Семинар-практикум "Деятельностный подход как основная форма организации НОД в ДОУ"
методическая разработка на тему

Меняется мир, меняются дети, должны поменяться подходы к воспитанию и обучению в детском саду. Что такое деятельностный подход, как его применить в работе воспитателю мы на практике посмотрим и оценим, а также составим памятку в помощь воспитателю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc41 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_deyatelnostnyy_podhod.doc16.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

Семинар-практикум

Деятельностный подход как основная форма организации НОД в ДОУ

                                                                                                Подготовила

                                                                                                 Старший воспитатель Штарева Н.А.

2013

Деятельностный подход

 как основная форма организации НОД в ДОУ.

Цель: систематизировать знания педагогов о деятельностном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования.

Структура:

  1. «Хотите узнать, как жили в старину? Добро пожаловать в избу!» - практическое занятие с участием педагогов
  2. Технология деятельностного подхода
  3. Составление памятки «Деятельностный подход в ДОУ»
  4. Рефлексия

Предварительная работа: воспитателям раздаются загадки-шарады о месте встречи.

Первый слог-

известный всем предлог:

когда помещение покидаешь, то его употребляешь.

За ним идет бабушка с сильным удивлением,

и это короткое слово передает ее настроение.

 (из-ба)

                                                       

                                               

               ?


                                                ,,

                                               

                                                 

                                                 

 (му-зей)                      л=з    


                ,






                                 Л=Н

 (гор-ница)

   Содержание деятельности:

  1. Отгадав загадки-шарады, воспитатели собираются в музее русского быта «Русская горница».

   Воспитатели: «А почему мы сегодня собрались в музее?»

   Ст.воспитатель: «Как Вы думаете, почему? (Ответы воспитателей)  Действительно, согласно тематическому плану скоро начнется тема «Народная культура и традиции», Вы с ребятами будете приходить в наш музей, играть,  но достаточно ли экспонатов, всего ли хватает в оформлении? Расскажите, что Вы,....., думаете? А что …. заметила?»

   Воспитатели высказывают мнения, что бы им хотелось еще увидеть в музее, чем его можно обновить, чего не хватает

    Ст.воспитатель: «Ну, конечно, почти каждый высказал мысль о нехватке печки в музее. Естественно, никакая изба без печки не могла существовать. Давайте подумаем, где и как ее оформить и вместе сделаем. У кого еще можно узнать про экспонаты в музей? Может у кого-то есть что-то интересное и вы могли бы это принести? Буду рада любым предложениям.»

    Ст.воспитатель с воспитателями оформляют печку, помогая друг другу делами и советами.

    Ст.воспитатель: «Печка получилась как настоящая. А зачем она нужна? Почему мы здесь собрались? Для чего нам новые экспонаты?

(Ответы воспитателей показывают, осознана ли цель)

     Сегодняшняя наша встреча очень продуктивна: вы помогли мне освежить интерьер музея. Людмила Александровна поможет найти новые экспонаты, Наталья Владимировна высказала интересные предложения, Елена Николаевна дала хорошие практические советы. Всем большое спасибо.

  1. Старший воспитатель: «Но собрались мы не только для этого. В связи с выходом ФГТ произошло много изменений в дошкольном образовании. Одной из основных форм организации НОД является деятельностный подход. Сегодняшняя наша встреча организована с помощью деятельностного подхода. Давайте разберем по пунктам технологию деятельностного метода, как сегодня он был осуществлен на практике:

1.Создание проблемной ситуации

2.Целевая установка

3.Мотивирование к деятельности

4.Проектирование решений проблемной ситуации

5.Выполнение действий

6.Анализ результатов деятельности

7.Подведение итогов

  1. Ст.воспитатель: «Уважаемые коллеги! Мы с вами очень хорошо разобрали все пункты

 технологии деятельностного метода, применили его на практике, в результате была составлена  памятка «Деятельностный подход в ДОУ»

  1. Рефлексия. Педагоги делятся на 2 команды.

1 задание: а) Тема НОД «Бабочка-красавица всем нам очень нравится!»

                       С какой проблемной ситуации можно начать НОД? (3-4 примера)

                   б) Тема НОД «Мы кормушки собирали, птиц от голода спасали»

                       С какой проблемной ситуации можно начать НОД? (3-4 примера)

2 задание: От каких высказываний должен отказаться педагог

                   а) — Ребята, подходите, начинается математика

  1. Петя предложил неправильно, Маша не подумала, что сказала
  2. На чем же мы с вами можем полететь?
  3. На что похожи кирпичики и где их можно найти?
  4. Саша, принеси конструктор, это будут кирпичики

                   б)- Кирилл, посмотри, чтоб ребята не заглядывали в коробку, там сюрприз

  1. Миша, подскажи, где гараж для машин
  2. Ты играй в машинки, ты иди рисуй
  3. Все встали, пошли белочку искать
  4. Наташа, ты делаешь неправильно, надо делать так

3 задание: Выбрать правильный вариант подведения итогов:

                    а) Саша, молодец, очень красиво нарисовал, Маша, хорошо придумала, что рисовать, Катя и Ксюша быстрее всех убрали со стола...

                    б) Ребята, наше занятие окончено, все складываем и идем в музыкальный зал

Заключение. Развитие детей начинается в игре, с ее помощью ребенок познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. Деятельностный подход — это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.



Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Деятельностный подход -организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон)

Этапы деятельности

Содержание

1. Создание проблемной ситуации

Процесс вовлечения в деятельность:

1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось

2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др)

3. Приходит кто-то в гости или игрушка

4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...)

5. Делать в присутствии детей что-то необычное с просьбой отойти и не мешать (смотреть пристально в окно, играть с мл. воспитателем в шашки и др)

6. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь «Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим»)

7. Договориться с родителями одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; муз.рук. обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то

8. Специально организованная ситуация (все мыло заменить камушками, мелок кусочком сахара)

9. День рождения у ребенка (воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы : «Какого?»)

10.Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям

Если хочет что-то сказать мальчик или застенчивый ребенок, сначала спросить их, а уж потом давать высказываться девочкам

2. Целевая установка

3. Мотивирование к деятельности

4. Проектирование решений проблемной ситуации

Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. Опираться на личный опыт детей, выбирая помощников или консультантов. В процессе деятельности воспитатель всегда спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять что именно, можно на помощь отправить более смышленого ребенка

5. Выполнение действий

6. Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей : понравилось или нет. Спросить надо: «Зачем вы все это сделали?», чтоб понять, осознал ли ребенок цель

7. Подведение итогов

Найти кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении

Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие: ·  государственная политика в сфере образова...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...

Урок – основная форма организации педагогического процесса по семейной педагогике

До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма орг...

«Общая характеристика основных форм организации физического воспитания».

Дошкольное детство - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учрежд...

Совместная деятельность как основная форма организации экологического воспитания в ДОУ

Современная дошкольная педагогика также придает большое значение совместной деятельности: несомненно, она оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и...