проект "Мой детский сад"
презентация по теме

Кляпка Оксана Владимировна

Интеграция детей с ОВЗ в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon moy_detskiy_sad.pdf2.87 МБ
Файл klyapka_integratsiya_v_prostranstvo_dou_1.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Кляпка О.В.

старший воспитатель ГБОУ

детский сад комбинированного вида №994.

Интеграция детей с ОВЗ в воспитательно-образовательное пространство ДОУ.

Проблемы и пути решения.

Самая высокая степень человеческой мудрости —

 это умение приспособиться к обстоятельствам

 и сохранять спокойствие вопреки внешним грозам.

Даниэль Дефо

В условиях модернизации современного российского общества одной из приоритетных задач является социализация и интеграция детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Назрела необходимость изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы воспитания и образования таких детей вместе с другими. Такой подход к воспитательно-образовательному процессу требует постоянного творческого вклада от каждого. При таком подходе меняется педагогика в целом. Она становится включающей, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование и воспитание с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации воспитательно-образовательного процесса.

На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательно-воспитательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остается недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства. Организация воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья должна рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.  

Дети с ограничениями в здоровье всегда страдали от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Значительное число их обучается и воспитывается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции, реабилитации и социальной адаптации. Л.С.Выготский писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника  слепого, глухого, умственно отсталого ребенка в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь» [Выготский Л.С.,1983, стр.34-49].

Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребенок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде. Позднее такие дети сталкиваются с проблемами в освоении социального опыта, имеют нарушения в процессе социальных взаимоотношений.

Причинами этого служат:

  • во-первых, ограниченный круг контактов детей с особенностями развития. Многие дети с особенностями развития воспитываются первые годы жизни в замкнутом кругу семьи и не имеют опыта установления социальных контактов;
  • во-вторых, замкнутый характер специальных детских учреждений. Очевидно, что многие закрытые учреждения негативно влияют на эмоции, потребности, самооценку и способности ребёнка. Мешает изоляция или же, напротив, то, что человек вынужден проживать совместно со многими людьми из той же группы, например, только с отстающими в умственном развитии;
  • в-третьих - не готовность к принятию не типичного ребёнка обществом. Отношение здоровых к людям с особенностью развития - один из важнейших социально-психологических факторов их интеграции в обществе.

В течение более чем 20 лет существования ГБОУ детский сад №994 как специализированного образовательного учреждения (см. публичный доклад - http://dssk994.mskobr.ru/report/) наработан определённый положительный опыт в организации коррекционно-развивающего обучения в условиях специального (коррекционного) учреждения. Он заключается в попытке разработать систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка с момента его поступления в детский сад, а далее, сопровождения обучения в школе. Но этот опыт основан на образовании детей в специализированном образовательном учреждении.

C 2011г образовательное учреждение Начальная школа - детский сад №1606 для детей ДЦП было реорганизовано в детский сад комбинированного вида, где на сегодняшний день имеется 6 групп общего развития, и 3 группы компенсирующей направленности, из них одна группа для детей с ДЦП. В 2011-2012 учебном году была попытка внедрить инклюзивное образование, но оказалось, что родители, как детей с ОВЗ, так и общего развития не готовы к данному эксперименту. Несмотря на неудачную попытку, педагогический коллектив продолжал работать над проблемой интеграции с ОВЗ в воспитательно-образовательную деятельность, в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в воспитательно-образовательный процесс ДОУ изменил, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».

Применительно к детям это означает следующее:

  • ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех потребности, главная из которых потребность в любви и стимулирующей его развитие обстановке;
  • ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к жизни нормальных людей;
  • учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получения образования.

Как только мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей.

Необходимым условием организации успешного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ являлось создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию. Еще одним обязательным условием эффективной работы является взаимосвязь и слаженная работа всех служб в ДОУ: психологической, педагогической, социальной, медицинской.

Педагогическим коллективом был разработан проект интеграции детей с ОВЗ в воспитательно-образовательное пространство ДОУ совместно с детьми общего развития. При этом дети с ОВЗ рассматривались не как дети с особыми воспитательно-образовательными потребностями, а как равноценные социально значимые партнеры, как для детей, так и для педагогов. Реализация проекта на основе планирования системы и последовательности мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации воспитательно-образовательной деятельности, позволяет говорить о положительных результатах.

Основное содержание реализации проекта:

  • осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представление об окружающем мире, развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и.т.);
  • социализация в условиях совместного деятельности детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников;
  • реализация коррекционной деятельности специалистов;
  • реализация программ творческого развития детей;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность.

Проводимые мероприятия в рамках проекта:

Тематические конкурсы детско - родительского творчества;

Конкурс детских рисунков продюсерского центра «Седьмая радуга» -  «Ну, Погоди!» (почетная грамота – Князев Георгий, Потапова Дарья);

Совместные мероприятия:

  •  праздник Осени;
  •  Новогодний праздник;
  •  Праздник «Зимние забавы»
  •  Спортивные соревнования, посвященные 23 февраля;
  •  Праздник «А я мамочку люблю!»
  •  Широкая Масленица
  •  Игра-театрализация сказки «Рукавичка»
  •  Игра-театрализация сказки «Маша и три медведя»
  •  Проектно-исследовательская деятельность «Посадим огород»
  •  Неделя театра, посвященная 150-летию первого детского сада в России, «По сказкам дедушки Корнея»
  •  Поле-чудес «Наши любимые сказки» и т.д.

Презентацию по проекту с описанием опыта работы  «Мой детский сад» можно посмотреть на сайте Социальная сеть работников образования  http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/proekt-moy-detskiy-sad.

В результате работы по данному проекту были достигнуты следующие результаты:

  •  включение ребенка во все режимные моменты (формирование элементарных культурно-гигиенических навыков; развитие элементарных навыков  самообслуживания – сервировка стола и прием пищи);
  • При помощи ЛЕГО конструирования у детей развивалась моторика, сформированность последовательности действий, планирование, сочетание цветовой гаммы, форм и пропорций, формирование познание окружающего мира, элементарных математических представлений;
  • Игровая деятельность  способствовала  активизации формирования движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно-моторной координации;  развитию хватательной функции рук;  развитию манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук); формированию предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению),  способности произвольно включаться в деятельность; формированию наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания; формированию речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевойактивности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации)
  • Вовлечение  детей с ОВЗ в совместную деятельность с детьми общего развития позволило  лучше  адаптироваться в обществе, сняло закомплексованность детей и родителей.

Но наряду с положительной тенденцией, следует сказать, и о проблемах, с которыми столкнулся педагогический коллектив. На первом месте - отсутствие возможности содержать в дошкольном учреждении медицинскую службу. Не все педагоги имеют специальные знания по оказанию первой доврачебной помощи, а иногда и в силу личностных особенностей, просто теряются в критических ситуациях.

Вторая проблема, с которой столкнулся педагогический коллектив: не все родители готовы допустить к своему ребенку с ОВЗ, неподготовленных к общению с ним сверстников и педагогов. Часто родители опасаются, что ребенка будут дразнить и обижать. В определенной степени это обусловлено нежеланием родителей брать на себя ответственность за перспективы развития собственного ребенка. Важнейшим условием преодоления негативных переживаний у родителей, имеющих ребенка с особенностями в развитии здоровья – включение их в активную деятельность, прежде всего связанную с воспитанием и обучением ребенка.

На первом этапе внедрения нашего проекта родители детей с ОВЗ предпринимали попытки оставить все «так как было». Дети бы были обособлены в воспитательно-образовательном социуме. Но по мере вовлечения родителей в совместные мероприятия, увидев значительные подвижки в развитии детей (коммуникативном – улучшилась речь; социально-психологическом – перестали вздрагивать при появлении посторонних людей, самостоятельно принимали пищу, играли; художественно-эстетическом – участие в театрализованных постановках, играх, праздниках и т.д.)  старались помочь в подготовке и проведении совместной деятельности.    

Еще одной проблемой является толерантное отношение родителей здоровых детей к «особым» детям. Проблема заключается в мировоззрении данной категории родителей, которые считают, что их ребенок, находясь рядом с детьми с особыми потребностями, приобретает негативный жизненный опыт, который в дальнейшем ему не пригодится.

Для эффективной реализации проекта была разработана программа по взаимодействию с родителями детей общего развития. Эта работа направлена на информирование родителей, снятие эмоционального напряжения, тревожности, толерантного отношения к детям с ОВЗ – полной включенности в воспитательно-образовательную деятельность.

Создать атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки среди родителей  помогли такие  формы работы:

  • День открытых дверей
  • Работа родительского клуба;
  • Встречи со специалистами;
  • Участие родителей в общих родительских собраниях, заседаниях педагогических и коррекционных советов, консультации, практикумы и тренинги;
  • Участие в совместных мероприятиях, проводимых с детьми.

Суть нашего проекта - это постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. К сожалению, при интеграционном подходе только незначительная группа детей с особенностями в развитии здоровья, может быть полностью включена в воспитательно-образовательную среду. Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для инклюзии: квалификация кадров, отсутствие нормативной базы, достаточно затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как переходный и двигаться, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Издательство «Лань», 2003.
  2. Выготский Л.С. Принципы воспитания физически дефективных детей. /Собр. соч. в 6 т. Т.5. Основы дефектологии / под.ред. Т.А. Власовой. М.,1983.
  3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. М.: Дрофа, 2008.
  4. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: монография / А.Н.Коноплева, Т.Л. Лещинская. Мн.: НИО, 2003.
  5. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. N 2. с. 86-94.
  6. Актуальные проблемы интегрированного обучения. М.: Права человека, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...