Совет педагогов образовательного учреждения
методическая разработка на тему

Музянова Ольга Владиславовна

В данном материале, основанном на работах К.Ю. Белой, Л.М. Маневцовой,  Л.В. Поздняк, раскрываются назначение и функции Совета педагогов образовательного учреждения, основные положения, технология, формы проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet.docx82.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 167 «Колокольчик»

города Чебоксары Чувашской республики

Совет педагогов образовательного учреждения

Подготовила:

старший воспитатель Музянова Ольга Владиславовна.

Чебоксары 2010

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..с. 3

Теоретическая часть

  1. Назначение и функции Совета педагогов ДОУ на современном этапе. Нормативная база: Устав ДОУ, положение, планы и протоколы заседаний ………………………………………………….с. 5
  2. Технология подготовки заседаний Совета педагогов …………...с. 12
  3. Формы проведения заседаний Совета педагогов ДОУ…………..с. 18

Практическая часть

  1. Модель заседания Совета педагогов ДОУ…………………………с. 23
  2. Оценка Совета педагогов ……………………………………………с. 24

Заключение …………………………………………………………………..с. 26

Литература …………………………………………………………………...с. 27

Приложения…………………………………………………………………..с. 28

Введение

  Около двух десятков лет в педагогической литературе обсуждается вопрос об организации и проведения педагогического совета в дошкольном учреждении. Особую роль в разработке данного вопроса принадлежит таким авторам, как: К.Ю.Белая,  Л.В.Поздняк, Л.М.Волобуева,  Л.М.Денякина и др.

  Васильева А.И. и др. относят педагогический совет к основной форме методической работы с педагогическим коллективом и дают следующее определение: «Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности  дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта» [6, с. 13]. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности ДОУ:

  1. вопросы, связанные с анализом и совершенствованием состояния воспитательно-образовательной работы в ДОУ;
  2. организационно-педагогические вопросы.

   Белая К.Ю. определяет педагогический совет, как «высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, который решает конкретные задачи дошкольного учреждения» [3, с. 3].

  Волобуева Л.М. пишет: «Совет педагогов – это постоянно действующий орган самоуправления  дошкольного образовательного учреждения, выразитель коллективной педагогической мысли, своеобразная школа мастерства и трибуна педагогического опыта» [7, с. 41].

    Богославец Л.Г. отмечает, что: «Педагогический совет – орган коллективной мыследеятельности и педагогического диагностирования, способствующий формированию нового педагогического мышления, выстраиванию отношений сотрудничества и взаимодействия для реализации основных задач дошкольного учреждения» [4, с. 17].

Дик Н.Ф. определяет:  «Педагогический совет – это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам учебно-воспитательного процесса, принимающий совместное решение координации специфических вопросов и педагогических задач, которые встают в повседневной жизни ДОУ» [8, с. 17].  

  Пастюк О.В. дает следующее определение: «Педагогический совет в образовательном учреждении – это высший орган самоуправления педагогического сообщества, играющий ведущую роль в коллективном управлении воспитательно-образовательным процессом в дошкольном учреждении и школе. Совет педагогов – это не только лаборатория педагогического мастерства, но и одно из важнейших условий развития экспериментально-исследовательской деятельности его участников, является источником инновационных идей» [12, с. 23].

  Ельцова О.М. обозначает педагогический совет, как «постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ» [9, с. 20].

  Интерес к данному вопросу не ослабевает в настоящее время. Педагогический совет является эффективной формой решения актуальных проблем дошкольного учреждения, решает главную задачу – совершенствует деятельность ДОУ, управляет его развитием. Как отмечает Маневцова Л.М. [11], в новейшей литературе по проблемам управления образовательным учреждением педагогический совет рассматривается как технология, позволяющая по-новому решать вопросы организации образовательного процесса и управлении им.

    Таким образом,  педагогический совет является управленческим органом и, как отмечает Пастюк О.В. [12], является органом коллективной мыслительной деятельности и коллективного педагогического диагностирования, формирующий новое педагогическое мышление и отношения равноправного сотрудничества для реализации основных задач ДОУ.

Теоретическая часть

Назначение и функции Совета педагогов ДОУ на современном этапе. Нормативная база: Устав ДОУ, положение, планы и протоколы заседаний

  Дик Н.Ф. [8], анализируя исследования ученых и руководителей-практиков Ерофеевой Н.Ю., Иванченко С.Н и др., определяет следующие особенности педагогических советов:

  1. Локальный акт – положение о педагогическом совете – утверждается педагогическим советом конкретного ДОУ.
  2. Тематика педагогических советов связана с целью ДОУ, образовательной программой и программой развития данного учреждения.
  3. Решение первого педсовета может определить название последующего. Так последовательно будет решена научно-педагогическая проблема года.
  4. В подготовке и проведении педагогического совета участвует весь коллектив, а не отдельные его члены (докладчик и содокладчик).
  5. Для проведения педагогических советов используются различные методики.

  Богославец Л.Г. [4] отмечает, что педагогический совет обеспечивает организационное, мотивационное и эмоциональное единство педагогического коллектива, что создает поле морально-интеллектуального напряжения, без которого группа людей не может функционировать как коллектив. Главными задачами педагогического совета являются:

  1. объединение усилий педагогического коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательной работы;
  2. внедрение в практику достижения науки и передового педагогического опыта.

  Зинкевич Е. и Зенченко С. [10] отмечают, что непременным компонентом педагогического совета должна быть рефлексивная деятельность педагогов, включающая в себя теоретический материал, аналитическую часть и рефлексивный тренинг для педагогов.  Л.М.Волобуева [7], опираясь на Устав ДОУ, определяет следующие функции совета педагогов:

  1. указывает направления образовательной деятельности ДОУ;
  1. отбирает и утверждает образовательные программы для использования в ДОУ;
  2. обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;
  3. рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  4. организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
  5. рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;
  6. заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ.

  Пастюк О.В. отмечает [12], что на заседаниях Совета педагогов обсуждаются вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми, использование в ней новых достижений науки и практики, анализируются имеющиеся недостатки и достижения, проходит обмен опытом и т.д. Функции Совета педагогов приведены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Функции Совета педагогов.

      Волобуева Л.М. [7] отмечает, что примерным Уставом ДОУ (приложение к Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации) определены функции Совета педагогов. Белая К.Ю. [1] также выделяет следующие функции  Совета педагогов:

  1. определяет направления образовательной деятельности;
  2. отбирает и утверждает образовательные программы для использования в детском саду;
  3. обсуждает содержание, формы и методы образовательного процесса, планирование образовательной деятельности;
  4. организует выявление, обобщение, распространение, внедрение педагогического опыта;
  5. рассматривает вопросы организации дополнительных образовательных услуг родителям;
  6. заслушивает отчеты заведующей о создании условий для реализации образовательных программ.

  Маневцова Л.М. [11], анализируя работы В.П. Топоровского, рассматривает педагогический совет с позиции реализации еще более широкого комплекса функций, объединяя эти функции в следующие группы:

управленческие (законодательные, совещательные, обобщающие, диагностические, планово-практические, экспертно-контролирующие, корригирующие);

методические (информационные, обучающие, развивающие, обобщенно-аналитические, исследовательские, инновационные);

воспитательные (индивидуально-формирующие, коллективо-образующие,  мотивационно-целевые,  мировоззренческо-идеологические, организационно-воспитательные);

социально-педагогические (коммуникативно-учебные, активизирующие, интегрирующие, координирующие, защитные).

  Реализация данных функций в ходе педсовета позволяет совершенствовать управленческую компетенцию руководителя, повысить качество управления образовательным учреждением и перевести ее в режим развития.   Далее автор отмечает, что данный подход может быть использован и в организации педсовета в ДОУ, приводит данные исследований, в ходе которых было установлено, что на современном этапе руководители используют данную форму для реализации следующих функций:

  1. информационная функция – коллективу предоставляется информация о целях и задачах деятельности ДОУ, о деятельности педагогических и медицинских работников, о поступлении нормативных документов, новинок методической литературы и пр.;
  2. планово-прогностическая функция – в русле выполнения данной функции на педсоветах обсуждаются и принимаются планы разного уровня – стратегические, тактические, локальные, – намечаются задачи и способы их решения;
  3. организационно-исполнительская функция – направлена на укрепление исполнительской дисциплины, налаживания взаимодействия и координации в деятельности субъектов педагогического процесса;
  4. контрольно-диагностическая функция – связана с оценкой промежуточных и итоговых результатов развития образовательной системы;
  5. аналитическая функция – обеспечивает осознание коллективом состояния деятельности ДОУ в целом и по отдельным ее направлениям;
  6. мотивационно-стимулирующая функция – направлена  на формирование потребности педагогов в творческой педагогической деятельности;
  7. регулятивно-коррекционная функция – внесение изменений, поправок как в нормативную базу (локальные акты), так и в педагогический процесс;
  8. исследовательская функция -  организация инновационной деятельности.

О.Г. Прохорова [15] отмечает, что содержанием деятельности педагогического совета является:

  1. производственно-деловая сфера – утверждение годового плана, рассмотрение итогов работы педколлектива за год, план летней работы;
  2. научно-педагогическая сфера – обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передового опыта с целью их внедрения, анализ педагогического процесса в образовательном учреждении.

   Как отмечает К.Ю. Белая [1], в соответствии со статьей 35 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» одной из форм самоуправления образовательного учреждения служит педагогический совет. Устав ДОУ определяет, что Совет педагогов осуществляет управление педагогической деятельностью. В Совет входят все педагоги.

  Также Белая К.Ю. [3] отмечает, что каждое дошкольное учреждение может составить свое положение о педагогическом совете, используя Типовое положение о педагогическом совете,  или «Примерный Устав ДОУ» (приложение 1) из пакета образцов документов, разработанных Министерством образования РФ № 212/19-12 от 30.03.1994 г. Вместе с тем, отмечает Пастюк  О.В. [12], в «Примерном Уставе ДОУ Российской Федерации» четко определены параметры организации работы Совета педагогов, которым необходимо руководствоваться:

  1. состав Совета педагогов;
  2. функции Совета педагогов;
  3. условия избрания председателя Совета;
  4. условия принятия решения Совета.

 Положение о Совете педагогов (приложение 2) принимается на заседании совета. Срок действия его неограничен. В Положение о Совете педагогов могут быть включены следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Задачи и содержание работы.
  3. Функции Совета педагогов.
  4. Организация деятельности Совета педагогов.
  5. Права и ответственность Совета педагогов.
  6. Документация совета педагогов.

  Участниками Совета педагогов, отмечает Пастюк О.В. [12], кроме сотрудников ДОУ могут быть:

  1. сотрудники системы образования (управления и департамента образования всех уровней);
  2. педагоги ВУЗов;
  3. педагоги школ;
  4. педагоги детских садов города (района);
  5. родительская общественность города (района);
  6. меценаты (спонсоры).

  Далее авторы Пастюк О.В., Дик  Н.Ф. и др., поясняют, что заседания Совета педагогов проводятся не чаще одного раза в два месяца. Длительность педагогического совета составляет не более 2 - 2,5 часов. Решения Совета помещают на стенде для педагогов в методическом кабинете ДОУ.  Как замечают авторы пособия «Заведующий дошкольным учреждением» [5], особенно важно выполнение пункта положения, подчеркивающего, что педагогические советы проводятся в нерабочее время. Богославец Л.Г. [4] также отмечает, что тематика заседаний педагогического совета определяется задачами деятельности ДОУ на учебный год.  Белая К.Ю. [2] и Ельцова О.М. [9] замечает, что тематика обозначается в годовом плане ДОУ, при необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

  Главным вопросом повестки дня всегда бывают результаты работы педагогов: уровень развития воспитанников; состояние их здоровья; развитие форм совместной работы педагогов и родителей.

  Главная цель педагогического совета – объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

  Л.М. Волобуева [7] выделяет, что заседания Совета педагогов правомочны, если на них присутствуют не менее половины его членов. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным. Далее автор отмечает, что совет педагогов избирает председателя на срок, определенный в Уставе ДОУ. Председателем может быть избран любой член педагогического коллектива (воспитатель, старший воспитатель, музыкальный руководитель, заведующий, педагог-психолог и др.). Правила избрания председателя также могут быть прописаны в Положении о педагогическом совете. Председатель Совета педагогов:

  1. организует деятельность Совета педагогов ДОУ;
  2. информирует членов Совета педагогов о предстоящем заседании;
  3. регистрирует поступающие в совет педагогов заявления, обращения, иные материалы;
  4. определяет повестку дня заседания Совета педагогов;
  5. отчитывается о деятельности Совета педагогов перед учредителем ДОУ.

  На заседании Совета педагогов выбирается секретарь, ведущий протокол. Секретаря рекомендуется избирать как минимум на учебный год. Л.М.Волобуева также определяет следующие правила ведения протокола. Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который в течение пяти дней должен быть правильно оформлен. Датой протокола является дата проведения заседания. Протокол заседания (приложение 3) заносится в тетрадь протоколов. При составлении протоколов следует помнить, что они являются документацией постоянного хранения и источником получения информации о выполнении поставленных задач, принятых мер, направленных на развитие педагогического процесса и т.д.

    Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко [13] определяют  примерную структуру заседания педагогического совета:

  1. Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определяет значимость проблемы и побуждает воспитателей активно участвовать в работе, поделиться положительным опытом по обсуждаемой проблеме.

Далее следуют:

  1. отчет об исполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;
  2. доклад по основной проблеме, выдвинутой на заседании, программы, годовой план, отчет по передовому педагогическому опыту;
  3. знакомство с нормативными документами, рекомендациями и др.;
  4. обсуждение и утверждение решений;
  5. сообщение основных вопросов следующего заседания (утверждение докладчиков и выступлений участников, даты и др.).

2. При обсуждении важных проблем, которые интересуют всех членов педагогического коллектива, может быть предложена следующая структура доклада:

  1. Значение данной проблемы.
  2. Чем вызвана необходимость рассмотрения этого вопроса на педсовете.
  3. Какие достижения и недостатки по этому вопросу в ДОУ.
  4. Предложения к совершенствованию работы по обсуждаемой проблеме.

  Волобуева Л.М. [7], Дик Н.Ф. [8] также выделяют структуру заседания Совета педагогов:

  1. информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности Совета педагогов;
  2. информация о выполнении решений предыдущего заседания, о ходе выполнения решений с более длительным сроком;
  3. вступительное слово председателя Совета педагогов о теме, повестке дня, о значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ;
  4. обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня;
  5. заключительное слово председателя Совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения;
  6. принятие Советом педагогов решения голосованием.

  Таким образом, педагогический совет создается с целью активизировать деятельность всех членов коллектива ДОУ, основными задачами которого является повышение уровня воспитательно-образовательной работы всего учреждения.

Технология подготовки заседаний Совета педагогов

Для обеспечения результативности проведения Совета педагогов необходима большая подготовка каждого участника под руководством заведующего,  старшего воспитателя.  

   К.Ю. Белая [3] отмечает, что важным условием при подготовке педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки. Поэтому автор предлагает подготовить ряд вопросов и предложить педагогам оценить их в баллах, это поможет руководителю отобрать самые актуальные, которые и будут включены в повестку дня педагогического совета.

Для этого составляется таблица (таблица 1), которая помогает определить приоритетные темы на весь учебный год. Однако нужно помнить, что проблемы воспитания, так же как и развития, обучения, должны обсуждаться в равной степени на каждом педсовете.

Таблица 1

Определения приоритетных тем педсоветов на учебный год

Перечень вопросов к обсуждению на педсовете

Очень интересно

3

Интересно и актуально

3

Не возражаю

3

Не интересно и не актуально

1

Возражаю

0

Баллы

 После определения темы, автор рекомендует создать рабочую группу, которая будет заниматься подготовкой к педагогическому совету.

  Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. [13] определяют план подготовки заседания Совета педагогов:

  1. Подготовка библиографии, литературы по теме, обсуждаемой на заседании педсовета.
  2. Размножение списка литературы.
  3. Оказание помощи воспитателям по изучению предложенной литературы (индивидуальные беседы, консультации).
  4. Подготовка доклада (если докладчик – воспитатель, заведующий оказывает ему конкретную поддержку и помощь в подготовке доклада).
  5. Подготовка проекта решения (создание комиссии для подготовки проекта решения).
  6. Составление сценария на проведение совещания.
  7. Определение места для проведения заседания (условия для работы воспитателей, экран, технические средства, размещение выставки).
  8. Проведение анкетирования по теме заседания среди воспитателей и других членов коллектива.
  9. Проверка доклада воспитателя.
  10. Подготовка выставки.
  11. Если совет посвящен освещению опыта работы воспитателя, то организуется открытый просмотр его работы.
  12. Если заседание посвящено анализу выполнения программы по какому-то разделу, следует наметить тематический контроль (создание комиссии, разработка критериев контроля, анализ полученных данных, обобщение результатов).

К заседанию оформляется стенд: «Готовимся к Совету педагогов». На нем помещаются:

  1. Повестка для предстоящего педсовета.
  2. Решение предыдущего педсовета.
  3. План подготовки воспитателей к предстоящему педсовету.
  4. Вопросник к анализу своей работы по определенному разделу образовательной программы.
  5. Список рекомендуемой литературы.
  6. Оперативный план контроля на текущий квартал.
  7. Примерная структура заседания.

  Как отмечает Л.М. Волобуева [7], подготовка к заседанию для педагогов заключается в анализе собственной деятельности по данной проблеме. Старший воспитатель может подготовить специальные вопросники, отвечая на которые воспитатели могут оценить эффективность применения тех или иных приемов, разнообразие форм работы и т.д.

 Ельцова О.М. [9] также отмечает, что для того, чтобы педсовет стал органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, необходимо использовать алгоритм подготовки к педсовету и развернутый план подготовки к педсовету (таблица 2).

Алгоритм подготовки педсовета

  1. Определение целей и задач.
  2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
  3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
  4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме — за 2 месяца).
  5. Разработка анкет и проведение анкетирования.
  6. Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
  7. Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
  8. Систематизация и подготовка окончательного материала.
  9. Семинарские занятия по теме педсовета.
  10. Проведение творческих мастерских опытными педагогами.
  11. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
  12. Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.
  13. Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
  14. Подготовка проекта решения педсовета.
  15. Анализ работы педсовета.
  16. Итоговый приказ о поощрении педагогов.
  17. Оформление копилки с материалами педсовета.
  18. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.

Таблица 2

Развернутый план подготовки педсовета

Недели

Председатель

педагогического

совета

Методист

Специалисты

Секретарь

1

Вырабатывает план подготовки и проведения педсовета. Определяет тему семинара и назначает лектора.

Организует работу малой творческой группы

Определяет условия просмотра открытых занятий.

Подбирает вопросы анкетирования по теме.

Включается в работу малой творческой группы

Формулируют теоретические основы проблемы педсовета. Определяют свою роль в подготовке педсовета

Подбирает методическую литературу и оформляет каталог

2

Проводит координационное совещание по работе малой творческой группы

Посещает и анализирует занятия по определенной схеме. Анализирует результативность педагогической работы с детьми

Принимают активное участие в подготовке и проведении открытых просмотров.

Анализируют уровень развития детей

Оформляет пакеты методических материалов (конспекты, планы, сценарии и др.)

3

Организует теоретический семинар с приглашением специалистов

Организует взаимное посещение занятий и других открытых мероприятий педагогами

Проводят срезы уровня развития детей

Формирует банк диагностических материалов

4

Обсуждает предварительные материалы педсовета с участниками группы. Обсуждает форму проведения педсовета

Организует совместный открытый просмотр по определенной схеме

Готовят педагогов к открытым занятиям

Осуществляет сбор вопросников, анкет, карточек анализа открытых мероприятий

5

Знакомится с итогами открытых просмотров

Обрабатывает данные открытых занятий

Готовят к выступлению педагогов. Подготавливают собственные тезисы

Оформляет итоги просмотра открытых мероприятий

6

Организует работу творческой мастерской по теме

Работа творческой мастерской по теме педагогического совета

Готовит пакет методических материалов

7

Анализирует цифровой материал. Готовит проект решения педсовета

Формируют банк творческих находок. Определяют целостную структуру педагогического процесса и взаимодействия педагогов и специалистов

Готовит стенды с цифровым материалом, графики, таблицы

8

Утверждает сценарий проведения педсовета

Разрабатывают сценарий педсовета.

Готовят предложения

Готовит зал и оборудование к проведению педсовета

9

Творческая неделя: все члены педагогического коллектива, приглашенные (родители и др.) участвуют в работе педагогического совета

   Ельцова О.М. отмечает, что созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Например, в зависимости от цели Совета педагогов их рабочие места можно расположить следующим образом:

  1. фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер;
  2. «круглый стол» полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов»
  3. «треугольник» позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
  4. работа в «малых группах», т.е. по 3-4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);
  5. для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп-участников, отстаивающих свои позиции.

Белая К.Ю. [2] предлагает также варианты размещения участников общения, предложенных Дубровой В.П., Милашевич Е.И.:

  1. блочный метод размещения – небольшими группами, подходит для организации диспутов, дискуссий;
  2. расположение лицом к лицу – применяется в случае, если между педагогами предполагается полемика или предстоят переговоры.

  Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов.  Белая К.Ю. [2] предлагает таблицу (таблица 3), с помощью которой можно выделить  признаки, отличающие успешно подготовленный и поведенный педсовет.

Таблица 3

Определение успешности проведения педсовета

Признаки успешного проведения педсовета

Комментарии

Оценка

1

Актуальность темы

2

Связь между темами в течении года

3

Подготовка к педсовету

4

Содержание основного доклада

5

Содержание выступлений педагогов

6

Отношение педагогов к обсуждению проблем (внимание, реплики, вопросы, их активность)

7

Заключительное слово руководителя

8

Оценка организационных моментов, актуальность и действенность принятых решений

  Богославец  Л.Г. [4] также предлагает провести  анкетирование по итогам педагогического совета, где предлагаются этапы для анализа (таблица 4):

Таблица 4

Оценка проведения педсовета

Уважаемый участник педагогического совета! Просим вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале. (Обвести кружком).

1

Практичность

1

2

3

4

5

2

Доступность

1

2

3

4

5

3

Научность

1

2

3

4

5

4

Актуальность

1

2

3

4

5

5

Насыщенность и глубина содержания

1

2

3

4

5

6

Активизация внимания

1

2

3

4

5

7

Психологический микроклимат

1

2

3

4

5

8

Технологичность подготовки педсовета

1

2

3

4

5

9

Отметка организаторам педсовета

1

2

3

4

5

  Итак, чтобы педсовет стал органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми, каждому заседанию должна предшествовать тщательная подготовка всех его участников. Эффективная организация педагогического совета – своеобразная школа повышения и совершенствования профессионального мастерства, обучения и воспитания педагогического коллектива.

Формы проведения заседаний Совета педагогов ДОУ

  Педагогические советы в ДОУ  можно условно разделить по формам и видам подготовки и проведения.

  Пастюк О.В. [12], анализируя работы Белой К.Ю., предлагает следующую классификацию педагогических советов (рисунок 2).

 

Рис.2. Классификация педагогических советов.

 Как выделяет О.М.Ельцова [9], учебный год определяет цикл педагогических советов, включающих следующие виды:

  1. Установочный, или аналитическо-планирующий, – проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
  2. Тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  3. Итоговый, или итогово-организационный, – проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Дик Н.Ф. [8] также классифицирует педсоветы по формам проведения:

  1. Традиционный педсовет имеет подробную повестку дня, проводится с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятия решений по ним.
  2. Педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов. В ходе его председатель может предложить участникам, например, решить кроссворд или ситуативную задачу по теме педсовета либо применить метод «игрового моделирования».
  3. Нетрадиционный педсовет в форме деловой игры, конференции и др. Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей. Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

  Ельцова О.М. [9] отмечает, что традиционные педсоветы отличаются преимущественным применением словесных методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами. По форме и организации деятельности участников традиционные педсоветы делятся:

  1. педсовет классический на основе доклада с обсуждением (выступлениями;
  2. доклад с содокладами;
  3. заседание с приглашением докладчика-специалиста;
  4. наряду с этим, на педсовете не может быть основного доклада, который заменяется серией сообщений, объединенных одной тематикой.

Далее Белая К.Ю. [3], Дик Н.Ф. [8] рассматривают некоторые формы организации проведения нетрадиционных педагогический педсоветов.

  1. Педсовет-деловая игра может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность.
  2. Педсовет-конференция может состоять из нескольких частей, например – из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом и др.). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников высказывать свое мнение, развивать тему.
  3. Педсовет-круглый стол. Для его проведения отбираются важные, интересные для обсуждения вопросы, продумывается организация. Главное правило – подготовленность и заинтересованность каждого участника, выбор ведущего, ориентирующегося в проблеме.
  4. Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками.
  5. Педсовет-дискуссия требует, чтобы педагоги заранее разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы, в ходе обсуждения которой продумывается план ее решения.
  6. Педсовет-научно-практическая конференция проводится на базе ДОУ, имеющей статус экспериментальной площадки, объединив усилия нескольких ДОУ.
  7. Педсовет - «философский стол».   Дик  Н.Ф. [8] выделяет особенности подготовки и проведения первого (установочного) педагогического совета в данной форме – размышления всех работников образовательного учреждения перед новым учебным годом над главными проблемами данного учреждения.
  8. Педсовет-диспут  выделяет Ельцова О.М. [9] – разновидность  педсовета-дискуссии, представляет собой коллективное размышление на заданную тему.
  9. Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (КТД) также выделяет Ельцова О.М. [9], где все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества. Главная цель КТД – создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей.  
  10. Педсовет - гостевой обмен  опытом педагогов (ГООП) выделяет Пастюк О.В. [12].  При проведении такой формы заранее определяется общая для 3 – 4 учреждений тема (включается в годовой план всех участников). Педагоги делятся на команды, в процессе обсуждения педагоги предлагают свои варианты решения, здесь учатся не только отстаивать свою точку зрения, но и работать в команде.

Следующими Белая К.Ю. [3], Дик Н.Ф. [8] выделяют методы и формы активизации педагогов при подготовке к педсовету.

  1. Имитация конкретной ситуации, помогающий выбрать верный вариант из множества предложенных (ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема). Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.
  2. Обсуждение двух противоположных точек зрения. Педагог должен высказать свое отношение к ним и обосновать.
  3. Обучение практическим умениям. Как правило, обучающий элемент из опыта работы.
  4. Имитация рабочего дня воспитателя. Здесь дается характеристика возрастной группы, формируется цель и задачи, требующие решения.
  5. Разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме.
  6. Работа с инструктивно-директивными документами. Выполняются самостоятельно, обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы.
  7. Анализ высказываний детей, их поведения, творчества. После знакомства  материалом формулируются конкретные предложения в помощь педагогу.
  8. Игровое моделирование  повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

  Пастюк  О.В. [12] отмечает, что нетрадиционный Совет педагогов может быть и любой другой формы – фестиваль, практикум, семинар и др. Далее автор сообщает, что для совершенствования организации Совета педагогов в ДОУ можно использовать следующие методы и формы.

  1. Использование коммуникативных игр, направленных не только на то, чтобы инициировать у педагогов интерес друг к другу, но и сформировать позитивную оценку у каждого из них.
  2. Работа участников в микро-группах -  временные творческие коллективы.
  3. Построение взаимоотношений участников педсовета на умениях: вслушиваться, отстаивать свою точку зрения и т.д.
  4. Отказ от жестко регламентированного поведения участников.
  5. Возможность ориентироваться на партнера-коллегу: взаимодействовать с ним, учиться у него, поддерживать диалогическое общение и т.п.

  Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на вопросы:

  1. чего добились и что не удалось в ходе обсуждения;
  2. кто был активен, а кто пассивен и почему;
  3. какие уроки можно извлечь из полученного опыта?

 Таким образом, используя разнообразные методы, формы организации, включения в активную работу будут способствовать высокой отдаче и эффективности работы педагогического коллектива на педсоветах.

Практическая часть

Модель заседания Совета педагогов ДОУ

Определение цели

– объединение усилий коллектива ДОУ для повышения  уровня воспитательно-образовательного  процесса.

Оценка Совета педагогов

  На базе МДОУ «Детский сад № 167» был проведен педагогический совет  в форме устного журнала (автор Маневцова Л.М. [11]), тема:

«Оптимизация экологического образования детей дошкольного возраста».

  Цель: показать педагогическому коллективу пути оптимизации экологического образования, стимулировать внедрение в педагогический процесс результатов научных исследований и передовой практики.

Содержание педсовета:

  1. страница – сообщение заведующей, подготовленное совместно со старшим воспитателем на основе диагностики педпроцесса экологического образования. «Состояние экологического образования детей в ДОУ».
  2. страница – представлена докладами из опыта работы. «Влияние инновационной программы экологического образования на познавательное развитие детей». Страница представлена докладами из опыта применения программ экологического образования:
  1. «Интеграция задач и содержания разных разделов программы в экологическом воспитании детей средней группы» – воспитатель средней группы Кириллова Л.А.
  2. «Освоение детьми старшего дошкольного возраста представлений о живом организме и влияние этого содержания на их отношение к природе» – воспитатель старшей группы Сейтхалиль Н.А.  
  1. страница – доклад из опыта работы. «Инновационные педагогические технологии и их роль в формировании экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста». Страница представлена докладом воспитателя старшей группы Леонтьевой З.П. «Формирование у детей экологической воспитанности».

Выписка из протокола:

«Решение педагогического совета:

  1. Продолжать работу по экологическому образованию детей. Осуществлять программу по самообразованию педагогов по осуществлению экологического образования, обогащать предметно-развивающую среду в группах.
  2. Принять к сведению опыт работы воспитателей ДОУ: КирилловойЛ.А., Сейтхалиль Н.А. и Леонтьевой З.П.  по формированию экологической воспитанности дошкольников. Пересмотреть планирование и ведение работы по ознакомлению дошкольников с природой в соответствии с рекомендациями.
  3.  Подготовить тематическую выставку для родителей о значении ознакомления с  природой в семейном воспитании: популярной литературы, наглядного материала о правилах поведения в природе.
  4. Дополнить методический кабинет пособиями:
  1. плакатами по экологическому воспитанию;
  2. методической и познавательной литературой по экологическому образованию.
  1. Провести смотр-конкурс  групповых уголков по экологическому воспитанию детей».

Оценка Совета педагогов

Параметры оценки

Баллы

низкий

средний

высокий

1

Актуальность темы

+

2

Связь между задачами года и темами советов в течение года

+

3

Подготовка Совета

+

4

Содержание основного выступления

+

5

Содержание выступлений воспитателей

+

6

Отношение педагогов к обсуждению проблем (внимание, реплики, вопросы)

+

7

Заключительное слово руководителя

+

8

Конкретность принятых решений

+

Итак, низкому уровню соответствует 25 % параметров, среднему – 37,5 %, высокому – также 37,5% параметров оценки педагогического совета. Следовательно, можно судить о достаточной эффективности проведенного педсовета, при его неполной подготовке, на котором решались актуальные проблемы ДОУ. Выступления основных докладчиков оценены высоко, при средней активности педагогов. Таким образом, у руководителей ДОУ есть перспективы работы по усовершенствованию управленческой компетенции Совета педагогов и организации педагогического совета в условиях предъявления высоких требований к качеству управления ДОУ на современном этапе.

Заключение

  Итак, педагогический совет является высшим органом руководства всем воспитательно-образовательным процессом любого ДОУ. Он решает конкретные задачи дошкольного учреждения в рамках его развития. Содержание педагогических советов должно стать системообразующим фактором для реализации разработанной программы развития ДОУ.  Не вызывает сомнения то обстоятельство, чтобы стать органом управления, необходимо учитывать актуальность рассматриваемых вопросов. Так как педагогам интересны только те, из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

    Как отмечает Маневцова Л.М. [11] в ходе подготовки к педсовету руководитель ДОУ совместно со старшим воспитателем могут более объективно оценить возможности каждого педагога и коллектива в целом.  В соответствии с этим руководство может осуществить индивидуальный подход при выборе форм и содержания повышения квалификации, использовании потенциала каждого педагога на пользу дошкольного учреждения.

   В организации Совета педагогов происходит интенсивный информационный обмен, накопление, осмысление, и переработка информации всеми членами педагогического коллектива. Доклады из опыта работы педагогов и специалистов связаны с освоением или разработкой новых педагогических технологий и осмыслением их влияния на развитие детей.

  Таким образом, технология Совета педагогов помогает осуществлять управление целостным педагогическим процессом дошкольного образовательного учреждения и обеспечивает его развитие.

Литература

  1. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: АСТ, 1997. – 400 с.
  2. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующего детским садом. – М.: Астрель: ООО Издательство АСТ, 2002. – 399 с.
  3. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 48 с.
  4. Богославец Л.Г. Педагогический совет в ДОУ // Управление ДОУ. – 2006. – № 8. – С. 17 – 20.
  5. Бондаренко А.К, Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
  6. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший  воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
  7. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
  8. Дик Н.Ф. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 288 с.
  9. Ельцова О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 9. – С. 20 – 30.
  10. Зинкевич Е., Зенченко С.  Старший воспитатель: система работы по повышению квалификации педагогов  // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 50 – 55.
  11. Маневцова Л.М. Организация педагогического совета в условиях повышения требований к качеству управления дошкольным образовательным учреждением // Дошкольная   педагогика. – 2004. –  № 1 (16). – С. 42 – 45.
  12. Пастюк О.В. Совет педагогов ДОУ // Управление ДОУ. – 2006. – № 5. – С. 23 – 32.
  13. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М.: Издательский центр  Академия, 2001. – 432 с.
  14. Положение о педагогическом совете детского дошкольного учреждения // Управление ДОУ. – 2008. – № 2. С. 51 – 53.
  15. Прохорова О.Г. Управление воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2007. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогические основы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста

В презентации представлены формы совместной деятельности педагогов с детьми; раскрыты причины нарушения взаимодействия с детьми; сформулированы критерии самодиагностики профессиональных умений педагог...

Итоговая модель Рабочей программы педагога образовательного учреждения

Краткое содержание наполнения рабочей программы педагога образовательного учреждения...

Выступление на педагогическом совете «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического здоровья детей». Тема: "Условия для охраны и укрепления здоровья дошкольников"

Современная система образования претерпела целый ряд изменений, выражающихся в пересмотре требований к содержанию образовательного процесса, применении новых педагогических инноваций и технологий, в т...

Интерактивная часть Совета педагогов «Образовательные ситуации как форма организации образовательного процесса в ДОУ»

Цель: повышение компетенций педагогов в ходе использования образовательных ситуаций при взаимодействии с детьми.Задачи:Актуализировать представления педагогов, связанные с понятием «образователь...

Презентация к педагогическому совету «Роль образовательного учреждения в сохранении и укреплении здоровья детей»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...

Положение о методическом совете дошкольного образовательного учреждения

Положение о методическом совете дошкольного образовательного учреждения...