Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников в области здоровья
методическая разработка на тему

Позднякова Янина Юрьевна

Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы в психологических,педагогических  и медицинских исследованиях все большее внимание  уделяется  психологическим  факторам в  детерминации здоровья, акцентируется значении формирования активной позиции личности в отношении к собственному здоровью. В этой связи психолого-педагогический мониторинг здоровьесберегающего потенциала личности ребенка становится одной из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной  учебной деятельности учащихся начальных классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций

дошкольников в  области здоровья

Буторина Елена Борисовна

Старший воспитатель

ГБДОУ д/с№ 103

Фрунзенский район СПб

Позднякова Янина Юрьевна

Заведующий

ГБДОУ д/с № 103

Фрунзенский район СПб

Хороших Валерия Викторовна

кандидат психологических наук

Руководитель ОЭП

ГБДОУ д/с № 103

Фрунзенский район СПб

Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений

в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы

     в психологических,педагогических  и медицинских исследованиях все большее внимание

     уделяется  психологическим  факторам в  детерминации здоровья, акцентируется значение

     задачи первичной профилактики и формирования здорового образа жизни,

     формирования активной позиции личности в отношении к собственному здоровью.

В этой связи психолого-педагогический мониторинг здоровьесберегающего

потенциала личности ребенка становится одной из важнейших проблем детской

и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной

программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной

 учебной деятельности учащихся начальных классов.

   Современные  требования к организации воспитания и обучения дошкольников

интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических

подходов, нацеленных на приведение методов обучения детей в дошкольном

учреждении в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте проведение

психологического мониторинга здоровьесберегающего потенциала личности ребенка

в условиях ГДОУ приобретает особое значение, поскольку позволяет решать задачи

формирования гармоничной личности, подготовить детей к будущему преодолению

 трудностей в обучении  и предотвратить их возникновение, разработать

 индивидуальный здоровьесберегающий маршрут, способствующий успешной

 адаптации к дошкольному учреждению и дальнейшей адаптации ребенка в школе.

     В рамках первого этапа опытно-экспериментальной работы, проводящейся

в ДОУ № 103 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга была предложена модель

 психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников

в  области здоровья, включающая в себя:  цели и задачи мониторинга, предмет

 мониторинга, описание основных факторов, определяющих эффективность

мониторинга,  технологии психолого-педагогического сопровождения как практическое

 применение результатов диагностической  составляющей мониторинга. Графическое

 изображение модели представлено на рисунке 1. Сама модель структурно включает

 в себя  два основных блока: системно-организационный и процессуальный.

    Системно-организационный блок представлен факторами, определяющими

эффективность мониторинга личностных компетенций дошкольника в области

здоровья. К таким факторам были отнесены: теоретико-методологические принципы

 психолого-педагогического мониторинга, готовность педагогического коллектива

к работе  в инновационном режиме, поддержка родителей.

     Теоретико-методологические принципы являются определяющими

при планировании  педагогической работы и оценке ее эффективности. К

таким принципам  были  отнесены: принцип структурно-динамической  целостности

при изучении личностных  компетенций дошкольника ( Н. Семаго, М. Семаго),

 означающий ориентацию на  изучение отдельных сторон психического с позиции

 целой, единой системы; принцип учета логики и последовательности нормативного

развития (Н. Семаго, М. Семаго), подчеркивающий  необходимость ориентации

в процессе психолого-педагогической диагностики и коррекции на возрастные

закономерности развития и становления различных психических функций,

 необходимость учета логики и последовательности становления отдельных

психических функций, их временной согласованности.

    С последним принципом тесно связан принцип соответствия   диагностических

и развивающих возможностей используемых в работе методик возрастным

особенностям обследуемых детей. Принцип единства воспитания и изучения

(А.И. Кочетов) предполагает необходимость всесторонненого учета результатов

изучения детей в планировании и организации деятельности педагогов, ориентирует

 работу ДОУ на постоянное изучение воспитанников.

      Готовность педагогического коллектива к работе  в инновационном режиме

представляет собой установку, выражающуюся в осознании целей и задач

инновационной деятельности, позитивном отношении, позитивной оценке опытно-

экспериментальной работы, проводящейся в ДОУ, активном  участии в отдельных

программах в рамках опытно-экспериментальной работы.

     Поддержка родителей как  заинтересованных субъектов педагогического процесса

является необходимым условием  эффективности психолого-педагогического

мониторинга.

     Процессуальный блок представлен компонентами, отражающими логику

и последовательность процесса психолого-педагогического мониторинга.  Эта работа

 начинается с постановки цели, формулирования задач, способствующих ее реализации,

определения предмета  мониторинга.

     В нашем случае предметом мониторинга являются интеллектуальные, регуляторные,

телесные, эмоциональные, коммуникативные, креативные и духовно-нравственные

компетенции личности в области здоровья, выделенные на основе холистической

 модели здоровья В.А. Ананьева «Цветок потенциалов», предполагающей гармоничное

раскрытие целой группы здоровьесберегающих потенциалов (тогда как раскрытие

отдельных компетенций - потенциалов личности ребенка будет свидетельствовать

о наличии «фрагментарного здоровья»).

  1. Интеллектуальные компетенции (интеллектуальный аспект здоровья) –

способность ребенка приобретать знания о здоровье, здоровом образе жизни,

владение универсальными предпосылками учебной деятельности.

  1. Волевые компетенции  (личностный аспект здоровья) – предполагает

формирование навыков принятия решений, умение сказать «нет», постоять

за себя. Включает такие параметры как позитивную самооценку ребенка,

 оптимальный уровень притязаний, высокую мотивацию к выполнению учебной

деятельности, развитие  саморегуляции.

  1. Эмоциональные компетенции (эмоциональный аспект здоровья) – способность

 ребенка распознавать и цивилизованно выражать свои чувства, быть свободным

от страхов,  уметь справляться с агрессивными тенденциями в поведении.

  1. Телесные компетенции (соматический аспект здоровья) – способность ребенка

к спонтанному, естественному телесному поведению, устойчивость тела,

уравновешенность, принятие своего внешнего облика. Для ребенка этот аспект

включает изучение «телесной топографии», освоение простейших приемов

психосоматической регуляции, получение удовольствия от взаимодействия

с телом через физические и танцевальные мероприятия

  1. Коммуникативные компетенции (социальный аспект здоровья) – включает

 развитие коммуникативных навыков ребенка, повышение культурных навыков

в процессе общения с детьми и взрослыми, развитие социальной смелости,

 осознание ребенком своих  прав и обязанностей.

  1. Креативные компетенции (творческий аспект здоровья)– способность ребенка

к созидающей активности, его умение творчески самовыражаться

и адаптироваться к неожиданным жизненным ситуациям. Данный аспект

включает развитие возможности ребенка генерировать новые идеи и креативные

 образы,  позволяет выявлять и поддерживать проявления детской одаренности

  1. Духовные компетенции (духовный аспект здоровья) – понимается как развитие

духовной природы ребенка, связанной с желанием творить добро, отстаивать

 справедливость. Это направление связано и с развитием экологических

 представлений, художественно-эстетических возможностей ребенка,

 приобщением к традициям русской национальной  культуры.

Изучение степени сформированностиотдельных компетенций  дает возможностьдля

выявления проблем в развитии ребенка, и соответственно в определении основных

направлений психолого-педагогической работы по формированию личностных  компе-

тенций дошкольника в области здоровья. Практической реализацией диагностического

этапа работы является разработка технологий психолого-педагогического сопровожде-

ния ребенка.

        Процесс мониторинга является пролонгированным во времени и предполагает

постоянный контроль за состоянием воспитанников и уровнем сформированности

личностных компетенций в области здоровья. В ходе психолого-педагогического

 мониторинга необходима постоянная   проверка степени соответствия   результатов

 педагогической работы  поставленным целям и задачам, что может приводить как

к коррекции последних, так и способствовать модификации  используемых в работе

 технологий.

        Предложенная модель психолого-педагогического мониторинга личностных

компетенций в области здоровья дошкольников  проходит апробацию, что позволит

оценить ее потенциал на практике.

Литература

  1.  Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения: Монография-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003
  2. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие.

-М. : Педагогическое общество России, 2005

  1. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2006

Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций

дошкольников в  области здоровья

Рисунок 1. Графическое изображение модели        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении воспитанников с нарушением речи.

В работе указаны :·        Цель, задачи, основные направления  и формы сопровождения детей с нарушением речи.·        Р...

Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностного развития ребенка 5 - 6 лет посредством музыкальной терапии

Основная задача развивающей работы и психокоррекции – использовать доступный, понятный язык, убедительно и внушающее воздействовать на ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Одним из методов развития ...

Программа психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста "Быть собой".

     Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивноразвиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другимилюдьми является фундаментом...

Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (презентация)...

Конспект занятия психолого-педагогического сопровождения социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Мы вместе».

Цели:- совершенствовать навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения; - развивать  культуру речи в ситуациях приве...

Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья ...