"Художественно-эстетическое развитие ребёнка"
консультация на тему

Консультация для педагогов ДОУ.  Проблема интеграции раз­личных видов искусства в худо­жественной деятельности детей в течение ряда лет исследовалась в лаборатории эстетического раз­вития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА:

интегрированный подход к организации занятий в детском саду

В Федеральных государственных требованиях как один из основополагающих выдвигается принцип интеграции, под которым авторы документа понимают «состояние (или процесс, ведущий к этому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса». При этом подчеркиваются значимость не только интеграции содержания образования, но и «организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности».

В современной педагогике понятие интеграции исключительно популярно, так же как и создание различного рода интегрированных программ, методик, занятий и др. Популярность направления интегративного обучения связана с тем, что оно способствует созданию у детей целостной картины окружающего мира, обогащает :представления о разных областях действительности, сохраняет здоровье.

Интеграция, с одной стороны позволяет взаимообогащать целостность восприятия содержания различных областей действительности, с другой — не нарушает собственной внутренней логики освоения каждой из областей. Принцип интеграции положен в основу педагогической системы. Раздел «Музыка» включен в планирование работы, и музыкальный руководитель имеет возможность работать в рамках целостного педагогического процесса.

Подобная организация педагогического процесса в детском саду способствует

развитию образного мышления детей, воображения и творчества, которые в

данном  случае формируются естественно, при освоении ребенком на различных

занятиях общего содержания.

Проблема интеграции различных видов искусства в художественной деятельности детей в течение ряда лет исследовалась в лаборатории эстетического развития ребенка. В исследовании проводилась линия интеграции различных видов изобразительного искусства в художественной деятельности. Параллельно шла линия включения музыки и художественной литературы для создания настроения и обогащения образов детского творчества.

Результатом этой работы стало учебно-методическое пособие «Занимаемся искусством с детьми» (под ред. К.В. Тарасовой), авторами которого являются сотрудники лаборатории Г.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев, Л.В. Пантелеева, И.А. Лыкова, Т.Г. Рубан. В нем впервые в структуре однонаправленных и интегрированных занятий представлено изобразительное искусство и почти все виды художественной детской деятельности:

  1. восприятие     произведении изобразительного искусства;
  2. изобразительная и дизайн-деятельность;

—музыкальная деятельность и художественная литература.
Это учебно-методическое пособие выпущено в 2010 г. издательством «ТЦ Сфера».

В настоящее время проводится экспериментальное исследование интеграции искусств и различных видов художественной деятельности дошкольников. Центральный момент интеграции искусств в данном исследовании — музыка, а изобразительное искусство и художественная литература помогают детям понять сложный для них музыкальный образ и обогатить его восприятие на занятиях по слушанию музыки. Интеграция выступает здесь, с одной стороны, как принцип организации музыкальных занятий, с другой — как основа художественно-эстетического направления педагогического процесса в детском саду.

Интегрированные занятия включают в себя слушание музыки, поэзии и художественной прозы, просмотр видеозаписей и диапозитивов, различные виды художественной детской деятельности: музыкальное движение, игру на детских музыкальных инструментах, рисование по мотивам прослушиваемых музыкальных произведений. Сочетание их варьируется: слушание и

ознакомление с произведениями изобразительного искусства, литературы, слушание и музыкальное движение, слушание и рисование и др. На этих занятиях детей приобщают к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства. Приобщение детей к различным видам искусства в ФГТ выделяется в качестве важной задачи художественно-эстетического развития дошкольников.

Результативность интегрированных занятий по слушанию музыки, основанных на взаимодействии искусств, становится более высокой при условии сотрудничества музыкального руководителя с другими педагогами ДОУ, координации действий всех участников педагогического процесса: заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности, воспитателей.

Продумывается и обсуждается содержание, предусматривающее возможности интеграции. В качестве примера можно привести ознакомление детей с «музыкальными сказками», произведениями, для которых интеграция различных

видов искусства органична, еетественна: оперой и балетом.

Ознакомление детей с оперой и балетом идет через сказки. Сказка — наиболее доступный, и любимый детьми литературные жанр — приобретает для них еще большую привлекательность, так как обогащается, «расцвечивается» музыкой, показом визуального ряда (эскизов декораций. костюмов, произведений изобразительного искусства на тему прослушиваемых произведений) и собственным творчеством детей (рисованием, музыкальным движением). Дошкольники смотрят и слушают лучшие образца «музыкальных сказок» — «Снегурочка» и «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. Чайковского, «Золушка» С. Прокофьева, «Руслан и Людмила» М. Глинки.

На интегрированных музыкальных занятиях дети знакомятся с литературно-музыкальными композициями по той или иной опере (балету), слушают наиболее яркие фрагменты, рассматривают произведения изобразительного искусства, созданные «по мотивам» этих музыкальных произведений. При знакомстве детей с балетами П.Чайковского «Щелкунчик» «Спящая красавица» и С. Прокофьева «Золушка» им предлагаются также видеозаписи балетных спектаклей.

Накопление художественных впечатлений на интегрированных занятиях сочетается с их отражением в различных видах детского художественного творчества: музыкальном движении, рисовании, аппликации и др. Следует отметить, что в новых федеральных государственных требованиях выделяется самостоятельная образовательная область «Художественное творчество», подчеркивается важность творческого самовыражения детей в различных видах деятельности: изобразительной, музыкальной и др.

Ознакомление с синтетическими в своей основе жанрами оперы и балета оказывает значительное влияние на характер детского изобразительного творчества. Между музыкальным руководителем и педагогом по изобразительной деятельности (или воспитателем) существует творческое взаимодействие. Заранее обсуждаются темы и музыкальные произведения, которые предполагается воплотить в детских рисунках, например: «Вальс снежных хлопьев», «Звезды несут Золушку на бал», «Разные краски осени». На музыкальных занятиях происходит ознакомление с «музыкальной сказкой», а педагог по изобразительной деятельности проводит подготовительную работу по формированию навыков и умений, необходимых детям для воплощения в рисунке музыкального образа. Затем им дается творческое задание, и они воплощают музыку в красках.

Благодаря интегрированному подходу детские рисунки становятся более яркими, содержательными и интересными. Их работы демонстрируют не только высокий уровень изобразительного творчества, но и музыкального восприятия, воображения и художественно-эстетического развития в целом.

Дети знакомятся с «музыкальными сказками» не только на музыкальных занятиях и занятиях по изобразительной деятельности, но и по развитию речи. Интегрированный и очень привлекательный для детей литературно-музыкальный и визуальный материал (просмотр фрагментов балета) дает воспитателю возможность беседовать с детьми, побуждать их к эмоциональному пересказу увиденного и услышанного, насыщать и обогащать их речь.

Естественным итогом ознакомления детей с оперой и балетом является театрализация, интегрирующая в себе различные виды детской художественной деятельности. После того как дети знакомятся с той или иной «музыкальной сказкой», им дается возможность поиграть в нее, превратиться в ее героев. Дети обыгрывают основные роли и события сказки в творческих музыкально-двигательных образных этюдах. Дошкольники принимают это с восторгом. Играя того или иного персонажа, они делают это с большим эмоциональным подъемом, для них эта деятельность очень органична.

Погружение детей в столь интересный для них музыкальный, литературный и визуальный материал и отражение его в их собственном творчестве вызывает у дошкольников яркий эмоциональный отклик. В ФГТ развитию эмоциональной сферы дошкольников уделяется особое значение. Эмоциональная отзывчивость выделяется как важнейшее качество личности, подчеркивается, что эмоционально отзывчивый ребенок «откликается на эмоции близких людей и друзей, эмоционально реагирует на  произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные  произведения, мир природы».

Кроме формирования   эмоциональной сферы личности ребенка интегрированный подход к организации художественно- эстетического направления    работы ДОУ перспективен в отношении развития музыкальности детей и их общего психического  развития: воображения, образного мышления, речи и творчества.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом

Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...

Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»

Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...