Тема «Система психолого-педагогического мониторинга в ДОУ»
методическая разработка по теме

Маратканова Елена Степановна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

       Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника. Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

       Наряду с потребностью образовательной практики, необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана и в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ в РФ. В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее — система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга». Поэтому при проектировании образовательной программы детского сада администрации и педагогическому коллективу прежде всего следует определить ожидаемые результаты — достижения детей — и спроектировать систему их отслеживания, то есть мониторинга.

     В современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

      Как указано в ФГТ, планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются на итоговые и промежуточные. При этом итоговые результаты должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может пробрести  в результате освоения Программы. Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части образовательной программы.

Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

      В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высокоформализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

     Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

    В связи с этим разработка научно – педагогического инструментария мониторинга ребенка в образовательном процессе – сложная, но чрезвычайно актуальная проблема, для решения которой авторский коллектив программы «Детство» (Т.И.Бабаева. А.Г.Гогоберидзе. М.В.Курлехт и др.) разработал научно – методическое пособие «Мониторинг в детском саду». Материалы данного пособия подготовлены в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования».

             

   Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

1.Определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

2.   Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3.   Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

4.   Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

5.   Принятие решения об изменении деятельности.

 Определение результативности деятельности ДОУ прежде всего связано со степенью решения целевых задач: охрана жизни и укрепление здоровья детей, развитие детей раннего и дошкольного возраста, взаимодействие с семьей и ее поддержка в процессе воспитания детей дошкольного возраста. Исходя из этого, объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ являются:

—  физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка;

—  степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения;

—  степень готовности ребенка к школьному обучению;

—  удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, учителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы.

1.Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»). Результаты диагностики должны рассматриваться  как  конфиденциальная  информация.   Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

2.     Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует на листках для записи и прикрепляет их на диагностический  экран.  Лучше делать это  незаметно для детей. Можно использовать также различные схемы и формы наблюдения.

3.     При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли   ребенку  недостаточное   развитие   какой-либо   характеристики,  какие качества целесообразно развивать у ребенка.

4.     Представление воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты).

       Результатом первого этапа (который длится около двух недель) будет примерное представление воспитателя об особенностях развития ребенка. Чтобы уточнить и конкретизировать это представление, проводится второй этап диагностики.

      Второй этап — уточняющий диагноз — опирается на дополняющие наблюдение методы: анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми, опросы, анкетирование педагогов и родителей, небольшие экспериментальные задания и простые тесты. Используются также специальные методы диагностики, позволяющие выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т. д.

     Эти методы проводятся выборочно, а не со всеми детьми группы и только в том случае, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества и оценить его. Второй этап занимает одну- две недели.

     Третий этап — окончательный диагноз — заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагнозов, но и в их сравнении, сопоставлении. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определенного заключения называется их интерпретацией. Преимущественно используется метод экспертных оценок. На этом этапе все педагоги, которые взаимодействуют с детьми группы, собираются вместе и обсуждают полученную в результате диагностики информацию.

    Результатом совместного обсуждения будет заполненная диагностическая карта, в которой отражена цветом оценка по каждому показателю диагностики для каждого ребенка.

 В издательстве «ДЕТСТВО – ПРЕСС» в 2011 г. вышло методическое издание «Результаты мониторинга детского развития» (автор- составитель Верещагина Н.В.).Пособие содержит структурированный диагностический материал, необходимый для оценки интегративных качеств личности дошкольника с нормальным и нарушенным развитием, что соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ МО России от 23 ноября 2009 г. № 655, вступил в действие 16 марта 2010 г.). Выделенные параметры оценки интегративных качеств личности ребенка данного возраста общеприняты в психолого-педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития интегративных качеств конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития личности детей дошкольного возраста.

   Предлагаемое пособие разработано для всех возрастных групп с целью оперативного отслеживания формирования интегративных качеств личности дошкольника по результатам образовательной деятельности детей с нормальным и нарушенным развитием. Это достигается путем использования общепринятых критериев и уровневым подходом к оценке личности ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка».

     Система мониторинга содержит девять интегративных качеств, соответствующих ФГТ:

«Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»,

«Любознательный, активный»,

 «Эмоционально-отзывчивый»,

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»,

 «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»,

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»,

«Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»,

«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»,

«Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Оценка уровня развития интегративных качеств личности дошкольника:

1    балл — ребенок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества;

2    балла — ребенок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества;

3    балла — ребенок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества;

4    балла — ребенок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества;

5    баллов — ребенок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию качества.

Методическое пособие «Результаты мониторинга образовательного процесса»  (автор- составитель Верещагина Н.В.) разработано с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с детьми дошкольного возраста, вне зависимости от предпочитаемой программы обучения и воспитания и контингента детей.

Система мониторинга содержит десять образовательных областей, соответствующих ФГТ: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», все это позволяет осуществить комплексный подход к  оценке развития  ребенка.

Оценка уровня овладения ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:

1    балл — ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает;

2    балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания;

3    балла — ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого;

4    балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;

5    баллов — ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.

             Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

            Таблицы мониторинга интегративных качеств и мониторинга образовательного процесса в данных пособиях предлагается заполнять дважды в год — в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами проста и включает два этапа.

          Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности детей и освоения общеобразовательной программы.

             Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение можно получить, если все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности детей и освоения общеобразовательной программы.

       Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии личности, а также определять трудности в формировании определенных интегративных качеств и реализации общеобразовательной программы в каждой конкретной группе, т. е. оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту. (Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

            Наличие математической обработки результатов мониторинга интегративных качеств личности детей и мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития и промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования каждого ребенка в соответствии с ФГТ.

К программе “От рождения до школы” вышло пособие “Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. Тетрадь для мониторинга детского развития” (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса.)

        До конца 2012 года планируется выпуск тетрадей для мониторинга детского развития для всех групп детского сада, начиная со второй младшей группы, а также компьютерная программа на CD-диске, которая позволит проводить анализ динамики развития ребенка, а также сравнивать интегративные показатели по группе и по детскому саду в целом.

Оценка детского развития осуществляется в три этапа. Итоги отражаются в  тетради, которая заполняется на каждого ребенка группы детского сада.

        Все характеристики детского развития объединены в девять разделов. Каждый из них характеризует одно из интегративных качеств детского развития, определенного Федеральными государственными требованиями (ФГТ).

  1. На первом этапе оцениваются все показатели развития по каждому интегративному качеству. Для этого заполняются соответствующие таблицы, представленные в тетради. Каждый показатель оценивается в баллах: от 0 до 3 баллов.
  2. На втором этапе суммируются полученные ребенком баллы по каждому разделу. На основании суммы баллов определяется итоговое значение, характеризующее развитие соответствующего интегративного качества (от 1 до 5 баллов). На основании итоговых значений заполняется сводная таблица результатов мониторинга и строится диаграмма развития интегративных качеств.
  3. На третьем этапе проводится качественный анализ развития ребенка, основная задача которого — определение проблемных моментов детского развития.

        Подводя итоги мониторинга, педагог заполняет сводную таблицу результатов и строит диаграмму развития интегративных качеств.

Диаграмма развития интегративных качеств позволяет педагогу оценить гармоничность развития ребенка. Для этого он отмечает в диаграмме количество набранных дошкольником баллов по каждому интегративному качеству и соединяет показатели линией.

        На диаграмме проведена горизонтальная пунктирная линия. Если значение итогового показателя по какому-либо интегративному качеству располагается ниже этой линии, то необходимо провести дополнительную оценку развития данного качества другими специалистами. (Если результат по одному или нескольким интегративным качествам ниже 2 баллов, то требуется корректирующая работа педагога. Если результат ниже 1 балла, то требуется внимание специалиста.)

        Если будет установлено недостаточное развитие соответствующего интегративного качества, необходимо разработать дополнительную индивидуальную программу мероприятий, позволяющих активизировать процесс развития интегративного качества.

Схема разработки программы мониторинга

п/п

Наименование

разделов и подразделов

Краткое содержание

Пояснительная записка

Актуальность мониторинговых исследований в данном учреждении.

Базовые цели мониторинга.

Основные задачи мониторинга.

Структура программы.

Основные участники мониторинговых исследований(должности)

1.

Мониторинг образовательного процесса

Может включать краткое пояснение

1.1

Мониторинг физического развития воспитанников (образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»)

Указать базовые задачи исследований, общие для всех возрастных групп, основные методы исследования

1.2

Мониторинг социально-личностного развития(образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»)

Указать базовые задачи исследований, общие для всех возрастных групп, основные методы исследования

1.3

Мониторинг познавательно-речевого развития(образовательные области «Познание», «Коммуникация»,»Чтение художественной литературы»)

Указать базовые задачи исследований, общие для всех возрастных групп, основные методы исследования

1.4

Мониторинг художественно-эстетического развития (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»)

Указать базовые задачи исследований, общие для всех возрастных групп, основные методы исследования

2.

Мониторинг детского развития

По интегративным качествам

Приложение

План мониторинга, диагностические методики и критерии оценки; формы документов; инструктажи и пр.

ПРОГРАММА МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ…

на 2013-2014 уч.г.

основная общеобразовательная программа, реализуемая в дошкольном учреждении – «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Пояснительная записка

Актуальность мониторинговых исследований обусловлена следующими причинами:

- переходом дошкольного учреждения к работе по программе нового поколения и отсутствием у коллектива необходимого педагогического опыта;

- необходимостью обеспечения должного уровня подготовленности детей к освоению школьной программы в связи с реформированием школьного образования;

- необходимостью обеспечения индивидуализации и дифференциации обучения воспитанников с разным уровнем стартового развития;

- необходимостью своевременной коррекции педагогического процесса с целью оптимизации развития воспитанников на основании анализа развития интегративных качеств личности.

Базовые цели мониторинга:

  1. Выявление уровня освоения воспитанниками образовательной программы на основе анализа достижения детьми промежуточных результатов развития.
  2. Определение оснований для своевременной коррекции образовательного процесса.

Базовая задача мониторинга:

Определение степени влияния образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении на развитие воспитанников.

Основные участники мониторинговых исследований:

- руководитель дошкольного учреждения;

- заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе;

- воспитатели;

- специалисты ( психолог, логопед,  физорг, музыкальный руководитель);

- медицинские работники;

- представители родителей воспитанников.

Нормативно-методические основы организации мониторинга:

1 . Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

2.Основная образовательная программа дошкольного образования, предусматривающая проведение мониторинговых исследований.

3. Распоряжение руководителя, решение Совета педагогов.

Структура программы мониторинговых исследований.

Структура программы мониторинга состоит из пояснительной записки и двух разделов: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития и приложения.

Первый раздел программы мониторинга «мониторинг образовательного процесса» состоит из четырех подразделов, соответствующих основным направлениям организации образовательного процесса. Каждый подраздел включает соответствующие образовательной программе образовательные области. Это позволяет оценивать уровень реализации основных направлений образовательной программы.

Второй раздел  программы «Мониторинг детского развития» состоит из восьми подразделов, соответствующих требованиям развития интегративных качеств воспитанников.

Приложение включает план-график мониторинговых исследований, образцы рабочей и отчетной документации.

РАЗДЕЛ 1. Мониторинг образовательного процесса

  1. мониторинг физического развития воспитанников ( образовательные области «Здоровье», «Физическая культура»)

Задачи мониторинга:

«Здоровье»

- анализ деятельности персонала по укреплению и сохранению здоровья воспитанников;

- анализ двигательной активности воспитанников;

- оценка уровня развития культурно-гигиенических навыков;

-уровень развития представлений  и навыков здорового образа жизни.

«Физическая культура»

- анализ динамики развития физических качеств;

- анализ динамики формирования двигательного опыта детей;

- анализ развития самостоятельной деятельности детей.

Базовые методы исследования: тестирование, контрольные измерения; изучение документации, наблюдение процессов физического воспитания.

1.2. Мониторинг  социально-личностного развития воспитанников (образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность»)

Задачи мониторинга:

«Социализация»

- анализ динамики развития игровой деятельности детей;

- анализ  формирования правилосообразного поведения в обществе (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах);

- анализ динамики формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

«Труд»

- оценка динамики формирования трудовых навыков;

- оценка динамики формирования представлений о труде взрослых;

- анализ формирования  ценностных отношений к трудовой деятельности.

«Безопасность»

- оценка знаний об опасных ситуациях, предметах, природных явлениях и людях;

- анализ освоения правил безопасного поведения;

- оценка уровня знаний о безопасности дорожного движения.

Базовые методы исследования: наблюдение, тестирование детей в процессе создания игровых жизненных ситуаций, беседы с детьми и родителями, рисуночные тесты, трудовые задания, анализ видеозаписей и др.

1.3. Мониторинг  познавательно-речевого развития воспитанников (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

Задачи мониторинга:

«Познание»

- оценка динамики сенсорного развития;

- оценка динамики развития познавательной деятельности;

- оценка динамики формирования математических представлений;

- анализ развития представлений об окружающем.

«Коммуникация»

- анализ развития навыков общения;

- анализ динамики развития устной речи детей;

- оценка степени овладения нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

- оценка уровня развития литературной речи;

- анализ формирования представлений о литературных жанрах;

- анализ формирования основополагающих  жизненных ценностей на основе литературных произведений;

- анализ освоения содержания литературных произведений.

Основные методы исследования: психолого-педагогическая диагностика, контрольно-срезовые игровые занятия, беседы с детьми и родителями, наблюдения, анализ видеозаписей, контент-анализ и др.

1.4. Мониторинг художественно-эстетического развития воспитанников (образовательные области «Художественное творчество», «Музыка»)

Задачи мониторинга:

«Художественное творчество»

- анализ динамики  развития изобразительных навыков детей;

- анализ динамики развития детского творчества;

- анализ динамики формирования представлений об изобразительных жанрах.

«Музыка»

- анализ динамики развития музыкально-художественной деятельности;

- оценка уровня  приобщения детей к музыкальному искусству.

Основные методы исследования: анализ детских репродуктивных и творческих работ, игровые задания  на обобщение  и классификацию изобразительных жанров; беседы с детьми, наблюдение, анализ видеозаписей, творческие задания и др.

РАЗДЕЛ 2. Мониторинг детского развития

  1. Оценка развития интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Для оценки этого качества изучаются: темпы прироста физических качеств, оценивается на предмет соответствия возрастным нормам уровень физического развития по показателям работоспособности, коэффициенту выносливости, индексу Пинье; уровень сформированности  культурно-гигиенических навыков.

Основные методы обследования: тестирование, наблюдение.

  1. Оценка  развития интегративного качества «Любознательный, активный»

   Оценка проводится по уровню развития деятельности экспериментирования, способности к вопрошанию и креативности.

Основные методы обследования: наблюдение, диагностика, анализ творческих работ.

  1. Оценка интегративного качества «Эмоционально отзывчивый».

Для оценки данного качества изучаются: эмоциональный отклик на содержание  художественных произведений, способность к сопереживанию и пониманию эмоций других людей.

     Основные методы обследования: наблюдение, психодиагностика, беседы с родителями и воспитателями.

  1. Оценка интегративного  качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

  Оценка производится по уровню развития речи, особенностям взаимодействия со сверстниками.

     Основные методы обследования: наблюдение, социометрия, психодиагностика.

  1. Оценка интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые правила и нормы поведения»

Оценка данного качества производится по  уровню развития волевой сферы и специфике поведения в различных жизненных ситуациях, а также по уровню сформированности предпосылок этического сознания.

 Основные методы обследования: : наблюдение, психодиагностика, этические беседы, созидание игровых жизненных ситуаций, беседы с родителями и анализ видеозаписей.

  1. Оценка интегративного качества «Способный решать интеллектуальные  и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»

Оценка проводится по уровню интеллектуального и личностного развития.

Основные методы обследования: психодиагностика, моделирование проблемных ситуаций, наблюдение.

  1. Оценка интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе,  семье, обществе, государстве, мире и природе».

Оценка производится по уровню сформированности «Я – образа», степени осознанности принадлежности к семье и группе сверстников, а также уровню сформированности соответствующих представлений и знаний.

Основные методы обследования: наблюдение, беседы с воспитателями и родителями, беседы с детьми, психодиагностика.

  1. Оценка интегративного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Оценка производится на основании изучения отношения к требованиям  взрослого, уровню развития произвольного внимания, восприятия.

  Основные методы обследования: наблюдение, анализ познавательной деятельности, психодиагностика, анализ продуктивных видов деятельности.

  1. Оценка интегративного качества «Овладевший необходимыми  умениями и навыками»

умениями и навыками»

Оценка  производится на основании изучения двигательных, речевых, трудовых, изобразительных, конструкторских, художественно-музыкальных навыков и умений, навыков экспериментальной деятельности.

   Основные методы обследования: творческие задания, создание проблемных ситуаций в различных видах деятельности, наблюдение за деятельностью детей в процессе  занятий, анализ детских работ, анализ видеозаписей.

Приложения ( приложениями являются рабочие и отчетные документы мониторинга).

ПЛАН МОНИТОРИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План мониторингового исследования составляется по каждой возрастной  группе детей соответственно разделам  и подразделам программы мониторинга. В нем указываются  основные контрольно-аналитические мероприятия, их сроки, фамилии и должности ответственных лиц и отметка о выполнении. Можно включить  в план графу «оценка», в которой в баллах выставлять обобщенный результат проведенного  исследования.

  Особое внимание в плане мониторинга следует уделить обозначению сроков обследования. Поскольку в мониторинге образовательного процесса и развития воспитанников принимают обязательное участие не только воспитатели, но и  специалисты и администрация ДОУ, рационально проводить мониторинг по разным образовательным областям, либо возрастным группам последовательно, но в пределах определенного временного периода (например,  одного месяца).   

Рабочая и отчетная документация мониторинговых исследований.

К ней относятся:

- индивидуальные карты освоения образовательной программы воспитанниками;

- индивидуальные карты развития интегративных качеств воспитанников;

-разнообразный вспомогательный материал для проведения мониторинговых исследований, как, например, оценочные карточки, протоколы наблюдений и обследования, набор диагностических методик. К отчетной документации относятся обобщенные протоколы (таблицы) мониторинга. Они разделяются на два вида: для воспитателя и для руководителя дошкольного учреждения.

Список использованной литературы

  1. Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г. №  03 – 248. 
  2. «Мониторинг в детском саду». Научно-методическое пособие - СПб, Детство-Пресс, 2011.
  3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151.

  1. «Мониторинг образовательного процесса и развития интегративных качеств воспитанников детского сада: контекст ФГТ». Методическое пособие       В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова,

Москва  Центр дополнительного образования «Восхождение», 2013г.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические подходы в организации коррекционной работы с особыми детьми. Мониторинг их успешности.

Проблема воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем....

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»

Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, есл...

Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников в области здоровья

Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы в психологических,педагогических  и медицинских исслед...

"Методические рекомендации по проведению психолого-педагогического мониторинга в соответствии с ФГОС ДО"

Материал будет интересен старшим воспитателям и воспитателям детских садов. Здесь Вы найдёте общие подходы к организации мониторинга в нашем ДОУ и пошаговую инструкцию непосредственно осуществления мо...

Результаты психолого-педагогического мониторинга за 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные года.

Ежегодно в детском саду мной совместно с воспитателями проводится психолого-педагогический мониторинг развития детей, предусмотренный ООП ДОУ.  Данный мониторинг проводится в начале и конце учебн...

Круглый стол на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (для родителей)

Круглый стол  на тему: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ» (для родителей)...