Комуникативный тренинг "Азбука общения"
план-конспект урока по теме

Баргамон Алла Николаевна

 Игротренинг для педагогов   направлен на формирование  конструктивного общения друг с другом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnyy_trening.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативный тренинг

Азбука общения

Ведущий 1. Добрый вечер! Мы очень рады видеть вас всех сегодня здесь на нашем тренинге.  

Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе. 

В данном тренинге существуют определенные правила, соблюдение которых гарантирует эффективность достижения желаемого результата.

Правила тренинга: (5мин)

Для того чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

1.Психологическая закрытость группы

Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе,  нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя.

Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...

2. Правило искренности

Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

3. Правило круга

Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

4. «Здесь и теперь»

Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

5. Принцип Я 

Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).

6. Активность

Упражнения подразумевают обязательное  включение всех участников.

Итак, мы начинаем, и первое  что я предлагаю – давайте познакомимся.

Упражнение №1 «Вкусная» визитка» (10 мин.)

Ведущий 2. Возьмите «бейджики» и напишите своё тренинговое имя (это может быть настоящее или вымышленное имя), прилагательное, обозначающее качество Вашего характера или эмоциональное состояние в данный момент, а также нарисуйте  фрукт,  с которым вы себя ассоциируете. Во время презентации Вы сможете при желании объяснить свой выбор.  

Ведущий организует представление участников и отражение чувств по завершению упражнения.

Трудно, ли было ассоциировать себя с фруктом (5 мин.)

Мы ещё вернемся к фруктовой теме чуть позже, а сейчас поговорим о теме нашего тренинга – об общении между людьми.

Ведущий 1. Введение в тему:

А. Экзюпери когда-то сказал:

Самая большая роскошь  -  роскошь человеческого общения.

Да действительно общение – это особый вид человеческой деятельности, который необходим для того, чтобы устанавливать отношения друг с другом и окружающим миром. В процессе общения человек создает своеобразный «банк» позитивных способов, приемов, идей,  дающих ему возможность устанавливать положительные отношения с другими людьми.  Чтобы установить контакт,  не всегда бывает достаточно только лишь интуиции, нужны еще и коммуникативные знания, умения, навыки, и развитая способность человека к рефлексии, децентрации личности, которые можно совершенствовать в процессе тренинга.  Для успешного общения, сотрудничества необходимо знать своего собеседника как личность, понимать, что является для него важным, какие у него есть личностные качества, какой характер. Предлагаем вам поближе узнать друг друга.

Упражнение №2 «Презентуй   своего соседа»  (с точки зрения жизненного успеха) (20мин.)

         Разбейтесь,  пожалуйста, на пары.   В течение  5-и минут   обменяйтесь  информацией о важном событии переживания успеха и связанными с ним положительными чувствами. Затем каждый из пары представит  на своего соседа, расскажет о его успехе и эмоциональных переживаниях или положительных чувствах связанных с этим успехом.

Ведущий организует рефлексию по вопросам.

  1. Скажите, что  показалось трудным? Слушать о себе или рассказывать, о другом человеке?

Сейчас мы предлагаем поиграть и немного размяться.

Ведущий 2.

Упражнение №3 Игра  «Шумахер» (10мин)

Группа  становится в круг, выбирается ведущий, который стоит в центре круга. Ведущий показывает движения, соответствующие следующим командам «Шумахер», «слон», «крокодил» – игрок на которого указывает ведущий, выполняет движения соответствующие командам.

  1. Как ваше настроение?
  2. Как вы думаете, игра может помочь более эффективному общению? Как именно?
  3. Какие навыки помогает развивать эта забавная игра?

Ведущий 1

Хорошо когда в жизни все идет  ровно и гладко, и все действуют по правилам. Но иногда возникают обстоятельства, которые кардинально меняют ситуацию. И тогда мы говорим о неожиданном повороте, о несбывшихся ожиданиях.   И невозможно заранее предугадать, как же нам действовать?

Упражнение № 4. «Несбывшиеся ожидания» (5мин.).

Давайте сейчас вспомним ситуацию, когда   в процессе общения мы получаем не то, что ожидаем. Ведущий стимулирует участников на высказывания.

Может ли кто- нибудь привести пример данной ситуации? (привести пример)

Человек устроен так, что ожидания являются неотъемлемой частью его жизни. Думаю, они заслуживают того, чтобы уделить им особое внимание.

Для того чтобы лучше осознать, как это происходит   и в  продолжение темы фруктов, мы с вами  поиграем.

 

Упражнение №5 «Фрукт на любой вкус» (15 мин.)

        Для начала мы обратимся к нашему воображению. Представьте  себе,   пожалуйста, тот фрукт, который бы вам хотелось сейчас получить. Если хотите, можете закрыть глаза. Постарайтесь представить его как можно лучше: какой он на ощупь, какого он цвета, вкуса, каков его аромат (участники выполняют задание на визуализацию). Каждый представил тот фрукт, который желал бы получить? А теперь можно открыть глаза.

Моя знакомая фея Плодородия может исполнить желание, стоит только попросить ее об этом, сказав: «Фея, мне бы  очень хотелось получить….» - и назвать тот фрукт, который вы себе представили. Давайте каждый по очереди скажет фее о своем желании. (Участники по очереди называют фрукт, однако ведущий раздает совершенно другие фрукты, создавая ситуацию фрустрации, и с юмором комментирует свои действия.)

Наша фея – дама пожилая, и слух ее все время подводит. Несмотря на то, что она очень старалась как можно лучше выполнить просьбу, каждый получил не то, что хотел.

 У нас с вами сейчас есть возможность как-то сформулировать свое отношение к тому, что мы сейчас имеем. Давайте попробуем сделать это, продолжив фразу: «Я не получил манго, зато у меня есть лимон, который может стать прекрасным дополнением к чаепитию». (Участники, используя шаблон, говорят о своем отношении к данной ситуации).

Не всегда  наши партнеры по общению поступают в соответствии с нашими ожиданиями, не так как нам хотелось бы. Еще раз вспомните ситуацию, о которой вы уже говорили, и подумайте (по аналогии с фруктовой темой) какой опыт вы приобрели, даже не получив желаемого. Участники высказываются по желанию.

Выводы ведущего: Каковы бы ни были наши ожидания, все в наших руках и в нашем воображении. Только от нас зависит наше эмоциональное состояние, настроение в самых, казалось бы, затруднительных ситуациях.

Ведущий 2

Мы с Вами очень хорошо поработали, поэтому предлагаем вам отдохнуть.

 Упражнение № 6. Релаксация   (7мин.)

 Упражнение на визуализацию

Вы подъезжаете на машине к пляжу. Окно машины открыто, радио выключено… Ветер обдувает ваши волосы, солнечный свет пробивается сквозь окно и падает на ваши ноги….Вы видите людей в купальниках и плавках, идущих на пляж с пляжными креслами, подстилками и едой в корзинках для пикников. Вы припарковываете свою машину и, идя по пляжу, слышите шелест волны, накатывающейся на берег, вдыхаете соленый воздух. Вы находите тихое местечко на пляже, подальше от людей, и расстилаете покрывало. Вы устали от вождения и сейчас позволяете своим мышцам расслабиться, нанося солнцезащитную мазь и лежа на покрывале. Ваши ноги свободно лежат на песке.

Вы расслабились. Теперь вы чувствуете запах соли в воздухе. Кажется, будто капельки воды падают на вас со звуком прибоя и так же нежно откатываются назад в море. Вокруг лишь солнце и море. Яркий желтый свет солнца и песка контрастирует с живой синевой моря, но это лишь естественное сочетание живых красок. Вы закрываете глаза и пропускаете через себя все эти ощущения.

Кажется, что солнечный свет движется по вашему телу. Сначала ваши руки согреваются под лучами солнца. Вы чувствуете, как тепло проходит по ним, это помогает вам расслабиться. Затем солнце начинает ласкать ваши ноги, они тоже становятся теплыми. Затем солнце согревает вашу грудь - область солнечного сплетения расслаблена и согрета. Но солнце не останавливается. Оно движется к вашему животу и заставляет его расслабиться своим теплом. Будто подчиняясь вашему желанию, солнце переходит ко лбу, неся с собой тепло и расслабление. Теперь все ваше тело согрето и расслаблено. Ваши мышцы расслаблены, и вам кажется, будто вы утопаете в песке. Ваше тело согрето, вы чувствуете его тяжесть. Солнечное тепло покалывает ваше тело.

Расслабившись, вы прислушиваетесь к крику чаек. Они парят над океаном. Они свободны, легки и умиротворены. Улетая в море, они уносят с собой все ваши заботы и проблемы. Вы расслаблены, у вас больше нет забот и проблем. Вы думаете только об ощущении тяжести, тепла и покалывания в своем теле и больше ни о чем. Вы полностью расслаблены. Весь день вы провели в таком расслабленном состоянии, и солнце уже садится. Чувствуя, что оно исчезает, вы открываете глаза. Вы расслаблены и довольны. У вас нет забот, у вас нет проблем. Вы смотрите на чаек, унесших ваши проблемы за море, и благодарите их. Пробудившись, вы встаете и потягиваетесь. Вы чувствуете все еще теплый, но уже остывающий песок под ногами, и вам ужасно хорошо. Вам так хорошо, что вы думаете о том, как приятно будет ехать домой на машине. Вы предвкушаете мирное одиночество в машине, без всяких проблем и забот. Вы сворачиваете покрывало и уходите с пляжа, унося с собой ощущение расслабленности и счастья. Вы прощаетесь с пляжем, но знаете, что сможете в любое время вернуться туда.

В завершении послушайте притчу «Наберись смелости - сделай попытку»  

Притча (2мин.)

Как вы думаете, какое отношение эта история имеет к теме нашего тренинга общения?

Ведущие благодарят участников за работу.

Обратная связь.

Нам очень важно, что вы сейчас думаете и чувствуете по поводу нашего занятия. Поэтому предлагаем вам поделиться с группой своими мыслями, настроением, может быть, пожеланиями на будущее. На листах бумаги продолжите, пожалуйста, высказывания:

На тренинге мне особенно понравилось….

На тренинге мне показалось трудным….

В следующий раз я бы хотел узнать….

Спасибо всем. Будем рады новой встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА коммуникативного тренинга с педагогами ДОУ «АЗБУКА ОБЩЕНИЯ»

Важным компонентом педагогического общения является также умение учителя четко и эмоционально открыто выражать свои чувства и мысли На развитие данных профессионально-значимых качеств и нацелена...

Тренинг с педагогами "Азбука общения и умение слушать"

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

«Азбука общения» Программа формирования мотивационной готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов.

Программа формирования мотивационной  готовности к обучению в школе через проведение игровых тренингов....

Тренинг для педагогов "Азбука общения"

     Человек сегодня испытывает огромное влияние информационного поля. Человеку трудно выделить в этом большом поле что-то важное и нужное для себя, для тех людей, которые рядом ...

Окружное методическое объединение в форме тренинга «Азбука общения»

Окружное методическое объединение в форме тренинга «Азбука общения»...

Коммуникативный тренинг Азбука общения

Тренинг способствует формированию у педагогов коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других....