«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга»
учебно-методическое пособие (младшая группа) по теме

Смирнова Светлана Николаевна

Данный материал содержит в себе мультимедийную презентацию и также текстовое сопровождение к слайдам. Эти материалы использовались на методическом объединении музыкальных руководителей. Буду рада, если данные материалы помогут Вам в Вашей работе с коллегами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Интегративный и деятельностный подход к организации психолого-педагогической работы по реализации образовательной области «Музыка» на основе мониторинга» Методическое объединение музыкальных руководителей Центр повышения квалификации специалистов. Информационно- методический центр Колпинского района Санкт- Петербурга 2012-2013 г Смирнова С.Н. – старший воспитатель ГБДОУ № 49 Юрова Г.Ф.- старший воспитатель ГБДОУ № 51

Слайд 2

нормативные документы Закон об образовании ( проект) Типовое положение ДОУ Приказ министерства образования РФ от 27.10.2011г № 2562 Приказ министерства образования РФ от 23.11 2009 № 655 об утверждении введения в деятельность Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования Федеральные государственные требования к условиям реализации основной образовательной программы Приказ министерства образования РФ от 20.07.2011№ 2151 Письмо министерства образования и науки РФ от 21.11.2011 № 03-877 «перечень игрового оборудования для учебно- методического обеспечения дошкольного образовательного учреждения Приказ Министерства образования и социального развития России от .08.2009 № 593 « Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Основная общеобразовательная программа ДОУ

Слайд 3

Центральные принципы ФГТ соответствовать принципу развивающего образования , целью которого является развитие ребенка сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости , когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования; соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму») ; обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Слайд 4

Образовательная область «Музыка» позволяет ребёнку : осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества; взрослому (педагогу и родителю ) : эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты. При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребёнка дошкольного возраста является: - способом самовыражения; - способом познания и понимания окружающего мира; - универсальным способом жизнедеятельности.

Слайд 5

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка » ориентированы на создание условий для развития разнообразных качеств и способностей ребёнка ; освоения им музыкально-художественной деятельности.

Слайд 6

Интеграция образовательных областей как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения , связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского , в разделе «Социализация») ; как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа Золушки) ; как средство обогащения образовательного процесса (например, физкультура под музыку, рисование под музыку) ; -как средство организации образовательного процесса. В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны. Например : « Физическая культура» - «Музыка». Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности. « Безопасность» - «Музыка». Развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки. « Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки. « Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев. « Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений. « Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам. « Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.

Слайд 7

Интегративные личностные качества ребенка: "физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками"; "любознательный, активный"; "эмоционально отзывчивый"; "овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения)"; "способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений"; "способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы ), адекватные возрасту"; "имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе"; "овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности"; "овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности).

Слайд 8

Специфика реализации образовательной области « Музыка» Музыкальный руководитель -музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности - занимается музыкально- педагогическим просвещением коллег , оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры. Воспитатель - при проведении режимных моментов. - владеет индивидуально- дифференцированным подходом.

Слайд 9

Основные формы внедрения ИКТ - Восприятие музыки : Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.п. -Музыкально-ритмические движения и танцы : И спользование мнемотаблиц с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. -Пение : по графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам- подсказкам узнавать и учить песни. - Музыкально-дидактические игры – развивать музыкально-слуховые представления , ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело-грустно», «Определи ритм» и т.п. - Игра на детских музыкальных инструментах .: Знакомство с музыкальными инструментами, их звукомзвлечением по схемам разучивание партии инструментов в оркестре.

Слайд 10

Планирование музыкального руководителя Группа ____________ Тема проекта ___________________________________________ Название ( форма проведения )итогового мероприятия ________________________________________________________ Дата проведения __________________________________________________________________________________________ Ф.И.О. ответственного за итоговое мероприятие ________________________________________________________________ Направления развития Образовательные области Непосредственно образовательная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей ( центры активности в группе и в зале) Взаимодействие с родителями , социальными партнерами Слушание ( вокальное, инструментальное, и др ) Исполнение ( пение, танец, игра на музыкальных инструментах) Творчество ( пение, танец , игра на музыкальных инструментах) Деятельность в режимных моментах Индивидуальная работа Познавательно- речевое развитие Познание Коммуникация Чтение худ. литературы Социально- личностное Безопасность Труд Социализация Художественно- эстетическое Художественное творчество Физическое развитие Физическое развитие Здоровье

Слайд 11

ЦЕЛЬ : Разработка Комплексно-тематического планирования и инструментария для проведения мониторинга на основе наблюдений и игры Задачи: Наработать и систематизировать варианты КТП к образовательной области «Музыка» Способствовать внедрению ИКТ в работу музыкальных руководителей Разработать инструментарий для проведения мониторинга к образовательной области «Музыка»

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Консультация  для  музыкальных руководителей

Слайды 1-2

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее - ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях.  Данные документы определяют направления стратегических преобразований, реализация которых приведёт к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста.

3 слайд (Основные нормативные документы)

4 слайд (Центральные принципы ФГТ)

Центральные принципы ФГТ:

- соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка

- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, когда содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

- соответствие содержания программы критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму») ;

- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей в данный возрастной период;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, а также с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;

- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

5 слайд (Образовательная область «М» в рамках ФГТ)

В рамках ФГТ выделены 10 образовательных областей. Среди них в разделе художественно-эстетического развития - образовательная область «Музыка». Указана значимость области «Музыка» для развития, воспитания и обучения детей.

Образовательная область «Музыка» позволяет:

- ребёнку: осуществлять эмоционально-чувственное познание мира, реализовывать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогащать индивидуальный культурный опыт, налаживать социальные контакты и коммуникации, практиковаться в способах самовыражения, первых опытах творчества;

-взрослому (педагогу и родителю) : эффективно развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, приобщать его к культуре и музыкальному искусству, развивать детское творчество, насыщать среду пребывания ребёнка в ДОУ музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.

При разработке образовательной области «Музыка» авторы учитывали, что музыка для ребёнка дошкольного возраста является:

- способом самовыражения;

- способом познания и понимания окружающего мира;

- универсальным способом жизнедеятельности.

6 слайд

Основные задачи педагогической работы в образовательной области «Музыка» ориентированы на создание условий для:

- развития разнообразных качеств и способностей ребёнка;

- освоения им музыкально-художественной деятельности.

7 слайд (Интеграция образовательных областей)

В современных документах мы слышим новое слово «интеграция» это официальный термин. Вам- музыкальным руководителям, позиции принципа интеграции понятны и знакомы. Так как музыка может использоваться во всех образовательных областях. Итак, как же интегрирует образовательная область «Музыка» с другими областями.

- как их содержательная часть, разновидность наглядного метода (музыкальные произведения, связанные с решением задач в той или иной области, например песня «Настоящий друг, муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского, в разделе «Социализация») ;

- как средство оптимизации образовательного процесса (например, усиление песней эмоциональности восприятия литературного образа Золушки) ;

- как средство обогащения образовательного процесса (например, физкультура под музыку, рисование под музыку) ;

 Как средство организации образовательного процесса.

 В этом плане возможности интеграции других образовательных областей с образовательной областью «Музыка» несомненны.

Например:

- «Физическая культура» - «Музыка». Развитие физических качеств, для музыкально-ритмической деятельности.

- «Безопасность» - «Музыка». Развитие умений безопасного пользования техническими средствами, носителями музыки.

- «Социализация» - «Музыка». Понимание эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки.

- «Коммуникация» - «Музыка». Возможность общения по поводу прослушанной музыки, в процессе распределения ролей в музыкальных играх и обсуждения особенностей выразительного исполнения песен и танцев.

- «Познание» - «Музыка». Освоение музыкально-сенсорных предэталонов звука, обогащение элементарных музыковедческих представлений.

- «Чтение художественной литературы» - «Музыка». Использование литературных произведений как иллюстраций к музыкальным образам.

- «Художественное творчество» - «Музыка». Использование умений, характерных для художественного творчества, с целью наглядного выражения результатов восприятия музыки.

8 слайд ( Интегративные качества )

В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.

Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГТ: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

Интегративные личностные качества ребенка:

"физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками";

"любознательный, активный";

"эмоционально отзывчивый";

"овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными средствами общения)";

"способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений";

"способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту";

"имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе";

"овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности";

"овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления музыкальной деятельности).

 Как мы видим, знания, умения и навыки  обозначены в последней графе интегративных личностных качеств, что уже сейчас положительно сказывается на диагностике, отраженной в переработанных в соответствии с требованиями ФГТ и вышедших в свет программах (количество формируемых умений и навыков в них заметно уменьшилось).

Конечно, проведение новой диагностики потребует от ученых и педагогов-практиков разработки тех показателей, которые свидетельствуют о вкладе разных образовательных областей в развитие каждого интегративного личностного качества детей.

9 слайд (Специфика реализации образовательной области «М»)

В дошкольном образовательном учреждении специфика реализации образовательной области «Музыка», в отличие от других образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве специалистов – педагога (воспитателя группы) и музыкального руководителя. Традиционно организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель при участии воспитателя-помощника. Музыкальный руководитель занимается музыкально-педагогическим просвещением коллег, оказывает им соответствующую поддержку в развитии музыкальной культуры. В то же время музыкальный руководитель должен доверять педагогам в вопросах музыкального воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке музыкальности ребёнка и описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений. Так как воспитатель хорошо знает своих воспитанников, ежедневно общается с ними в течение нескольких лет, владеет индивидуально-дифференцированным подходом.

Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредственно во время образовательной деятельности, а воспитатель продолжает эту работу при проведении режимных моментов.

10 слайд (Меняются требования к педагогу)

Хочу обратить Ваше внимание на то, что в 2009г была обновлена должностная инструкция музыкального руководителя. И там сказано, что педагог должен владеть информационно-коммуникативными технологиями.

При прохождении тестирования «На соответствие занимаемой должности» будут поставлены вопросы и по этой теме. Это одна из причин для педагога освоить инновационные-компьютерные технологии.

Но в тоже время, в этом есть большие плюсы для работы любого педагога.

Музыкальный руководитель может применять различные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии, так и на развлечениях и праздниках. На занятиях мультимедиа можно использовать во всех разделах: например при слушании музыки – портреты композиторов, внешний вид музыкальных инструментов, картины природы, и т. д

Приведение всех форм документаций в электронный вид позволяет оперативно работать с информацией, экономить рабочее время, следовательно, повышается качество и эффективность деятельности.

В связи с требованиями ФГТ  внесены изменения в написание плана

а именно:

- учебный блок заменяется на блок образовательной деятельности,

- добавляются графы:

- интеграция образовательных областей,

- рекомендации воспитателям,

- создание развивающей среды в группе,

- взаимодействие с родителями.

11слайд

 Цель и задачи методического объединения в этом году

Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими педагогами, полноценно использовать личностные ресурсы, проявлять готовность осуществлять самообразование.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательной области "Музыка"

Республика         Башкортостанг. Стерлитамак      2012 годМБДОУ - детский сад № 61Реализация образовательной области      "Музыка"...

Перспективное планирование реализации образовательной области "Музыка" в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР) по программе Костиной Э.П. "Камертон"

В планировании отражена интеграция образовательных областей, указаны коррекционные задачи, репертуар соответствует тематическим неделям плана учителя-логопеда...

Перспективное планирование реализации образовательной области "Музыка" в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с ОНР) по программе Костиной Э.П. "Камертон"

В планировании отражена интеграция образовательных областей, указаны коррекционные задачи, репертуар соответствует тематическим неделям плана учителя-логопеда...

Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА"

Данная статья описывает опыт работы музыкального руководителя с семьями воспитанников ДОУ в рамках музыкального развития дошкольников....

Формы работы музыкального руководителя с семьей по реализации образовательной области «МУЗЫКА

Данный материал раскрывает формы создания единого пространства музыкального развития ребенка в семье и детском саду, формы работы с родителями, как участниками полноценного музыкально-образовательного...

Статья «Использование ИКТ в работе с детьми при реализации образовательной области «Музыка» в современном дошкольном образовании».

В работе с детьми при реализации образовательной области "Музыка" я использую информационно-компьютерные технологии. Напрмер: для познавательного материала ( знакомство с музыкальными инструментами, с...

Адекватность психолого-педагогической деятельности педагога по реализации образовательных целей программы дошкольного образования.

Средний уровень:  Более половины показателей, но не менее 2/3, являются стабильными характеристиками, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны.Низкий уровень: менее половины пок...