Играйте с детьми!
статья по теме

Статья о важности развития игровой деятельности у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrayte_vmeste_s_detmi.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Играйте с детьми!

Вашему ребенку исполнилось пять лет. Это уже разумный человечек, который много знает, много умеет, подчас даже умеет читать. А как играют дети после пяти? Может быть, игра им уже не нужна и следует переводить их на более серьезные занятия? Нет, и старшие дошкольники играют и нуждаются в том, чтобы взрослые время от времени играли с ними. Даже когда ребенок переходит из детского сада в школу, игра не исчезает, она занимает меньше места в жизни ребенка, но все равно необходима ему для эмоционального благополучия, самовыражения и самоутверждения, наконец, для организации общения со сверстниками. Приятели и подружки вашего ребенка приходят к нему не просто в гости (как взрослые – поговорить, обменяться впечатлениями), а поиграть (типичная просьба ребенка: «мама, можно Маша придет ко мне поиграть?»).

        Как же играют дети пяти-семи лет? Сюжетная игра ребенка становится очень разнообразной по своим формам. Если в возрасте трех-пяти лет преобладающей является развернутая форма ролевой игры, где  ребенок, как правило, принимает на себя какую-то роль, есть много действий с игрушками, ролевой речи, то в жизни старшего дошкольника все большее место начинает занимать режиссерская игра, появляется игра-фантазирование.

Собственно ролевая игра развивается в сторону конкретизации образа персонажа, роль которого берет на себя ребенок. Не просто назвать себя, условно обозначить свою роль, а уподобиться образу, максимально приблизиться к нему хотя бы внешне – вот что становится очень важным.

        Часто возникает особая игра – ряженье, где дело до развернутых ролевых действий даже не доходит. Девочки, решившие поиграть в принцесс, могут долго прилаживать себе шлейф из покрывала, примерять мамины бусы и т.п. Не чужды такой игры и мальчики, для которых могут стать притягательными предметами папина шляпа, офицерская фуражка или ремень, старые погоны и т.п., надев которые можно вообразить себя кем-то иным. Важно только, чтобы эти вещи были настоящими (а не игрушечными ролевыми атрибутами).

        Стремление к творческому воссозданию окружающего мира часто принимает форму так называемой режиссерской игры, где ребенок, не изменяя самого себя (не принимая явно игровой роли), выступает как творец, сценарист и режиссер этого мира, событий, происходящих в нем. Причем требования к соответственному предметному оформлению этого мира могут быть очень высоки. В качестве примеров можно привести игры в солдатиков, в автомобильчики – у мальчиков, устройство кукольных домиков – у девочек. Очень часто родители могут наблюдать, как мальчики разыгрывают целые баталии, передвигая пеших и конных солдат, вводя в действие военную технику. Эти действия часто вслух комментируются ребенком, имитируются звуки орудий и т.п.

        Дети становятся пристрастны в выборе соответствующих игрушек. Если раньше их радовала любая новая игрушка, то теперь они просят родителей купить именно ту, которая нужна для игры, недостающую. У девочек появляется стремление к полному оборудованию дома для маленьких кукол (расставляется кукольная мебель, подбираются соответствующие лоскутки для украшения кукольной комнаты и т.п.). Такое предметное оформление игрового мира часто оказывается в центре и совместной игры детей.

        В этом отношении игра как деятельность, смысл которой лежит для ребенка в самом процессе действования, начинает смыкаться с различными видами продуктивной деятельности. Конструирование, лепка, вырезывание из бумаги недостающих предметов включаются в игру, и зачастую этот момент перевешивает саму игру (постройка дворца для куклы-принцессы или крепости, где будет разыгрываться сражение, становится самоценным занятием).

        Воображаемый мир может строиться не только как предметно, но и как словесно оформленный. Тогда мы имеем дело с так называемой игрой-фантазированием. Здесь уже полностью исчезают игровые действия ребенка (условные действия с предметной опорой), а вся игра строится как чистая работа воображения, выявляющаяся в речевом плане. Обычно это проявляется в общении ребенка со сверстником или взрослым, которым он рассказывает о воображаемых событиях, происходящих с ним самим или с персонажем, привлекающим ребенка. Такие рассказы-повествования взрослые часто расценивают как бессмысленное вранье (особенно когда героем рассказа ребенок делает самого себя), однако это не так – это тоже игра.

        Итак, сюжетная игра детей пяти-семи лет имеет чрезвычайно разнообразные формы. Тогда встает вопрос: а зачем же взрослому подключаться к игре ребенка, если он уже умеет играть?

        Да, действительно, ребенок овладел уже условными предметно-игровыми действиями, ролевым поведением, но сюжеты, которые он развертывает в самостоятельной игре (особенно в игре со сверстником), часто бедны и однообразны. Более того, ребенок испытывает трудности в согласованном с партнером развертывании сюжета. Поэтому усилия взрослого должны быть направлены на формирование самого сложного способа построения игры – совместного сюжетосложения (умения выделять, обозначать целостные сюжетные события, комбинировать их в разные последовательности и делать это согласованно с партнером).

        Делать это нужно, играя вместе с ребенком. Взрослый и для старшего дошкольника (и даже для младшего школьника) остается еще очень притягательной фигурой. Ребенок с удовольствием отвлечется от своих занятий, если взрослый проявит желание поиграть с ним. Более того, всем известно, как дети любят заманивать взрослых в свою комнату, игровой уголок, демонстрируя им игрушки и пытаясь втянуть в игру. Обычно такое поведение ребенка старшего дошкольного возраста направлено на гостей (родственников, друзей родителей, которые хоть раз обнаружили интерес к игре ребенка и готовность поиграть с ним), так как ребенок знает, что обращаться на этот счет к родителям уже почти безнадежно. «Не мешай мне», «Я очень занята», «Поиграй сам, ты уже большой» - обычные ответы родителей на заявление ребенка: «Мне скучно одному играть».

        Кстати, если взрослый научит ребенка выстраивать интересные и разнообразные сюжеты игры, проблема скуки будет решена. Можно, конечно, помочь ребенку каждый раз разнообразить привычные , наигранные сюжеты, играя вместе с ним. При этом взрослый просто подключается к уже возникшей игре ребенка и вводит в нее новые сюжетные события, наталкивает на них ребенка. Но поскольку при таком «Подключении» взрослый является все инициатором введения в сюжет новых событий, привлекательной для ребенка становится именно игра со взрослым, который все время что-то придумывает, обновляет игру, придает ей интерес. Взрослый становится как бы поставщиком интересных сюжетов, а ребенок скорее потребителем их, нежели создателем

        Бесспорно, такое упражнение в совместной игре со взрослым полезнее, нежели однообразная игра самого ребенка, но все же лучше, если ребенок научится сам строить интересные и разнообразные сюжеты игры.

        Для этого надо выделить для ребенка сам сюжет как последовательность событий, попробовать поставить его в такие ситуации, где он сознательно оперировал бы событиями как самостоятельным материалом.

        Здесь нам поможет особого рода игра, которую взрослый может предложить ребенку, - игра в «придумку».

        Как мы уже выяснили, одна из форм сюжетной игры, которая проявляется к концу дошкольного детства, - игра-фантазирование. Многие дети любят придумывать разные истории, особенно если у них есть внимательный слушатель. Но просто придумывание часто возвращает ребенка к ассоциативному творчеству – поток фантазии, ничем не ограниченный, не находящий никаких  опор, превращается в алогичное, малосодержательное повествование. Более того, если такая игра и идет спонтанно, стоит только взрослому вывести ее на уровень осознания, как ребенок отказывается от продолжения деятельности. Во всяком случае, большая часть детей шестого и даже седьмого года жизни просто не принимают задачу придумать историю. Дело в том, что нужны внешние предметные опоры, которые должны быть направлены на развертывание сюжета в определенном русле  и в тоже время обеспечивали бы свободу воображения, активизировали бы его.

        Не могут ли быть такой опорой сюжетные картинки или серия картинок? Оказывается, что картинки – опора слишком жесткая. Если это одна сюжетная картинка – ребенок опишет событие, на ней изображенное или просто перечислит изображенные предметы. Дальше этого события повествование не развернется. Если это серия картинок с изображением последовательных событий – это уже готовый сюжет, который надо только пересказать. Поэтому сюжетные картинки – не лучшее средство активизации воображения ребенка.

        Пожалуй, в поисках смысловых опор для придумывания нам придется обратиться к сказке.

Сказка и ее преломление в деятельности детей, даже простой пересказ, разыгрывание, оказывают большое влияние на познавательное и нравственное развитие ребенка. Образность и яркость сказочных персонажей, олицетворение ими добра и зла способствуют развитию у ребенка внутреннего содействия, сопереживания героям, в которых  воплощены определенные нравственные качества человека.

        Группа американских исследователей специально проверяла, как влияет на познавательное развитие ребенка совместная игра со взрослым по сказочным и обычным бытовым сюжетам. Оказалось, что разыгрывание сказок обеспечивает большие сдвиги в развитии детского мышления. Исследователи относят это за счет большей четкости и структурированности сказочного сюжета по сравнению с сюжетами на бытовые темы.

        В чем же особенности сказочных объектов?

        Занимаясь анализом народных волшебных сказок, отечественный литературовед В.Я. Пропп обнаружил, что, несмотря на тематическое разнообразие, сказки всегда строятся по единой сюжетной схеме. Наиболее полная схема волшебной сказки включает 31 событие, последовательность которых почти постоянна.

        Подробное описание сюжетной схемы сказки можно найти в книге В.Я.Проппа «Морфология сказки» (популярно эта схема изложена в книге Дж. Родари «Грамматика фантазии»). Здесь мы схему В.Я.Проппа немного упростим, и тогда любая волшебная сказка предстанет перед нами как последовательность следующих основных событий или смысловых блоков.

  1. Фиксация первоначальной недостачи, неосуществленного желания (нехватка какого-то предмета; нарушение запрета, в результате чего какой-то персонаж пропал, похищен); отсылка (или самостоятельный уход) героя за недостающим объектом.
  2. Встреча героя с дарителем волшебного средства; предварительное испытание героя (на силу, ловкость, доброту, смекалку и т.п.).
  3. Получение героем волшебного средства от дарителя; преодоление с его помощью препятствий на пути к недостающему объекту.
  4. Встреча героя с противником-антагонистом (обладателем недостающего объекта); основное испытание героя (борьба с антагонистом).
  5. Победа героя и получение им искомого объекта
  6. Возвращение героя и получение им награды

Оживив в памяти известные каждому волшебные сказки, можно удостовериться, что они строятся именно по такой схеме, правда, могут быть незначительные ее вариации – удвоение, утроение каких-то смысловых блоков (например, герой может последовательно получать несколько волшебных средств-помощников, как в сказке «Царевна-лягушка»). В некоторых сказках герой с помощью волшебного средства решает не одну, а целый ряд задач (как в сказке «По щучьему велению»). Но в целом эта композиция сохраняется, любая волшебная сказка – вариант основной схемы.

        Если подставить в эту схему конкретных персонажей и описать их конкретные действия в неограниченном количестве, причем все эти сюжеты будут отражать основную схему, а сами могут быть непохожими друг на друга … Если распределить затем функции по действующим лицам из сказочного запаса или по собственному вкусу, то схемы оживают, они становятся сказками

        Итак, основная схема сказки задает последовательность примерно из шести сюжетных событий. Больше для ребенка пока и не нужно.        

        Взрослый, играя с ребенком в «придумку», может иметь в виду эту схему и руководствоваться ею, предлагая ребенку образцы трансформации, изменения (поначалу – незначительного) каждого смыслового кусочка известной сказки. Знание схемы сказки облегчает участь взрослого в такой игре. Ведь не каждый взрослый может легко импровизировать, придумывать интересную историю, увлекая за собой и ребенка.

        Приведем схематический пример существующей сказки и возможного варианта ее трансформации, чтобы задача взрослого стала понятнее.

Сказка «Иван царевич» и Серый волк»

1.Царь хочет получить жар птицу и отправляет Ивана царевича за ней.

Возможный вариант трансформации.

Царь живет в жаркой стране и никогда не видел новогодней елки (подойдет любая другая трудно достижимая диковина)

        Он отправляет за ней царевича (слугу, Емелю, любого другого персонажа, в восприятии ребенка положительного)

2. Иван-царевич встречает Серого волка, который оказывается волшебным помощником.

Царевич отправляется в дорогу, но не знает, где найти елку. Он встречает старичка-лесовичка (Бабу-ягу, фею, любого оказавшегося в беде зверька), помогает ему и получает волшебное средство (клубочек, ковер-самолет, сапоги скороходы, годится и компас, если ребенок уже знает что это такое).

3. Иван-царевич с помощью Серого волка отыскивает жар-птицу.

Царевич с помощью волшебного средства попадает в страну, где растут елки.

4. Иван-царевич вступает в борьбу с царями антагонистами, чтобы добыть жар-птицу.

Царевич вступает в противоборство со злым волшебником, охраняющим самую красивую елку в лесу

5. Иван-царевич побеждает царей0антагонистов и оказывается обладателем жар-птицы.

Царевич одерживает победу над злым волшебником и забирает елку

  1. Иван-царевич возвращается домой с жар-птицей, преодолевая сопротивление злых братьев. Наградой ему служит попутно добытая невеста.

Царевич возвращается с елкой домой, успевая как раз к Новому году, и получает обещанную награду.

Изменения , вносимые взрослым в известную сказку, являются образцом для ребенка, активизируют его воображение и вами выбранная сюжетная схема позволяет направит его в более строгое русло, задает смысловые опоры, придает фантазии ребенка большую логичность, связность.

        При этом важно отметить два момента.

Во-первых, ни в коем случае нельзя заранее объяснять эту схему ребенку.

Во-вторых, надо иметь в виду, что, поскольку речь идет о совместном придумывании, взрослый должен руководствоваться именно сюжетной схемой. Даже если взрослый заготовит заранее конкретный вариант трансформации какой-либо сказки, он не может и не должен быть реализован в совместной деятельности, так как в ходе придумывания ребенок будет вносить свои предложения, развертывать сюжет по-своему. Придуманная вдвоем сказка всегда отличается от замысла каждого из партнеров.

        Известный детский писатель Джани Родари в книге «Грамматика фантазии» пишет: «Дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, снова испытывать волнение, как при первой  встрече с ними, в том же порядке: удивление, страх, вознаграждение.

        Детям необходимы порядок и успокоение, мир не должен слишком часто сходить с рельсов, на которые ребенок с таким трудом его водружает.

        Поэтому вполне возможно, что поначалу игра в «перевирание» сказок будет раздражать, будоражить. К появлению волка малыш подготовлен, появление же незнакомого персонажа настораживает: неизвестно, кто он, друг или недруг.

        Но наступает момент, когда Красной Шапочке больше нечего ему сказать: ребенок может с ней и расстаться. Как со старой игрушкой, от долгого  употребления пришедшей в негодность. Вот тогда он соглашается, чтобы сказка превратилась в пародию, - отчасти потому, что пародия как бы санкционирует расставание, но еще и потому, что новый угол зрения возобновляет интерес к самой сказке.

        Переставленная на другие рельсы, знакомая сказка заставляет ребенка переживать ее заново. Дети играют теперь не столько с Красной Шапочкой, сколько сами с собой: бесстрашно позволяют себе вольности, рискуют брать на себя ответственность за все то, что может случиться.

        В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие. Она поможет ребенку избавиться от иных навязчивых идей: научит не бояться волка, представит в менее гнусном свете лешего и в смешном виде ведьму, установит более четкую грань между миром подлинным, где известные вольности недопустимы, и миром вымысла. Это рано или поздно должно произойти: конечно, не раньше, чем волк, леший и ведьма выполнят свою традиционную миссию, но, разумеется, и не слишком поздно».

Играйте вместе с детьми – это так увлекательно и полезно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Методическая разработка родительского собрания совместно с детьми среднего дошкольного возраста «Играем вместе детьми»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи. Задачи:1 . Формировать понятие родителей о возможности игры как ср...

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по теме «Опыты и эксп

Уважаемые родители!!!!Для того чтобы самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение наших детей: это задания, упражнения...

Чем занять ребенка в период самоизоляции. Игры с детьми на отдыхе летом. Мгры с детьми перед сном.

Консультации для родителей дошкольников  - подборка игр для родителей с детьми дома, на отдыхе на природе, созданные в период самоизоляции....

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....