Семинар на тему «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОУ»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

В семинаре освещены теоретические основы нарушения речи у детей, виды речевых нарушений, причины, симптоматика. Комплексный психолого-медико-педагогический подход к различным видам речевых нарушений, а также система работы по развитию речи детей в ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitateley.pptx864.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум « СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОУ » Провела семинар-практикум: учитель-логопе д: Едукина Татьяна Николаевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей №45 «Земляничка» ____________ городского округа «город Якутск» ______________ Автодорожная 40/4 e - mail : zemlyanichka 45@ mail . ru тел. 431004

Слайд 2

Виды нарушения речи Дислалия Ринолалия Дизартрия Алалия Заикание Афазия Функциональная Механическая Смешанная Закрытая Открытая Невротическое Неврозоподобное Подкорковая Мозжечковая Корковая Бульбарная Псевдобульбарная Сенсорная Моторная Сенсорная Моторная Динамическая Нарушение темпо-ритмической стороны речи Брадилалия Тахилалия Смешенная

Слайд 3

Дислалия Ринолалия нарушения тембра голоса и звукопроизношения, (гнусавость) обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. (расщелина неба). нарушение звукопроизношения (С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Р,Л) при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дизартрия Афазия Заикание нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка. полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Алалия Нарушение темпо-ритмической стороны речи Задержкой психического развития. Нет нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи. Обусловлено незрелостью лобных систем или повреждением подкорковых систем ЗПР

Слайд 4

Причины нарушения речи Органические Функциональные Внутриутробные патологии Родовые травмы Наследственность, генетические аномалии Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни; Соматическую ослабленность ; Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом; Подражание речи окружающих людей.

Слайд 5

Органические Внутриутробные патологии: Гипоксия; Вирусные заболевания беременной; Травмы; Резус-конфликт матери и плода; Недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель); Стрессы. Родовой период Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния; Асфиксия; Малый вес новорожденного (менее 1500 г) Низкая оценка по шкале Апгар . Наследственность, генетические аномалии: к генетическим аномалиям неправильное строение артикуляционного аппарата (неправильный прикус, дефекты строения нёба, зубов, подъязычной уздечки ) Если кто-то из родителей заикается, большая вероятность того, что ребенок будет иметь те же проблемы. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. инфекционных заболеваний, менингита, травм головного мозга; повреждения неба.

Слайд 6

Дефекты строения артикуляционного аппарата отсутствие зубов, неправильный прикус большой или маленький язык, высокое небо короткая подъязычная уздечка

Слайд 7

Неврологическая симптоматика нарушение тонуса групп мышц, ( спастичность , паретичность ); односторонний птоз; (нарушение функции глазодвигательных нервов) горизонтальный нистагм и др. нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук общая моторика Психологическая симптоматика недостаточная сформированность психических функций: памяти, внимания, восприятии, мыслительных процессов. нарушение эмоционально-волевой сферы ( отсут . усидчивость и воля, капризность, не может сосредоточится, гиперактивность ) Речевая симптоматика Страдают все стороны речи Интеллектуальное симптоматика интеллектуальная задержка Симптоматика

Слайд 8

Звукопроизношение не произносит свистящие, шипящие, звуки Л, Р, смягчает звуки ( сяньки , зяйка , зюк , сяпка ), озвончает (дом-том, жук-шук ) Слоговая структура слова звуконаполняемость слов Нарушен грамматический строй речи словообразование и словоизменение, согласования частей речи; Бедный словарный запас Фонематический слух Нарушены все компоненты речи

Слайд 9

общая моторика Неловкость; замедленностью движений или двигательная гиперактивность ; неустойчиво стоят на одной ноге; не могут попрыгать на одной ноге; плохо подражают при имитации движений; Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев рук вялость пальцев ( гипотонус ); чрезмерное напряжение ( гипертонус ). При речевых нарушениях страдает: Речевое дыхание к примеру может быть: поверхностное дыхание; отсутствие сильного выдоха, Нарушение артикуляторной моторики - это обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата . тремор языка, вялые губы; трудностях поднятия вверх языка; невозможность удержания статической позы; трудность переключения с одной артикуляции на другую; парезы.

Слайд 10

Последовательность появления звуков у детей Значит в этой же последовательности ставятся звуки речи при дислалии . В этой же последовательности идет запуск речи.

Слайд 11

Алалия с 3-4 лет Комплексный психолого-медико - педагогический характер Сроки коррекции : от 1 при легкой степени и до 2-3 лет тяжелой степени зависит: от тяжести нарушения, от активности родителей, от эмоционально-волевой сферы ребенка; от комплексного подхода Дизартрия Ринолалия Заикание Судороги мышц реч.аппарата Медикаментозное –ускорение и созревание мозговых структур; Совершенствование двигательных функций (оказывает стимулирующее воздействие) подвиж . игры, ритмика, пальчиков игры, щнуровки . Развитие психических функций - внимание, память, мышление , негативные формы поведения. ( приводит к отставанию); Развития дыхания , ритма, голоса. Коррекция всех компонентов речи Работа с родителями Артикуляционная массаж, гимнастика ( гипер - , гипотонус арт мускулатуры, нарушение подвижности арт мышц); Звукопроизношение, звуковой анализ, синтез, лексика и связная речь ; Лечебная физкультура и логоритмика Медикаментозное лечение Физиотерапия Развития дыхания , ритма, голоса. Работа с родителями Артикуляционная гимнастика Звукопроизношение Медикаментозное лечение Устранение назального оттенка речи Развития дыхания Работа с родителями Медикаментозное лечение Логопедическое воздействие; Музыкально-ритмические занятия Пение Психотерапия Физиотерапия Работа с родителями

Слайд 12

Развитие словаря: ос воение значений слов и их употребле ние Воспитание звуковой куль туры речи: раз витие восприятия звуков и про изношения. Обучение грамоте ( различе ние звука и слова, на хождение места зву ка в слове). Формирование грамматического строя речи: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам); Синтаксис (освоение различных ти пов словосочетаний и предложений); Словообразование . Развитие связной речи Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание) СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОУ Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого общения

Слайд 13

Основные отличия работы воспитателя и логопеда Воспитатель Логопед Работа по ФОРМИРОВАНИЮ правильного произношения Работа по ИСПРАВЛЕНИЮ звукопроизношения Подготовительный этап Уточняет определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата В зависимости от ХАРАКТЕРА НАРУШЕНИЯ: Создание положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата нарушенных звуков Этап появления звука Уточнение артикуляции звука или вызывание по подражанию Постановка звука Этап усвоения звука Звук уточняется в словах, фразах, потешках и.др Автоматизация и дифференциация звука

Слайд 14

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений, подвижности органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. От простых упражнений к сложным, в игровой форме. Одно новое упражнение, три уже освоенных. Работа организуется следующим образом: Взрослый рассказывает об упражнении; Показывает его выполнение; Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ Артикуляционная гимнастика для губ и щек Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Слайд 15

Работа воспитателя по звуковой культуры речи Младшая Средняя Старшая Подготовительная Артикуляционная гимнастика - Проводится ежедневно, в теч . 3-5 мин. - 2-3 упражнения, одно из них новое ( при условии если усвоены предыдущие) - Выполняется сидя, полукругом перед воспитателем. - Для удержании позы возможно выполнение под счет Простейшие навыки ; Игровая форма; Знакомство с органами артикуляции : - Рот - Губы - Зубы - Язык - Кончик языка Умение плавно, легко, выполнять движения; Игровая форма; Знакомство с органами артикуляции : - верхняя, нижняя губа - верхние, нижние зубы - бугорки за верхними зубами - язык широкий, тонкий Точность, устойчивость, быстрота переключения органов артикуляции, в любом темпе. Отработка комплекса определенной группы звуков (свистящие, шипящие, соноры ) Упражнения на дифференциацию звуков - Гласные и-у , э-о , и-о , и-э,у-о ; - Взрывные м-б , н-г ; - Носовые и соноры м-л , н-л.; - Губные и язычные б-д , ф-х ; - Взрывные и щелевые б-в,к-х ; - Переднее- и заднеязычные с-х , д-г ; Уточнение основных движений, соотнесение их с произнесение звуков.

Слайд 16

Работа воспитателя по звуковой культуры речи Отработка звуков а,о,у,и,э , п,б,м,ф,в Вначале т,д,н,к,г,х,ы , Затем свистящие: с , сь , з , зь , ц Шипящие: ш , ж, ч, щ , Соноры : л , ль, р , рь Дифференциация звуков - Свистящие,шипящие с-ш,з-ж , ц-ч , сь-щ - Соноры л-р Звонкие и глухие в-ф , з-с , ж-ш , б-п , д-т , г-к - Твердые и мягкие Другие разделы произносительной стороны речи Отработка основных движений артикуляционного аппарата; Развитие слухового внимания, речевого слуха, реч . дыхания ; Развитие силы и высоты голоса; Тренировка основных движений артикуляционного аппарата; Вызывать и закреплять свистящие звуки; Развитие фонематич . слуха, реч . дыхания; Развитие силы и высоты голоса; Тренировать четкость движений органов артикуляции; Вызывать и закреплять шипящих, соноров ; Развитие фонетатического слуха реч . дыхания; Развитие силы и высоты голоса; Работа над четким произношением всех звуков; Развитие звукового анализа слов; Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или по артикуляции звуки;

Слайд 17

Коррекционно-развивающая работа включает всех педагогических работников ДОУ: для системного и разностороннего развития ребенка Социально-коммуникативное развитие развития общения и взаимодействия ребенка с ТНР со взрослыми и сверстниками; Познавательное развитие формирование первичных представлений о себе, др. людях, окружающем мире, о св-вах и отношениях объектов окр . мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), Речевое развитие развивать способность к использованию речи в повседневном общении приемы комментированного рисования, обучения рассказыванию по литературным произведениям, составлять простейший словесный отчет о содержании и последовательности действий в различных видах деятельности. чтение книг, стихи, где дети вспоминают содержание и обсуждают прочитанное, способствуя пониманию прочитанного. образование ребенка с ТНР осуществляется: по адаптированной образовательной программе ( АОП ) в соответствии с рекомендациями (ТПМПК) психолого-медико-педагогической комиссии. Художественно-эстетическое развитие развивать кинестетическая основа движений; совершенствовать операционально-технические умения; развивать слуховое внимание музыкальный слух;( звуковысотный , ритмический, динамический, тембровый), привлекать (пение, танцы) Физическое развитие развитием музыкально-ритмических движений, логоритмика . подвижные играы лечебная физкультура, массаж, различные виды гимнастика формированию правильной осанки, ( АОП )

Слайд 18

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

Система работы по развитию речи детей в логопедической группе "Знайки"

Система  совместной работы  логопеда и воспитателя в группе  компенсирующей направленности для детей с задержкой речевого развития....

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

    Принятие ФЗ  «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение  ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...

Cоздание системы работы по развитию речи детей 4-5 лет в дидактических играх.

Дидактические игры, как средство развитие речи детей в средней группе детского сада...