Районный семинар на тему: Система работы по патриотическому воспитанию: "Формирование гражданственности, чувства любви, гордости к своей Родине"
рабочая программа по теме

Шемонаева Татьяна Геннадьевна

Районный семинар 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 6 «Солнышко»

г. Жердевка Тамбовской области

Районный семинар на тему:

Система работы по патриотическому воспитанию: 

"Формирование гражданственности, чувства любви, гордости к своей Родине"

Воспитатель

МБДОУ детский сад № 6 «Солнышко

Шемонаева Т.Г.

2013г.

I.  «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов -  авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний»

 Д.С.Лихачев

       II. Современное личностно – ориентированное образование рассматривается как многоуровневое пространство, как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Его основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей становлению нравственной культуры ребенка, формированию гуманистически направленной личности.

       Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

       Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое  и другие виды воспитания. (В.С.Библер, В.А.Блюмкин, Е.В.Бондаревская, Р.Р.Калинина, А.М. Счастная, Н.И.Цуканова и другие)

       Требуются другие методы, позволяющие принять нравственные нормы эмоционально-личностно, внутренне-осознано. Меняются и критерии нравственности детей. В советской педагогике таковыми являлись идеологические и моральные знания и привычки культурного поведения. Сегодня мы понимаем, что наличие знаний не обеспечивает реального соблюдения ребенком нравственных норм.

       Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.

       Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

       Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

      III. Формирование любви к Родине

* в младшем возрасте идет через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

* в среднем возрасте проходит через понимание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребенка

* в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

IV. В рамках федеральных государственных требовании у детей старшего дошкольного возраста направление нравственно-патриотическое  воспитание входит в область «Социализация». Старший дошкольник должен  быть сориентирован на:

  • Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине,  служение Отечеству;
  • Социальную солидарность – свобода личная и национальная,  доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.

V. Что такое патриотическое воспитание?

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек.

В последнее время все больше распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический и другие компоненты.

VI. Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных качеств.

Поэтому нашими задачами, как педагогов является:

– воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду;

- развития интереса к русским традициям и промыслам;

-  формирования элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;

– знакомства с государственной символикой России;

– расширения представлений о городах и регионах России;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;

– формирования толерантности, чувства уважения к другим народам, их культуре и традициям.

VII. Принципы нравственно–патриотического воспитания с дошкольниками.

1.     Принцип интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.

2.     Принцип сотрудничества - взаимосвязь ребенка и педагога.

3.     Принцип индивидуального подхода к детям - патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.

4.     Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.

5.     Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно.  

6.     Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.

7.     Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.

8.     Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.

VIII. Чтобы сохранить у детей интерес ко всему новому, используем такие инновационные технологии:

•         личностно - ориентированный подход к детям;

•         личностно - деятельный подход (ориентирование на действие, технология дидактических задач);

•         интегрированная система;

•         здоровьесберегающие технологии;

•         игровые методы и приемы.

IX. Придерживаемся таких видов мотивации:

*       социальной - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

*       содержательной - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;

*    прагматической - усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

X.  Используемые методы работы с детьми: 

  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Познавательная образовательная деятельность по темам
  • Беседы о родном селе, районе, области.
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.
  •  Экскурсия  и возложение цветов к монументу погибшим воинам, минута молчания.
  • Чтение художественной литературы о защитниках родной земли, Отечества.
  • Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
  • Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
  • Участие  в фольклорных праздниках, праздничных утренников.  

XI. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Нравственно-патриотическое воспитание детей включает в себя 5 блоков:

        


XII. Блок «Я и моя семья»
- НОД по ознакомлению с окружающим «Я и мое тело», «Моя любимая семья»; «Цветик-семицветик», «Я есть!», «Да здравствуют дети на всей планете»; «Пожалей, не делай больно», «Образ матери» и др.



 - дидактические упражнения, игры: «Построй семью», «Что делает мама?», «Кому это нужно», «А что у вас?» и др.



- сюжетно-ролевые игры: «Мой день рождения», «В гости к бабушке», «Семья»



- составление рассказов: «»Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье» и т.п. 



- рассматривание картин, иллюстраций: «Бабушкины помощники», «Мамин праздник» и др.



- праздники: «День матери», «Мама лучше всех на свете»



- чтение произведений о семье.


Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение с взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.
       В младших и средних группах помогаем ребенку раскрыть сущность человека, осознание своей индивидуальности, особенность, неповторимость. В НОД по ознакомлению с окружающим  «Я и моё тело» даем знания о себе, своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний.
      В группе детей 5-6 лет помогаем ребёнку осознать себя, свои достоинства и недостатки, воспитываем у детей уважение к себе, развиваем способность решать проблемы и преодолевать неудачи. Учим верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже имеет делать («Я и моя семья»). Учим детей сопереживать, замечать боль других, совершать по собственной воле добрые поступки («Цветик - семицветик»).
      В группе детей 6-7 лет формируем доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования «Я есть!». Учим защищать и знать свои права («Да здравствуют дети на всей планете»).
      Мир ребенка начинается с его семьи, где он впервые осознает себя членом человеческого общества.
      Детей младшего дошкольного возраста через образовательную деятельность по развитию речи  учим узнавать дом, квартиру, где живет ребенок, знать имена членов своей семьи, воспитывать отзывчивость на состояние близких (пожалей, не делай больно) («Моя семья»).  Воспитываем у детей доброе отношение к папе, маме, себе («Портрет семьи»).
      Дети 4-5 лет  получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях через составление рассказов («Как мы проводили выходные», «Что мы делаем вместе», «Кто, что любит в нашей семье»). Через сюжетно-ролевые игры («Мой день рождения», «В гости к бабушке») закрепляем опыт поведения в семье. Дети рассматривают картины («Бабушкины помощники», «Мамин праздник»), составляют рассказы, делятся личным опытом. Через дидактические игры («Что делает мама», «Кому это нужно?», «А что, у вас?») дети приобретают знания, выражают свои чувства к близким.
      В группе 5-6 лет в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим  формируем представление о семье как о людях, которые живут вместе, развиваем самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитываем  у детей доброе отношение к родным и близким («Я и моя семья»).
      В группе 6-7 лет воспитываем чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери («Образ матери»), тематические праздники способствуют укреплению семьи, развитию более близких, теплых отношений между мамой и детьми («День матери», «Мама лучше всех на свете»).


XIII.Блок «Детский сад»



- экскурсии, прогулки в помещениях детского сада;



- учеба по ориентировке на территории и в помещении детского сада;



-мероприятия по трудовому десанту: «Самый чистый участок детского сада», «Вышли труженики на огород» и др.



- практические занятия по правилам дорожного движения: «Я пешеход», «Наблюдение за работой светофора», при экстренных ситуациях, по пожарной безопасности и др.



- беседы: «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах», «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке», «Ядовитые растения и грибы», «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»



 и др.



- продуктивная образовательная деятельность: рисунки на темы: рисование «Будь внимателен на дороге!» «Осторожно, гололёд!», «Осень на участке детского сада», «Наш детский сад», «Мои любимые игрушки в детском саду»; аппликации на темы: «Какие бывают автомобили» «Три глаза светофора», «Пешеходный переход» и др.;



- конструирование на темы: «Заборчик», «Моя любимая игровая площадка», «Строительство детского сада», «Подарю цветок сотрудникам детского сада» и др.



-чтение художественной литературы по данной тематике


Детей младшего дошкольного возраста через игры, экскурсии, прогулки, занятия учим ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе («Осень на участке детского сада»,  «Наш детский сад», «Мои любимые игрушки в детском саду» ).

 Детей старшего дошкольного возраста учим свободно ориентироваться на территории и в помещении детского сада, приобщаем к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учим соблюдать правила уличного  движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи, учим быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях. Воспитываем интерес и любовь к своему району, бережное отношение к детским игровым постройкам («Моя любимая игровая площадка», «Строительство детского сада»).


XIV.         Блок «Родной город. Родная природа»



- НОД на темы: «Большая и малая Родина», «Нет милей и краше Родины нашей», «Красота родного края» и др.



- целевые прогулки в разные времена года: «Осень на участке детского сада», «Волшебница зима», «Весна Красна», «Лето красное»;



- рассматривание деревьев, кустарников, растущих в нашем городе;



- игровые упражнения: «Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?»;



- дидактические игры: «Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных», «Чей хвост», «Узнай птицу», «Что растет в лесу»



- конкурс загадок о растительном и животном мире;



- знакомство с Красной книгой Тамбовской области;



-беседы: «Что растения лечат», «Почему нельзя кричать в лесу»,  «Зачем нужны деревья» и др.;



-рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов,



- презентации для детей на темы : «Животные разных стран», «Домашние животные и птицы», «Времена года», «Правила поведения в городе» и др.;



- составление кодекса правил поведения в лесу:



- экскурсии по родному городу;



-знакомство с флагом и гербом города Жердевка;



- посещение детской библиотеки, районного краеведческого музея;



- чтение произведений И.Бунина, А.Пушкина, А.Плещеева, Е.Трутневой, Г.Скребицкого, В.Бианки


 Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма.  Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе.

       Детей младшего дошкольного возраста знакомим с природой участка детского сада, проводим целевые прогулки в разные времена года («Осень на участке детского сад», «Волшебница зима», «Весна Красна», «Лето красное»;

Рассматриваем деревья, закрепляем их название в игровой форме («Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?»), чтобы дети увидели красоту природы, читаем отрывки из стихотворений И.А. Бунина, А.С. Пушкина, А.Н. Плещеева, Е.Ф. Трутневой.  Дети получают краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры («Сложи картинку», «У кого какой домик», «Узнай животных»).

В группе 4-5 лет знакомим детей с многообразием животного и растительного мира России через устный рассказ педагога, чтение книг В.В. Бианки, А.Н. Плещеева, Г.А. Скребицкого, дидактические игры («Чей хвост», «Узнай птицу», «Узнай по описанию», «Что растет в лесу»). Закрепляем и расширяем знания о жизни животных («У кого какой дом?», «Кто, где живет?», «Узнай по силуэту», «Чьи припасы?»). Знакомим  детей с «Красной книгой». Проводим беседу с детьми «Как растения лечат», конкурс загадок о растительном и животном мире. Дети составляют гербарии лекарственных растений.

Стараемся воспитывать положительное отношение детей к родному городу.

В старшем дошкольном возрасте работа ведется о том, как сберечь природу. Детей знакомим с родным городом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми («Знакомство с гербом города Жердевка», «Экскурсия по родному району»). Педагоги показывают детям картинки с видами растений, птиц, животных, находящихся на грани вымирания, рассказывают о заповедниках нашей страны. Через игры («Разные ситуации») дети закрепляют правила поведения в природе. Составляют кодекс правил поведения в лесу, составляют рассказы («Что будет, если исчезнут леса, птицы»).


XV. Блок «Родная страна»



- НОД на темы: «Государственные символы», «Кто основал Москву», «Моя Родина - Россия»,



- знакомство с глобусом, картой;



- знакомство с символами России (герб, флаг, гимн)



-знакомство с российскими городами, столицей;



- знакомство с известными людьми, защитниками Отечества (богатыри, солдаты);



-знакомство со знаменитыми датами, государственными праздниками;



- дидактические игры: «Узнай свой флаг», «Собери элементы, составляющие герб страны»;



- рассматривание иллюстраций воинов различных родов войск;



- составление рассказов по картине «Храбрый танкист»;



- чтение былин о русских богатырях;



- тематические праздники: «Знаем! Помним! Не забудем!», «Боевая слава нашего народа», «Масленица», «Веселые старты», «Будущие защитники Отечества»  и др.



«Культура страны»
- НОД на темы: «Семейные обычаи на Руси»; «Делу время – потехе час», «Сказочная Гжель», «Сервизы нас порадуют и позовут на чай», «Коса – девичья краса»
- знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, небылицами, загадками;
- знакомство с праздниками и обрядами: «Встреча Нового года», «Рождество», «Пасха» и др.;
-
знакомство с народным декоративно- прикладным искусством;
- беседы
на темы: «Наши предки славяне», «Как жили люди в деревне Чибизовка», «Отражение русских традиций в национальном костюме», «В русской горнице», «Мастера земли русской», «Наша добрая матрешка», «В гостях у городецких мастеров», «Культура и традиции русского народа»
-  
рассматривание иллюстраций: «В русской горнице», «Народное декоративно-прикладное искусство».


Дети получают сведения о территории России (глобус, карта), знакомятся с символами России (герб, флаг, гимн), столицей и другими городами России, известными людьми, защитниками Отечества (богатыри, солдаты) и знаменательными датами, государственными праздниками.
      В группе детей 4-5 лет рассматриваем карту России, иллюстрации с разными климатическими зонами, читаем стихотворение З.Александровой «Родина», заучиваем пословицу «Нет земли краше, чем Родина наша». В непосредственно образовательной деятельности дети узнают, что каждая страна имеет свой флаг, рассматривают иллюстрации государственного флага и герба, а затем закрепляют полученные знания через дидактические игры «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб». Знакомим детей с защитниками родины. Рассматриваем альбом «Защитники Отечества», иллюстрации воинов различных родов войск. Составляют ребята рассказы по картине «Храбрый танкист», воспитатели читают былины о русских богатырях.
      В группах детей 5-6, 6-7 лет расширяем представления о значении государственных символов России, воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации («Государственные символы»). В НОД знакомим  со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву», «Моя Родина-Россия»). На тематических праздниках формируем чувство патриотизма, знакомим с вехами военной истории России.  Углубляем знания о Российской армии, воспитываем уважение к мужеству  русских солдат («Будем в армии служить»). Формируем у детей образ героя, защитника своего государства, прививаем любовь к Отечеству и родному краю («Знаем! Помним! Не забудем!», «Боевая слава нашего народа»).
     На тематических праздниках воспитываем чувство гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину («День Победы!», «Поклонимся великим тем годам»,  «Весёлые  старты», «День защитника Отечества»). Воспитываем уважительное отношение к защитникам Отечества.
 

Педагоги ДОУ стараются привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. В непосредственно образовательной деятельности  дети получают  общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, народной мудрости.
      В группах детей 2-3, 3-4 лет знакомим детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
      В более старшем возрасте детей знакомим с пословицами, небылицами, былинами, загадками, родными жанрами устного народного творчества, приобщаем к общечеловеческим ценностям.
      В группе детей 6-7 лет дети получают элементарные знания о быте наших предков («Семейные обычаи на Руси», «Делу время – потехе час», «Коса – девичья краса»), развиваем у них  интерес и любознательность к историческому прошлому, расширяем представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем, формируем уважительное отношение, бережное отношение к культурным ценностям («Наши предки славяне», «Как жили люди в деревне Чибизовка», «Отражение русских традиций в национальном костюме», «В русской горнице», «Культура и традиции русского народа»


XVI. Блок «Права и обязанности»



- театрализованная игра показ сказки «Заюшкина избушка»



- настольные игры «Знаешь ли ты сказки?» («Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей»), «Веселые числа», «Назови меня», «Экскурсия по городу»



- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Вкусные булочки», «Телефонный разговор», «Путешествие на теплоходе», «Путешествие на теплоходе», «Дом книги»



- строительная игра «Моя улица»



- дидактические игры «На кого я похож?»,  «Кому что нужно для работы?», «Узнай свою маму», «Разноцветная карусель», «Какой я по счету?»



- музыкально – дидактические  игры «Дедушка Мазай, из избушки вылезай»,  «Догадайся, кто поет»



- самостоятельная игровая деятельность «Найди свою семью»,  «Разные профессии», «Гримерная и костюмерная мастерская».



- словесные игры  «Отдыхаем вместе с мамой и папой», «Волшебные очки», «Давайте познакомимся», «Необычные часы»



- Игра у компьютера «За чашкой чая»



- подвижная игра «Я знаю пять ласковых имен девочек (мальчиков)»



- интеллектуальная игра «Что? где? когда?»
-
совместные праздники с родителями: «День матери», «Папы- Защитники Отечества», «День восьмое марта», «Осенины».



-   рисование: «Как я помогаю маме»,  «Как обо мне заботятся мои родители». портретная галерея «Я и ... моя семья».


 В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.    

Календарно-тематический план на неделю по старшей группе

(возраст детей 5-6 лет) 

«Я и мои права (Конвенция о правах ребенка) »

Цель: систематизация практического  опыта  по правовому воспитанию детей.

   Задачи:

  1. Через игру познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка.
  2. Развивать правовое мировоззрение и нравственное представление.
  3. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

понедельник                      Право на дом и семью

Театрализованная игра

Показ сказки «Заюшкина избушка»

Цель: формирование представления детей о том, что у каждого должен быть свой дом, в котором все должны жить дружно.

Настольная игра

«Знаешь ли ты сказки?» («Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Зимовье зверей»)

Цель: способствовать правильному и последовательному расположению картинок данных сказок. Развитие разговорной речи.

Сюжетно-ролевая игра

«Семья»

Цель: формировать представления о семье. Самостоятельно распределять роли. Развивать дружеские взаимоотношения.

Ход игры: развивается сюжет в конкретной семье. Взаимопосещение, умение отмечать совместные праздники.

Строительная игра

«Моя улица»

Цель: продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и конструкциями и тем, что они видят в окружающей жизни (каменные и деревянные дома). Развивать умение работать коллективно. Поощрять самостоятельность, дружелюбие.

Ход игры: детям предлагается построить улицу

Дидактическая игра

«На кого я похож?»

Цель: формировать интерес к своей родословной.

Ход игры: при рассматривании фотографий родственников помочь увидеть внешнее сходство с родителями и другими родственниками (цвет волос, глаз и др.)

Музыкально - дидактическая игра

«Дедушка Мазай, из избушки вылезай».

Цель: учить четко, эмоционально пропевать  слова. Дружно выполнять придуманные движения.

Здравствуй, дедушка Мазай,

Из избушки вылезай.

Здравствуйте, детушки, малолетушки.

Где вы были? Что вы делали?

Где мы были, мы не скажем,

а что делали покажем.

(После договора, дети показывают движения, а дед Мазай, догадавшись, догоняет детей).

Самостоятельная игровая деятельность

Предложить детям иллюстрации с изображением разных профессий. Формировать представление о том, где работают родители. Как важен их труд для общества.

вторник                                     Право на труд и отдых

Сюжетно-ролевая игра

«Вкусные булочки»

Цель: проявлять заботу о близком человеке.

Дети «пекут» булочки из соленого теста.

В гости к бабушке пойдем и булочек ей унесем.

Дидактическая игра

«Кому что нужно для работы?»

Цель: уточнить знания о профессиях. Уточнить для чего нужна разнообразная техника. Дети работают с большими карточками, на которые помещаются маленькие с изображениями инструментов и техники.

Словесная игра

«Отдыхаем вместе с мамой и папой»

Цель: проявлять инициативу выбирать место отдыха.

На интерактивной доске дети рассматривают иллюстрации, где можно отдохнуть. Рассказывают, куда бы они хотели поехать отдохнуть с родителями и почему (на реку, сходить на лыжах, съездить на юг, в деревню к бабушке и т.д.)

Семейный праздник

«День семьи»

Цель: создать радостное настроение при совместном проведении дня отдыха.

Родитель приходит в группу  и активно отдыхают все вместе.

Словесная игра

«Волшебные очки»

Цель: продолжать учить детей видеть хорошее в своих друзьях. Кто надевает «волшебные очки» видит только хорошее в детях. Сначала надевает очки воспитатель, хвалит детей. Затем дети надевают очки и, рассматривая соседей, говорят о нем то, что раньше не замечали

Игра у компьютера

«За чашкой чая»

Цель: развивать воображение, умение составить правильно картинку.

Дети собирают картинки-пазлы для составления общей картинки: самовар, чашки с блюдцами и др.

Самостоятельная  игровая деятельность

Гримерная и костюмерная мастерская.

Цель: продолжать учить превращаться в любимых героев, изображение движений мимикой, веселя детей.

В костюмерной дети примеряют костюмы животных и гримируются.

среда                                               Право на имя

Словесная игра

«Давайте познакомимся»

Цель: подвести детей к пониманию того, что у каждого человека есть свое имя и его имя может звучать по-разному.

Ход: в гости к детям приходит домовенок. Он забыл свое имя. Дети предлагают ему взять разные имена.

Уточняют: «Живет дома?, значит подойдет имя Домовенок»,  называют его Кузей. Домовенок Кузя знакомится с детьми. Дети называют свое имя, передавая игрушку по кругу. Затем называют свое имя ласково, а Кузю называют Кузенькой.

Подвижная игра

«Я знаю пять ласковых имен девочек (мальчиков)»

Цель: уметь действовать с мячом, произнося ласкова имена девочек (мальчиков).

Сюжетно-ролевая игра

«Телефонный разговор»

Цель: формировать представление о составе семьи, родственных связях (я для бабушки внук), сочувствовать, переживать о родственниках. Вежливо обращаться по телефону, называя бабушку ласково по имени.

Игровые роли: мама, папа, ребенок, бабушка.

Проблемная ситуация: внучка звонит бабушке с просьбой навестить ее, поздравить с днем рождения.

Самостоятельная  деятельность: пекут торт, готовят подарок ко дню рождения бабушки.

Дидактическая игра

«Узнай свою маму»

Цель: знать имя и отчество своей мамы.

Ход: детям предлагается презентация «Фотографии мам». Но фотографии мамы не показываются. Внизу под фотографией надписи: имя и отчество мамы. Детям называют любое имя и отчество. Дети узнают свою маму. Если назвали правильно, появляется фотография.

Музыкально-дидактическая игра

«Догадайся, кто поет»

Цель: различать тембр голосов своих товарищей. Дети идут по кругу и поют один куплет какой-нибудь песни. Второй куплет поет один из детей «Жмурке», который стоит в центре круга с закрытыми глазами. «Жмурка» по голосу узнает, кто из детей пел и называет его по имени.

Самостоятельная  игровая деятельность

«Найди свою семью»

Цель: уточнить состав семьи по фотографии.

На столе разложены фотографии нескольких семей. Дети находят фотографии своих родственников и помещают их на любое место в группе: доска, стол, ковер и т.д. и рассказывают о составе семьи детям.

четверг                                            Право на игру

Дидактическая игра

«Разноцветная карусель»

Цель: помочь детям делать мыслительные операции: группировать исходные элементы объекта природы, делить на отдельные явления, свойства, предметы, соединять в целый объект.

Варианты игры:

  1. Какое время года?

Цель: Учить описывать картинку с изображением времени года. воспитатель загадывает загадку, а дети находят отгадку и описывают картинку

  1. Найди нужную карусель

Цель: развивать логическое мышление, подбирая цветную карусель к изображениям объектов природы.

Задание: какой цвет больше подходит к изображению на тему «Осень» и почему?

  1. Найти составные части.

Цель: учить подбирать к каждому изображению времен года составные части, учитывать характерные признаки, свойства, предметы.

(К картинке «Зима» дети выкладывают маленькие карточки, которые подходят к этому времени года, объясняя, почему взяли только эти карточки)

  1. Убери лишнее.

Цель: развивать логическое мышление, анализируя свои действия.

Задание: выложить на «Карусель» любые мелкие карточки. В середину «Карусели» воспитатель кладет основную карточку времени года. Например, осень. Дети убирают все мелкие карточки, которые не соответствуют осени.

Словесная игра

«Необычные часы»

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, логическое и образное мышления и речь. Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять и конкретизировать представления об обитателях в разных климатических зонах.

Ход: дети самостоятельно используют пластинки для игры.

Настольная игра

«Веселые числа»

Цель: познакомить в занимательной форме с составом чисел. Согласовывать числительные с существительным, закрепить прямой и обратный счет в пределах десяти.

Ход:

Вариант №1. Каждый участник выбирает карточку и находит  цифру и кружки, соответствующие этой цифре.

Вариант №2. Дети считаю до десяти и обратно.

Вариант №3. Дети называют цифры и количество предметов на карточки, согласовывая числительное с существительным.

Настольная игра

«Назови меня»

Цель: закрепить фонематический слух, умение определять твердые и мягкие согласные звуки. Различать звуковой состав слова.

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие на теплоходе»

Цель: развивать у детей умение играть коллективно, объединять постройки с общим замыслом (теплоход). Использовать в игре предметы-заместители. Обыгрывать профессии, встречающиеся на корабле.

Роли: капитан, матрос, медсестра, кок, штурман.

пятница                                    Право на образование

Сюжетно-ролевая игра

«Школа»

Цель: способствовать развитию сюжета, самостоятельно выбирать на главную роль.

Роли: дети, учитель, мама, бабушка, папа.

Дидактическая игра

«Какой я по счету?»

Цель: закрепить порядковый счет до десяти и обратно.

Ход: детям предлагается посчитать по порядку предметы, согласовывая числительные с существительным.

Воспитатель меняет местами предметы, дети определяют количество предметов и  на каком месте они стоят.

Сюжетно-ролевая игра

«Дом книги»

Цель: закрепить представления о библиотеке, сотрудниках; воспитывать бережное обращение с книгой.

Роли: библиотекарь, дети.

Дети приходят в библиотеку, рассматривают книги, выбираю, библиотекарь записывает книги в карточку. В библиотеке дети могут также составлять картинки из пазлов.

Настольная игра

«Экскурсия по городу»

Цель: знакомить детей с учреждениями, в которых осуществляется образовательный процесс: школа, музей, театр, библиотека, выставочный зал.

Детям раздаются фрагменты учреждений, которые они должны поместить на большой иллюстрации, уточняя названия учреждений.

Интеллектуальная игра

«Что? Где? Когда?»

Цель: уточнить знания детей о птицах: внешний вид, место обитания.

XIX. Формы работы с семьей

1. Посещение ребенка на дому.

2. Беседы (индивидуальные, групповые):

3. Консультации: «Десять способов стать лучшим папой»

«Домашнее чтение детям старшего дошкольного возраста»

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

«Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом»

 «Нравственное воспитание дошкольников», «Развивайте речь ребенка», «Учите детей любить живую природу».  

4. Семинары-практикумы: «Как провести выходной с ребенком»

5. Родительские собрания: «Роль семьи в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника»

6. Родительские конференции: «Прогулки с детьми по городу»

7. Семейные клубы: «Книги остаются с нами навсегда»

8. Просвещение (статьи и памятки в уголках для родителей): Памятка для родителей: «Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

«Взаимодействие детского сада и семьи по патриотическому воспитанию»

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

«Детям об осени»

«Безопасность детей в помещении и на улице»

«Зимние забавы»

«Роль семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

Рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию

Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.
9. Музыкальные развлечения и праздники совместно с родителями: «Осень в гости
к нам пришла», тематический вечер «Тепло материнского сердца», «Новогоднее представление», утренник, посвященный Дню защитника Отечества, «8 марта – праздник мам»

10. Составление фотоальбома:  «Картины родной природы»

 «Достопримечательности города Жердевки»

11. Фотовыставки: «Мамы наши хороши», «Мой папа в армии служил»

12. Тематические выставки

2 блок                       Детский сад

3 блок

Родной город и родная природа

1 блок

Я и моя семья

нравственно –

патриотическое

воспитание

дошкольников

ов

4 блок

Родная страна

Культура страны

5 блок  

Права и обязанности

(конституция            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию в старшей группе №2» (из личного опыта)

Патриотическое воспитание детей - оченьактуальная проблема в наше время. В своём докладе я рассказала о том, как я провожу работу с детьми по этому вопросу. С чего начала работу, и какие результаты по...

Семинар на тему «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОУ»

В семинаре освещены теоретические основы нарушения речи у детей, виды речевых нарушений, причины, симптоматика. Комплексный психолого-медико-педагогический подход к различным видам речевых нарушений, ...

Консультация для педагогов на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»...

Консультация для педагогов на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи фо...

Консультация для педагогов на тему: «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с актуальными тенденциями современного общества».

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных задач стоят задачи фо...