Главные вкладки

    Материал по теме:
    Взаимодействие ДОУ и семьи .

    Мухаметшина Тензиле Рамиловна

    Концепция дошкольного образования положило начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том , что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_dou_i_semi.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

     Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

      Изменившаяся современная семья  заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.

     В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

    Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

    -  работа  с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

    -  повышение педагогической культуры родителей;

    -  вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

    Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

    -  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    -  объединить усилия для развития и воспитания детей;

    - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

    -  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

    Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

    Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему «Социальный портрет семьи». Анализ рисунков воспитанников на тему «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.

    Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение,  мы условно разделили на три группы.

    Первая группа – это  родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

    Вторая группа  – это  родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

    Третья группа – это  семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить  из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.

    Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести  до родителей знания.

    В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, семейные клубы, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, защита семейных проектов, выставках детско-родительских работ.

    Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.

    Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя.

    Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Традиционно оформляются папки-передвижки. Постоянно обновляется информация на сайте детского сада.  

         В учреждении проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за «круглым столом», деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность.

    Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития  их собственного ребенка.

    Литература

    1.Закон РФ «Об образовании». - http://www.consultant.ru/popular/edu/.

    2. Концепция дошкольного воспитания. - http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-gosudarstvo/z3k.htm.

    3. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.

    4.  Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей ДОУ "Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи"

    Методический материал  по работе с педагогическими кадрами в разделе "Взаимодействие с родителями"...

    Консультация для воспитателей ДОУ "Эффективность взаимодействия ДОУ и семьи"

    Данная презентация консультации  раскрывает понятие семьи и классификацию . особенность семьи.  Представление разнообразных форм взаимодействия  с семьей, причины  сни...

    ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО «СЕМЕЙНЫЙ ПРОЕКТ «МЫ ВМЕСТЕ»

    На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях существует проблема взаимодействия всех участников образовательного процесса.  ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требов...

    «Формы и методы партнёрского взаимодействия ДОО и семьи по вопросу формирования звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха у дошкольников »

    В презентации представлены определения понятий по образовательной Области"Речевое Развитие" в соответствии с ФГОС,конкретизированы формы и методы работы  с семьёй по данному направлению (из лично...

    Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО

    В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности уделяется особое вним...

    Проект старшего воспитателя "Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС ДО"

    Повышение пофессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО...

    Презентация "Взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО"

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагога на другой уклад образовательной практики, на другой тип содержания образования, что в свою очередь, тр...