Главные вкладки

    "Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ посредством реализации образовательной области «Физическая культура»
    статья по теме

    Комалова Наталья Львовна

    Доклад с зонального семинара практикума для управленцев дошкольных учреждений "Создание развивающей среды, как условие внедрения ФГТ в ДОУ" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_2.docx18.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад к зональному семинару

    «Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ»

    март, 2013 г.Златоуст

    ТЕМА:

    Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ посредством реализации образовательной области «Физическая культура».

    На этапе внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ на педагогическом совете учреждения был поставлен вопрос о модернизации предметно-развивающей среды детского сада в рамках образовательной области «Физическая культура»

    Педагоги, начав работать по ФГТ, обратили внимание, что, на имеющемся на тот момент оборудовании предметно-развивающая среда не всегда соответствует  новым требованиям. Т.е. педагоги не имеют достаточной возможности качественно решать задачи воспитания и развития детей. Тогда вместе с педагогами была проанализирована среда групп, физкультурного зала и прогулочных участков и принято решение разработать и реализовать проект под рабочим названием «Физическое развитие в условиях изменённой предметно-развивающей среды ДОУ».

    Работа эта комплексная, основанная на взаимодействии с окружающей средой, использовании нестандартных подходов к образовательному процессу. В сентябре работа начата была с изучения нормативно-правовой базы со стороны администрации и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой со стороны педагогического коллектива. Данные документы изучались с учетом приказа №655. По итогам была выработана цель проекта: Для полноценного освоения дошкольниками параметров раздела Физическое развитие, обновить предметно-развивающую среду физкультурного зала, прогулочных участков и групп в соответствии с ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Далее был разработан план реализации проекта, определены сроки и ожидаемый результат его реализации.

    Для начала, на 1 этапе:

    Педагоги узнали об особенностях организации игрового пространства группы в разделе «Физическое развитие» в свете ФГТ и стали по-новому планировать свою работу с детьми в непосредственно образовательной деятельности и в образовательной деятельности в режимных моментах

    Родители узнали о важности физического развития для ребенка

    Ответили на вопросы предложенных анкет

    А дети высказывались о том, что бы они хотели иметь в детском саду для занятий физкультурой и спортом.

    В результате проведенного 1 этапа (сентябрь – октябрь) педагоги перепланировали игровое пространство групп, наметили, что им необходимо изменить и в какие сроки. К обновлению развивающей среды были привлечены родители и дети с их пожеланиями, как непосредственные пользователи будущей обновленной среды.

    В ноябре начался 2 (практический) этап (ноябрь – март). В рамках этого этапа с ноября для старших дошкольников действует кружок «Ритмопластика», где дошкольники осваивают элементы ритмики и танца с превышением требований программы

    В декабре был проведен день ДРК (диагностика, регулирование, коррекция). По результатам которого на педсовете педагогами было предложено ввести в ежедневную работу с детьми «Минутки здоровья» (физминутки, динамические паузы, пальчиковые игры, элементы самомассажа, оздоровительных процедур). Воспитатели стали проводить их не только в середине НОД, но и в режимных моментах не менее 5 раз в день.

    В январе для воспитателей был проведен мастер-класс «Использование оздоровительных методикв режимных моментах». Педагог продемонстрировала, как легко и просто можно научиться выполнять оздоровительные упражнения с мячами, косичками, гантелями  и дисками (нетрадиционное физкультурное оборудование), массажными мячиками и ковриками.

    Так же в январе в ДОУ был проведен конкурс «Зимняя сказка», к которому силами воспитателей и родителей всех возрастных групп были изготовлены снежные постройки, ориентированные на развитие основных физических качеств и навыков. Детям старшей группы очень полюбился участок «Олимпийская деревня», на котором было размещено интересное и многофункциональное физкультурное оборудование.

    В феврале в детском саду прошел смотр-конкурс физкультурных уголков с целью повышения качества организации физкультурно-оздоровительной работы в группах в организованной и самостоятельной деятельности детей, пополнения и обновления развивающей среды детского сада в условиях реализации ФГТ. Педагоги и родители своими руками оформили зону уголков, закупили недостающее оборудование из предложенного им на каждую группу перечня. Изготовив нестандартное оборудование, родители вместе с детьми придумали свои способы его применения. Вот что получилось:

    С  крышками можно играть как с тарелкой для метания, с самодельными гантелями выполнять силовые упражнения, через косички перешагивать, перепрыгивать, соединять в колечко, длинную веревочку, со змейкой можно играть в командные игры, игры на ориентировку в пространстве, коврики и колечки, изготовленные из линолеума широко используются детьми в играх.

    В зоне физкультурного уголка задействован и пол, как полноценное игровое пространство. Имеющиеся на полу графические рисунки предлагают ребятам игру в классики, твистер, развивают мышление и ориентировку в пространстве. Самодельные барабанчики, маракасы, бубны позволяют сопровождать игры звучанием игрушек.

    При отсутствии достаточного пространства помогает тихий тренажер. Хоть это нестандартное оборудование и не предполагает высокой двигательной активности, тем не менее около него всегда много детей, они сами придумывают с ним игры, занимаются и лежа и стоя и сидя, заинтересованно  и сосредоточенно познают свои возможности.

    С недавних пор физкультурный уголок стал в группах самым любимым местом времяпрепровождения как для мальчиков, так и для девочек. Это связано еще и с тем, что, изготавливая вместе с детьми игрушки в физкультурный уголок, родители учитывали пожелания своих детей, проявляли творческие способности и нестандартный подход.

    Обновление предметно-развивающей среды физкультурного зала было реализовано за счет спонсорских средств. Физкультурный зал пополнился оборудованием для занятий физкультурой, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми (мячи разного размера, кольцебросы, кегли, набор гантелей, массажные коврики, настенный и напольный баскетбольный щит).

    Но не только оборудование физкультурного зала, участков и уголков в группах способствует развитию физических качеств ребенка. Детский сад решает задачи физического развития в комплексе, где имеют место правильное, сбалансированное питание, курсы кислородного коктейля и, в том числе закаливающие и оздоровительные процедуры: всевозможные массажи, релаксации, гимнастика пробуждения, полоскание горла, босохождение, воздушные и солнечные ванны, дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз, сухие обтирания.

    3 этап: итоговый

    В итоге, создав условия для полноценного физического развития детей в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности, т.е. оснастив и пополнив предметно-развивающую среду новым традиционным и нестандартным оборудованием, можно говорить о том, что цель проекта практически достигнута: у детей повысился интерес к двигательной активности с новым оборудованием, что повышает уровень общего физического развития каждого дошкольника. Показатели по заболеваемости ниже, чем в среднем по городу и держатся на таком уровне уже второй год подряд. Дети стали интересоваться спортом, доступными их возрасту спортивными секциями. Побывав на экскурсии в спортзале ближайшей школы, все высказали желание посещать спортивные секции, будучи школьниками. В связи с чем были приглашены для бесед-знакомств тренер по горным лыжам, фигурному катанию, цирковой студии. По итогам проведенных бесед и мастер-классов для детей и родителей 4 семьи выпускной группы планируют отдать учиться своего ребенка катанию на горных лыжах, 3 семьи старшей группы записали девочек в фигурное катание, 2 семьи стали посещать бассейн, 2 семьи сходили на пробные занятия в цирковую студию дома творчества. Всем детям понравилось и они намерены продолжать занятия в названных секциях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект СОД по реализации образовательной области «Физическая культура» на тему: "Чтобы зубы не болели"

    Конспект СОД включает в себя музыкально-ритмические упражнения; способствует закреплению правил ухода за ротовой полостью....

    Конспект НОД по реализации образовательной области"Физическая культура" для детей старшей группы на тему: «Путешествие в страну Носарию».

    Конспект НОД по образовательной области "Физическая культура" для детей старшей группы с элементами дыхательной гимнастики. Данный вид деятельности интегрирует с такими образовательными облостями...

    «Реализация образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в контексте ФГТ»

    Выступление на заседании городского методического центра для инструкторов по физической культуре«Реализация образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в контексте ФГТ»...

    Реализация образовательной области «Физическая культура», на предмет соответствия развивающей среды требованиям ФГТ.

    «Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» данная презентаци...

    Осуществление коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности во время непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

    Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи: Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речев...

    Перспективный план коррекционных технологий для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с нарушением речи в непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическая культура»

    Разработан  перспективно-тематический план коррекционных технологий  для работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности  для детей с тяжелыми нарушениями речи в непосредст...

    "Влияние релаксации на физическую выносливость детей старшей группы ДОУ в ходе реализации образовательной области «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФГТ"

    Данный проект показывает, как с помощью упражнений на релаксацию увеличить физическую активность детей старшей группы....