыков.

Итак, предоставление самостоятельности педагогам ведет к оценке результатов собственной деятельности, выходу на новый виток развития. Современные воспитатели – субъекты собственной педагогической деятельности, готовые к принятию решения в ситуации выбора, рефлексии. Результат такой активной позиции – творческий уровень осуществления деятельности, который проявляется по-разному (создание авторской программы, создание уникальной развивающей среды в группе и т.д.).

Но даже в коллективе, где большинство педагогов профессионально компетентны, может наблюдаться спад работоспособности. Задача руководства состоит в том, чтобы заинтересовать воспитателей и специалистов, например, совместным досугом. Переключение на другие виды деятельности позволяет сотрудникам восстановить психологический комфорт в коллективе, зарядиться энергией. Совместные выезды на экскурсии, организация праздников для педагогического состава положительно влияют на работоспособность педагогов.

Говоря об этапах технологии создания и развития коллектива, нельзя забывать о такой важной функции руководителя как контролирующая. Как сделать контроль эффективным средством управления сотрудниками? Контроль за деятельностью педагога не должен быть карающим. Заведующая не должна обязывать, заставлять что-либо делать, т.к. данный подход не эффективен. Необходимо предоставлять воспитателю свободу выбора в решении в проблемной ситуации. Основываясь на том, что педагог-субъект собственной деятельности, руководитель осуществляет контроль и оценку труда воспитателя.

Таким образом, профессионально компетентный руководитель обеспечивает успех деятельности педагога, что, в свою очередь, гарантирует успех в развитии детей. Коллектив работает в творческом поисковом режиме, педагог развивает свои профессиональные и личностные качества, а ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями.

Итак, задача современного руководителя дошкольного образовательного учреждения создать саморазвивающийся коллектив, раскрыть потенциал каждого педагога, т.к. личность воспитывает личность.

Литература:

  1. Педагогика детства: Петербургская научная школа. – СПб, 2005.
  2. Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Теоретические и прикладные аспекты педагогической диагностики в дошкольном образовании. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
  3. Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России: от исследования к технологиям сопровождения: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции, 22-24 апреля 2009 г. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса."

Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной  деятельности и является одной из перспективных педагогических  технологий, имеющих соответствующие признаки, функции...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20. Закона «Об образовании в РФ» говорится, что в образовательных организац...

Современные технологии организации педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО.

План:·        1 Понятие и основные признаки педагогической технологии. ·        2 Технологии по ФГОС в детском саду. ·        3 Ме...

Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

Материал позволяет ознакомиться с технологиями организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО....

Презентация "Современные здоровьесберегающие технологии в педагогическом коллективе ДОУ"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании-это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и ...

Методическая разработка "Технологии развития педагогического коллектива"

Педагоги учреждения болезненно реагируют на любые новшества. Например, привыкшие к участию в конкурсах с воспитанниками только на муниципальном уровне, педагоги остро реагируют на предложение попробов...