Главные вкладки

    «Организация совместной деятельности с дошкольниками в детской лаборатории»
    методическая разработка по теме

    Нестерук Евгения Анатольевна

    Данный материал представлен в виде консультации для воспитателей по созданию условий для проведения с дошкольниками эксперименирования, являющегося однм из видов детской деятельности.

    В содержании раскрываются условия организации совместной образовательной деятельности в детской лаборатории, позволяющей организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками и направленную на развитие познавательной активности, любознательности. Представлена структура проведения игр-экспериментов. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konsultaciyadetskaya_laboratoriya.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 26 «МАЯЧОК» Г. ВОРКУТЫ

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

    Тема: «Организация совместной деятельности с дошкольниками

     в детской лаборатории»

                                                                                                               Е.А.Нестерук

                                                                                                                           старший воспитатель

    Содержание:

    1. Основные условия организации образовательной деятельности в детской

    лаборатории.

    1. Оснащение детской лаборатории.

    ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

    Дети дошкольного возраста по природе своей — пытливые исследователи окружающего мира. Организация образовательной деятельности в детской лаборатории

    будет способствовать овладению дошкольниками разными способами познания, в том числе и экспериментированием, развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

    В результате дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.

    Совместная деятельность с воспитанниками в детской лаборатории позволит:

    1. работать с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;
    2. использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей;
    3. не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений

    («испачкаешься», «прольешь»...).

    Совместную деятельность воспитателя с дошкольниками в детской лаборатории

    можно организовать один раз в неделю:

    с детьми младшей группы (3-4 лет) по 15 минут;

    с детьми средней группы по 20 минут;

    с детьми старшей группы – 25 минут;

    с детьми подготовительной к школе группы по 30 минут.

    Работу проводить  небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей на принципах игрового взаимодействия.

    Во время совместной деятельности можно организовать один-два эксперимента с детьми младшей и средней группы и два-три эксперимента с детьми старшей и подготовительной к школе группы (в зависимости от сложности).

    Структура проведения игры-экспериментирования:

    1. постановка,  формулирование  проблемы (познавательной задачи);
    2. выдвижение  предположений,  отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
    3. проверка гипотез;
    4. подведение итогов, вывод;
    5. фиксация результатов;
    6. вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников рекомендуется используются различные стимулы:

    1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
    1. тайна, сюрприз;
    2. мотив помощи;
    3. познавательный мотив (почему так?);
    4. ситуация выбора.

    Образовательная деятельность в детской лаборатории может начинаться начинается с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином – игровым персонажем «Знаем», с оборудованием и правилами поведения. Игрушка «Знай» показывает забавные опыты. Кроме  «Зная» к детям в лабораторию могут придти в гости его друг «Почемучка», «Капелька», «залететь» галчонок «Любознайка», «приплыть» «Золотая рыбка» и другие известные детям персонажи.

    После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель без воды чернеет и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

    Дети могут задать вопросы «Знаю», а он  присылать им в группу книгу или подсказку, либо предложить спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям.  Некоторые детские вопросы могут стать темами очередной встречи с ним в лаборатории.

    Работа в лаборатории позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей (художественное творчество, музыка, познание, коммуникация, безопасность, труд, социализация, чтение художественной литературы и др.). Так, после проведения экспериментов со звуком можно создать с детьми свои музыкальные инструменты из бросового материала, оформить коллаж по изучаемой теме.

    Для родителей воспитанников можно создать  «Рассуждалки» детей на различные темы. В конце учебного года для старших дошкольников и их родителей организовать совместное мероприятие, где дети смогут продемонстрировать свое умение думать, рассуждать, быть самостоятельными.

            

            Организация образовательной деятельности в детской лаборатории предполагает:

    1. Выработка воспитателем совместно с детьми правил безопасного поведения в

    детской лаборатории и их выполнение.

    1. В детской лаборатории можно создать мини-музей: на стеллажах оформить

    тематические выставки: «Природа и фантазия» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «Камни и минералы», «Растения нашего края», «В царстве морском», а также коллекции коры деревьев, гербарии, почвы, мхи и лишайники и другие.

    Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

    Младшая группа

    (3-4 лет)

    Средняя группа

    (4-5 лет)

    Старший дошкольный возраст

    (5-7 лет)

    Подготовительная к школе группа

    Задачи  и содержание экспериментальной деятельности

    1.Обогащать представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

    1. Развивать у детей представления о различных химических свойствах веществ:

    1. Растворение различных веществ при соединении и их влияние на свойства других предметов (сахар, соль, цветная гуашь и др.; чай-молоко, гуащь-вода, вода-чай,кофе..и др)
    1. Выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования

    1. Развивать элементарные представления  об основных физических свойствах и явлениях:

    1. Магнетизм
    2. Отражение и преломление света
    3. Звук
    4. Теплота
    5. Замерзание и таяние воды
    1. Испарение
    2. Сила тяготения
    3. Трение
    4. Электричество
    5. Инерция

    1. Развивать представления о свойствах:

    1. Бумаги
    2. Воды
    3. Песка
    4. Глины
    5. Воздуха
    6. Камня

    1. Развивать элементарные математические представления

    1. Количественный счет
    1. Мерка - как способ измерения объема, массы, длины; о мерах измерения длины

    1. Познакомить с основными чертами рельефа планеты: вулканы, горы, озера

    1. Элементарные представления о солнечной системе и космических явлениях

    2. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов

    1. Увеличительное стекло
    1. Увеличительное стекло
    2. Микроскоп
    3. Чашечные весы
    4. Песочные часы
    5. Линейка
    6. Сантиметровая лента
    7. Бинокль

    3.Развивать у детей интеллектуальные способности: логическое мышление: анализ, классификация, сравнение, обобщение; способы познания путем сенсорного анализа

    4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

    ОСНАЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ.

    Основное оборудование и материалы

    1. Приборы-помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), компасы, разнообразные магниты, бинокль.
    2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
    3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок (разный по цвету), ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей и др.
    4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические   предметы,   формочки-вкладыши  от  наборов шоколадных конфет, различные катушки от ниток.
    5. Технические материалы: гайки, винты, болтики.
    6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная, вощеная и др.
    7. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

    1. Медицинские материалы:  пипетки,  колбы, пробирки, шпатели,   деревянные   палочки,   вата,   мензурки,   воронки, шприцы (пластмассовые без игл),  марля, мерные ложечки, резиновые груши разного объема.
    2. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, старые пластинки для проигрывателя, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и

    прозрачные стекла, формочки,  поддоны,  плоское блюдо, стеки, ученические линейки, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз, сетка-авоська, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

    1. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», мини фонтан,

    водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.

    Дополнительное оборудование и материалы

    1. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
    2. Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности), клеенчатые передники, полотенца.
    3. Таблицы-схемы, коллажи по пройденным темам.
    4. Детский понятийный словарь.
    5. Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий совместной деятельности с детьми "Научная лаборатория"

    Совместная деятельность с детьми по ознакомлению с окружающим миром "Научная лаборатория"...

    Методическая разработка«Нетрадиционные формы работы, применяемые при организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов, способствующие поддержке детской деятельности, инициативности и самостоятельности »

    Методическая разработка «Нетрадиционные  формы  работы, применяемые  при организации  совместной  деятельности  детей, родителей  и  педагогов, способству...

    Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности.

    Для ребёнка в детском саду, прогулка чрезвычайно ожидаемое и радостное событие. С самого утра дети многократно спрашивают воспитателя: «Когда мы пойдём гулять?».Для педагога прогулка - оди...

    «Организация совместной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов с учётом принципа интеграции детских видов деятельности».

    Выступление на тему: «Развитие творческих способностей через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов»....