Игра - средство всестороннего развития ребёнка.
методическая разработка по теме

Мироняк Татьяна Викторовна

В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Наблюдая за играющим ребёнком , можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к сверстникам  и взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx14.2 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - средство всестороннего развития ребёнка.

Психологи Л. С. Выгодский , А.В. Запорожец, А.А. Любинская и др. считали игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии. Наблюдая за играющим ребёнком , можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к сверстникам  и взрослым.

Единство и взаимодействие проявляются по-разному в различных видах игр. В творческой игре  центр, вокруг которого собираются все стороны личности - замысел, содержание и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависит сила эмоций, способность к умственному и волевому усилиям.

В играх с правилами главное - решение поставленной задачи. Детей увлекают только подвижные и дидактические игры, требующие усилия мысли и воли, преодоления трудностей.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного , трудового и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересам, социальным потребностям. Игры, необходимые для здоровья, делают жизнь ребёнка содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на непосредственно образовательной деятельности, с наблюдениями повседневной жизни.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний , мобилизующих умственные способности, воображение, память, внимание ребёнка. разыгрывая роли, изображая какие - либо события  дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями, учатся самостоятельно решать игровые ситуации, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Игра служит детям дошкольного возраста поводом для сообщения им новых знаний , расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, общественной жизни, героическим подвигам людей у детей появляются мечты о будущей профессии, стремление быть похожим на  любимого героя. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребёнка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств, речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более сложную задачу. чем на непосредственно образовательной деятельности. Но это не значит, что  непосредственно образовательную деятельность воспитатели должны проводить только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами и др.

Играя, дети учатся применять свои знания  и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи. В самостоятельной деятельности, играя, дети вступают со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка, способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективных действий. задача каждого воспитателя - сделать каждого ребёнка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности.

Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие.  В месте с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, как  в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Игра - важное средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм, красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду  взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом изображают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Игра служит побудителем к изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка

С/ролевые игры:структура, содержание и видыРуководство с/р игройВажность использования предметов- заместителей...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Материал теоретический по использованию сюжено-ролевой игры для всестороннего развития дошкольника...

Русская народная игра, как педагогическое средство всестороннего развития ребёнка

в статье описаны цели изадачи использования элементов русской народной игры, как педагогического средства всестороннего развития ребёнка...

Игра как средство всестороннего развития ребёнка дошкольного возраста. Система работы.

 В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. В материале рассматриваются виды игр и игровой деятельности...

Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка.

Сюжетно-ролевые творческие игры - это игры, которые придумывают сами дети. ...